РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса для 6 класса проектная деятельность по математике «Быстрый счет без калькулятора»
элективный курс по математике (6 класс) на тему

Артамонова Станислава Антоновна

         Программа курса «Быстрый счет без калькулятора», предназначена для учащихся 6-х классов, рассчитана на 19 часов. Разработанная программа позволяет за короткое время научиться быстро считать, даже если ты обыкновенный школьник, а не вундеркинд?  Ученики, допускают много ошибок при выполнении вычислений, испытывают сложности при устном счёте. Сейчас, на этапе стремительного развития информатики и вычислительной техники, современные школьники не хотят утруждать себя счетом в уме. Поэтому мы сочли важным показать не только то, что сам процесс выполнения действия может быть интересным, но и что, хорошо усвоив приёмы быстрого счета, можно поспорить и с ЭВМ. В курсе используется технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, позволяющие продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, сделать их боле практико-ориентированными.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Содержание курса направлено на формирование интереса к научному и учебному исследованию, выявление структуры научного исследования, выполнение отдельных исследовательских действий, формирование умений фиксации и оценки результата исследования. Курс позволяет также применить на практике те проектные умения, которые у учащихся уже сформированы начальной школе: совместная работа в группе по обсуждению проблем; самостоятельное планирование презентации результатов пробной исследовательской деятельности; разработка способов оценки деятельности, рефлексия. Результаты обучения школьников исследовательским умениям, оценка отношения к исследованию определяются по анкетам и отчетам по работе.

Основные формы занятий: лекции, семинары, практическая, проектная и исследовательская деятельность.

Объект исследования являются алгоритмы счета.

Предмет исследования выступает процесс вычисления.

Гипотеза: в старину говорили: «Умножение – мое мученье». Значит, раньше было сложно и трудно умножать. Прост ли наш современный способ умножения?

Актуальность данной темы заключается в том, что использование нестандартных приемов в формировании вычислительных навыков усиливает интерес учащихся к математике и содействует развитию математических способностей.

           Цель исследования: оценка эффективности использования различных видов устных вычислений, для значительного сокращения времени, потраченного на вычисления и запись решения

Задачи:

1) Рассмотреть несколько старинных методов, которые можно использовать в наши дни.

2) Изучить арифметические и алгебраические способы быстрого счета.

3) Провести мастер класс в 6-х и 10-х классах по данной теме, проанализировать и сравнить результативность счета до и после ознакомления с некоторыми приемами устного счета.

4) Составить памятку Приемы устного счета», (в помощь ученику)

Методы исследования:

 поисковый метод с использованием научной и учебной литература, а также поиск необходимой информации в сети Интернет;

 практический метод выполнения вычислений с применением нестандартных алгоритмов счета;

  анализ полученных в ходе исследования данных.

 

1) Обработка полученных данных (составления таблиц, диаграмм)

2) Проведения мастер класса.

3) Анкетирования.

4) Изучение специальной литературы по данному вопросу: энциклопедии, справочники и учебные пособия.

 

Ожидаемые результаты

По окончании курса учащиеся должны знать:

·        Качество вычислительных умений определяется двумя вещами:

     знанием правил;

     знанием алгоритмов вычислений.

·        что такое проект и исследование, чем они отличаются;

·        основы методологии исследовательской и проектной деятельности;

·        приемы и методы исследовательской работы;

·        основные понятия исследовательской работы;

·        формы защиты проекта и исследовательской работы.

Учащиеся должны уметь:

·       формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать её актуальность;

·       составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;

·       определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

·       работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками

·      оформлять теоретические и экспериментальные результаты работы;

·      описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты; оформлять результаты исследования

·      уметь не только правильно, но и быстро считать.

·        Рационально организовать ход вычислений,

·        Уметь убеждаться в правильности полученных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_tem_pl_dlya_sebya.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей    

математики, информатики

Протокол № 1

от 29.08.14.

Руководитель МО

_______Н.Д. Анискина

СОГЛАСОВАНО

на методическом совете

МБОУ СОШ № 4

 г. Пыть-Ях

Протокол № 1

от 29.08.14.

Председатель МС

_______О.А. Емельянова                  

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ СОШ № 4

 г.Пыть-Ях

_________Ф.Г. Петрова

Приказ № 252-О 

от «30» 08   2014 г.

                                                                                           

РАБОЧАЯ       ПРОГРАММА

курса для   6   класса

проектная деятельность по математике

«Быстрый счет без калькулятора»

                                                                                                                                                                                                                         Учитель: Артамонова С.А.

                                     

2015 – 2016учебный год

г. Пыть – Ях

Пояснительная записка.

