Программа по риторике
рабочая программа на тему

Водоватова Галина Осиповна

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа.

Направленность программы: социально-педагогическая

Возраст воспитанников: младший и средний

Срок обучения: 4 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ritorike.doc306.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. КОЗЬМОДЕМЬЯНСКА»

Утверждена

Педагогическим советом МОДО

 «Дом детского  творчества г.Козьмодемьянска»

Протокол № ___ от «___» _______ 2015г.        

Директор        

___________________

Громова С.Н.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

Риторика

Направленность программы: социально-педагогическая

Возраст воспитанников: младший и средний

Срок обучения: 4 года

Составитель:

Водоватова Галина Осиповна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МОУДОД «Дом детского творчества г.Козьмодемьянска»

г.Козьмодемьянск

2015 год

Пояснительная записка

В основе содержания и структуры программы лежит ориентация на базовый компонент риторического образования, формирование духовно- нравственных ценностей; основных общеэстетических понятий (культурологических, культурно- национальных).

        Воспитательный аспект - формирование творческой личности, владеющей культурой мышления, общения, поведения, способной к самостоятельному общению с искусством слова.

        Теоретический курс включает темы по истории древних риторик, развитие отечественной риторики, основные понятия по предмету.

Практическая деятельность направлена на:

  • развитие речевого слуха: формирование произвольности базы;
  • компонентов речи: дыхания, голоса, дикции;
  • выявление детей способных к словесному творчеству.

Основной материал для практических занятий: духовная поэзия, Библия, житие святых, русская литература, философская литература.

Актуальность программы.

Древняя наука- риторика в России  имела свои этапы развития. Со времен Ломоносова красноречие относили к числу изящных искусств.

В дореволюционных школах и вузах риторика преподавалась и развивалась как наука.

Невостребованной она стала в сталинские времена и «застойные времена, когда человеческая личность всячески подавлялась, а инакомыслие преследовалось. В период демократизации общества риторика возрождается.

В наше сложное время экономических реформ, конкурентности на рынке труда родители стремятся дать своим детям дополнительное образование, практические умения, которые пригодятся в жизни. Педагоги дополнительного образования в тесном сотрудничестве с родителями добиваются хороших результатов, поэтому большим спросом пользуются  объединения  в ДДТ, где учащиеся приобретают знания, умения и навыки в заинтересовавшей области.

Педагогическая целесообразность программы

Риторика развивает личностные качества : культуру речи, мышления, поведения, общения, способствует развитию словесного творчества. пробуждает нравственные чувства, помогает в социальном, культурном и профессиональном самоопределении. формирует конкурентоспособную личность адаптирующуюся в любых жизненных ситуациях.

Новизна программы

Данная программа разработана на основе образовательной программы «Школа 2100». Программа курса «Детская риторика» для 1-4 классов, созданной авторским коллективом: Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина. Содержание программы определено на основе изучения социального заказа со стороны родителей воспитанников, учителей начальных классов и среднего звена школ города. содержание сформировано с учетом принципов усложнения программного материала и учетом возрастных особенностей детей.

Отличительные особенности программы

Детям дается элементарная речеведческая теория, но главное время отводится активной речевой деятельности: слушать, говорить, сочинять, Занятия проходят в игровой форме. «Путешествие по островам»: о. Оратория, о. Орфоэпия, о. Лингвистика, о. Царица- Риторика, о. Сочиняй-ка. тренинги на развитие дыхания, речевые разминки проходят на скороговорках, минутки релаксации с музыкальным сопровождения, физкультминутки с речевками. В младшем звене (1-4 кл.) уделяется внимание выразительности речи, речевой этике. На примерах детской духовной литературы и произведениях русской классической литературы пробуждаются нравственные чувства и формируются понятия о добре, любви, милосердии, совести, патриотизме.

В среднем звене (5-7 кл.) уделяется внимание теории риторики, вводятся понятия, риторические термины. Отрабатывается дикция, дыхание, тон голоса, темп речи.

 Практические занятия  совершенствуют мастерство публичного выступления, умение составлять речи, эссе, поздравления, вести споры и дискуссии.

Для более полной активной работы проводятся упражнения на выявление творческих возможностей, развитее интеллекта, воображения, логики.

 Индивидуальная помощь педагога заключается в том, чтобы заложенные природой в каждом ребенке крупицы таланта к речевому творчеству раскрылись со всей полнотой.

Уделяется внимание детям, имеющим дефекты речи, но склонных к сочинительству.

Педагогические принципы

  1. От простого к сложному. Программа  построена по принципу усложнения изучаемого материала.
  2. Принцип разноуровности базируется: варьировании тем прохождения программы, опора на  творческий интерес учащегося.
  3. Принцип нравственного начала: Умение видеть, ценить, бережно относиться к окружающему нас миру. Тактично относиться к воспитанникам.
  4. Принцип творческого подхода к подаче учебного материала: развитие логического мышления, фантазии, интересная подача нового материала (вовлечение детей, героев книг, кукольного театра, путешествие по островам страны «Риторика»).
  5. Принцип индивидуального подхода:
  • на уважении к личности учащегося;
  • на развитии индивидуальных словесных способностей детей;
  • использование индивидуального подхода в групповых видах деятельности;
  • право на выбор домашнего задания по степени сложности.

Вид программы

Данная программа является комплексной, имеет социально-педагогическую направленность. Рассчитана на четыре года обучения. Возраст детей: 1-7 классы. Оптимальная наполняемость в группе 1 года обучения:13-15 детей,  в группе 2 года обучения: 10-12 детей, 3 года обучения: 8-10 детей, 4 года обучения: 8 детей.

