Методический материал "Азовский флот"
план-конспект урока на тему

Попова Светлана Александровна

Методический материал "Азовский флот"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  ОРКСЭ в 4 классе по модулю: «Основы православной  культуры»

Тема: «Пасха»

Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев « Москва «Просвещение» - 2013

Тип урока: комбинированный

Цель урока: пополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.

Задачи урока:

Образовательные:  познакомить  с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми;

                                   пробудить интерес к старинным русским обрядам

Развивающие: развивать познавательную активность

Воспитательные: помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной  культуре воспринимается выше других радостей в жизни.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.

Используют навыки извлечения существенной  информации из различных источников.

Пользуются навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Составляют текст в устной и письменной формах.

 Участвуют в коллективном и групповом обсуждении  вопросов урока.

Имеют представление о понятии Пасха.

Педагогический инструментарий достижения планируемых результатов (технологии, формы, методы и приемы):

Элементы образовательных технологий

  1. ТПО - технология проблемного обучения
  2. ТРО – технология развивающего обучения
  3. ИКТ-информационно- коммуникационные технологии
  4. ПСОТР - педагогика сотрудничества
  5. ТРКМ – технология развития критического мышления

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный,

Приемы: беседа, словарная работа, работа со справочной литературой и текстом.

Средства обучения:

Оборудование учителя

Оборудование учащихся

Учебник,  экран, компьютер, презентация, дополнительный материал, крашеные яйца, приспособление для игры «Горка»

Учебник, рабочий лист ученика, цветные карандаши, заготовки для пасхальной открытки.

Межпредметные связи: ИЗО, литературное чтение, музыка.

Этапы

Время

(в мин.)

Цели этапа

Пед. инструментарий

Содержание

УУД

Оценка

(педагогичес-кое наблюдение, самооценка, взаимооценка и др.)

Деятельность уч-ля

Деятельность уч-ся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержатель-ной области («могу»).

2 - 3 мин.

Создание благоприятного эмоционально-психологического фона урока.

Формирование у учащихся желания работать на уроке и уверенности в своих силах.

Беседа, видео-интервью

 Оргмомент. Учитель приветствует детей.

Учитель задает вопрос: «Ребята, вы любите праздники? Какие христианские праздники вы знаете? Какой самый главный христианский праздник?»

Мы взяли интервью у учеников 2-го класса нашей школы.  Давайте послушаем, что они нам ответили на вопрос: с каким событием связана Пасха.  Какой ответ второклассников является верным?

 Дети приветствуют учителя.

 Отвечают на вопрос, обозначая свою эрудицию.

К.: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Р.: понимать цель выполняемых действий

Учитель выражает надежду, что все задачи сегодняшнего урока будут решаться также легко, как обучающиеся смогли ответить на поставленные учителем вопросы.

2.Актуализа-ция знаний и фиксация индивидуаль- ного затруднения в пробном действии учащихся, фиксируемое ими самими.

5 - 6 мин.

Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности

Используя игровой прием «Знаешь ли ты, что…»(учитель говорит начало фразы, обучающиеся завершают её) Презентация    (слайды № 1-8)

Проверяет домашнее задание с использованием слайдов презентации № 1-8

Подводит итог работы в группах.

Обучающиеся работают в группах, обдумывают ответы на вопросы в рабочих листах в разделе «Проверим себя»  и отвечают на них.

П.: умеют объяснить смысл понятий по теме урока №7: «Иисус Христос и его Крест».

Р.: оценивают правильность выполнения задания, высказывания.

К.: внимательно слушают собеседника,  понимают его высказывания;  выражают свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

При необходимости подбадривает отстающих и выражает одобрение тем, кто хорошо и отлично работает.

3. Выявление места и причины затруднения.

2 - 3 мин.

Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Создается проблемная ситуация; (слайд № 8)

Вместе с обучающимися определяет тему урока   «Пасха».               Какие словосочетания приходят вам на ум, когда вы слышите или видите перед собой слово «Пасха»? (Можно использовать слайд №8) Как вы думаете, почему слово Пасха связано с жизнью Иисуса Христа?

Учащиеся приводят словосочетания со словом «Пасха», высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем.

Дети обозначают тему урока.

Р.: в сотрудничестве с учителем ставят учебную задачу.

К.: внимательно слушают собеседника,  понимают его высказывания;  выражают свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).

3 - 5 мин.

Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации.

Беседа, (слайды № 9 - 10)

Предлагает обучающимся сформулировать задачи  и составить план урока.

Корректирует вопросы, предложенные учениками.

Сообщает план действий:

1. Знакомство с новыми понятиями  и беседа по их содержанию.

2. Изучение текста учебника.

3. Составление ответов на главные вопросы урока.

Формулируют задачи и составляют план урока. Записывают тему и план урока в рабочий лист.

П.: поиски способов решения проблемы

Р.: в сотрудничестве с учителем   ставят учебную задачу

К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

Выражает одобрение действиям обучающихся.

5.Реализация построенного проекта.

20 мин.

Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Презентация, (слайды № 11 – 21); видеоклип «Мария Магдалина»

1. Организует работу в группах.

