Материалы для Всероссийского конкурса сочинений
учебно-методический материал (6, 7, 8 класс) на тему

Иванова Татьяна Владимировна

В Положении о Всероссийском конкурсе сочинений предлагаются варианты формулировки темы в соответствии с выбранным направлением и жанром, а также характеристика жанров

Скачать:


Предварительный просмотр:

Темы и жанры конкурсного сочинения

2015 год объявлен в России Годом литературы, тематика конкурса посвящена российским поэтам и писателям, чьи юбилейные даты отмечаются в 2015 году, а также юбилеям литературных произведений.

В 2015 году в России отмечается 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, поэтому эта тема также включена в тематику конкурсных работ. Сочинения в рамках данной темы могут быть посвящены книгам о войне, творчеству писателей и поэтов-фронтовиков, военным событиям в истории региона, города или населенного пункта, мемориалу Великой Отечественной войны, установленному на родине участника Конкурса, страницам войны в истории одной семьи, рассказу о конкретном человеке - участнике боевых действий или работнике тыла, рассказу о военном детстве членов семьи.

Еще одной темой Конкурса является история российского предпринимательства, а именно - вклад российских предпринимателей в культуру России. В рамках этой темы участник может выбрать рассказ об одном из предпринимателей-меценатов - уроженцев своего края, о том, какой вклад внесли они в культуру, или рассказ об одном из учреждений культуры (музее, театре, библиотеке), основанию которого способствовали предприниматели-меценаты.

Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от выбранного тематического направления и выбранного жанра конкурсной работы. В этом случае содержание работы будет внутренне мотивированно, что, в свою очередь, может обеспечить оригинальность и самостоятельность работы, стимулировать творчество. Кроме того, самостоятельно сформулированная тема будет еще одним показателем развития текстовой компетенции, поэтому в критерии оценивания конкурсных работ внесен соответствующий критерий.

Примеры формулировок тем в разных жанрах по тематическим направлениям:

«История моего знакомства с .... (писателем или произведением)». Жанр - рассказ.

«О чем книги говорят по ночам». Жанр - сказка.

«Здравствуй, будущий читатель .... (писателя или произведения)». Жанр - письмо.

«Где ты, где ты, отчий дом?» На родине С.А. Есенина». Жанр - заочная экскурсия.

«Не гаснет памяти свеча». «Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого». Жанр - очерк.

«Слово о Грибоедове». Жанр - слово.

«Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека» (Белинский), (размышления о романе, например, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского» или «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина»). Жанр - эссе.

«...Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (размышления, навеянные стихотворением Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка»). Жанр - эссе.

«В нашем городе есть памятник...» (о памятнике, посвященном Великой Отечественной войне). Жанр - очерк, заочная экскурсия.

«История страны - это история людей» (о конкретном человек или семье в годы ВОВ). Жанр - рассказ, очерк.

«Театральный музей - дело жизни А.А. Бахрушина». Жанр - заочная экскурсия, рассказ, эссе, слово.

Данные примеры формулировок являются ориентировочными. Использование их в неизменном виде на Конкурсе повлечет за собой понижение общего балла.

Жанры конкурсных работ

Рассказ

1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.

2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Сказка

1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.

2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.

Письмо

1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.

2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.

Заочная экскурсия

1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.

2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.

Очерк

1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.

2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.

3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка - писание с натуры.

Слово

1. Жанр ораторской прозы и публицистики.

2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ.

3. В древнерусской литературе - название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.

Эссе

1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.

2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.

4. В современном литературоведении - очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные положения Всероссийского конкурса сочинений

В данной публикации можно ознакомиться с тематическими направлениями, жанровыми особенностями, примерными формулировками тем и с критериями оценки конкурсных сочинений....

Итоги Всероссийского Конкурса сочинений

Рейтинговый список по итогам проведения II этапа Всероссийского конкурса сочинений4-5 класс№ФИО участникаТема сочиненияИтоговый балл1Уральская Ниаль МаксимовнаМой Грин932Амосов Илья ВадимовичПисьмо лю...

Всероссийский конкурс сочинений. Жанры.

Рекомендации по подготовке учащихся к Всероссийскому конкурсу сочинений. Ресурс  знакомит с жанрами сочинений....

Бланки Всероссийского конкурса сочинений.

Эти бланки часто необходимы для учащихся и учителей....

Задание № 1для одарённых детей. Положение о Всероссийском конкурсе сочинений.

Здесь представлено положение и темы Всероссийских сочинений. Есть и критерии оценивания....

Материалы Всероссийского конкурса сочинений 2017

Тематические направления, критерии оценивания, жанры Всероссийского конкурса сочиений 2017 года...

Всероссийский конкурс сочинений. Сочинение Черновой Софьи, ученицы 5а класса

Всероссийский конкурс сочинений. Сочинение Черновой Софьи, ученицы 5а класса...