Мотивация участников образовательного процесса

  1. Для педагога это возможность самореализации в профессии.
  2. Учащиеся стремятся к познанию, самовыражению, самоутверждению.
  3.  Родители стремятся дать детям возможность овладеть данной наукой, как практически значимой в жизненных ситуациях.
  4. Познание учащимися: науки «Риторика», а также сотрудничество с педагогом для развития культуры речи, поведения и общения в различных жизненных ситуациях.

Цели и задачи программы

Цель:      Создание условий для умственного, речевого и нравственного

      развития личности ребенка через ораторское искусство.

Задачи:

Образовательная:    

  • Познакомить с основными понятиями предмета

                                       риторики: обучить основам ораторского мастерства.

 Развивающие:  

  • Развивать словесное творчество детей, ораторское

                                    мастерство.

  • Повысить культуру речи, поведения, общения.

 Воспитательная:

  • Посредством классической и духовной литературы, примерами жизни известных людей России воспитывать нравственные чувства, патриотизм, доброту, любовь к окружающему миру, уважение к старшим поколениям.

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

  • Правила техники безопасности на занятиях;
  • Историю возникновения риторики;
  • Древних ораторов Греции и Рима;
  • Историю развития риторики в России;
  • Теорию риторики: мимика, жесты, тон голоса, темп речи, типы речи, стили речи;
  • Правила ведения беседы, разговора по телефону, правила слушателя и оратора;
  • Речевой этикет общения;
  • Понятия: тема, идея речи, адресат- адресант;
  • Основную функцию речи, два вида речи;
  • Основателей славянской письменности.

Воспитанники должны уметь:

  • Составлять текст, речь, план  на заданную тему;
  • Выделять в тексте тему, идею;
  • Речевые разминки, работать над дикцией (проговаривать скороговорки);
  • Использовать этикетные формулы - приветствие, вежливая просьба, отказ;
  • Умение анализировать  и оценивать общение (правильность речи с точки зрения норм литературного языка);
  • Определять тип речи, стиль речи;
  • Читать выразительно стихи, текст в прозе;
  • Выступать перед аудиторией (своего класса, школы, на конференциях, конкурсах различного уровня);
  • Работать  в фондах  библиотек, со словарями;
  • Брать интервью, писать заметки;
  • Владеть искусством выступления.

Механизм отслеживания результатов образовательной деятельности

Одним из важнейших условий оценки эффективности данной образовательной программы является ее продуманный мониторинг. Он включает  в себя отслеживание следующих показателей:

  • Наполняемость групп и  посещение воспитанников;
  • Индивидуальный оценочный контроль деятельности детей. Фиксируется в рабочих тетрадях, журнале.
  • Учет личных достижений воспитанников (методика отслеживания результатов);
  • Проведение викторин, зачетных занятий по теме;
  • Организация контроля по теоретическим и практическим знаниям;
  • Зачетные работы (речи, эссе, рассказы, папетрики, стихосложение);
  • Конкурсы «Сладкоречивая Клеопатра», «Лучший оратор», «Орден Цицерона»;
  • Участие в конкурсах, научно- практических конференциях.
  • Мониторинг образовательных результатов.

Показатели уровня усвоения программного материала в объединении «Риторика» 1-3 годов обучения

Словарная работа: «5» - 98-100 % правильное произношение слов

                                «4» - 60-97 % правильное произношение слов

                                «3» - 30-59 % правильное произношение слов

                                «2» - 10-29 % правильное произношение слов

                                «1» - 1- 9 % правильное произношение слов

Работа над дикцией (по скороговоркам)

«5» - четкое произнесение скороговорки на низком, среднем, высоком тонах голоса.

«4» - заминки в речи, нарушение согласных звуков.

«3» - нечеткое произнесение скороговорки, нарушение орфоэпических норм.

«2» - нечеткое произнесение, нарушение тона голоса, орфоэпические ошибки.

«1» - нарушение согласных звуков, нечеткое произнесение, не соблюдение тона голоса, орфоэпические ошибки.

Выступление с речью на «Ораторской трибуне»: 

«5»

  • Четкое произнесение речи
  • Соответствие теме
  • Соблюдение орфоэпических, грамматических, речевых норм языка
  • Наличие этикетных формул в начале и в конце выступления
  • Отсутствие логических ошибок

«4»

  • Наличие речевых и орфоэпических ошибок (2 - 4)
  • Неполное раскрытие темы
  • Логические ошибки (1-2)
  • Нарушение грамматических норм в построении речи (1-2)
  • Орфоэпические ошибки в произнесении речи (2-3)

«3»

  • Отклонение от темы
  • Несоблюдение этикетных формул в начале и в конце речи
  • Логические ошибки (3-4)
  • Грамматические ошибки (3-4)
  • Речевые ошибки (4-5)
  • Орфоэпические (3-5)
  • Нарушение дикции

«2»

  • Тема не раскрыта
  • Логические ошибки (5-6)
  • Речевые ошибки (7-8)
  • Орфоэпические ошибки (8-10)
  • Грамматические ошибки (6-8)
  • Нарушение дикции, тона голоса
  • Отсутствие этикетных формул

«1»

  • Тема не раскрыта
  • Логические ошибки (8-10)
  • Речевые ошибки (8-12)
  • Грамматические ошибки (8-10)
  • Монотонность речи
  • Отсутствие этикетных формул

Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема занятия

теория

практика

всего

Вводное занятие. Риторика- наука об ораторском мастерстве. История возникновения риторики

1

1

2

Ораторская  трибуна «Хочу рассказать о себе». Древние ораторы

1

1

2

Речь- форма общения людей. Рассказ по рисунку

1

1

2

Устная и письменная речь Ораторская трибуна. Речь: «Мой близкий друг»; «Моя подруга»

1

1

2

Возникновение славянской письменности. Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности. «Книги в моей жизни»; «Моя любимая книга»

1

1

2

Библия – замечательная книга

1

1

2

Понятие о монологе

1

1

2

. Ораторская  трибуна «Реликвии нашей семьи» (старинные иконы, книги, интересные вещи)

1

1

2

Диалог

1

1

2

Составление диалога «в библиотеке», «в автобусе», на свободную тему

1

1

2

Культура речевого поведения

1

1

2

Культура общения. Слова приветствия, прощания, благодарности, извинения, обращения с просьбой.

