1. Консультация для воспитателей «Методика развития словаря»
консультация на тему

О развитии словаря дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:



Консультация  для воспитателей «Методика развития словаря»

Подготовила Н.М.Медведева, воспитатель группы         компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.

Процесс усвоения детьми значения слов, их семантики был изучен Л.С.Выготским, показавшим, что ребенок от случайных, несущественных признаков переходит к существенным. На каждом этапе развития ребенок понимает содержание слова различно.

          Различают активный и пассивный словарь.

          Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. (Общеупотребительная  лексика, ряд специфических слов – смотр, плац…)

          Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного. (Общеупотребительная лексика более сложная по содержанию – качественные прилагательные, наречия, числительные…)

          Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную педагогическую задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют их в искаженном виде, требует педагогических усилий. Эти слова воспитатель должен вводить в лексикон детей планомерно, систематически.

Задачи и содержание словарной работы

  1.Обогощение словаря детей.

          Это систематическое ознакомление детей с новыми словами, трудными для самостоятельного усвоения. (Расширение пассивного словаря за счет знаменательных слов.) Наиболее трудными являются числительные. Детей также нужно знакомить со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, родимая…), обогащать его фразеологическими оборотами (капля в море, на седьмом небе – в ст. гр. при определенной ситуации). Воспитатель должен обращаться к различным словарям русского языка.

  2. Закрепление и уточнение словаря ребенка.

          Это многократное повторение слов для их запоминания. В специальном закреплении нуждаются собирательные существительные – транспорт, обувь…, отвлеченные существительные – красота, тишина…, числительные, относительные прилагательные – деревенский, пассажирский…

  Нуждаются в закреплении слова сложные в звуковом отношении. Произносить их следует отчетливо (экскаватор, тротуар…).

  Необходимо терпеливо исправлять искажения звукового состава (коклета, конпот…). Здесь же необходимо уточнять смысл известного слова, углублять его значение (праздник – младшие воспринимают эмоционально, а старшие как радостное событие).

          В многократном повторении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространство, время.

  3. Активизация словаря детей.

          В программе специально выделены слова, которые дети должны не только понимать, но и свободно употреблять.

          Своеобразием словарной работы является запрещение употребления вульгаризмов, просторечных слов, являющихся отступлением от нормы (прется, башка…).

           Все задачи словарной работы решаются в едином педагогическом процессе в разнообразных видах деятельности. В то же время каждая задача имеет свою специфику, а следовательно свои методы и приемы.

Приемы словарной работы

          Приемы словарной работы должны помочь детям выделить нужное слово в речи воспитателя, понять его значение, твердо запомнить его, а также содействовать употреблению этого слова в их речи. Поэтому в одном и том же методе используется несколько приемов, некоторые из которых будут ведущими, основными.

          Называние (или образец произношения) нового или трудного слова – активный прием обогащения словаря детей. Произносить нужно медленно, но орфоэпически правильно.

          Называние часто сопровождается показом объекта (духовка в плите).  

          Иногда называние нужно сопровождать толкованием. (Аквариум – стеклянный ящик, в нем живут рыбки.)

          Часто мы используем включение слова в предложение. (В задние двери трамвая пассажиры выходят.)

          Для запоминания трудных слов (дуршлаг) можно применять повторение слова неоднократно воспитателем, отдельными детьми, хором.

          Для активизации словаря хорош такой прием как вопрос. Вопросы можно задавать не только прямые, но и подсказывающие. (Справа или слева матрешка?)

          В некоторых случаях интерес к слову можно усилить объяснением происхождения (этимология) слова. («Ребята, почему так говорят: грузовой автомобиль, грузовик?» - ст. возраст.)

          Для словарной работы можно использовать некоторые упражнения и дидактические игры. («Кто больше увидит и назовет?») В ст. возрасте проводятся упражнения на образование сложных слов (бензин, возить – бензовоз, длинные ноги – длинноногий).

          К приемам относятся также загадки, сравнение предметов.

          Планируя работу, воспитатель должен уточнить перечень слов, требующих специальной работы с детьми, и подобрать необходимые приемы обучения этим словам.

Методы обогащения словаря

          Важнейшим методом является наблюдение. В процессе наблюдения по возможности активизируются различные анализаторы и обозначаются словом отдельные ощущения детей: зрительные, слуховые, обонятельные, кожные (тактильные и температурные), кинестезические.

           Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий, проводимых в д.саду: осмотрах помещений д. сада, экскурсиях, рассматривании предметов (одежды, посуды, овощей и т.д.), наблюдениях за каким-нибудь процессом (труд взрослых, кормление животных и т.п.). На фоне познавательной деятельности вводятся новые слова, закрепляются знакомые. Готовясь к наблюдению, воспитатель отбирает слова, которыми дети должны овладеть в процессе наблюдения. (Витрина, арка – здания.)

