Программа "Волшебный чуланчик"
рабочая программа на тему

Cасина Ирина Владимировна

Актуальность данной программы заключается в том, что дает возможность художественно-эстетического развития дошкольников, позволяет детям поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Данная программа предназначена для введения ребенка  в удивительный мир творчества. Предназначена для детей 5-6лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnyy_chulanchik.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

ДОМ  ДЕТСКОГО  ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

КАВКАЗСКИЙ  РАЙОН

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ДДТ

____________Л.П.Зорина

«___»_________20    г.

Утверждена  педагогическим советом

Протокол №   от «»2014г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Знай-ка»

(наименование объединения)

 «Волшебный чуланчик»

(наименование учебной дисциплины, курса)

Художественная

(направленность)

1 год

(срок реализации программы)

Общеразвивающая

(тип программы)

Модифицированная

(вид программы)

Преимущественно 5-7 лет

(возраст обучающихся)

Сасина Ирина Владимировна

(Ф.И.О. педагога дополнительного образования, составителя)

ст. Кавказская

2015 – 2016 учебный год

1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный чуланчик» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Волшебный чуланчик» - художественная.

Новизна дополнительной образовательной программы «Волшебный чуланчик» состоит в использовании новых педагогических технологий в том,что каждое занятие проходит в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет ребенка. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей, активизации их словарного запаса.Программа предназначена для введения ребенка в мир собственного творчества, учит находить материалы для поделок, предоставляемые самой природой.

Актуальность данной программы заключается в том, что дает возможность художественно-эстетического развития дошкольников, позволяет детям поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Данная программа предназначена для введения ребенка  в удивительный мир творчества.

Педагогическая целесообразностьданной программы заключается в том, чтодети, обучаясь ручному труду, овладевают различными приемами действия с бумагой, тканью, природным материалом; получают навыки сгибания, склеивания, лепки. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если в начале неточным движением руки он мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию мелкой моторики – согласованности в работе руки и глаза. Формируются начальные формы волевого управления поведением.

Цель программы:

  • Создание условий для развития личности ребенка посредством овладения основами декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.
  • Обучить детей владению инструментами и приспособлениями .
  • Обучать художественному моделированию из бумаги.
  • Обучить приемам конструирования поделок из природного материала.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать внимание, память, воображение, усидчивость.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.
  • Воспитание культуры труда.

Отличительные особенности программы:

Доступность используемых материалов;

Одновременное развитие мелкой моторики, речи, пространственного мышления;

Возможность выполнения работы в несколько этапов;

Возможность исправлять и корректировать свои работы;

Воспитание трудолюбия;

Возможность сотворчества ребенка и педагога;

Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме. Занятия по данной программе дают возможность познавать окружающий мир через природу, получать удовлетворение от занятий.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Программа включает 6 основных тем:

1.        Вводное занятие предназначено для знакомства с основными понятиями о технике работы с     природным материалом.

2.   Тема «Осенние композиции» предназначены для освоения детьми простейших способов    изготовления панно из засушенных листьев, знакомство с техникой печати краской на картоне, изготовление фигурок из шишек.

3.  Тема «Новый год  на носу» знаком детей с использованием «упаковочной» возможности природы – прячем сюрпризы в грецких орехах; изготавливаем игрушки из обработанных шишек

4.   Тема «Всё в подарок» дает представление о   правилах обработки бумаги, знакомит с инструментами для обработки бумаги, с технологией обработки бумаги: с помощью шаблона, сгибания, соединения деталей с помощью клея и ниток.

5.    Тема «Поделки и сувениры из бросового материала» позволяет детям в соответствии с  

эскизом учащихся изготовить изделие по собственному желанию и выполнять поделки из бросового материала в различных техниках.

6.   Итоговое занятие - подведение итогов за год.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения – 36 часов.

 Режим занятий1 раз в неделю.

Количество детей в группе для освоения программы – 8 человек

Формы организации детей на занятии: групповая.

Формы проведения занятий: комбинированное, практическое.

Предполагаемый конечный результат:

     К концу года дети:

  • Выполняют несложные поделки, делают игрушки, сувениры из природного и бросового материала.
  • Получили умения и навыки работы с различными материалами;
  • Освоили навыки работы с ножницами, клеем;
  • Научились аккуратности

Этапы педагогического контроля:

Сроки

Какие ЗУН контролируются

Форма контроля

Октябрь,

начальный

Знание техники безопасности. Умение пользоваться шаблоном, клеем.