1

1

2

Правила ведения беседы

1

1

2

Разговор по телефону

1

1

2

Сочинение сказки по опорным словам и рисунку

1

1

2

Текст

1

1

2

Составление текста на широкую и узкую тему

1

1

2

Выступление по составленным текстам

1

1

2

Тема текста

1

1

2

Чтение любимых стихов.

1

1

2

Идея, основная мысль текста

1

1

2

План текста, речи

1

1

2

Ораторская  трибуна  «Любимец нашей семьи», «Мое любимое животное», «Я хотел бы иметь…»

1

1

2

Связь предложений в тексте. Цепная связь. Параллельная.

1

1

2

Понятие о патриотизме

1

1

2

Ораторская трибуна.

 «Мой горд», «Мой край родной»

1

1

2

Экскурсия: «Православные храмы Козьмодемьянска»

1

1

2

.«Рассказ на основе услышанного»

1

1

2

Тон голоса. Логическое ударение.

1

1

2

Выразительность речи. Текст в прозе. Стихотворная речь.

1

1

2

Итоговый урок. Конкурс «Знаток риторики»

1

1

2

Итого

31

31

62

Учебно-тематический план 2 года обучения

Тема занятия

теория

практика

всего

Вводный урок. Повторение материала пройденных тем.

1

1

2

Культура общения.

1

1

2

Общение во время разговора.

1

1

2

Тембр голоса.

1

1

2

Сила голоса.

1

1

2

Темп речи.

1

1

2

Мимика и жесты.

1

1

2

Путешествие в страну «Сочиняй-ка».

1

1

2

Урок – практикум. Мастерство выступления.

1

1

2

Стили речи

1

1

2

Художественный стиль. Рассказ.

1

1

2

Книжные стили.

1

1

2

Художественный стиль. Стихотворная речь.

1

1

2

В стране «Сочиняй-ка».

1

1

2

Публицистический стиль.

1

1

2

Официально- деловой стиль.

1

1

2

Урок практикум. Официально- деловой стиль.

1

1

2

Типы речи.

1

1

2

Типы речи. Повествование.

1

1

2

Типы речи. Описание.

1

1

2

Описание предметов.

1

1

2

Типы речи. Рассуждение.

1

1

2

Понятие о милосердии.

1

1

2

Богатство русской речи.

1

1

2

Словари - наши помощники.

1

1

2

Выразительность речи.

1

1

2

Художественное чтение стихов.

1

1

2

Описание природы.

1

1

2

Практическое занятие описание природы.

1

1

2

Типы речей. Описание помещения.

1

1

2

Описание трудовых процессов.

1

1

2

Составление речей по описанию трудовых процессов.

1

1

2

Ораторская трибуна. Речь  по описанию трудовых процессов.

1

1

2

Итоговое занятие.

1

1

2

                Итого:

34

34

68

Учебно-тематический план 3 года обучения

Тема занятия

теория

практика

всего

Вводное занятие. Турнир- викторина.

2

-

2

Риторика в древней Греции.

2

-

2

Софисты- учителя риторики.

2

-

2

Школа софистов в древней Греции.

-

2

2

Древний Рим. Цицерон и его сочинения.

2

-

2

Квинтилиан  - автор «Риторических наставлений».

2

-

2

Резюме. Блиц – турнир «Древние риторики».

-

2

2

Ф.Т. «Сравнительные жизнеописания древних ораторов» (Демосфен, Сократ, Платон, Аристотель, Квинтилиан).

-

2

2

Риторика в России. Ранние риторики.

2

-

2

Риторика Ломоносова М.В.

2

-

2

Практикум. Тезисное выступление на тему: «Российские риторики27-29 веков» (И.С.Рижский, А.Ф.Мерзляков,   А.И.Ганич, Н.Ф.Кошанский).

-

2

2

Правила высшего красноречия.

2

-

2

Мастерство устного выступления.

2

-

2

Замысел речи.

2

-

2

Построение речи (композиция).

2

-

2

Практикум «Составление речи на свободную тему».

-

2

2

Турнир ораторов.

-

2

2

Произнесение речи.

2

-

2

Практикум. Запись и прослушивание собственной речи

-

2

2

Роды и виды ораторских речей. Академическая речь.

2

-

2

Судебная речь.

2

-

2

Анализ речей: Т.Н.Грановского, Ф.И.Буслаева, В.Д.Спасовича, А.Ф.Кони

-

2

2

Социально- политическая речь

2

-

2

Социально- бытовая речь. С.А.Андриевский « К юбилею В.Д.Спасовича».

2

-

2

Духовная речь

2

-

2

Практикум. Анализ речей: наказ – поучение митрополита Московского Даниила (16 век)

-

2

2

Нормы языка.

2

-

2

Нормы ударения и произношения. Речевые ошибки.

-

2

2

Нормы грамматики и их нарушения.

2

-

2

Синтаксические нормы языка.

2

-

2

Практикум. Языковые нормы и речевые ошибки.

-

2

2

Взаимоотношения оратора и слушателей.

2

-

2

Языковые средства контакта.

Эффект живой реакции.

1

1

2

Итоговое занятие. Практикум. Речь на выбранную тему.

