Применение современных технологий на уроках русского языка
учебно-методический материал по теме

Маркова Алла Викторовна

Материал предназначен для портфолио на аттестацию.  Использование технологии   личностно-ориентированного обучения.Технология деятельностного метода обучения, когда новое знание не даётся детям в готовом виде, а постигается путём самостоятельного анализа. Рассмстриваются идеи дифференцированного и разноуровневого обучения, адаптивная технология обучения, использование здоровьесберегающих технологий, применение информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ по использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе

 Роль учителя коррекционной школы  заключается в том, чтобы предоставить выбор и показать путь к тем вершинам, которые по силам преодолеть, ребёнку с ограниченными возможностями. Учитель должен стать проводником в сложном процессе успешного формирования личности ребенка.

Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю организацию обучения и воспитания ребёнка во имя развития его личности и его социализации в обществе. При этом приоритетными выделяю такие направления образования, как:

– гуманизация образования (признание прав ученика на уникальность, активность, внутреннюю свободу);
– гуманитаризация образования (приобщение ученика к творческой деятельности, вооружение его методами поиска нужной информации);
– информатизация образования (внедрение информационных технологий в обучение). Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет обогатить учебный процесс.

 Использование технологии   личностно-ориентированного обучения предполагает «признание ученика главной  действующей фигурой всего образовательного процесса».

Для повышения  эффективности коррекционной работы на уроках русского языка и чтения, я создаю условия, вызывающие положительные эмоции, обеспечивающие личную включенность ребёнка в работу. Переживание маленьких успехов в учёбе, удовольствие от хорошо проделанной работы, достаточно быстрое достижение изменений в учении личностно включает ребёнка в занятия, что является основным условием, мотивацией к учебной деятельности. Технология деятельностного метода обучения, когда новое знание не даётся детям в готовом виде, а постигается путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков, учитель подводит детей к « открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны  учителя.  Также занятие может развертываться в виде постоянного углубления. Главное – естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодолениями.

Активно использую в своей практической деятельности идеи дифференцированного и разноуровневого обучения, опираясь в их реализации на технологию внутриклассной дифференциации.  Ведь успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся нашей школы зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, которые обусловлены многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием.

Разноуровневую дифференциация организую на всех этапах урока: при изучении нового материала, при закреплении, при контроле ЗУН.

Чаще всего применяю такую форму внутриклассной дифференциации, когда ученики выполняют задания различного уровня сложности. При этом усложнение пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или далёкие связи между различными фрагментами содержания  пройденного материала.

Адаптивная технология обучения 

Цель технологии заключается в обучении приёмам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.

Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:

– управлению самостоятельной работой всех учащихся;
– работе с отдельными школьниками — индивидуально;
– осуществлению учёта и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
– максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.

Для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету при организации учебной деятельности  широко использую технологию сотрудничества.

Сочетаю индивидуальную, коллективную и различные формы групповой и парной работы, это создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет приобщить к процессу познания буквально каждого ученика.

Многие представляют себе индивидуальный подход как изоляцию ребенка и предоставление его самому себе. На самом деле, индивидуальный подход в обучении не исключает, а предполагает коллективную, групповую деятельность, развитие навыков общения и поведения. Просто при этом большой акцент делается на самостоятельность исследования, познавательного "прорыва", который совершает ребенок.

   Использую работу в парах постоянного и сменного состава на разных этапах урока: это и взаимопроверка, и совместная работа при закреплении материала. Один ученик выполняет задание, а второй контролирует выполнение и оценивает правильность, указывает при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями. При написании на уроке словарных диктантов, мини-диктантов сидящие рядом учащиеся обмениваются тетрадями для взаимопроверки, карандашом выставляют друг другу отметки. Затем дети повторно обмениваются тетрадями, и сопоставляют с правильным вариантом текста. Ученики объясняют друг другу допущенные ошибки. Подобная работа развивает орфографическую и пунктуационную зоркость.

На  изучение нового материала на уроке отводится минимум времени, после чего учащиеся большую часть урока работают самостоятельно. В это время я наблюдаю за работой всех учеников, то есть обучаю всех, и работаю индивидуально с каждым. Школьники могут работать в нескольких режимах: совместно с учителем; индивидуально; в паре; самостоятельно под моим руководством. Обязательным условием является –дифференцированные  и индивидуальные задания для работы на уроке.

В конце каждого урока я обхожу всех учащихся, оцениваю их достижения, высокие результаты выполнения оцениваю вслух с целью формирования веры у учеников в свои силы и возможности. Для учащихся создается благоприятный психологический микроклимат: ошибки учащихся не выносятся на всеобщее рассмотрение, обсуждаются вполголоса, чтобы не слышали другие. Оценка успехов, достижений сообщается всему классу. Также использую листы самооценки.

В адаптивной технологии самостоятельная работа учащихся протекает одновременно с индивидуальной. Индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять своё творчество при выполнении заданий. Умение самостоятельно работать – это то, чему ученик должен научиться в школе. Контроль учителя, включенный в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент её проявления или по её результатам.

В условиях адаптивной системы обучения, обучение — это не только сообщение новой информации, но и, и это главное, обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы.