Наблюдение

Декабрь,

промежуточный

Навыки работы с бумагой.  Навык пользования красками, кисточками, нитками, ножницами.

Творческая работа

Май,

итоговый

Знания  правил организации труда, знание и соблюдение техники безопасности. Развитие фантазии, выдумки, эстетического вкуса. Навык работы с природным материалом при изготовлении панно, игрушки-сувенира.

Самостоятельная работа, выставка

Форма подведения итогов реализации программы: выставка детских работ.

Учебно-тематический план:

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие.

1

2

Осенние композиции.

6

3

Новый год на носу.

15

4

Всё в подарок.

8

5

Поделки и сувениры из бросового материала.

5

6

Итоговое занятие.

1

Итого:

36

IV. Содержание программы:

1   Вводное занятие.

Техника безопасности. Цели, задачи и содержание программы.Организация рабочего места.

2   Осенние композиции.

Сбор природного материала, его хранение. Способы изготовления простейших панно из засушенных под прессом листьев, техникой печати красками на картоне, а также фигурки из еловых шишек.

3 Новый год на носу.

Использование «упаковочной» возможности природы – прячем сюрпризы в грецких орехах; игрушки из обработанных шишек. Изготовление елочных гирлянд, сюрпризов на елку, рождественских птичек, елочных украшений из шишек и орехов, новогодних открыток.

4 Всё в подарок.

Понятия о природных и искусственных материалах. Правила обработки бумаги; знакомство с инструментами для обработки бумаги; технология обработки бумаги: с помощью шаблона, сгибания, соединения деталей с помощью клея и ниток. Аппликация с элементами конструирования (пальчиковый театр «нарядные пальчики»). Изготовление в подарок цветов,бус, корабликов, ароматных подушек, поделок из камней и ракушек.

5 Поделки и сувениры из бросового материала.

Изготовление изделий   в соответствии с эскизом учащихся по собственному желанию: картины из яичной скорлупы и крупы. Изготовление сувениров на память из бросового материала и бумаги: нарядных бабочек, шкатулок из коробочек.

6 Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Выставка.

Методическое обеспечение образовательной программы

«Волшебный чуланчик»

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

   Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного выполнения. Возникают чувства радости и уважения к своему труду. Появляются умения создавать собственные работы. Занятия рассчитаны на детей дошкольного возраста, так как к моменту обучения по программе, дети имеют достаточное развитие репродуктивного воображения и потребность в успехе, работоспособность.  Они любознательны и имеют желание познавать мир. Ребенок в этом возрасте способен сообщать о своем замысле и умеет его воплощать в изделиях. Процесс изготовления красивых и нужных изделий координирует мозговую деятельность и моторику, вызывая ощущения уверенности в своих силах и возможностях.

Основные формы проведения занятий: Рассказ, беседа, показ, практическая работа, наблюдение,

выставка творческих работ.

Формы организации детей на занятии:

  • Групповая.

Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Репродуктивный;
  • Поисковый;
  • Придумывания;
  • Самооценки.

Приёмы обучения:Игры,диалог, беседа, рассказ, показ видеоматериалов, демонстрация иллюстраций, наблюдение, работа по образцу, практические задания.

Методическое  оснащение:

  • Иллюстрации(плакаты: с изображением овощей и фруктов, цветов, различных поделок и др.) картины, фотографии, шаблоны.
  • Конспекты занятий,игры, раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи.

Виды и формы контроля:Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля: промежуточный, итоговый контроль.

Формы промежуточного контроля-наблюдения, практическая творческая работа.

Формы итогового контроля-самостоятельная творческая работа, выставки, соревнования.

Материально – техническоеобеспечение :

  • кабинет, телевизор, DVD, диски, фотоаппарат;
  • бумага, альбомы, карандаши, фломастеры, ножницы, клей, картон, цв.бумага;
  • гербарии, природный, бросовый материал, ткань и нитки.

№ п/п

Образовательные области

Название темы

Форма

занятий и форма подведения итогов по каждой теме

Знания

Умения

Словесность

Вводное занятие. Знакомство с терминами, понятиями, определениями, связанными с элементами моделирования и конструирования,  профессиями: дизайнера.

Теория, рассказ, показ, беседа.

Опрос, практическая работа.

Знание элементарных определений, понятий о свойствах бумаги, бросового материала.

