КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ (ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ)
учебно-методический материал на тему

Кадыкова Оксана Викторовна

карта для обследования детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_ffn.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

 

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ                                          (ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ)

                                                                           

АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ:

Фамилия, имя__________________________________________________

Дата рождения________________________________________________

Домашний адрес________________________________________________

Детский сад___________________________________________________

Дата зачисления в логопедическую группу______________________

АНАМНЕЗ

1.НАЛИЧИЕ РЕЧЕВЫХ, НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ И СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У РОДИТЕЛЕЙ И РОДСТВЕННИКОВ ДО РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________

2.ПРОТЕКАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ

     Ребёнок от …………….. беременности

  • Характер беременности:

Токсикоз (1-ой,2-ой половины беременности) _________________________________________

Хронические заболевания матери (печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные)_____________________________________________________________________

  • Простудные и инфекционные заболевания (1-ая,2-ая половины беременности)_____________________________________________________________________
  • Применение медикаментозных средств (жаропонижающие, противосудорожные, анти-паразитические, седативные средства, антибиотики, гормональные препараты)________________________________________________________________________
  • Влияние химических средств, применяющихся в быту и промышленности___________________________________________________________________
  • Повышенный тон радиационного излучения________________________________
  • Употребление алкоголя, никотина, наркотиков______________________________
  • Психические и физические травмы матери(1-ая, 2-ая половины беременности)______________________________________________________________________

3.ПРОТЕКАНИЕ РОДОВ

  • Роды:

В срок_______________      досрочные_________________

  • Характер родов:

      Нормальные           стремительные           затяжные (обезвоженные)

  • Слабость родовой деятельности матери:    

     Применение средств родовспоможения  (стимуляция: механическая, химическая,                      

      электростимуляция; наложение щипцов)                                                                                                                                                

  • Вес и рост ребёнка при рождении______________________________________

4.РАННЕЕ ПОСТНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА.

     Вскармливание: принесли кормить на_______________________ день

  • Характер грудного вскармливания:

      Сосал активно       отказ от груди        трудность удерживания сосков       засыпание во время

       Кормления             быстрая утомляемость            частые поперхивания            обильные

       срыгивания                                         грудное  вскармливание  до  _________  

  • Последующее вскармливание: смешанное          искусственное
  • Характер жизненного ритма ребенка:

Без особенностей          чрезмерное длительное беспокойство         постоянный и ничем не

обоснованный плач            стойкое нарушение сна

  • Раннее психомоторное развитие:

Держит голову с ______ месяцев

Сидит с _________месяцев

Ходит с _________месяцев

Первые зубы с _________месяцев

К одному году зубов ___________

5.ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

    До 1 года (простудные  заболевания,   инфекционные)_________________________________

     После 1 года ____________________________________________________________________

     Ушибы_________________________________________________________________________

     Травмы головы__________________________________________________________________

     Судороги при высокой температуре_________________________________________________

     Оперативное вмешательство по закрытию небной  расщелины,  удалению  носовых  полипов,

      аденоидов______________________________________________________________________

6.РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  • Время появления, характер гуления  _______________________________________________

__________________________________________________________________________________

  • Время появления, характер лепета__________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  • Первые слова___________________________________________________________________
  • Фразовая речь__________________________________________________________________
  • Речевое развитие шло

С  особенностями   _____________     прерывалось _____________    нет  ________________

  • Речевая среда __________________________________________________________________
  • Занимался с логопедом___________________________________________________________

Нет___________________

Когда _________________

Где____________________

Результат ______________________________________________________________________

ОБЩИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

  • Контактность ребенка_____________________________________________________________
  • Проявление негативизма___________________________________________________________
  • Интерес к игрушкам, игровой и другим видам деятельности_____________________________

Стойкость интереса                неустойчивость                        отвлекаемость

ИСЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

  • Узнавание и различение звучания музыкальных инструментов, звучащих игрушек___________
  • Определение направления звука______________________________________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

  • Называние и дифференциация основных цветов и их оттенков____________________________

         ________________________________________________________________________________    

  • Соотнесение картинки с цветовым фоном_____________________________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПРАКСИСА

  • Показать правую, левую руку   _______________________________________________________
  • Показать предметы впереди, позади, вверху, внизу ______________________________________
  • Сложить разрезные картинки из 2-4-6 частей___________________________________________
  • Сложить фигурки из палочек ( по образцу ________________,  по памяти _________________)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

  • Прыжки на обеих ногах____________________________________________________________
  • Прыжки на правой, левой ноге попеременно__________________________________________
  • Ударить мяч об пол, поймать________________________________________________________
  • Подбросить мяч над головой, поймать________________________________________________
  • Поймать брошенный мяч____________________________________________________________

