Главные вкладки

    программа модуля к рабочей программе "Основы проектной деятельности" "Путешествие в прошлое"
    рабочая программа (5 класс) на тему

    Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Формирование названных потребностей и способностей возможно в условиях такой организации обучения, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач. Обеспечению этих условий в образовательном процессе способствует внедрение в школьную практику метода проектов. Реализация данного метода осуществляется в параллели 5-х классов через внедрение программы «Основы проектной деятельности»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

    Программа модуля к рабочей программе

    «Основы проектной деятельности»

    «Путешествие в прошлое»

     5 класс

    учителя истории и обществознания

    Тойбахтиной Валентины Юрьевны,

    I квалификационная категория

    г. Когалым,2015г.

    Пояснительная записка

    Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Формирование названных потребностей и способностей возможно в условиях такой организации обучения, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач. Обеспечению этих условий в образовательном процессе способствует внедрение в школьную практику метода проектов. Реализация данного метода осуществляется в параллели 5-х классов через внедрение программы «Основы проектной деятельности»

    Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью, которая заключается в том, что обучающиеся овладеют навыками конструктивного общения, приобретут навыки самостоятельной исследовательской деятельности, разовьют умения работать с информацией из различных источников.

    Данный проект метапредметный, интегрирует такие учебные дисциплины как литература, история, география, информатика, мхк .

    Модуль по истории «Путешествие в прошлое» посвящен знакомству с Великой Отечественной войной, более внимательному изучению событий блокадного Ленинграда.

    Данный модуль имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение

    Главная цель проекта: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

    Цель модуля по истории: формирование духовно – нравственных качеств личности, чувства патриотизма, сострадания, гордости за свой народ;

    Модуль «Путешествие в прошлое» призван способствовать решению следующих задач:

    Задачи:

    • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со пособами поиска информации;
    • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
    • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
    • прививать интерес к исследовательской деятельности;
    • активизировать творческую инициативу обучающихся;
    • содействовать интеллектуальному, нравственно - эстетическому развитию обучающихся;
    • формировать интерес к произведениям отечественной классики;
    • развивать потребность в самостоятельной поисковой, исследовательской, аналитической и практической работе в процессе работы над проектом;
    • обобщить и систематизировать знания детей о событиях, которые они изучают.

    Принципы организации проектной деятельности:

    • систематичность;
    • внедрение интерактивных технологий (защита проекта, творческие мастерские, мастер - классы);
    • поддержка любых мотиваций: интерес к предмету, связь с будущей профессией, получение награды.

    Планируемые виды деятельности обучающихся:

    • изучение научной и научно-познавательной литературы по теме;
    • поиск необходимой информации из различных источников;
    • планирование собственной деятельности;
    • определение и реализация комплекса средств  для выполнения поставленной цели;
    •  разработка мультимедийного сопровождения и защита проекта.

    Практические занятия способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, умений создавать конкретный интеллектуальный или материальный продукт.

    Программа модуля  проектной деятельности по истории

    • по содержанию является научно-прикладной;
    • по функциональному назначению - развивающей учебно - познавательной;
    • по форме организации - групповой;
    • по времени реализации –средней продолжительности.

    В результате работы обучающиеся должны знать:

    • основные факты, процессы и явления Великой Отечественной войны1941-1945 гг.
    • особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе
    • исторические термины(блокада, война, ветеран, «Дорога жизни, продуктовые карточки»
    • возможности применения полученных знаний в практической деятельности человека;
    • основные особенности проведения исследований разных видов;
    • правила выбора темы и объекта исследования;
    • правила успешной презентации работы.

    должны уметь:

    • осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (справочных, научных, научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
    • самостоятельно выбирать тему исследования;
    • выделять главное и второстепенное в собранном материале;
    • использовать информационные технологии для обработки и презентации информации; планировать самостоятельную деятельность, систематизировать, анализировать, обобщать и давать оценку полученным результатам;
    • продуктивно работать в творческих группах

    Обучающийся сможет решать следующие практические задачи:

    • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
    • реализовывать право на свободный выбор.

    Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

    • общаться с людьми разных возрастов;
    • работать в паре, группе, коллективе.

    Формы и методы работы:

    1. Лекция с элементами беседы
    2. Интерактивный урок
    3. Мозговой штурм
    4. Ролевая игра
    5. Рефлексивная беседа
    6. Защита проекта
    7. Индивидуальная работа
    8. Работа в паре
    9. Работа в группе

    Формы контроля: Защита творческих проектов

    Структура программы состоит из блоков:

    • вводного
    • поисково-аналитического;
    • практического;
    • презентационного;
    • контрольного.

    Содержание программы

    1. блок. Вводный

    Понятие проектной деятельности. Классификация проектов. Понятие «учебный проект». Организация проектной деятельности. Формы, цели, задачи исследования, гипотеза. Этапы реализации проекта.

    1. блок. Поисково-аналитический

    Определение тематического поля проекта. Поиск и анализ проблемы исследования. Постановка целей и определение задач проекта.

    IIIблок. Практический

    Принятие, уточнение, конкретизация целей и задач. Сбор и анализ информации по теме. Построение алгоритма деятельности и распределение ролей в группе. Изготовление «продукта» проектной деятельности.

    IVблок. Презентационный

    Подготовка материалов для презентации проекта. Создания портфолио и внесение в банк данных. Презентация проекта.

    Vблок. Контрольный

    Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта.