-

1

1

Итого:

34

34

68

Учебно-тематический план 4 года обучения

Тема занятия

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие.

1

1

2

Риторика в Древней Греции.

1

1

2

Софисты – учителя риторики.

1

1

2

Школа софистов в Афинах.

1

1

2

Ораторы Древнего Рима.

1

1

2

Квинтилиан.

1

1

2

Как составить резюме.

1

1

2

Философская трибуна.

1

1

2

Риторика в России.

1

1

2

Риторика М.В.Ломоносова.

1

1

2

Практикум.

1

1

2

Правила высшего красноречия.

1

1

2

Мастерство устного выступления.

1

1

2

Замысел речи.

1

1

2

Построение речи.

1

1

2

Философская трибуна.

1

1

2

Турнир ораторов.

1

1

2

Произнесение речи.

1

1

2

Практикум.

1

1

2

Виды ораторских речей.

1

1

2

Судебная речь.

1

1

2

Анализ речей.

1

1

2

Социально-политическая речь.

1

1

2

Социально-бытовая речь.

1

1

2

Духовная речь.

1

1

2

Практикум. Анализ духовных речей.

1

1

2

Нормы литературного языка.

1

1

2

Нормы языка. Лексика.

1

1

2

Нормы грамматики.

1

1

2

Синтаксические нормы языка.

1

1

2

Взаимоотношения ораторов и слушателей.

1

1

2

Контакты со слушателями.

1

1

2

Поведение оратора во время выступления.

1

1

2

Итоговое занятие.

1

1

2

Итого:

34

34

68

3. Содержание программы

Содержание программы 1-го года обучения.

Воспитанники 7-8 лет. Количество детей в группе:12-15 человек.  Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 ч. всего 62 часа в год.

Цель данного этапа обучения:

Ознакомить детей с основами теории риторики, историей развития. Создать условия для раскрытия словесного творчества детей.

Задачи:

  • Формирование у воспитанников культуры речи.
  • Развитие логического мышления.
  • Закрепить интерес к данной науке.

  1. Вводное занятие. Риторика- наука об ораторском мастерстве. История возникновения риторики.

Ознакомление  с программой и видами деятельности 1 года обучения. Понятие об ораторском искусстве в древних государствах.

  Софисты- учителя мудрости красноречия. Эллада- родина риторики.

  1. Ораторская трибуна.  «Хочу рассказать о себе». Древние ораторы.

Практическое занятие. Понятие об этикетных формулах, манере выступления. Выступление: «Хочу рассказать о себе».

Великие ораторы Древней Греции: Платон, Горгий, Гиппий, Продик, Демосфен, Аристотель. Ораторы Древнего Рима: М.Т.Цицерон, Квинтилиан.

  1. Речь- форма общения людей. Рассказ по рисунку.

Теория: два вида речи - письменная и устная.

Практика: пословицы и поговорки о речи и письме.

Теория: построение рассказа. Практика: составление рассказа по рисунку. Ораторская трибуна. Конкурс «Красноречивая Клеопатра».

  1. Устная и письменная речь. Ораторская  трибуна.

Повторение теории: возникновение видов речи. Конкурс пословиц о

 письме и речи. Речь: «Мой близкий друг»; «Моя подруга»

Практическое занятие: составление устного выступления по теме: «Мой друг», «Моя подруга», выступление на трибуне.

  1. Возникновение славянской письменности.  Книги в моей жизни.

 Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности.  Первые азбуки: глаголица и кириллица. Техника изготовления старинных книг.

Экскурсия в библиотеку. Составление речей: «Моя любимая книга», «Библиотека моей семьи», «Книга – источник знаний».

  1.  Библия – замечательная книга.

Знакомство с Библией. Ветхий и Новый заветы.

  1. Понятие о монологе.

Монологи на разные темы. Составление монолога.

  1. Ораторская  трибуна.

Практическое занятие выступление детей по темам: «Реликвии нашей семьи» (старинные иконы, книги, интересные вещи), «Наш семейный архив».

  1.  Диалог.

 Понятие о диалоге. Составление диалога.

  1.  Составление диалога «в библиотеке», «в автобусе», на свободную тему « «Интересные книги», на свободную тему (выбирает учащийся).
  2.  Культура речевого поведения.

     Знакомство с понятием культура. Личностные качества человека, которые

      развивает риторика: культура мышления, речи, поведения, общения, их  

      значение в жизни человека.

  1.  Культура общения.

      Слова приветствия, прощания, благодарности, извинения, обращения с

      просьбой.

  1.  Правила ведения беседы.

      Беседа с людьми разного возраста. Вежливые слова при беседе. Игра

      « Волшебные слова беседы».

  1.   Разговор по телефону.

       Правила пользования телефоном. Игра  «Диалоги по телефону».

  1.  Сочинение сказки по опорным словам и рисунку.

       Построение сказки. Темы сказок. Составление сказки по рисунку.

  1.   Текст.

       Понятие о тексте. Чтение текста с определением названия текста.

  1.  Составление текста на широкую и узкую тему.

        «Наш сад осенью», «Зимний лес», «Зима в городском парке», «Зимние

         узоры на окне».

  1.   Выступление по составленным текстам

        Теория: поза оратора, тон голоса. Конкурс сочинений по текстам.

  1.  Тема текста.

      Понятие о стихотворной речи. Интонация голоса. Выразительное чтение

       стихотворения «Березка».

  1.  Чтение любимых стихов.

       Теория: как подготовить выразительное чтение стихотворения, этапы

       работы, конкурс «Мое любимое стихотворение».

  1.  Идея, основная мысль текста

 Понятие  об идее (основной мысли речи, текста). Чтение текстов и

 определение темы и идеи.