Умение рассказать о системе применения и др.

2

Естествознание

Современные представления о свойствах природного материала.

Правила хранения, устройство приспособлений, принципы работы.

Практическое занятие, показ, рассказ,  наблюдение.

Знание  свойств, правил и т.д.

Умение использовать при работе.

3

Математика

Выполнение простейших  расчетов.  Математические понятия в характеристике направления работы.

Практическое занятие, беседа, рассказ, собеседование

Знание решения занимательных задач.

Выполнение простейших расчетов.

4

Искусство

Понятие об искусстве данного направления (форма, цвет, размеры моделей, макетов, игрушек). Традиции искусства.

Беседы, просмотр наглядного материала, посещение выставок, подготовка и

участие в мероприятиях.

Знание об искусстве направления, работе с оформительскими материалами.

Умение оценивать, анализировать свое участие в выставках.

5

Технология

Понятие об инструментах, оборудовании. Правила безопасности.  Правила выполнения работы. Оформление поделок.  Правила заготовки, хранение необходимых материалов. Особенности работы.

Тренинги, репетиции, практическая работа.

Практическая разработка и изготовление.

Знание понятий, правил, способов начального технического моделирования и конструирования.

Умение качественно выполнять работу данного направления.

6

Психологическая культура

Понятие о способностях людей, о  качествах личности, об особых качествах воспитанника. Понятие о правилах совместной деятельности. Понятие  о конфликтных ситуациях и правилах выхода из них.

Психологические  особенности работы в объединении.

Тренинги на формирование личностных качеств, беседы, разговор в кругу.  Наблюдение.

Знание понятий.

Умение применять на практике полученные знания.

7

Здоровый  образ  жизни

Понятия  о  ЗОЖ, тренинги по укреплению здоровья.  Формирование готовности вести ЗОЖ.  Понятие об  экологически чистых материалах. Особенности  организации  труда на занятии.

Тренинги по укреплению здоровья, рассказ, практические занятия, физминутки.  Соревнования, походы, экскурсии.

Знание  о ЗОЖ

Умение вести ЗОЖ.

8

Социальная  практика

Понятия о правилах  хорошего тона, о правилах совместного труда, права и обязанности воспитанников и педагогов. Правила общения людей, требования к занятиям, решение типовых ситуационных задач.

Разбор ситуаций, тренинги,  праздники, практические занятия. Наблюдение, коррекция.

Знание об этикете

Умение применять на практике полученные знания.

V.Методическое обеспечение образовательной программы

VI. Список литературы.

  1. Аппликация из камней и ракушек. Изд.СОВА. Москва Санк-Петербург
  2. Бедина М.В. Поделки из природных материаллов. Издательство «Клуб семейного досуга». – Харьков, 2011
  3. Гусакова М.А. «Аппликация»  Учебно-методическое пособие для педагогических училищ. Москва «Просвещение»,1987
  4. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. :учебно- методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир»,2013.
  6. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Москва ОЛМА, 2007
  7. Сборник инструкций для проведения бесед по технике безопасности с воспитанниками «Безопасность детей», ст.Кавказская, 2010
  8. Интернет-ресурсы:
  9. www.prazdnik-blog.ru
  10. http://doshkolnik.ru/
  11. http://home-ideas.ru/
  12. http://detpodelki.ru/
  13. http://ped-kopilka.ru
  14. http:luntiki.ru.4.http://www.liveinternet.ru
  15. http://womanadvice.ru/
  16. http://www.liveinternet.ru
  17. http://ped-kopilka.ru
  18. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/мастерилочка.pdf 
  19. http://prostatitusnet.ru/studentu/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Согласовано

заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

МБОУ ДОД ДДТ

_________К.Ф.Клименко

«___»________20__г.

ПЛАН  УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

объединения «Знай-ка»

по дополнительной общеобразовательнойпрограмме

«ВОЛШЕБНЫЙ ЧУЛАНЧИК»

на 2015-2016 уч.год

Педагог дополнительного образования

Сасина Ирина Владимировна

Объединение «Знай-ка»

Состав – 8 человека

Возраст воспитанников –

преимущественно 5-7 лет

Кол-во часов в неделю-1ч.; в год-36ч.

