программа модуля к рабочей программе "Основы проектной деятельности" "Путешествие в прошлое"
рабочая программа (5 класс) на тему

Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Формирование названных потребностей и способностей возможно в условиях такой организации обучения, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач. Обеспечению этих условий в образовательном процессе способствует внедрение в школьную практику метода проектов. Реализация данного метода осуществляется в параллели 5-х классов через внедрение программы «Основы проектной деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Программа модуля к рабочей программе

«Основы проектной деятельности»

«Путешествие в прошлое»

 5 класс

учителя истории и обществознания

Тойбахтиной Валентины Юрьевны,

I квалификационная категория

г. Когалым,2015г.

Пояснительная записка

Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Формирование названных потребностей и способностей возможно в условиях такой организации обучения, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач. Обеспечению этих условий в образовательном процессе способствует внедрение в школьную практику метода проектов. Реализация данного метода осуществляется в параллели 5-х классов через внедрение программы «Основы проектной деятельности»

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью, которая заключается в том, что обучающиеся овладеют навыками конструктивного общения, приобретут навыки самостоятельной исследовательской деятельности, разовьют умения работать с информацией из различных источников.

Данный проект метапредметный, интегрирует такие учебные дисциплины как литература, история, география, информатика, мхк .

Модуль по истории «Путешествие в прошлое» посвящен знакомству с Великой Отечественной войной, более внимательному изучению событий блокадного Ленинграда.

Данный модуль имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение

Главная цель проекта: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Цель модуля по истории: формирование духовно – нравственных качеств личности, чувства патриотизма, сострадания, гордости за свой народ;

Модуль «Путешествие в прошлое» призван способствовать решению следующих задач:

Задачи:

  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со пособами поиска информации;
  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
  • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
  • прививать интерес к исследовательской деятельности;
  • активизировать творческую инициативу обучающихся;
  • содействовать интеллектуальному, нравственно - эстетическому развитию обучающихся;
  • формировать интерес к произведениям отечественной классики;
  • развивать потребность в самостоятельной поисковой, исследовательской, аналитической и практической работе в процессе работы над проектом;
  • обобщить и систематизировать знания детей о событиях, которые они изучают.

Принципы организации проектной деятельности:

  • систематичность;
  • внедрение интерактивных технологий (защита проекта, творческие мастерские, мастер - классы);
  • поддержка любых мотиваций: интерес к предмету, связь с будущей профессией, получение награды.

Планируемые виды деятельности обучающихся:

  • изучение научной и научно-познавательной литературы по теме;
  • поиск необходимой информации из различных источников;
  • планирование собственной деятельности;
  • определение и реализация комплекса средств  для выполнения поставленной цели;
  •  разработка мультимедийного сопровождения и защита проекта.

Практические занятия способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, умений создавать конкретный интеллектуальный или материальный продукт.

Программа модуля  проектной деятельности по истории

  • по содержанию является научно-прикладной;
  • по функциональному назначению - развивающей учебно - познавательной;
  • по форме организации - групповой;
  • по времени реализации –средней продолжительности.

В результате работы обучающиеся должны знать:

  • основные факты, процессы и явления Великой Отечественной войны1941-1945 гг.
  • особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе
  • исторические термины(блокада, война, ветеран, «Дорога жизни, продуктовые карточки»
  • возможности применения полученных знаний в практической деятельности человека;
  • основные особенности проведения исследований разных видов;
  • правила выбора темы и объекта исследования;
  • правила успешной презентации работы.

должны уметь:

  • осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (справочных, научных, научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
  • самостоятельно выбирать тему исследования;
  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  • использовать информационные технологии для обработки и презентации информации; планировать самостоятельную деятельность, систематизировать, анализировать, обобщать и давать оценку полученным результатам;
  • продуктивно работать в творческих группах

Обучающийся сможет решать следующие практические задачи:

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
  • реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • общаться с людьми разных возрастов;
  • работать в паре, группе, коллективе.

Формы и методы работы:

  1. Лекция с элементами беседы
  2. Интерактивный урок
  3. Мозговой штурм
  4. Ролевая игра
  5. Рефлексивная беседа
  6. Защита проекта
  7. Индивидуальная работа
  8. Работа в паре
  9. Работа в группе

Формы контроля: Защита творческих проектов

Структура программы состоит из блоков:

  • вводного
  • поисково-аналитического;
  • практического;
  • презентационного;
  • контрольного.

Содержание программы

  1. блок. Вводный

Понятие проектной деятельности. Классификация проектов. Понятие «учебный проект». Организация проектной деятельности. Формы, цели, задачи исследования, гипотеза. Этапы реализации проекта.

  1. блок. Поисково-аналитический

Определение тематического поля проекта. Поиск и анализ проблемы исследования. Постановка целей и определение задач проекта.

IIIблок. Практический

Принятие, уточнение, конкретизация целей и задач. Сбор и анализ информации по теме. Построение алгоритма деятельности и распределение ролей в группе. Изготовление «продукта» проектной деятельности.

IVблок. Презентационный

Подготовка материалов для презентации проекта. Создания портфолио и внесение в банк данных. Презентация проекта.