  1.  План текста, речи.

       Понятие о плане. Для чего нужен план? Составление плана по заданному

        тексту.

  1. Ораторская  трибуна

     Закрепление понятий о плане речи и текста. Конкурс речей «Любимец

      нашей семьи», «Мое любимое животное», «Я хотел бы иметь…».

  1. Связь предложений в тексте. Цепная связь. Параллельная.

      Дать понятие  о двух видах связи: цепная связь, параллельная связь.

      Практическое определение видов связи в текстах.

  1. Понятие о патриотизме.

Толкование патриотизма в словарях и собственное мнение  детей. Чтение текстов патриотической направленности, определение темы, идеи текста.

  1. Ораторская трибуна.

      Конкурс речей на патриотическую тему: «С чего начинается Родина?»

      «Мой город», «Мой родной край», «Опаленные войной».

  1.  Экскурсия.

      Православные  храмы г.Козьмодемьянска. История возникновения

      города. Святые Козьма и Дамиан, в честь которых назван город. (Занятие

      на базе Православного центра при Свято – Троицкой церкви).

  1.  Рассказ на основе услышанного.

      Построение рассказа на основе услышанного. Знакомство с такими

       рассказами. Составление рассказа по темам: «Я узнала от моей мамы»,

      «Что я  услышала от моего… (папы, дедушки и т.д.)

  1.  Тон голоса. Логическое ударение.

  Понятие о тоне голоса и логическом ударении. Закрепление понятий в  

  практической деятельности. ( Текст о прозе).

  1.   Выразительность речи. Текст в прозе. Стихотворная речь.

       Понятие о темпе речи, паузах, тембре голоса. Особенности

       выразительного чтения стихов.

  1. Итоговый урок. Конкурс «Знаток риторики»     

  а) конкурс  «Знаток  риторики» (викторина)

       б) «конкурс скороговорочников».

Ожидаемые результаты по итогам  1 года обучения

Должны знать:

  • Теорию возникновения риторики.
  • Историю ее развития в Древних государствах.
  • Древних ораторов и их деятельность.
  • Понятие о теме, идее, формах речи.
  • Знать правила ведения беседы, разговора по телефону.

Должны уметь:

  • Самостоятельно работать со скороговорками.
  • Выразительно читать тексты в прозе и стихотворной форме.
  • Выступать перед аудиторией со своими речами.
  • Уметь вести себя  в общих играх
  • Иметь навыки общения и культуры поведения со сверстниками, входить в контакт с другими людьми.  

2 год обучения

Воспитанники младшего школьного возраста 9-10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Всего: 68 часов в год.

Цель данного этапа:

Формирование техники речи: дыхания, голос, дикция, темп, тембр голоса.

Задачи:

  • Развить практические навыки владения техникой речи. Научить составлять речи по типам и стилям.
  • Выступать с речами перед аудиторией класса, школы.

1.Вводное занятие.

Ознакомление с программой и видами деятельности второго года  обучения. Повторение материала.

2. Культура общения.

Виды общения. Игра «Информация по кругу», «Комплиментарий».

3. Общение во время разговора.

Общение с глазу на глаз. Самообщение. Общение с воображаемым объектом.

4.Тембр голоса.

Понятие об окраске голоса. Игра: « Вопрос- ответ по кругу» (С разной окраской голоса).

  1. Сила голоса.

Умение действовать словом: доказывать, призывать, убеждать, ругать, умолять, требовать. Игра: кукольный театр зверей: волк, лиса, медведь, заяц, Машенька и их диалоги».

  1. Темп речи.

Понятие о темпе и ритме речи, медленная, быстрая речь. Понижение и повышение голоса. Игра: « Я – медведь, я – лиса, и другие сказочные персонажи».

  1. Мимика и жесты.

Внешние выразительные средства красноречия: жест, поза, мимика  движения, одежда, прическа, обувь, украшения.

  1. Путешествие в страну «Сочиняй-ка»

На основе рассказа А.Гайдара «Совесть» составить речь рассуждение: «Совесть в человеке, как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает».

9. Урок – практикум. Мастерство выступления.

Речевая разминка. Ораторская трибуна по составленным речам о совести. Конкурс на «Орден Цицерона».

  1.  Стили речи.

Разговорный стиль и его особенности.

  1. Художественный стиль.

Составление рассказа об интересном случае в форме письма.

  1. Книжные стили.

Общие сведения о книжных стилях. Научный стиль и его особенности. Определение текстов научного стиля.

  1. Художественный стиль.

Особенности  художественного стиля. Тексты в прозе. Стихи. Выразительное чтение стихов.

  1. В стране «Сочиняй-ка».

 Понятие о рифме. Сочинение стихов на тему о временах года.

  1. Публицистический стиль.

Отличительные особенности  данного стиля. Составление заметки в газету «Ведомости Козьмы и Дамиана» на свободную тему.

16. Официально- деловой стиль.

Применение в жизни данного стиля. Составление объявления, заявления.

17. Урок практикум. Официально- деловой стиль.

Определение данного стиля по жестам. Конкурс: «Деловая канцелярия». Выявляем самое грамотное объявление, заявление.

18. Типы речи.

Дать понятие о повествовании, описании, рассуждении. Особенности повествования.

19. Повествование.

Закрепление теоретических знаний. Составление рассказа «Любимые праздники нашей семьи».

20. Типы речи. Описание.

Описание предметов. Определение типов речи по заданным текстам.

21. Описание предметов.

Закрепление теории. Составление речей: «Любимая игрушка», «Заветный подарок».

22. Типы речи. Рассуждение.

Знакомство с текстом – рассуждением. Характерные особенности данного типа речи.