2.Организует беседу по содержанию нового материала (по тексту параграфа № 8)

3. Предлагает послушать выступление детей с опережающим домашним заданием на тему: «Обычаи и традиции Руси 100 и более лет назад», волочебное пение.

4.Задает вопрос и слушает ответы детей: «Откуда пошла традиция красить яйца на Пасху?»

5. Организует работу с дополнительным материалом, предлагает определить тип росписи пасхальных яиц и поиграть в игры «Горка», «Вертушка», «Битки». (Для игры приглашаются дети из разных групп).

 

1.Читают самостоятельно  текст параграфа.

2. Готовятся и устно отвечают на вопросы в рабочем листе в разделе «Работа с текстом параграфа  № 8» Каждая группа отвечает на свой вопрос.

3. Слушают одноклассников с устным сообщением и пение волочебников.

4. Предлагают свои варианты ответов на поставленные учителем вопросы.

5. Применяют на практике дополнительный материал из рабочего листа в ходе игры.

П.: учатся выделять существенную информацию из различных источников.

Р.: удерживают учебную задачу в процессе работы.

К.: участвуют в групповом и коллективном обсуждении учебной проблемы, реализуют творческий потенциал в ходе игры.

Предлагает отметить выступление волочебников  аплодисмен-тами.

6.Первичное закрепление.

5 мин

Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач.

Наша общая пасхальная открытка (лист ватмана, где заранее прорисовано голубое небо, солнце, трава)

Музыкальные заставки № 1,2

 Организует творческую работу детей.

Обучающиеся раскрашивают бумажные заготовки церкви,  угощений пасхального стола, букв ХВ и т.д.; при помощи учителя оформляют общую пасхальную открытку.

П.: понимать значение информации.

К.: участвовать в коллективном творческом труде.

7. Рефлексия учебной деятельности.

3 мин.

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Презентация, (слайд № 26)

1. Обращает внимание обучающихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен (дан) ответ; остались ли  неразрешенные моменты.

2.  Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.

3. Дает инструктаж  по выполнению домашнего задания.

4. Итак, ребята, на этом наш урок закончен. Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы! До свидания!

1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.

2. Оценивают своё участие в уроке.

3. Записывают домашнее задание в дневник: ответить на вопросы Параграфа №8, нарисовать пасхальную открытку.

Р.: оценивать достигнутые результаты общей и собственной  деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

К.: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Поздравляет с наступающим праздником Пасхи, дарит пасхальные открытки всем ученикам.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист ученика(цы)  4 класса__________________________________

Проверим себя.

 Нарисуйте православный крест и устно объясните, что означает каждая часть креста?

1. Как называется то место, где распяли Христа и что в переводе с древнееврейского языка означает это слово?____________________________  

___________________________________________________________________                                                           

2. В какой день недели был распят Иисус Христос?_______________________

3. Что произошло на месте распятия Христа в момент его смерти?__________

___________________________________________________________________

4. В какой день Иисус Христос воскрес? Почему этот день на Руси и в наше время так называется?_______________________________________________

5. Иисус Христос позволил Себя казнить через распятие, чтобы… ___________

___________________________________________________________________

6. Что означает слово Пасха?__________________________________________

Тема урока: ____________

План урока

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________ 

4._________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

Работа с текстом параграфа №8

1.Что такого могут увидеть христиане в природе, что напоминает о Пасхе? (Стр. 29)

2.Как христиане готовятся к празднику Пасхи? (Стр. 31)

3.Каждый год Пасха приходится на разные даты. Как определяется время праздника? ( Стр. 29 «Это интересно»)

4.Чему удивились ученики и друзья Христа, когда увидели воскресшим своего Учителя? ( Стр. 28)

5.Где собираются православные христиане для встречи Пасхи? Как они её встречают? (Стр. 30)

6.Сколько времени празднуют Пасху? Что разрешено детям и взрослым в Светлую седмицу? (Стр. 31)

Дополнительные сведения

Яйца, окрашенные в один цвет – крашенки. Яйца с пятнами, крапинками – крапанки.

Яйца, окрашенные от руки различными узорами – писанки.

Игра «Горка». Дети по очереди скатывают свои крашенки с горки, чьё яйцо укатится дальше, тот и победитель.

Игра «Вертушка». По команде дети раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

Игра «Битки». Играющие выкрикивают: "Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!” Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобьется, или даст трещину, тот проиграл. Победитель забирает яйцо побежденного.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Греческий флот периода греко-персидских войн

Состав и особенности флота периода греко-персидских войн...

Основание флота, презентация к уроку-проекту

В ходе проектной деятельности на уроках истории в 7 классе была подготовлена данная презентация. Основная задача проекта сравнить по принципу "как было - как стало" создание флота при Петре 1....

Балтийский флот в Отечественной войне 1812 года

Презентация на конкурс. Балтийский флот в Отечественной войне 1812 года. Можно использовать на уроках истории, классных часах и внеклассных мероприятиях....

Классный час - День воздушного флота РФ

Этот материал можно использовать на классном часе....

Методическая разработка классного часа "Бриг "Меркурий" - гордость, честь и слава Российского флота"

В современном обществе особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у подростков личностных качеств. Важно помочь молодым людям определить правильные ориентир...