Нужно закреплять трудные слова в других видах деятельности, дидактических и ролевых играх.

          Обогащению словаря способствует и другой метод – показ картины. Специфика этого метода в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя – его объяснения, толкования новых слов. Взрослый обращается и к опыту детей, используя приемы активизации известных слов. При правильном использовании в старшем возрасте репродукций картин художников можно значительно обогатить словарь детей. Например, при показе репродукции картины «Утро в сосновом лесу» И.И.Шишкина дети услышат слова: глухой, дремучий лес, бурелом, глушь, чаща, сырой утренний туман и др.

          Для обогащения словаря большое значение имеет чтение художественной литературы.  

Методы закрепления и активизации словаря

 

           Для уточнения и активизации словаря детей полезно рассматривать картины. Дети видят, узнают, называют ранее виденный предмет, ранее воспринятое слово. Основной словарный прием при этом – вопрос. Употребляются разные формы вопросов:

  1. Для выяснения общего смысла картины: о чем картина? Как мы ее назовем? Правильно ли дети встретили новенькую?
  2. Для описания предметов: что, какой, где, что делает, на что похож?
  3. Для установления связей между частями картины: почему, зачем, для чего, чьи, чем похожи?
  4. Для перехода за пределы изображенного: как вы думаете, что будет потом? Что было до этого? Как ты догадался об этом?
  5. Вопросы о личном опыте детей, близком содержанию картины: а у тебя такие игрушки есть? А к нам в группу кто недавно пришел? Как мы встретили новенького?
  6. Старшим детям для активизации словаря задается вопрос для подбора синонимов: как еще можно сказать об этом? (Несмелая, робкая, испуганная и др.) В младших группах могут быть подсказывающие вопросы.

          Хорошим наглядным материалом для активизации словаря являются мелкие настольные картинки. Можно называть картинки, подбирать парами по какому-нибудь признаку. В старших группах практикуется классификация, составление загадок и др.

          Рассматривание игрушек как метод словарной работы используется во всех возрастных группах. В старших группах дети называют материал, форму частей, обобщающее слово.

          Дидактические игры – метод активизации словаря детей.

          Для словарной работы можно использовать следующие дидактические игры: «Кто больше увидит?», «Чем похожи и чем отличаются?», «Угадай, что изменилось?» и т.д.

          Кроме дидактических игр используются словесные упражнения и игры. Например, «Кто что делает?» (для активизации глаголов): повар – варит, печет, жарит; врач – лечит, ставит градусник, осматривает и т.д. «Кто это делает?» (подбор существительных): пишут – ручкой, карандашом; рисуют – углем, кисточкой, карандашом. В упражнении «Подбери определение» дети говорят, что яблоко – спелое, сочное, румяное; полотенце – белое, длинное,  чистое, махровое.

          Наиболее трудным является упражнение «Назови два предмета, один из которых выше (ниже, уже, короче) другого». Широко используются упражнения на классификацию предметов (подбор обобщающего существительного): шкаф – мебель. Используются упражнения на подбор прилагательных (что бывает деревянным, красным, кислым), на подбор слов, обозначающих время (когда это бывает), игра «Наоборот».

          Нужно не забывать о постепенном усложнении словарного материала.

 

Словарная работа в других видах деятельности

 

          Большие возможности для обогащения и активизации словаря представляет бытовая деятельность (еда, одевание и пр.), труд (починка книг – обложка, корешок, пресс, страница и др.).

         Эффективное средство словарной работы – игра, творческая деятельность, игры-драматизации.

          Итак, словарная работа в детском саду осуществляется совокупностью разнообразных средств воздействия на детей.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в формировании словаря дошкольников.

   Основную работу по накоплению и уточнению словаря детей и активизации навыков грамматически правильного построения устной речи проводит воспитатель....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

   Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни....

Консультация для воспитателей "Методика ознакомления с предметом детей с нарушением зрения" учителя-дефектолога Железновой Р.А.

Консультация для воспитателей "Методика ознакомления с предметом детей с нарушением зрения"  учителя-дефектолога Железновой Р.А....

Консультация для воспитателей "Методика проведения занятий по физической культуре с детьми 4 и 5 года жизни"

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ 4 И 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ.Структура, организация и методика занятийВ средней группе детского сада физкультурные занятия проводятся три раза в неде...

Консультация для воспитателей «Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп»

Консультация для воспитателей«Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп» Значение утренней гимнастикиВ дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гим...

Консультация для воспитателей «Методика организации физкультурных занятий во время прогулки»

Методика проведения физкультурных занятий на прогулке Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей....