Организация деятельности ПМП консилиума в образовательном учреждении.
статья на тему

Вардугина Светлана Николаевна

В статье рассказывается об организации деятельности ПМП консилиума в МБОУ КСОШ №1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_pmpk.doc71 КБ
Office presentation icon konsilium.ppt322.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация деятельности ПМП консилиума в образовательном учреждении.

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение является целостной системой помощи ребенку с ОВЗ. В нашей школе осуществляется ППМС сопровождение ребенка с ОВЗ, организован коррекционно-образовательный процесс, но я сделаю акцент на том, как организована деятельность ПМПк в нашей школе, потому что именно  консилиум является ключевой точкой в ППМС-сопровождении ребенка с ОВЗ.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий  сопровождение ребенка с ОВЗ. ПМПк в нашей школе создан приказом директора школы, Положением  о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ КСОШ №1. ПМПк строит свою деятельность в соответствии с Уставом, договором с родителями. Составляется план работы консилиума на учебный год.

 Основная цель ПМПк –  обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

1. ранняя диагностика отклонений;

2. консультирование родителей, педагогов;

3. определение необходимых специальных образовательных  условий;

4. определение путей включения детей с ОВЗ в классы, работающие по основным  образовательным программам;

5.составление заключения для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию;

6. формирование банка данных  о детях, имеющих проблемы развития.

Консилиум имеет основной и сменный состав.  В основной состав ПМПк входят: директор школы – он является и председателем консилиума, педагог-психолог; учитель - логопед; медицинская сестра, социальный педагог, зам. директора по учебно-воспитательной работе, зам. директора по воспитательной работе. В сменный состав консилиума входят учителя-предметники, классные руководители и специалисты других структур (при необходимости). Состав варьируется в зависимости от поставленной цели.

Психолого-педагогический консилиум проводится:

  • в соответствии с планом работы;
  • по запросу учителя-предметника;
  • по запросу классного руководителя;
  • по запросу специалистов ППМС сопровождения;
  • по запросу родителей (законных представителей) учащихся.

Объектом обсуждения на консилиуме: параллель классов, отдельный класс, группа школьников, отдельный ученик.

В своей деятельности мы определили следующие плановые консилиумы:

  • 1-е классы – проблемы  адаптации к ситуации школьного обучения;
  • 4-е классы – проблемы готовности к обучению в среднем звене;
  • 5-е классы – проблемы  адаптации к ситуации предметного обучения;
  • 10-е классы – проблемы  адаптации учащихся к обучению в профильной школе;
  • разработка и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов;
  • определение потенциала вновь прибывших в школу учащихся;
  • оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися, находящимися на сопровождении.

Рассмотрим более подробно ход консилиума по обсуждению проблем конкретного школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из основной особенности работы специалистов ППМС сопровождения с детьми ОВЗ.

Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.

1 этап.        Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума.

Работа консилиума по отношению к ребенку с ОВЗ, начинается в соответствии с условиями и рекомендациями ТПМПК, с согласия родителей. В начале каждого учебного года составляем договор с родителями о согласии на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося в МБОУ КСОШ №1. В первую очередь анализируем  ресурсы специалистов в соответствии с рекомендациями ТПМПК, которые, в соответствии с Законом об образовании лиц с ОВЗ   становятся обязательными к исполнению в школе.

Если у ребенка впервые выявлена проблема и он нуждается в сопровождении, то консилиуму предшествуют: индивидуальное обследование ребёнка специалистами, предварительное наблюдение, обследование учителями-предметниками и классным руководителем, сбор медицинской информации.

В консилиуме каждый специалист имеет свой функционал и выполняет определенные виды деятельности.

Медсестра: 

Предоставляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях школьников.

Содержание информации: 

1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
 - соответствие физического развития  возрастным нормам, группу здоровья;

  - состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;

  - переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).
2. Факторы риска нарушения развития:

   - наличие в прошлом и на сегодня заболеваний, травм, которые могли сказаться на развитии ребенка;

   - факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.  

З. Характеристика заболеваемости за последний год.

Социальный педагог:

Социальный педагог проводит обследование микросоциальных условий жизни ребенка, составляет отчет о социальном статусе семьи, разрабатывает рекомендации к оптимизации микросоциальных условий жизни ребенка.

  • характеристика семьи ребёнка, особенности  взаимоотношений и стиль воспитания;
  • жилищно-бытовые условия,
  • конфликтные аспекты в работе с семьёй;
  • настрой родителей (законных представителей)  на взаимодействие со школой.

Классный руководитель:

Собирает и обрабатывает информацию от учителей-предметников, систематизирует собственные наблюдения.
Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения.

 Информация содержит: 

- трудности, испытываемые учеником в педагогических ситуациях;

- индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.