         Программа курса «Быстрый счет без калькулятора», предназначена для учащихся 6-х классов, рассчитана на 19 часов. Разработанная программа позволяет за короткое время научиться быстро считать, даже если ты обыкновенный школьник, а не вундеркинд?  Ученики, допускают много ошибок при выполнении вычислений, испытывают сложности при устном счёте. Сейчас, на этапе стремительного развития информатики и вычислительной техники, современные школьники не хотят утруждать себя счетом в уме. Поэтому мы сочли важным показать не только то, что сам процесс выполнения действия может быть интересным, но и что, хорошо усвоив приёмы быстрого счета, можно поспорить и с ЭВМ. В курсе используется технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, позволяющие продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, сделать их боле практико-ориентированными.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Содержание курса направлено на формирование интереса к научному и учебному исследованию, выявление структуры научного исследования, выполнение отдельных исследовательских действий, формирование умений фиксации и оценки результата исследования. Курс позволяет также применить на практике те проектные умения, которые у учащихся уже сформированы начальной школе: совместная работа в группе по обсуждению проблем; самостоятельное планирование презентации результатов пробной исследовательской деятельности; разработка способов оценки деятельности, рефлексия. Результаты обучения школьников исследовательским умениям, оценка отношения к исследованию определяются по анкетам и отчетам по работе.

Основные формы занятий: лекции, семинары, практическая, проектная и исследовательская деятельность.

Объект исследования являются алгоритмы счета.

Предмет исследования выступает процесс вычисления.

Гипотеза: в старину говорили: «Умножение – мое мученье». Значит, раньше было сложно и трудно умножать. Прост ли наш современный способ умножения?

Актуальность данной темы заключается в том, что использование нестандартных приемов в формировании вычислительных навыков усиливает интерес учащихся к математике и содействует развитию математических способностей.

           Цель исследования: оценка эффективности использования различных видов устных вычислений, для значительного сокращения времени, потраченного на вычисления и запись решения

Задачи:

1) Рассмотреть несколько старинных методов, которые можно использовать в наши дни.

2) Изучить арифметические и алгебраические способы быстрого счета.

3) Провести мастер класс в 6-х и 10-х классах по данной теме, проанализировать и сравнить результативность счета до и после ознакомления с некоторыми приемами устного счета.

4) Составить памятку Приемы устного счета», (в помощь ученику)

Методы исследования:

 поисковый метод с использованием научной и учебной литература, а также поиск необходимой информации в сети Интернет;

 практический метод выполнения вычислений с применением нестандартных алгоритмов счета;

  анализ полученных в ходе исследования данных.

1) Обработка полученных данных (составления таблиц, диаграмм)

2) Проведения мастер класса.

3) Анкетирования.

4) Изучение специальной литературы по данному вопросу: энциклопедии, справочники и учебные пособия.

Ожидаемые результаты

По окончании курса учащиеся должны знать:

  • Качество вычислительных умений определяется двумя вещами:

     знанием правил;

     знанием алгоритмов вычислений.

  • что такое проект и исследование, чем они отличаются;
  • основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
  • приемы и методы исследовательской работы;
  • основные понятия исследовательской работы;
  • формы защиты проекта и исследовательской работы.

Учащиеся должны уметь:

  •  формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать её актуальность;
  •  составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
  •  определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
  •  работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты работы;
  • описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты; оформлять результаты исследования
  • уметь не только правильно, но и быстро считать.
  • Рационально организовать ход вычислений,
  • Уметь убеждаться в правильности полученных результатов.

Тематическое планирование

Проектная деятельность по МАТЕМАТИКЕ учащихся 6- го класса

35 часов в год (35 рабочих недель из расчёта 1 часов в неделю)

Быстрый счет без калькулятора

Содержание материала

Дата по плану

Дата фактически

Примечание

Введение. Определение работы по группам.

1

  1. Общие приемы устного счета.

а) Разложение каждого слагаемого на разряды.

б) Использования переместительного и сочетательного свойства сложения

(умножения).

в) Использования свойств вычитания.

г) Использования распределительного свойства при умножении и делении.

01.09

2

2) Специальные приемы устного счета:

 а)Прием округления;

 

07.09

3

б) Умножение и деление на 4; 8, 16,…

14.09

4

б)Умножение и деление на 4; 8, 16,…

21.09

5

в) Умножение и деление на5;25

28.09

6

в) Умножение и деление на5;25

05.10

7

г) Умножение на 1,5;

12.10

8

г) Умножение на 1,5;

19.10

9

д) Прием возведения в квадрат числа оканчивающегося на 5.

26.10

10

д) Прием возведения в квадрат числа оканчивающегося на 5.