ОБЬЕМ ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ:  полный         неполный

ТЕМП:  нормальный    быстрый    медленный

АКТИВНОСТЬ: заторможенность   двигательное беспокойство        нормальная

КООРДИНАЦИЯ  ДВИЖЕНИЙ:  норма    некоординированность

ИССЛЕДОВАНИЕ  РУЧНОЙ  МОТОРИКИ

  • Поочередное сгибание пальцев правой (левой) руки, начиная с большого пальца____________

С мизинца__________________________________

  • Одновременное сгибание пальцев правой (левой) руки в кулак и поочередное их выпрямление,

Начиная с большого пальца _________________________________________________________

С мизинца________________________________________________________________________

  • «Пальчики здороваются»____________________________________________________________
  • «Игра на рояле»____________________________________________________________________
  • Одновременное изменение положений обеих кистей рук: одна в кулак, другая с

       распрямленными пальцами, распрямляя одну и сжимая другую___________________________

  • «Кулак — ребро – ладонь»___________________________________________________________

ОБЬЕМ ДВИЖЕНИЙ:   полный     неполный

ТЕМП ВЫПОЛНЕНИЯ:  нормальный     быстрый       замедленный

АКТИВНОСТЬ:  нормальная           заторможенность            двигательное беспокойство

КООРДИНАЦИЯ:  норма     некоординированность

НАЛИЧИЕ СИНКИНЕЗИЙ: в общескелетной,   мимической,  артикуляционной мускулатуре

_________________________________________________________________________________

СПОСОБНОСТЬ К ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ ДВИЖЕНИЙ___________________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ

 1.  Состояние и работа мышц лицевой мускулатуры

  • Надувание щек____________________________________________________________________
  • Поднимание бровей________________________________________________________________
  • Нахмуривание бровей______________________________________________________________
  • Поочередное зажмуривание глаз______________________________________________________
  • Наморщивание носа________________________________________________________________
  • Поднимание верхней губы___________________________________________________________

НАЛИЧИЕ ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ДВИЖЕНИЯ__________________________________________

ЗАМЕНА ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ДРУГОЕ_________________________________________

ОБЬЕМ ВЫПОЛНЕНИЯ:    полный      неполный

ТОЧНОСТЬ:   точно       неточно

АКТИВНОСТЬ:   нормальная      заторможенность      двигательное беспокойство

МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС: нормальный   повышенный    сниженный

СГЛАЖЕННОСТЬ НОСОГУБНЫХ СКЛАДОК: справа        слева         с обеих

НАЛИЧИЕ СИНКИНЕЗИЙ__________________________________________________________

ЗАМЕДЛЕННОСТЬ  ДВИЖЕНИЙ  ГЛАЗНЫХ  ЯБЛОК_________________________________

  1. Исследование движений нижней челюсти
  • Открыть рот_______________________________________________________________________
  • Закрыть рот_______________________________________________________________________
  • Попеременно открыть (закрыть) рот___________________________________________________
  • Подвигать нижней челюстью из стороны в сторону______________________________________

  1. Исследование движений губ (одиночных и серии движений)
  • «улыбка»  с оскалом резцов__________________________________________________________
  • «хоботок»_________________________________________________________________________
  • попеременно «улыбка – хоботок»_____________________________________________________

  1. Исследование движений языка (одиночных и серии)
  • Высунуть язык, удержать по средней линии____________________________________________
  • Язык широкий_____________________________________________________________________
  • Язык узкий________________________________________________________________________
  • Попеременно язык широкий – узкий__________________________________________________
  • Поднять кончик языка на верхнюю губу_______________________________________________
  • Опустить кончик языка на нижнюю губу_______________________________________________
  • Попеременно  поднять – опустить ____________________________________________________
  • Узким языком коснуться правого, левого уголка рта_____________________________________

  1. Исследование движений мягкого неба
  • Покашлять с открытым ртом, язык на нижней губе______________________________________
  • Произнести звук «А» с широко открытым ртом_________________________________________

АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ

ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

1.Губы:

    тонкие, толстые, укороченная верхняя губа,

    расщелина верхней губы (частичная  полная, односторонняя, двусторонняя)

2. Зубы:

    нормальные, отсутствие зубов,  редкие,  неправильной формы,  вне челюстной дуги,          

    сверхкомплектность, диастема.