Учителя-предметники:

1. Качественные характеристики учебной деятельности:

    - трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных
ответах на уроке, особенности ответов у доски;

   - трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих
заданий, трудоемкой работы;

   - трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала,
виды заданий, вызывающие наибольшие трудности;

   - предполагаемые причины описанных трудностей.

2. Количественные показатели учебной деятельности:  

   - успеваемость по основным предметам;

   - причины низкой успеваемости или неровной успеваемости.

З. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:

    - описание и оценка поведения, учебной активности и заинтересованности;

    - индивидуальные, особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и со сверстниками.

4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:

     - описание типичного для школьника эмоционального состояния на  уроке;
   - описание ситуаций, вызывающих у учащихся различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг).

Педагог-психолог: 

Я как педагог-психолог провожу психологическое обследование ребенка с помощью экспериментально-психологических методик, выявляю нарушения или несформирмированность высших психических функций, проблемы социально-личностного развития. Составляю заключение и рекомендации к психологическому сопровождению ребенка и его семьи.

  • результаты исследования интеллекта;
  • характеризую память: преобладающий   механизм запоминания      по модальности (зрительный, слуховой, моторный,  комбинированный), соотношение произвольной и непроизвольной памяти, состояние кратковременной и долговременной  памяти;
  • характеризую внимание (концентрацию, переключаемость, устойчивость);
  • личностные особенности ребёнка;
  • особенности межличностных отношений ребёнка;
  • состояние эмоционально-волевой сферы.

Учитель-логопед: 

Логопед проводит логопедическое обследование. Заполняет речевую карту, составляет заключение и рекомендации к содержанию и организации логопедической работы.

  • особенности речевого развития ребёнка;
  • возможности коррекции и прогноз;
  • рекомендации для педагогов и  специалистов по вопросам коррекции речи;
  • консультирование родителей;
  • создание благоприятной речевой среды.

2. этап:  Консилиум. На основе данных, полученных специалистами, на заседании ПМПк идет коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи, обсуждаются результаты и составляется коллегиальное заключение с рекомендациями об образовательном маршруте в соответствии с возможностями и особенностями ребёнка, а также медицинской помощи, если таковая требуется. В тех случаях, когда на ПМПк у нас возникают вопросы об определении образовательного маршрута или ребёнок нуждается в дополнительной диагностике, мы направляем (с согласия родителей) в психолого-медико - педагогическую комиссию.

На консилиуме утверждаем ИОМ; распределяем обязанности между участниками реализации маршрута; также на   период   реализации   рекомендаций,   разработанных   специалистами   ПМПк, ребенку назначается ответственный за реализацию ИОМ. Это в первую очередь классный руководитель, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист или педагог, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу. Также устанавливаем дату повторного консилиума для оценки эффективности реализуемого ИОМ. Знакомим родителей с заключением консилиума (какие коррекционно-развивающие занятия необходимы ребенку, их периодичность, время проведения).

3. этап: Реализация рекомендаций консилиума. В тех случаях, когда дети обследуются на ПМПк повторно, мы оцениваем результаты проведённой с ребёнком индивидуальной коррекционно-развивающей работы (показаваем наличие и характер динамики) и намечаем дальнейшую работу. 

На повторном консилиуме прослеживаем динамику в развитии ребенка, в случае положительной динамики коррекционно-развивающая работа признается завершенной, если динамика незначительная или отрицательная, то  в ИОМ вносятся коррективы и устанавливается новый срок реализации.

Документация ПМП консилиума

  • положение О ПМПк
  • приказ об организации  консилиума.
  • журнал записи и учёта детей, прошедших обследование специалистов консилиума;
  • журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов
  • заключения специалистов ПМПк;
  • договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) учащегося;
  • индивидуальный образовательный маршрут;
  • протоколы заседаний консилиума
  • ДДН.

В заключении хочу отметить, что при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья консилиум позволяет объединять и четко координировать действия между специалистами школы. Опыт работы нашего школьного консилиума показал: эффективность образовательного, коррекционно-развивающего процесса во многом зависит от уровня знаний педагога, узких специалистов о своих учащихся, от умения осуществлять дифференцированный подход к ним, от заинтересованности в успешном обучении и полноценном развитии школьников. Поэтому все специалисты ППМС сопровождения и учителя-предметники, работающие с детьми с ОВЗ прошли курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования. Тем не менее проблема работы школьного консилиума в том, что нет в его составе учителя-дефектолога.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Слайд 2

Медсестра Содержание информации: 1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума: - соответствие физического развития возрастным нормам, группу здоровья; - состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы; - переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры). 2. Факторы риска нарушения развития: - наличие в прошлом и на сегодня заболеваний, травм, которые могли сказаться на развитии ребенка; - факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний. З. Характеристика заболеваемости за последний год.