09.11

11

е) Умножение на 9, 99, 999;

16.11

12

е) Умножение на 9, 99, 999;

23.11

13

ж) Умножение на 11, 101, 1001.

30.11

Отчет групп по отработанным темам, рассмотрение нового подхода к умению быстро вычислять.

14

1 группа: а)Прием округления. б) Умножение и деление на 4; 8,16.

Примеры, дополнения.

07.12

15

1 группа: а)Прием округления. б) Умножение и деление на 4; 8,16.

Примеры, дополнения.

14.12

16

2 группа: г) Умножение на 1,5; Примеры, дополнения.

21.12

17

2 группа: г) Умножение на 1,5; Примеры, дополнения.

28.12

18

3 группа: е) Умножение на 9, 99, 999, Примеры, дополнения.

19

3 группа: е) Умножение на 9, 99, 999, Примеры, дополнения.

20

1 группа: Умножение и деление на5;25. Примеры, дополнения.

21

1 группа: Умножение и деление на5;25. Примеры, дополнения.

22

2 группа: д) Прием возведения в квадрат числа оканчивающегося на 5. Примеры, дополнения.

23

2 группа: д) Прием возведения в квадрат числа оканчивающегося на 5. Примеры, дополнения.

24

3 группа: ж) Умножение на 11, 101, 1001. Примеры, дополнения.

25

3 группа: ж) Умножение на 11, 101, 1001. Примеры, дополнения.

Проект-презентация каждой группы по темам

26

1 группа:

 а) Прием округления;

 б) умножение и деление на 4; 8, 16, …

в) Умножение и деление на5;25.    Примеры, дополнения.

27

1 группа:

 а) Прием округления;

 б) умножение и деление на 4; 8, 16, …

в) Умножение и деление на5;25.   Примеры, дополнения.

28

2 группа:

  г) Умножение на 1,5;

 д) Прием возведения в квадрат числа оканчивающегося на 5. Примеры, дополнения.

28

2 группа:

  г) Умножение на 1,5;

 д) Прием возведения в квадрат числа оканчивающегося на 5. Примеры, дополнения.

29

3 группа: е) Умножение на 9, 99, 999, …; ж) Умножение на 11, 101, 1001.

30

3 группа: е) Умножение на 9, 99, 999, …; ж) Умножение на 11, 101, 1001. Примеры, дополнения.

Объединение работ в общую презентацию

31

Общие приемы устного счета. Примеры, дополнения.

32

Общие приемы устного счета. Примеры, дополнения.

33

Специальные приемы устного счета. Примеры, дополнения.

34

Специальные приемы устного счета. Примеры, дополнения.

35

Защита презентации.

Список использованной литературы

1. Ванцян А. Г. Математика: Учебник для 5 класса. - Самара: Издательский дом

«Фёдоров», 1999.

2. Кордемский Б. А., Ахадов А. А. Удивительный мир чисел: Книга учащихся,- М. Просвещение, 1986.

3. Минских Е. М. «От игры к знаниям», М., «Просвещение» 1982г.

4. Свечников А. А. Числа, фигуры, задачи М., Просвещение, 1977г.

5. http://matsievsky. *****/sys-schi/file15.htm

6. http://*****/mod/1/6506/hystory. html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса по выбору "Решение практикоориентированных задач". Математика,7 класс(ФГОС)

Программа позволит интересно и с пользой вести работу на уроке с мотивированными детьми. Решение практикоориентированных задач будет способствовать устойчивому развитию УУД у учащихся....

Рабочая программа дополнительного образования по проектной деятельности «Робототехника» (для учащихся 8-15 лет)

Программа «Робототехника» рассчитана на 1 час в неделю на протяжении всего учебного года.     Успешность изучения «Робототехника»    обеспечивает результативно...

Рабочая программа по дисциплине "Учебно-проектная деятельность" для профессии "Повар, кондитер"

Рабочая программа по дисциплине "Учебно-проектная деятельность" для профессии "Повар, кондитер"...

Рабочая программа курса «Юный техник» внеурочная деятельность 5 класс

Рабочая программа курса «Юный техник» предназначена для обучающихся 5 классов.  Данный курс носит пропедевтический характер,  знакомит учащихся с основами физики, свойствами разл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования: «Просто о сложном», математика, 8 класс

В этом разделе представлена рабочая программа курса «Просто о сложном» по предпрофильной подготовке учащихся 8 классов, посвященный основным понятиям  современной математики – ф...

Рабочая программа курсов по выбору "Проектная мастерская" для 5-6 классов

Рабочая программа.Курсы по выбору.Проектная мастерская.5-6 класс...