Материалы Всероссийского конкурса сочинений 2017
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Иванова Татьяна Владимировна

Тематические направления, критерии оценивания, жанры Всероссийского конкурса сочиений 2017 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематические направления Всероссийского конкурса сочинений 2017 года

1) Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе;

2) Приведи в порядок свою планету;

3) Именно в труде, и только в труде велик человек;

4) Только у здоровой нации есть будущее;

5) Искусство есть посредник того, что нельзя высказать;

6) Юбилеи великих писателей;

7) Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины.

Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от выбранного тематического направления и выбранного жанра конкурсной работы.

К Конкурсу допускаются работы в объеме:

4-6 класс - 1-2 страниц;

7-9 класс - 2-3 страниц;

10-11 класс – 3-4 страниц;

Оценивание конкурсных работ осуществляется по критериям, согласно Положению о Всероссийском конкурсе сочинений.

        Критерии, показатели оценки и их выражение в баллах представлены в таблице:

Критерий

Показатели

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Соответствие сочинения тематическим направлениям конкурса, содержание и формулировка темы сочинения

1.1. Соответствие сочинения одному из тематических направлений Конкурса

0 - 3

1.2. Формулировка темы сочинения (уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию)

0 - 3

1.3. Соответствие содержания теме сочинения

0 - 3

1.4. Полнота раскрытия темы

0 - 3

1.5. Использование литературного, исторического, фактического, научного материала, соответствующего тематическим направлениям конкурса

0 - 3

2

Соблюдение в сочинении характеристик выбранного жанра

2.1. Наличие в сочинении признаков выбранного жанра

0 - 3

2.2. Соответствие содержания сочинения выбранному жанру

0 - 3

3

Композиция сочинения

3.1. Цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения

0 - 3

3.2. Соответствие композиции выбранному жанру

0 - 3

3.3. Своеобразие композиции

0 - 3

4

Выражение в сочинении авторской позиции

4.1. Соотнесенность содержания сочинения с личностным, интеллектуальным, эмоциональным и эстетическим опытом автора

0 - 3

4.2. Воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции

0 - 3

4.3. Соответствие речевого оформления сочинения коммуникативному замыслу автора

0 - 3

5

Художественное своеобразие и речевое оформление сочинения

5.1. Богатство лексики

0 - 3

5.2. Разнообразие синтаксических конструкций

0 - 3

5.3. Использование изобразительно-выразительных средств языка

0 - 3

5.4. Уместное и грамотное использование цитат, афоризмов, пословиц

0 - 3

5.5. Наличие оригинальных образов

0 - 3

5.6. Соответствие стиля сочинения художественному замыслу

0 - 3

5.7. Целесообразность использования языковых средств

0 - 3

5.8. Точность  и ясность речи

0 - 3

6

Грамотность сочинения

6.1. Орфография

0  ошибок – 3 балла, 1-2 -  2 балла, 3 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов

6.2. Пунктуация

0  ошибок – 3 балла, 1-2 -  2 балла, 3 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов

6.3. Грамматика

0  ошибок – 3 балла, 1-2 -  2 балла, 3 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов

6.4. Грамотность речи

0  ошибок – 3 балла, 1-2 -  2 балла, 3 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов

7

Общее читательское восприятие текста сочинения

Дополнительный (вариативный) критерий на федеральном этапе Конкурса. Выставляется на усмотрение жюри

0 - 5

Максимальный балл

75+5=80

Жанры конкурсных работ

Рассказ

1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.

2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Сказка

1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.

2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.

Письмо

1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.

2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.

Заочная экскурсия

1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.

2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.

Очерк

1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.

2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.

3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка - писание с натуры.

Слово

1. Жанр ораторской прозы и публицистики.

2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ.

3. В древнерусской литературе - название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.

Эссе

1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.

2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.

4. В современном литературоведении - очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.

Рецензия

Отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики, выражающий отношение рецензента к исследуемому произведению.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для Всероссийского конкурса сочинений

В Положении о Всероссийском конкурсе сочинений предлагаются варианты формулировки темы в соответствии с выбранным направлением и жанром, а также характеристика жанров...

Основные положения Всероссийского конкурса сочинений

В данной публикации можно ознакомиться с тематическими направлениями, жанровыми особенностями, примерными формулировками тем и с критериями оценки конкурсных сочинений....

Итоги Всероссийского Конкурса сочинений

Рейтинговый список по итогам проведения II этапа Всероссийского конкурса сочинений4-5 класс№ФИО участникаТема сочиненияИтоговый балл1Уральская Ниаль МаксимовнаМой Грин932Амосов Илья ВадимовичПисьмо лю...

Всероссийский конкурс сочинений. Жанры.

Рекомендации по подготовке учащихся к Всероссийскому конкурсу сочинений. Ресурс  знакомит с жанрами сочинений....

Награждение финалистов федерального этапа "Всероссийского конкурса сочинений-2017 г".

Моя ученица МБОУ Гимназии №5 г.Кызыла - Пескова Софья Сергеевна - финалистка конкурса...

Всероссийский конкурс сочинений. Сочинение Черновой Софьи, ученицы 5а класса

Всероссийский конкурс сочинений. Сочинение Черновой Софьи, ученицы 5а класса...