23. Понятие о милосердии.

 Речь- рассуждение «Милосердие в нашей жизни», «Милосердный поступок в моей жизни».

24. Богатство русской речи.

Фразеологизмы, синонимы, антонимы. Игра: «Что это значит» (по фразеологизмам)

25.Словари - наши помощники.

Виды словарей. Знакомство с Орфографическим словарем, толковым словарем русского языка, фразеологическим словарем русского языка.

26. Выразительность речи.

Выразительные средства красноречия. Выразительное  чтение речей. Чтение выбранных текстов в прозе.

27. Художественное чтение стихов.

Особенности чтения стихов. Конкурс стихов  «Мой город в поэзии поэтов родного края».

28. Описание природы.

Особенности построения мини рассказов о природе. Составление рассказов  о природе на тему: «Весенний сад», «Природа весной», «Весеннее утро», «Вербный букет».

29. Практическое занятие описание природы.

Весна в произведениях  русских поэтов. Времена года. Отличительные признаки весны. Конкурс речей: «Весенние зарисовки».

30. Типы речей. Описание помещения.

Чтение текста по описанию помещений. Составление плана речи.

Повторение типов речи. Ораторская трибуна. Конкурс речей на тему: «Моя комната», «Дом моей мечты».

31. Описание трудовых процессов.

Анализ текстов - описание трудовых процессов. Особенности данного типа речи.

32. Составление речей по описанию трудовых процессов.

Повторение теории: типы речи. Составление речей на тему: «Как я однажды пек блины», «Подготовка к празднику Пасха», «Пасхальное блюдо».

33. Ораторская трибуна.

Речевые разминки, их виды. Выступление по теме:  «Описание трудовых процессов».

34. Итоговое занятие. Мониторинг. Зачет - викторина. «Знаток риторики».

Ожидаемые результаты по итогам 2 года обучения.

Должны знать:

  • Теорию техники речи, дыхание, голос, дикция, темп, тембр голоса.
  • Типы речи и их отличительные особенности. Стили речи.

Должны уметь:

  • Самостоятельно проводить речевые разминки.
  • Знать скороговорки на отработку различных согласных звуков и постановку дикции.
  • Составлять речи по типам и стилям речи.
  • Составлять заявление, объявление.
  • Выступать  с речами разных видов перед аудиторией (класс, школа).

Способы  отслеживания результатов.

  • Зачет по скороговоркам;
  • Словарный диктант;
  • Зачетная работа по теории  риторики (викторина).

3 год обучения

         Воспитанники 11-13 лет. Количество детей в группе 8-10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Всего: 68 часов в год.

Цель: Формирование ораторского мастерства в разных видах речей.

Задачи:

  • Развить технику публичного выступления
  • Умение анализировать речь.
  • Развить культуру общения оратора и слушателя.

  1. Вводное занятие. Риторика – наука об ораторском искусстве.

     Ознакомление с программой 3 года обучения. Повторение программы 2    года обучения.

  1. Риторика в  Древней Греции.

     Причины возникновения ораторского искусства в древних государствах.

  1. Софисты- учителя риторики.

Понятие софизма с точки зрения современности.

  1. Школа софистов  в Древней  Греции.

Платон и Аристотель противники софизма.

  1. Сократ и его труды.

     Сильные и слабые стороны софистов.

  1. Риторика в Древнем Риме.

Знакомство с жизнью  М.Т.Цицерона и его сочинениями.

  1. Квинтилиан – оратор Древнего Рима.

Знакомство с сочинениями «Риторические наставления»

8.Практическое занятие. Ораторская трибуна.

Блиц – турнир «Древние ораторы».

Выступление с речами: Демосфен, Сократ, Платон, Аристотель, Квинтилиан.

  1. Риторика в России. Риторика М.В.Ломоносова.

Теория: Знакомство с первыми русскими риториками.

Практика: чтение биографии Рижского И.С. Мерзлякова А.И.

Теория:  Ломоносов  и его  труды по теории риторики.

Практика: выделение этапов построения речи по М.В.Ломоносову.

  1. Практикум.

Российские риторики 17-19 в. Выступления детей  с речами: А.И.Галич., Н.Ф.Кошанский.

  1. Правила высшего красноречия.

Практическое  занятие: анализ рекомендательной статьи «Как владеть высшим красноречием».

  1.  Мастерство устного выступления.

Теория: тема, идея, композиция речи.

  1.  Замысел речи.

Теория понятия замысла речи.

Практика: Построение вступительной части речи: Зацепительный крючок во вступлении. 

  1. Построение речи (композиция).

Теория.

15. Анализ речей.

Анализ речей российских риторов 20 века.

16.Практикум.

     Ораторская  трибуна. Турнир ораторов (на свободную тему).

17. Произнесение речи.

     Теория: подготовка к произнесению речи. Работа с толковым  и орфоэпическим словарями русского языка.

18. Прослушивание речи.

      Практика: запись и прослушивание с магнитофона, видео.

19. Роды и виды ораторских речей.

Теория. Анализ академической речи.

20. Судебная речь.

     Ее особенности. Знакомство с лучшими образцами судебных речей.

21. Анализ речей А.Ф.Кони.

      Практика: Чтение и анализ речей Г.Н.Грановского. Ф.И.Буслаева, А.Ф.Кони.

22. Социально-политическая речь.

      Практика: Просмотр выступления   по видеомагнитофону видных

      деятелей депутатов, президента России. Мнение и впечатления детей от

      выступления.

23.Социально- бытовая речь.

     Практика: чтение речи С.А.Андриевского «К юбилею Спасовича».  

     Составление поздравления адресату.

24.Духовная речь.

     Знакомство с особенностью данного вида речи.