Режим работы – 1 раза в неделю

Занятия – групповые

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный чуланчик»обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

  Образовательная программа «Волшебный чуланчик» - художественной направленности, предназначена для введения ребенка в мир творчества, учит находить материалы для поделок, предоставляемые самой природой. Дети получат начальные сведения о моделировании,  а также научится бережнее относиться к природе. Занятия творческой деятельностью вызывают у детей чувство радости, удовлетворения и желания работать в коллективе. Создание поделок своими руками способствует воспитанию положительных качеств личности: организованности, внимательности, сообразительности, аккуратности, дисциплинированности, бережливости и   трудолюбие. В процессе работы расширяется кругозор детей, развиваются творческие способности, формируются первоначальные умения планирования, организации и контроля своего труда. Программа предназначена для развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет. Так как  Цель программы:

  • Создание условий для развития личности ребенка посредством овладения основами декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.
  • Обучить детей владению инструментами и приспособлениями.
  • Обучать художественному моделированию из бумаги.
  • Обучить приемам конструирования поделок из природного материала.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать внимание, память, воображение, усидчивость.
  • Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся.

Воспитательные:

  • .Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.

Организационно-массовая работа:

Организационно-массовая работа:

Организация: утренник «Здравствуй «Знай-ка» - сентябрь; утренник «Осенний бал» - октябрь; новогодний бал – декабрь; утренник «День защитника Отечества» - февраль; утренник «Сегодня мамин праздник» - март; выпускной бал – май.

Участие: день станицы - сентябрь; фестиваль детских коллективов «Зеленый шум» - май.

Посещение: станичного музея, картинной галереи, памятника «Неизвестному солдату» - в течение года.

Работа с родителями:

Родительские собрания – сентябрь, май.

Индивидуальные беседы, консультации – по мере необходимости.

Методическая работа:

Работа с методической литературой – в течение года;

Разработка дидактического материала – в течение года;

Участие в педагогических советах – в течение года;

Открытого занятия «Кораблики» - апрель;

Повышение педагогического мастерства, изучение опыта работы – в течение года.

Календарно-тематический план

№ п/п

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Даты проведения

Примечания

1

гр

2

гр

3

гр

I.

Вводное занятие. Техника безопасности

1

1

Вводное занятие. Техника безопасности

1

II.

Осенние композиции

6

-

-

-

2

Панно из листьев. Заготовка материала.

1

3

Панно из листьев. Выполнение работы.

1

4

Фигурки из шишек. Заготовка материала.

1

5

Фигурки из шишек. Выполнение работы.

1

6

Осенние скатерти. Заготовка материала.

1

7

Осенние скатерти. Выполнение работы.

1

III.

Новый год на носу

8

-

-

-

8

Елочные гирлянды

1

9

Сюрпризы на елке. Заготовка материала и выполнение работы.

1

10

Сюрпризы на елке. Завершение работы.

1

11

Рождественская птичка. Заготовка материала и выполнение работы.

1

12

Рождественская птичка. Завершение работы.

1

13

Елочные украшения из шишек и орехов. Заготовка материала.

1

14

Елочные украшения из шишек и орехов. Выполнение работы.

1

15

Изготовление новогодних открыток.

1

IY.

Все в подарок

15

-

-

-

16

Сушеные цветы в сердечке. Заготовка материала.

1

17

Сушеные цветы в сердечке. Выполнение работы.

1

18

Сушеные цветы в сердечке. Завершение работы.

1

19

Подарочные бусы. Заготовка материала и выполнение работы.

1

20

Подарочные бусы. Завершение работы.

1

21

Ароматные подушки. Заготовка материала и выполнение работы.

1

22

Открытка для мамы.

1

23

Кораблики из картона. Заготовка материала и выполнение работы.

1

24

Кораблики из картона. Завершение работы.

1

25

Подсолнухи. Заготовка материала и выполнение работы.

1

26

Подсолнухи. Завершение работы.

1

27

Панно из цветов. Заготовка материала и выполнение работы.

1

28

Панно из цветов. Завершение работы.

1

29

Поделки из камней. Заготовка материала и выполнение работы.

1

30

Поделки из камней. Завершение работы.

1

Y.

Поделки  и сувениры из бросового материала

5

-

-

-

31

Картины из яичной скорлупы. Заготовка материала и выполнение работы.

1

32

Поделки из крупы.

1

33

Аппликация «Нарядные бабочки».

1

34

Шкатулки из коробочек. Заготовка материала.

1

35

Шкатулки из коробочек. Выполнение работы.

1

YI.

Итоговое занятие

1

36.

Выставка.

1

Всего часов         36