Слайд 3

Социальный педагог характеристику семьи ребёнка, особенности взаимоотношений и стиль воспитания; жилищно-бытовые условия; конфликтные аспекты в работе с семьёй; настрой родителей (законных представителей) на взаимодействие со школой.

Слайд 4

Классный руководитель Информация содержит: - трудности, испытываемые учеником в педагогических ситуациях; - индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.

Слайд 5

Учителя-предметники Качественные характеристики учебной деятельности; 2. Количественные показатели учебной деятельности; З. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях; 4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.

Слайд 6

Педагог--психолог результаты исследования интеллекта; характеристика ВПФ; личностные особенности ребёнка; особенности межличностных отношений ребёнка; состояние эмоционально-волевой сферы.

Слайд 7

Учитель-логопед особенности речевого развития ребёнка; возможности коррекции и прогноз; рекомендации для педагогов и специалистов по вопросам коррекции речи; консультирование родителей; создание благоприятной речевой среды .

Слайд 8

Заседания ПМПк проводятся: в соответствии с планом работы; по запросу учителя-предметника; по запросу классного руководителя; по запросу специалистов ППМС сопровождения; по запросу родителей (законных представителей) учащихся.

Слайд 9

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ДЛЯ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМА Ф.И. ученика _______________________________ Возраст _________________________ Школа ______________________________________ класс ___________________________ Жалобы родителей ____________________________________________________________________ Жалобы педагогов ____________________________________________________________________ Особенности поведения, общения, привычки и интересы _____________________________________ Сформированность социально-бытовой ориентировки _______________________________________ Моторная ловкость _____________________ Ведущая : рука _____________ нога ________________ ухо _______________ глаз ________________ Характеристики деятельности : мотивация ____________________________________________________________________________ критичность __________________________________________________________________________ работоспособность _____________________________________________________________________ темп деятельности ______________________________________________________________________ Особенности внимания _________________________________________________________________ Особенности памяти ____________________________________________________________________ Характеристики интеллектуального развития ________________________________________________ Педагог - психолог ____________________________

Слайд 10

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМА Ф.И. ребенка __________________________________________ Дата рождения_________________ Школа ______________________________________________________________ Класс __________ Краткий анамнез речевого развития _____________________________________________________ Речевая среда и социальные условия _____________________________________________________ Общая и мелкая моторика ______________________________________________________________ Артикуляционный аппарат ______________________________________________________________ Устная речь: Общее звучание речи ___________________________________________________________________ Понимание речи _______________________________________________________________________ Активный словарь ______________________________________________________________________ Грамматический строй речи ______________________________________________________________ Слоговая структура речи _________________________________________________________________ Звукопроизношение ____________________________________________________________________ Фонематическое восприятие звуковой анализ, синтез _________________________________________ Связная речь ___________________________________________________________________________ Темп и плавность речи __________________________________________________________________ Чтение ________________________________________________________________________________ Письмо _______________________________________________________________________________ Заключение и рекомендации : ____________________________________________________________ Дата обследования ____________ Подпись логопеда ____________

Слайд 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________________________ Дата рождения ___________________________________________________________________________ Дата обследования _______________________________________________________________________ Школа _________________________________________________ Класс _________________________ Домашний адрес ________________________________________________________________________ Телефон _______________________________________________________________________________ Причины напрваления на ПМПК: жалобы родителей_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ мнение учителя__________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ Документы представленные на консилиум: ___________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Заключение консилиума ___________________________________________________________________ Председатель ПМПк: ______________________ Члены ПМПк (специальность, подпись)________________________________

Слайд 12

Структура заседания ПМПк Организационный момент. Заслушивание представлений специалистов, классного руководителя Обмен мнениями и предложениями по коррекции развития. Выработка рекомендаций для педагогов, родителей. Разработка индивидуальной коррекционной работы с ребёнком.

Слайд 13

Перечень документации специалистов Консилиума: положение о ПМПк; приказ об организации консилиума; журнал записи и учёта детей, прошедших обследование специалистов консилиума; журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов; заключения специалистов ПМПк; договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) учащегося; индивидуальный образовательный маршрут; протоколы заседаний консилиума; ДДН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии при организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении

В работе представлен материал, характеризующий понятие "Здоровье человека", "факторы здоровья" , обозначены "школьные факторы риска здоровья ребенка" . Автор  в работе подробно ...

Организация работы психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицин...

Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.

Скажите в ваших ОУ есть  ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения  для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...

Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.

Скажите в ваших ОУ есть  ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения  для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...

Организация деятельности служб примирения в образовательных учреждениях

Служба примирения — это новая технология решения конфликтныхситуаций в школе с привлечением детей, модераторов. Когда взрослый человекначинает разрешать школьные конфликты, он прибегает к манипу...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Министерство просвещения Российской Федерации выпустило распоряжение от 9 сентября 2019 г. N р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме Образовательной орган...