      Практика: « Речь Даниила Московского на Пасху».

25. Резюме.

      Обобщение по теме виды, роды речей. Составление

      учащимися речи по одному из видов, на выбор.

26. Нормы литературного языка.

      Практика: Работа с толковым и орфоэтическим словарем русского языка.

27. Нормы ударения и произношения

      Теория: ударение в русском языке, диалектизмы в речи, как нарушение

      норм языка.

      Практика: речевые ошибки и нарушения ударения в нашем городе.

28. Нормы грамматики и их нарушения.

      Практика: анализ работ учащихся (сочинений).

29. Синтаксические нормы  языка.

      Теория: как строить предложения.

      Практика: анализ текстов.

30. Речевые ошибки.

      Языковые нормы и речевые ошибки. Словарная зачетная   работа.

31. Взаимоотношения  оратора и слушателя.

      Практика: правила оратора. Правила слушателя их соблюдение.

32. Языковые средства контакта.

 Привлечение слушателей к  теме выступления. Этикетные формулы.

33. Эффект живой реакции.

 Практика: умение слушать речь. Определять тему, идею.

34. Итоговое занятие. Практикум. Зачетная речь на выбранную тему (выступление). «Турнир- викторина». Анкетирование.

Ожидаемые результаты по итогам 3 года обучения.

Должны знать:

  • Теорию развития русской риторики.
  • Виды и роды речей.
  • Нормы русского литературного языка.
  • Биографии российских риторов.

Должны уметь:

  • Владеть мастерством выступления по виду речи.
  • Составить речь на заданную тему.
  • Сделать анализ речи.
  • Анализировать ошибки в нарушении норм языка.

Способы отслеживания результатов

  • Тестирование по теории риторики.
  • Выступление с речью по выбранной теме.

4 год обучения

Воспитанники 11-14 лет. Количество детей в группе 8-10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 час. Всего: 68 часов в год.

Цель: Формирование ораторского мастерства в разных видах речей.

Задачи: 

  • Развить технику публичного выступления.
  • Научить анализировать речи разных видов (тема, идея, речевые приемы, композиция).
  • Воспитать культуру общения, поведения оратора и слушателя.

  1.Вводное занятие.

  Ознакомление с программой 4 года обучения. Повторение тем за 3 год          обучения.

   2.Риторика в Древней Греции.

  Публицистическое ораторское искусство. Военное ораторское искусство.          Судебное ораторское искусство. Бытовое ораторское искусство.

   3.Софисты – учителя риторики.

  Понятие софизма с точки зрения современности. Противники софизма.      Сократ и его речи.

  4.Школа софистов в Афинах.

  Плутарх и его сочинения: «Оратор», «Димосфен».

  5.Ораторы Древнего Рима.

  М.Т.Цицерон. «Похвала Елене».

  6.Квинтилиан.

  «Риторические наставления». Речь по Квинтилиану.

  7.Как составить резюме.

  Составление резюме по теме- «Древние риторики».

  8.Философская трибуна.

  Составление жизнеописания одного из древних ораторов.

  9.Риторика в России.

  История возникновения риторики в России. Первые школы риторики в России.

  10.Риторика М.В.Ломоносова.

  Понятие риторики по М.В.Ломоносову. Труды по риторике.

  11.Практикум.

  Как составить тезисные выступления. Выступления по теме: «Российские риторики 17-19 веков».

  12.Правила высшего красноречия.

  Правила оратора (поведение во время выступления: речь, мимика, жесты, поза).

  13.Мастерство устного выступления.

  Составление речи на свободную тему. Конкурс речей на «ораторской трибуне».

  14.Замысел речи.

  Выбор темы, план речи. Составление плана по выбранной теме.

  15.Построение речи.

  Композиция речи. Вступление «зацепительный крючок».

  16.Философская трибуна.

  Практикум. Речь «Святые земли русской». Свободная тема (по выбору детей).

  17.Турнир ораторов.

  Выступление с речью на свободную тему.

  18.Произнесение речи.

  Как готовиться к выступлению. Правила слушателя.

  19.Практикум.

  Речевые ошибки в речи. Запись и прослушивание речи.

  20.Виды ораторских речей.

  Академическая речь. Т.Н.Грановский и его речи.

  21.Судебная речь.

  Особенности судебной речи. Знакомство с лучшими образцами судебных речей.

  22.Анализ речей.

  Практика. Чтение, анализ речей В.Д.Спасовича, А.Ф.Кони.

  23.Социально-политическая речь.

  Практика: просмотр выступлений видных деятелей. Рефлексия по выступлению.

  24.Социально-бытовая речь.

  Правила составление поздравления адресату. Панегерик (похвальное слово).

  25.Духовная речь.

  Особенности духовной речи.

  26.Практикум. Анализ духовных речей.

  Наказ-поучение. Выступление на духовную тему(по Библии).

  27.Нормы литературного языка.

  Как работать со словарями (орфоэпическим, орфографическим, толковым).

  28.Нормы языка.

  Орфоэпические нормы (произношение, ударение).

  29.Нормы грамматики.

  Построение предложений, словосочетаний. Составление эссе.

  30.Синтаксические нормы языка.

  Составление речи на свободную тему. Анализ речей на «ораторской трибуне».

  31.Взаимоотношения ораторов и слушателей.

  Соблюдение правил оратора, правил слушателей.

  32.Контакты со слушателями.

  Употребление мимики, жестов, позы.

  33.Поведение оратора во время выступления.

  Тембр голоса, внешний вид, телодвижение.

34.Итоговое занятие.

Тест по теории риторики.

Ожидаемые результаты по итогам 4 года обучения

Должны знать:

  • Теорию риторики: развитие риторики в России, биографии российских риторов.
  • Виды и роды речей.
  • Нормы современного литературного языка.
  • Культуру поведения и общения человека в обществе.