    Календарно-тематическое планирование

    Проект «Блокада Ленинграда»

    № п/п

    Дата

    Тема

    Элементы ИКТ

    Форма

    1

    Определение тематического поля проекта. Выбор проблемы исследования.  Принятие, уточнение и конкретизация целей и задач проекта (Пантелеев «Маринка»)

    2

    Сбор и изучение информации по теме(Пантелеев «Маринка»)

    Медиа- ресурсы

    Работа в группе

    3

    Анализ отобранной информации.

    Построение алгоритма деятельности. Распределение ролей в группе.

    Работа в группе

    4

    Изготовление «продукта» проектной деятельности.

    Работа в группе

    5

    Маршрут исследования.

    1. Цели немцев.

    Работа в группе

    6

    Маршрут исследования.

    1. Хронология блокады

    Работа в группе

    7

    Маршрут исследования.

    1. Город жил и работал

    Работа в группе

    8

    Маршрут исследования.

    4.Дети и война

    Работа в группе

    9

    Маршрут исследования.

    5.«Дорога жизни»

    Работа в группе

    10

    Маршрут исследования.

    6. Прорыв и снятие блокады

    Работа в группе

    11

    Маршрут исследования.

    7. Почему они выстояли

    Работа в группе

    12

    Маршрут исследования.

    8. Вооружение , техника времен Великой Отечественной войны

    13-14

    Подготовка материалов для презентации проекта.

    Работа в группе

    15

    Презентация проекта.

    Презентация PowerPoint

    Защита проекта

    16

    Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта.

    Рефлексивная беседа

    Календарно-тематическое планирование

    Проект «Зимняя война»

    (Советско – финская война 30 ноября1939-12 марта 1940гг.)

    № п/п

    Дата

    Тема

    Элементы ИКТ

    Форма

    1

    Определение тематического поля проекта.

    Выбор проблемы исследования

    Принятие, уточнение и конкретизация целей и задач проекта(Пантелеев «Новенькая»).

    2

    Сбор и изучение информации по теме(Пантелеев «Новенькая»)

    Медиа- ресурсы

    Работа в группе

    3

    Анализ отобранной информации.

    Построение алгоритма деятельности. Распределение ролей в группе.

    Работа в группе

    4

    Изготовление «продукта» проектной деятельности.

    Работа в группе

    5

    Маршрут исследования.

    1.Противники, причины войны, соотношение сил

    Работа в группе

    6

    Маршрут исследования.

    2. Вооружение, техника, обмундирование

    Работа в группе

    7

    Маршрут исследования.

    3.Ордена и медали, награды и награжденные

    Работа в группе

    8

    Маршрут исследования.

    4.Итоги войны

    Работа в группе

    9

    Подготовка материалов для презентации проекта.

    Работа в группе

    10

    Презентация проекта.

    Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта.

    Презентация PowerPoint

    Защита проекта

    Рефлексивная беседа

    Основные принципы программы

    • Принцип системности

    Реализация задач осуществляется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

    • Принцип гуманизации

    Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

    • .Принцип        совместной деятельности детей и взрослых

    Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведения.

    • Принцип        обратной связи

    Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

    • Принцип успешности

    И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

    • Принцип        стимулирования

    Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

    В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

    В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно- познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

    Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

    Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

    Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

    Познавательные универсальные учебные действия

    • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
    • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
    • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
    • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
    • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
    • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    Критерии оценивания

    1.Использованиекоммуникативных средств: монологическое сообщение, диалогическая форма, использование средств и инструментов ИКТ и дистанционного общения.

    2.Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

    3.Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

    4.Умение формулировать собственное мнение и позицию.

    5.Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

    6.Умение задавать вопросы.

    7.Умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Для учителя

    1. Григорьев Д. В.. Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. -321с.
    2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
    3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Академия». 1999г. 204с.
    4. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
    5. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы. 1998, № 3- 256с.
    6. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. - М.: Сентябрь. 1998 - 320с.
    7. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат. М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. - М,: Издательский центр «Академия», 1999г. - 224с.
    8. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное образование». - 2000, №7
    9. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001

    Для обучающихся

    1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/2010/ RUS/ PC

    Электронные ресурсы:

    1. Большая детская энциклопедия [Электронный ресурс] http://all- ebooks.com/2009/Q5/01 /bolshaia-detskaia-ienciklopediia-6-12.html(09.03.11)
    2. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный

    pecypc]http:/Avww.bookshunt.ru/b 120702 detskavaenciklopediyaenciklopediyavse obo vse m. 5 (09.03.11)

    1. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный pecypc]http://www.kodaes.ru/dosuu/DaAe/l47/(09.03.11)
    2. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/(09.03.11)

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа курса "Введение в исследовательско-проектную деятельность"

    Введение в исследовательско-проектную деятельность...

    Рабочая программа по учебной практике "Основы проектной деятельности"

    Рабочая программа по учебной практике "Основы проектной деятельности"...

    Рабочая программа кружка по английскому языку "Проектная деятельность" для 5 класса

    Рабочая программа кружка по английскому языку "Проектная деятельность" для 5 класса...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса для 6 класса проектная деятельность по математике «Быстрый счет без калькулятора»

           Программа курса «Быстрый счет без калькулятора», предназначена для учащихся 6-х классов, рассчитана на 19 часов. Разработанная программа позволяет за короткое время н...

    Рабочая программа «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» ФГОС,6 класс

    Рабочая программа по учебному предмету «Технология учебно-исследовательской  и проектной деятельности»  ФГОС (уровень основного  общего образования). Базовый уров...

    Рабочая программа по учебному курсу"Основы проектной деятельности"

    Рабочая программа по учебному курсу"Основы проектной деятельности"...

    Рабочая программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» по английскому языку 5 класс

    Овладение проектной деятельностью позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления учащимися суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информацион...