рабочая программа Основы исследовательской деятельности 0805010 Менеджмент (по отраслям) 2013
рабочая программа на тему

Ахломова Светлана Александровна

Рабочая программа по дисциплине Основы исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

колледж малого бизнеса № 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины: Основы исследовательской деятельности

для специальности    080501 Менеджмент (по отраслям)

 

Москва 2013

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО            Составлена в соответствии        

Методическим объединением              с Государственными

профессиональных дисциплин            требованиями к минимуму

Протокол №  ___                                     содержания и уровню

от «__»  ________  2013 г.                      подготовки выпускника

                                                          по специальности

                                                         080501 Менеджмент (по отраслям)

Методист ГБОУ СПО КМБ №4

__________ /                           /

подпись            Ф.И.О.                                                    

УТВЕРЖДАЮ:

 Заместитель директора по учебной работе

_____________/  ____________ /

             подпись               Ф.И.О.

«  __»___________  2013 г.

Составитель: Ахломова Светлана Александровна, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса № 4 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080501 Менеджмент (по отраслям) среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения и всех типов и видов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой дисциплины «Основы исследовательской деятельности», утвержденной Министерством образования России, 2004 г.

Учебная дисциплина «Основы исследовательской деятельности» является общепрофессиональной, обеспечивающей базовые знания для выполнения исследований в процессе познания и научно-технического обоснования профессиональных задач.

Современный этап модернизации профессионального образования выдвигает новые требования к содержанию и характеру подготовки квалифицированного специалиста как личности, обладающей высоким интеллектуальным и культурным уровнем, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной и деловой мобильности.

 Рабочая программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» позволяет понять роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиска, накопления, обработки научной информации и оформления результатов исследования.

В результате изучения дисциплины студент должен

иметь представление:

  • о современном состоянии науки как социокультурном феномене и ее значении для жизнедеятельности человека;
  • об исследованиях и их роли в практической деятельности человека;

знать:

  • методику исследовательской работы (выпускной квалификационной работы);
  • этапы теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы;
  • технику эксперимента и обработку его результатов;
  • способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов;
  • методы научного познания;
  • общую структуру и научный аппарат исследования;

уметь:

  • применять теоретические знания для решения конкретных практических задач;
  • определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования;
  • осуществлять сбор, изучение и обработку информации;
  • анализировать и обрабатывать результаты исследований и экспериментов;
  • формулировать выводы и делать обобщения;
  • работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов     исследования.

Для проведения занятий в программе дисциплины предусмотрено использование лекционно-семинарских занятий, работа с методическими и справочными материалами, применение технические средства обучения и компьютерной техники.

Рабочая программа рассчитана на 32 часа (в том числе 8 часов – практические занятия).

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов рассчитана на 10 часов. Краткое содержание, форма отчетности планируемой самостоятельной внеаудиторной работы даны в разделе 4 рабочей программы.

Для активизации самостоятельной работы, обеспечения реальной возможности ее выполнения студентом рабочая программа предполагает обязательное использование методических пособий, перечень которых указан в списке литературы.

Для развития творческой активности студентов предусмотрено выполнение ими самостоятельных творческих работ. В содержании учебной дисциплины по каждой теме или разделу приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

Завершается изучение дисциплины контрольной работой.

Выписка из Государственного образовательного стандарта СПО

ОПД.03

Основы исследовательской деятельности:

исследования и их роль в практической деятельности человека;

основные понятия научно-исследовательской работы; использование методов научного познания;

применение логических законов и правил;

накопление научной информации;

технический объект как система;

модели технических объектов, основные понятия; алгоритмы решении изобретательских задач;

охранные документы;

международная  сертификация изобретений;

патентный поиск; лицензионный договор; ответственность за нарушения прав автора или патентообладателя

