Классный час на тему: «А.С. Пушкин. Болдинская осень».
классный час на тему

Телегина Светлана Алексеевна

Но я не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья…

                                                          А.С. Пушкин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._a.s._pushkin._boldinskaya_osen.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

ТЕМА: «А.С. Пушкин. Болдинская осень».

Но я не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья…

                                                          А.С. Пушкин.

Гончаровы в Москве встретили Пушкина холодно. В Петербурге его ждал суровый выговор за самовольную отлучку на Кавказ от Бенкендорфа, коему Николай давно уже поручил специальный надзор за поэтом, Пушкин пробовал выхлопотать разрешение на поездку в Западную Европу или хотя бы в Китай. Был получен отказ.

Заметно охладевали к поэту его светские знакомые. И вот Пушкин получает согласие на повторное своё предложение Гончаровой.

По случаю помолвки с Натальей Гончаровой Пушкин ходатайствовал у царя разрешение на печатание своего «Бориса Годунова». Правительство одобрило намерение Пушкина сделаться семьянином. «Бориса Годунова» разрешили печатать, однако под личную ответственность автора.

Отец поэта определил во владение сыну деревню Кистенёвку, поблизости от Болдина.

Пушкину пришлось выехать для устройства своих дел в Болдино. После того, как поэт вступил во владение деревней, он мог уехать в Москву, к любимой невесте, но его задержала холера. Он застревает в Болдине и проводит там ту самую осень, которая, как горный кряж с целым рядом отдельных вершин, возвышается в его творчестве.

Пушкин не знал, что делать, думая о Москве и о невозможности свидеться с невестой, но он отлично знал, что вообще надо делать, и фактически трудился каждый день не покладая рук, трудился с таким напряжением, как, может быть, никогда.

Если мы сделаем простой список того, что и когда было им написано, то есть закончено, в осень 1830 года, то этот перечень будет красноречивее всяких объяснений.

Приехал в Болдино Пушкин 3 сентября, а 9-го уже закончил «Гробовщика», 14-го «Станционного смотрителя», 20-го «Барышню – крестьянку», 25-го девятую главу «Евгений Онегин»; между 5-м и 10-м написан «Домик в Коломне», между 12-м и 14-м «Выстрел», 20-го окончена «Метель», 23-го «Скупой рыцарь», 26-го – «Моцарт и Сальери», и в октябре же окончено «Путешествие Онегина», 4 ноября окончен «Каменный гость», и в ноябре же написан «Пир во время чумы». За эти болдинские месяцы был создан поэтом ряд исключительно сильных лирических стихотворений.

Тематика всех этих вещей чрезвычайно разнообразна, но нетрудно заметить, что когда человек начинает темой гробовщика и заканчивает темой чумы, то он недалёк от мысли о смерти; об этом свидетельствуют и некоторые из стихотворений, написанные тогда же.

Это становится понятным, если вспомнить, что жестокая холера охватила страну.

Однако присущее поэту мужество и здесь не изменяет ему: не темы владеют поэтом, а поэт владеет темами. В «Гробовщике» все ужасы оказываются простой фантазией подвыпившего героя рассказа, а в «Пире во время чумы» дана такая сила упоения жизнью, что она заставляет преодолеть даже самое сознание близости смерти:

Всё, всё, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья –

Бессмертны, может быть залог!

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог.

Чтобы подобное ощущение не было результатом простого нервного подъёма, явствует хотя бы из того, что оно было  знакомо и совсем юному Пушкину. Так, в лицейском «Послании к Юдину» (1815) встречаем строки, заключающие ту самую мысль, слитую в одно целое с чувством, которую мы только что привели из гимна чуме. Вот эти юношеские строки:

Питомец муз и вдохновенья,

Стремясь фантазии вослед,

Находит в сердце наслажденья

И на пути грозящих бед.

О чём же они говорят? Всё о том же: не только об утверждении борьбы с «грозящими бедами», но и о том, высоком наслаждении жизнью, которое даёт эта борьба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Болдинская осень

Литературно-музыкальная композиция для старших классов...

Болдинская осень в творчестве Пушкина

Литературно-музыкальная гостиная "Болдинская осень в творчестве Пушкина"...

Спектакль-путешествие «И с каждой осенью я расцветаю вновь…». Болдинская осень. Для учащихся 7-9 классов.

Спектакль состоит из пяти актов, каждый из которых представлен сценами. 1.Акт-зачин Тамбов-Болдино: «Только версты полосаты...», 2.Акт «Сентябрь», 3.Акт «Октябрь уж наступил...», 4.Акт «Стоял ноябрь у...

Презентация к уроку литературы "Болдинская осень А.С.Пушкина"

Конспект к  уроку литературы в 9 классе "Болдинская осень А.С.Пушкина"...

Технологическая карта интегрированного урока литературы и биологии в 9 классе по теме: «Болдинская осень - творческий «урожай» А.С. Пушкина»

Технологическая карта интегрированного урока литературы и биологии в 9 классе по теме: «Болдинская осень - творческий «урожай» А.С. Пушкина»...

Сценарий внеклассного мероприятия "Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина"

Сценарий внеклассного мероприятия "Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина"...