Vблок. Контрольный

Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта.

Календарно-тематическое планирование

Проект «Блокада Ленинграда»

№ п/п

Дата

Тема

Элементы ИКТ

Форма

1

Определение тематического поля проекта. Выбор проблемы исследования.  Принятие, уточнение и конкретизация целей и задач проекта (Пантелеев «Маринка»)

2

Сбор и изучение информации по теме(Пантелеев «Маринка»)

Медиа- ресурсы

Работа в группе

3

Анализ отобранной информации.

Построение алгоритма деятельности. Распределение ролей в группе.

Работа в группе

4

Изготовление «продукта» проектной деятельности.

Работа в группе

5

Маршрут исследования.

  1. Цели немцев.

Работа в группе

6

Маршрут исследования.

  1. Хронология блокады

Работа в группе

7

Маршрут исследования.

  1. Город жил и работал

Работа в группе

8

Маршрут исследования.

4.Дети и война

Работа в группе

9

Маршрут исследования.

5.«Дорога жизни»

Работа в группе

10

Маршрут исследования.

6. Прорыв и снятие блокады

Работа в группе

11

Маршрут исследования.

7. Почему они выстояли

Работа в группе

12

Маршрут исследования.

8. Вооружение , техника времен Великой Отечественной войны

13-14

Подготовка материалов для презентации проекта.

Работа в группе

15

Презентация проекта.

Презентация PowerPoint

Защита проекта

16

Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта.

Рефлексивная беседа

Календарно-тематическое планирование

Проект «Зимняя война»

(Советско – финская война 30 ноября1939-12 марта 1940гг.)

№ п/п

Дата

Тема

Элементы ИКТ

Форма

1

Определение тематического поля проекта.

Выбор проблемы исследования

Принятие, уточнение и конкретизация целей и задач проекта(Пантелеев «Новенькая»).

2

Сбор и изучение информации по теме(Пантелеев «Новенькая»)

Медиа- ресурсы

Работа в группе

3

Анализ отобранной информации.

Построение алгоритма деятельности. Распределение ролей в группе.

Работа в группе

4

Изготовление «продукта» проектной деятельности.

Работа в группе

5

Маршрут исследования.

1.Противники, причины войны, соотношение сил

Работа в группе

6

Маршрут исследования.

2. Вооружение, техника, обмундирование

Работа в группе

7

Маршрут исследования.

3.Ордена и медали, награды и награжденные

Работа в группе

8

Маршрут исследования.

4.Итоги войны

Работа в группе

9

Подготовка материалов для презентации проекта.

Работа в группе

10

Презентация проекта.

Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта.

Презентация PowerPoint

Защита проекта

Рефлексивная беседа

Основные принципы программы

  • Принцип системности

Реализация задач осуществляется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

  • Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

  • .Принцип        совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведения.

  • Принцип        обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

  • Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

  • Принцип        стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно- познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Познавательные универсальные учебные действия

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Критерии оценивания

1.Использованиекоммуникативных средств: монологическое сообщение, диалогическая форма, использование средств и инструментов ИКТ и дистанционного общения.

2.Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

3.Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

4.Умение формулировать собственное мнение и позицию.

5.Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

6.Умение задавать вопросы.

7.Умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя

  1. Григорьев Д. В.. Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. -321с.
  2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
  3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Академия». 1999г. 204с.
  4. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
  5. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы. 1998, № 3- 256с.
  6. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. - М.: Сентябрь. 1998 - 320с.
  7. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат. М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. - М,: Издательский центр «Академия», 1999г. - 224с.
  8. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное образование». - 2000, №7
  9. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001

Для обучающихся

1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/2010/ RUS/ PC

Электронные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия [Электронный ресурс] http://all- ebooks.com/2009/Q5/01 /bolshaia-detskaia-ienciklopediia-6-12.html(09.03.11)
  2. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный

pecypc]http:/Avww.bookshunt.ru/b 120702 detskavaenciklopediyaenciklopediyavse obo vse m. 5 (09.03.11)

  1. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный pecypc]http://www.kodaes.ru/dosuu/DaAe/l47/(09.03.11)
  2. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/(09.03.11)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Введение в исследовательско-проектную деятельность"

Введение в исследовательско-проектную деятельность...

Рабочая программа по учебной практике "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по учебной практике "Основы проектной деятельности"...

Рабочая программа кружка по английскому языку "Проектная деятельность" для 5 класса

Рабочая программа кружка по английскому языку "Проектная деятельность" для 5 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса для 6 класса проектная деятельность по математике «Быстрый счет без калькулятора»

       Программа курса «Быстрый счет без калькулятора», предназначена для учащихся 6-х классов, рассчитана на 19 часов. Разработанная программа позволяет за короткое время н...

Рабочая программа дополнительных образовательных услуг, спецкурс "Проектная деятельность: требования к подготовке и защите выпускных квалификационных работ" 2021-2022г.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравствен...

Рабочая программа «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» ФГОС,6 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Технология учебно-исследовательской  и проектной деятельности»  ФГОС (уровень основного  общего образования). Базовый уров...