2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

       Наименование разделов и тем

Макси-мальная учебная нагрузка

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самосто-ятельная работа

Всего

в т.ч. практические занятия

Введение

2

2

Тема 1 Исследования и их роль в практической деятельности человека

2

2

Тема 2 Основные методы и этапы исследовательского процесса

4

4

Тема 3 Планирование и организация исследовательской деятельности

4

4

2

Тема 4  Методы научного познания

4

2

2

Тема 5 Поиск научной

             информации

6

2

4

Тема 6 Накопление и обработка научной информации

6

4

2

2

Тема 7 Способы представления результатов исследовательской

               деятельности

8

6

2

2

Тема 8 Логические законы и правила в практике научного исследования

6

6

2

Всего по дисциплине:

42

32

8

10

3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Студент должен

иметь представление:

  • о взаимодействии дисциплины «Основы исследовательской деятельности» с другими дисциплинами.

знать:

 – перспективы использования и защиты интеллектуальной собственности.

      Значение и содержание дисциплины «Основы исследовательской деятельности» и связь ее с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами повышенного уровня. Специфика организации учебного труда студентов на теоретических и практических занятиях. Роль дисциплины в достижении требуемого уровня образованности выпускника.

Тема 1. Исследования и их роль в практической деятельности

человека

Студент должен

иметь представление:

  • об исследованиях и их роли в практической деятельности человека.

Место и роль научных исследований в познавательной деятельности студента. Общее понятие о науке. Классификация наук. Наука и практика. Характеристика поисковой и исследовательской работы, анализ ее содержания и особенностей.

 

Тема 2. Основные методы и этапы исследовательского процесса

Студент должен

знать:

  • классификацию методов исследования;
  • этапы исследовательского процесса.

Понятие «методы исследования». Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, описание, изучение документации.

Этапы исследовательского процесса: аналитический, прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий; их специфика.

Тема 3. Планирование и организация исследовательской            деятельности

Студент должен

знать:

  • методику разработки программы исследований;
  • порядок планирования исследований;

уметь:

  • прогнозировать результаты исследования;
  • сформировать гипотезу исследования;
  • систематизировать знания и умения;
  •  производить анализ полученных результатов.  

Ступени работы над научным исследованием (НИ): обоснование актуальности и новизны; выявление объекта (предмета) исследования; выбор метода проведения НИ; описание процесса НИ (эксперимента); обсуждение результатов НИ; формулировка выводов. Структурная схема НИ (научного исследования).

Практическое занятие

Составление структурной схемы исследования или эксперимента.

Тема 4. Методы научного познания

Студент должен

иметь представление:

     – об особенностях научного гуманитарного исследования.

знать:

  • определение методологии науки;
  • уровни методологического анализа;
  • содержание понятий методологической базы;
  • методологический аппарат научного исследования;
  • теоретические и эмпирические методы.

   

   Понятие «научного познания». Методы теоретических и эмпирических исследований. Элементы теории и методологии научно-экспериментального творчества. Особенности исследований в области гуманитарных наук.     

Тема 5. Поиск научной информации

Студент должен

знать:

  • способы получения и фиксации информации;
  • возможности информатики как науки;
  • базы данных избранного научного направления;
  • информационные ресурсы региональных библиотек;
  • правила библиографического описания источника и составления списка литературы.

Информатика и информационное обеспечение научного исследования. Научные документы и издания. Информационно-поисковые системы. Научно-техническая патентная информация. Организация работы с научной литературой.

Тема 6.  Накопление и обработка научной информации

Студент должен

знать:

  • правила библиографического описания источника и составления списка литературы;

 уметь:

  • пользоваться базами данных;
  • вести библиографический поиск, накопление и обработку научной информации;
  • составлять список литературы.

Организация работы по накоплению научной информации. Цели, задачи и пути накопления научной информации. Документальный поток научной информации. Опубликованная и неопубликованная информация. Способы обработки информации.

Практическое занятие

Поиск, накопление и систематизация научной информации.

