Материалы Всероссийского конкурса сочинений 2017
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Иванова Татьяна Владимировна

Тематические направления, критерии оценивания, жанры Всероссийского конкурса сочиений 2017 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематические направления Всероссийского конкурса сочинений 2017 года

1) Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе;

2) Приведи в порядок свою планету;

3) Именно в труде, и только в труде велик человек;

4) Только у здоровой нации есть будущее;

5) Искусство есть посредник того, что нельзя высказать;

6) Юбилеи великих писателей;

7) Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины.

Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от выбранного тематического направления и выбранного жанра конкурсной работы.

К Конкурсу допускаются работы в объеме:

4-6 класс - 1-2 страниц;

7-9 класс - 2-3 страниц;

10-11 класс – 3-4 страниц;

Оценивание конкурсных работ осуществляется по критериям, согласно Положению о Всероссийском конкурсе сочинений.

        Критерии, показатели оценки и их выражение в баллах представлены в таблице:

Критерий

Показатели

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Соответствие сочинения тематическим направлениям конкурса, содержание и формулировка темы сочинения

1.1. Соответствие сочинения одному из тематических направлений Конкурса

0 - 3

1.2. Формулировка темы сочинения (уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию)

0 - 3

1.3. Соответствие содержания теме сочинения

0 - 3

1.4. Полнота раскрытия темы

0 - 3

1.5. Использование литературного, исторического, фактического, научного материала, соответствующего тематическим направлениям конкурса

0 - 3

2

Соблюдение в сочинении характеристик выбранного жанра

2.1. Наличие в сочинении признаков выбранного жанра

0 - 3

2.2. Соответствие содержания сочинения выбранному жанру

0 - 3

3

Композиция сочинения

3.1. Цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения

0 - 3

3.2. Соответствие композиции выбранному жанру

0 - 3

3.3. Своеобразие композиции

0 - 3

4

Выражение в сочинении авторской позиции

4.1. Соотнесенность содержания сочинения с личностным, интеллектуальным, эмоциональным и эстетическим опытом автора

0 - 3

4.2. Воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции

0 - 3

4.3. Соответствие речевого оформления сочинения коммуникативному замыслу автора

0 - 3

5

Художественное своеобразие и речевое оформление сочинения

5.1. Богатство лексики

0 - 3

5.2. Разнообразие синтаксических конструкций

0 - 3

5.3. Использование изобразительно-выразительных средств языка

0 - 3

5.4. Уместное и грамотное использование цитат, афоризмов, пословиц

0 - 3

5.5. Наличие оригинальных образов

0 - 3

5.6. Соответствие стиля сочинения художественному замыслу

0 - 3

5.7. Целесообразность использования языковых средств

0 - 3

5.8. Точность  и ясность речи

0 - 3

6

Грамотность сочинения

6.1. Орфография

0  ошибок – 3 балла, 1-2 -  2 балла, 3 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов

6.2. Пунктуация

0  ошибок – 3 балла, 1-2 -  2 балла, 3 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов

6.3. Грамматика

0  ошибок – 3 балла, 1-2 -  2 балла, 3 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов

6.4. Грамотность речи

0  ошибок – 3 балла, 1-2 -  2 балла, 3 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов

7

Общее читательское восприятие текста сочинения

Дополнительный (вариативный) критерий на федеральном этапе Конкурса. Выставляется на усмотрение жюри

0 - 5

Максимальный балл

75+5=80

Жанры конкурсных работ

Рассказ

1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.

2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Сказка

1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.

2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.

Письмо

1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.

2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.

Заочная экскурсия

1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.

2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.

Очерк

1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.

2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.

3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка - писание с натуры.

Слово

1. Жанр ораторской прозы и публицистики.

2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ.

3. В древнерусской литературе - название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.

Эссе

1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.

2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.

4. В современном литературоведении - очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.

Рецензия

Отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики, выражающий отношение рецензента к исследуемому произведению.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для Всероссийского конкурса сочинений

В Положении о Всероссийском конкурсе сочинений предлагаются варианты формулировки темы в соответствии с выбранным направлением и жанром, а также характеристика жанров...

Основные положения Всероссийского конкурса сочинений

В данной публикации можно ознакомиться с тематическими направлениями, жанровыми особенностями, примерными формулировками тем и с критериями оценки конкурсных сочинений....

Итоги Всероссийского Конкурса сочинений

Рейтинговый список по итогам проведения II этапа Всероссийского конкурса сочинений4-5 класс№ФИО участникаТема сочиненияИтоговый балл1Уральская Ниаль МаксимовнаМой Грин932Амосов Илья ВадимовичПисьмо лю...

Награждение финалистов федерального этапа "Всероссийского конкурса сочинений-2017 г".

Моя ученица МБОУ Гимназии №5 г.Кызыла - Пескова Софья Сергеевна - финалистка конкурса...

Всероссийский конкурс май 2017 методические разработки

Всероссийский конкурс май 2017 методические разработки...

Всероссийский конкурс сочинений. Сочинение Черновой Софьи, ученицы 5а класса

Всероссийский конкурс сочинений. Сочинение Черновой Софьи, ученицы 5а класса...