3.Прикус:

нормальный, прямой, глубокий,  переднеоткрытый,  боковой открытый (односторонний,   двусторонний),  перекрестный,  прогнатия,  прогения

4.Язык:

нормальный,макроглоссия, микроглоссия,  короткая (укороченная), толстая (утолщенная)  

подьязычная связка, наличие послеоперационного узла

  1. Твердое и мягкое небо:

Нормальное,  высокое,  излишне низкое твердое небо,

Расщелина (сквозная,  односторонняя,  двусторонняя), несквозная (полная, неполная),

Субмукозная,  укорочение мягкого неба,

Отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка,

Рубцовые изменения неба и боковых стенок глотки,

Искривление носовой перегородки,

Срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки,

Увеличение глоточной непарной миндалины.

 

СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Звук

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Р

РЬ

Л

ЛЬ

К

Г

Х

Др.

Изолирован.

Открыт.слог

Закрыт.слог

Слог со стеч.

Начало слов

Серед. слова

Конец слова

Фраза

СОСТОЯНИЕ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ

  • Состояние биологического слуха
  • Состояние восприятия речи (беседа, выполнение специальных инструкций)_________________

___________________________________________________________________________________

СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ

  • Тип физиологического дыхания  (верхне-ключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
  • Обьем, продолжительность, плавность речевого выдоха (5 лет – 3-4 слова, 6-7 лет – 4-6 слов)

________________________________________________________________________________

  • Голос: нормальный,чрезмерно громкий, с носовым оттенком (гнусавый), глухой, монотонный
  • Направление голосовыдыхаемой струи при речи

_________________________________________________________________________________

СОСТОЯНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

  • Темп: нормальный, ускоренный,  замедленный.
  • Ритм: нормальный,  дисритмия
  • Паузация: правильность расстановки пауз в речевом потоке_______________________________
  • Интонация:  употребление основных  видов  интонации (повествовательное, восклицательное, вопросительное предложения)_________________________________________________________

СОСТОЯНИЕ СЛУХОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ

  • Повторение слогов с оппозиционными звуками

С  4-х лет:

      Па-ба __________ ба-на __________ ва-та __________ та-да __________ мя-ма __________

      На-га __________ та-на ___________ га-да __________ ка-га __________ ба-на___________

С 6-лет:

      Ба-ба-па __________ та-да-та __________ га-ка-ка __________ ба-бя-ба __________

      Са-ша-са __________ жа-за-жа __________ча-ща-ча __________за-са-за __________

  • Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

Показать картинки:

Мышка – мишка___________ удочка – уточка ___________ бочка – почка ___________

Трава – дрова __________

  • Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

Миска – мишка __________ крыса – крыша __________ речка – редька __________

Цветик – светик __________ челка – щелка __________ вечер – ветер __________

Косы – козы_____________

СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

С 4-х лет:

  • Выделение заданного звука М или Р на фоне слов. Слышится ли звук М (Р) в словах:

                  Мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

_____________________________________________________________________________

С 5-ти лет:

  • Выделение ударного гласного в начале слова.

Назови первый звук в слове:

                  Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.

___________________________________________________________________________________

С 6-ти лет:

  • Определение первого согласного звука в словах.

Какой первый звук в слове:

                Мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.

  • Определение последнего звука в словах.

                Дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.

  • Определение последовательности звуков в слове.

Какие звуки в слове:

                Мак, суп, лук, каша, рама.

  • Определение количества звуков в словах:

                Дом, рак, луна, совы, банан, лампа.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________    

«_____»__________________20    года.                           Логопед: __________________________

«_____»__________________20    года                            Родители___________________________

«_____»__________________20    года                            Воспитатели:________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия-игры "Курочки и петух. Дифференциация звуков К - Х" (подготовительная группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)

Проблема повышения эффективности коррекционных занятий – вопрос, относящийся к категории «вечных» вопросов логопедагогики. В настоящее время в сообществе логопедов эффективным признаётся такое коррекц...

Итоговое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовительной группы "Путешествие по стране "Азбука" (игра в форме настольного лото)

Игра-лото обобщает и систематизирует знания, накопленные детьми на занятиях по обучению грамоте. Она позволяет в непринужденной обстановке в форме соревнования подвести итог всей проделанной работы....

Открытое занятие по обучению грамоте на смарт-доске для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовительной группы "Путешествие к царице Грамматике"

Занятие по обучению грамоте с использованием смарт-доски включает в себя все этапы работы: звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез речевого материала, чтение, письмо. Использование современных инте...

Особенности обучения иностранному языку детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Дети с ФФНР обучаются в общеобразовательных классах и, следовательно, со 2 класса они начинают изучать иностранный язык, что предусмотрено федеральным государственным стандартом начального образования...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе (для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием) "Подарок для Осени"

Создание  игровой ситуации,  развитие связной речи.  Закрепление и обобщение  представлений  об осени и осенних изменениях в природе, характерных признаках осени. Об...

Логопедическая карта обследования детей с недоразвитием речи.

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности к...