Тема 7. Способы представления результатов исследовательской деятельности

Студент должен

знать:

  • основные формы представления результатов исследовательской деятельности;
  • логику устного сообщения;
  • требования к стилю и языку;

уметь:

  •  выбрать логику доклада, устного сообщения по проблеме исследования;
  •  написать реферат, статью, тезисы статьи;
  • оформлять результаты исследовательской деятельности в различных формах.  

Доклад, научное сообщение. Логика устного сообщения. Требования к стилю и языку. Статья, тезисы научного доклада (сообщения). Требования к содержанию, структуре, языку, стилю.

Составление рефератов, обзоров и отчетов. Требования к оформлению и содержанию.

Практическое занятие

    Оформление результатов исследования.

Тема 8. Логические законы и правила в практике научного исследования

Студент должен

знать:

  • основные формально-логические законы и их требования к изложению содержания научной работы;

уметь:

  • применять законы и формы правильного мышления в процессе решения исследовательских задач.

Основные законы логики (принципы мышления). Основные формы логического мышления. Применение логических законов и правил в процессе решения исследовательских задач.

Практическое занятие

Решение задач на применение логических законов и правил научного мышления.

     

 

4 Планируемая самостоятельная работа студентов

темы

Название задания

Часы, планируемые на самостоя-тельную работу

Форма отчетности

№ 4

Особенности исследований в области гуманитарных наук.

2

Сообщение  

№ 5

Виды ответственности  за нарушение прав автора и патентообладателя.

4

Составление презентации

№ 6

Накопление и систематизация научной информации.  

2

Составление конспекта

№ 7

Составление  обзоров и отчетов.

2

Сообщение  

Итого:

10

5. Перечень отчетных работ.

Перечень практических работ.

Практическое занятие №1

«Составление структурной схемы исследования или эксперимента»

Практическое занятие №2

« Поиск, накопление и систематизация научной информации»

Практическое занятие №3

«Оформление результатов исследования»

Практическое занятие №4

«Решение задач на применение логических законов и правил научного мышления»

Литература

Основная литература

1. Петрова С.А., Ясинская И.А. Основы исследовательской деятельности: учебное пособие. – М.: Форум, 2010

2. Бобрикова Л.В., Виноградова Н.И. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учебное пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2002

3. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления. – М.: «Дашков и К˚», 2008

4. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформлению ее результатов. – М.: Издательство АПК и ПРО, 2003

5. Патентный закон РФ № 3517 – 1

Дополнительная литература

1. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004

2. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось – 89, 2004

3. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М.: ACADEMA, 2005

4. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов-н/Д: Феникс, 2004

5. Герасимов И.Г. Научные исследования. – М.: Высшая школа, 1992

6. Демидова А.К. Нуачный стиль. Оформление научных работ. – М., 1991

7. Паршукова Г.Б. Методика поиска профессиональной информации: учебно -      методическое пособие / Г.Б.   Паршукова. – СПб.: Профессия, 2006

8. Усачева И.В. Методика информационно-поисковой деятельности исследователя. – М., 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа проектно - исследовательской деятельности

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно акт...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «Основы исследовательской деятельности»

Современная система образования ориентирована на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки школьной про...

Презентация методической разработки программы «Основы исследовательской деятельности»

Презентация освещает опыт работы педагога  по программе "Основы исследовательской деятельности", здесь также представлена научно-исследовательская работа ученицы 11 класса....

Рабочая программа "Основы исследовательской деятельности в области русского языка и литературы"

Программа «Основы исследовательской деятельности в области русского языка и литературы» имеет гуманитарную направленность, то есть направлена на формирование и удовлетворение индивидуальны...

программа модуля к рабочей программе "Основы проектной деятельности" "Путешествие в прошлое"

Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Формирование названных потребностей и способностей ...

Программа "Основы исследовательской деятельности обучающихся"

Данная программа является универсальным вариантом программы по внеурочной деятельности и предназначена для обучающихся 5-9 классов.Курс «Основы исследовательской деятельности» для учащихся...

Программа "Основы исследовательской деятельности" работа с одарёнными детьми

Современные развивающие программы основного общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.Актуальность также обусловлена ее методологическо...