Таким образом, на моих уроках, каждый ученик, работая индивидуально, имеет возможность выбрать задание любого уровня сложности, тем самым не только достичь обязательного уровня обучение, но и, в зависимости от познавательных интересов, саморазвиваясь  двигаться дальше.

Использование здоровьесберегающих технологий.

Внедряю образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учётом индивидуальных особенностей здоровья  учащихся. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приёмы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке. В зависимости от ситуации и степени напряжённости работы на уроке, провожу: гимнастику для глаз, физкультминутки, динамические паузы.

Обеспечиваю необходимые условия для  продуктивной познавательной

деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

Устанавливаю межпредметные связи, осознаваемые учащимися, осуществляются связи с ранее изученными знаниями и умениями.

Планирую урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередует виды работ.

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.

В уроки включаю вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Использую элементы здоровьесберегающих технологий, направленные на расширение зрительно – пространственной активности

В процессе игры развиваются все виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Другими словами игра на уроке является комплексным носителем информации, активизирующая учебную информационную деятельность, формирует устойчивый интерес к предмету.

Применение информационно-коммуникационных технологий. В рамках достижения нового качества подготовки школьников активно внедряю  в учебный процесс информационные технологии.  Использование  мультимедиа  пособий, энциклопедий, справочников, создание собственных презентаций и интерактивных заданий способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; активизируют познавательную  деятельность учащихся.

Поскольку компетенции рассматриваются по отношению к личности ученика и отражают деятельностную составляющую общего образования, то их развитие предполагает использование личностно-деятельностного подхода. В основу его реализации положены определённые дидактические принципы, среди которых важную роль играет принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности. Согласно данному принципу обучение эффективно, если ученики, как субъекты деятельности проявляют познавательную активность. Применение в образовании цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) требует необходимого технологического обеспечения, поэтому данный подход необходимо сочетать с технологическим подходом, направленным на использование информационно-коммуникационных технологий.

Для создания соответствующих условий обучения, развития и воспитания ученика учитель, в свою очередь, должен обладать информационно-коммуникационной компетентностью. Для этого:

Развиваю собственную профессиональную компетентность в области использования ЦОР в рамках изучения тем школьного курса русского языка и чтения.

Умею оценивать качество ЦОР с целью их отбора для использования в учебном процессе.

Разрабатываю уроки и фрагменты уроков с использованием ЦОР.

Использую различные методы и формы обучения на уроках с применением ЦОР.

Занимаюсь самообразованием в освоении новых средств ИКТ.

         Применяю в повседневной жизни и работе следующие средства ИКТ (пользовательские ИКТ – компетенции):

компьютер и периферийное оборудование;

программное обеспечение на уровне пользователя;

коммуникационные средства (электронная почта, Интернет) на уровне пользователя.

Умею применять в своей профессиональной деятельности следующее  (специальные ИКТ – компетенции):

избирательно использовать ИКТ-ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы);

имею представление об образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе МО РФ, осуществить заказ, подписку;

определить педагогическую целесообразность использования электронных образовательных продуктов в учебном процессе;

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении, и на уроках в частности, невозможно без компьютера. 
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения:

путём активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет);

путём ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи до конца, опираясь на всевозможные рекомендации, пояснения, справочники);

используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения. С его помощью можно:

развивать интеллект школьников и навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации;

эффективно использовать наглядно-образные компоненты мышления, играющие исключительно важную роль в жизни человека;

расширять объём предъявляемой учебной информации и набор применяемых задач;

разнообразить формы учебной деятельности школьников на уроке;

осуществлять индивидуальный подход в обучении;

проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий;

повышать качество контроля знаний учащихся и разнообразить его формы;

обеспечивать гибкость управления учебным процессом;

повышать интерес ребёнка к изучению предмета и к учению в целом.

С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывает отрицательное воздействие на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Поэтому при организации урока я учитываю то, что:

работа школьников за компьютером в течение всего урока является непродуктивной;

одновременная (синхронная) работа под руководством учителя целесообразна лишь только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе и изучаемым приёмам деятельности;

использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение;

компьютер как обучающее средство не может полностью заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися, не может оперативно реагировать на изменения педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

Считаю, что при проведении урока с использованием ИКТ необходимо:

чередовать напряжённый умственный труд и эмоциональную разрядку, за счёт упражнений, для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения;

тщательно планировать как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая её временными рамками и не допуская напрасной потери времени.

Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:

При объяснении нового материала;

При закреплении и повторении изученного;

При итоговом контроле.

На своих уроках я стараюсь создать атмосферу сотрудничества, сотворчества ученика и учителя, формирую у школьников качества, необходимые каждому современному человеку: умение думать, творить, критически осмысливать и оценивать происходящее, отстаивать свои идеи, опираясь на факты, а не на домыслы.

В заключение хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.

Маркова А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных технологий на уроках английского языка

Презентация по теме " Применение современных технологий  на уроках английского языка"...

Применение современных технологий на уроках английского языка

Данный материал содержит краткое описание технологии проблемного  диалога, а так же примеры применение данной технологии на уроках английского языка....

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...