Должны уметь:

  • Составить речь на заданную тему.
  • Анализировать речи великих ораторов.
  • Определять ошибки в нарушении норм современного литературного языка.
  • Владеть культурой общения.

Способы отслеживания результатов

Экзамен:

  • Тестирование по теории риторики.
  • Выступление с речью по выбранной теме.
  • Портфолио воспитанника.

Методическое обеспечение программы

  • Реализация программы предполагает личностно-ориентированный подход к учащимся.
  • Главным итогом работы программы является экзамен в виде тестирования и творческой работы по индивидуально выбранной теме.
  • В тематике учебного плана учитывается:
  • Традиции культуры родного края,
  • Умение собрать сведения для компьютерных презентаций,
  • Связана с календарем народных и православных праздников.

     При проведении занятия  и организации воспитательного процесса уделяется внимание вопросам, связанным с охраной труда, техникой безопасности, личной гигиеной. Дети, проявившие интерес  к данному направлению, могут заниматься индивидуально.

Формы проведения занятий.

  • Групповые,
  • в парах,
  • индивидуальные.

Используются следующие формы и виды деятельности:

Конкурсы, экскурсии, путешествия, орфоэпические минутки, речевые разминки, дыхательная гимнастика, психологические игры, комплиментарии, философская трибуна, трибуна оратора, стихосложение, работа со скороговорками, лекторий, клуб.

Формы подведения итогов:

  • тестирование,
  • зачетная работа,
  • словарный диктант,
  • конкурс речей,
  • экзамены (тестирование),
  • творческая работа,
  • участие в конкурсах, фестивалях различного уровня.

Методы организации учебно-воспитательного процесса.

  • Объяснительно – иллюстрированный:

 рассказ, беседа, просмотр иллюстраций. Демонстрация слайдов с сопровождением.

  • Репродуктивный:

Составление работ по образцу, анализ речей по данному плану, составление стихов по данным рифмам, произношение скороговорок.

  • Диалогический:

          Диалог педагога и воспитанника, изучение материала путем

          обсуждения возникающих проблем.

  • Эвристический: 

     Самостоятельный анализ речей древних ораторов, видных деятелей

     современности, составление творческих  работ: эссе, панегриков,

     речей.

  • Метод проектного обучения:

Закрепление полученных знаний осуществляется в форме разработки творческих проектов и компьютерных презентаций.

Воспитательная деятельность

Воспитательные задачи  решаются на занятиях:

  • Путем подборки классических образцов произведений.
  • На примерах  жизни великих ораторов, ученых деятелей России.
  • Духовной литературы.
  • Образцы речей воспитательного характера.
  • Психологические тесты: «Школа самооценки», «Я хороший слушатель», «Умение владеть собой», «Чем мы похожи».
  • Игры на общение «Путешествие с одноклассниками», «Комплиментарий», «Разрешите познакомиться», «Атомы и молекулы», «Снежный ком».
  • Рисуночные тесты: «Я и мои друзья», « Моя семья».

Работа с родителями

Варианты работы по сотрудничеству с родителями:

  • Ознакомление родителей с программой образовательного процесса, условиями работы данного объединения.
  • Заключение договоров о сотрудничестве с родителями, выборы родительского комитета.
  • Встречи в учебном году на родительских собраниях, индивидуальные беседы об успехах и творческом развитии детей. Выступление с лекциями.
  • Проведение открытых занятий для родителей.
  • Приглашение родителей на выставки детских работ, праздники в коллективе объединения, ДДТ, городские мероприятия, участие в благотворительных акциях.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

  • Шкаф для хранения материалов
  • Компьютер, телевизор, видеомагнитофон
  • Ораторская трибуна
  • Столы, стулья, доска, мел
  • Фломастеры, карандаши, альбомы
  • Мяч, кукольные герои

Литература:

  1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика, М., 2001.
  2. Аннушкин Л.В., История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие, М.,2002.
  3. Волков А.Г., Курс русской риторики, М., 2006.
  4. Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика. М.,2008.
  5. Добуа  Ж.Д., Эделин Ф.Д., Клинкенберг Ж.А. Общая риторика. М.,2006.
  6. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации. М., 2009.
  7. Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках 1-11 кл. «Ювента», 2010.
  8. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 2012.
  9. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М.,2009.
  10. Ушакова О.Л.   Правильно ли мы говорим. «Литера», 2011.
  11. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. Методические рекомендации к «Детской риторике в рассказах и рисунках» (1 кл.). М., 2001.
  12. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. Методические рекомендации к «Детской риторике в рассказах и рисунках» (2 кл.). Образовательная программа «Школа2100» М., 2002.
  13. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. Методические рекомендации к «Детской риторике в рассказах и рисунках» (3 кл.). Образовательная программа «Школа2100» М., 2003.
  14. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. Методические рекомендации к «Детской риторике в рассказах и рисунках» (4 кл.). Образовательная программа «Школа2100» М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по риторике

Учебно-методический комплекс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ...

Рабочая программа по риторике для 7 класса

Рабочая программа включает в себя пояснитльную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по риторике.8 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного  общего образования Ладыженской Т.А.Рассчитана на 34ч+1ч резерв. Включает пояснительную записку, планирование....

Рабочая учебная программа по риторике (составлена на основе программы Т.А.Ладыженской) для 5 классов

Данная учебная программа содержит все необходимые элементы: пояснительную записку, содержание преподаваемого материала, календарное планирование  и список использумой литературы. Подготовлена она...

Рабочая программа по риторике 1 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 1 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 2 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 2 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 3 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса ОС "Школа 2100"...