Организация деятельности школьного научного общества
статья на тему

В нашей школе работа с одаренными детьми, стремящимися совершенствовать свои знания в области химии, биологии, экологии, и других наук начинается с вступления всех желающих в НОУ «ШАНС». Ребятам предлагается план занятий научного общества, который корректируется в соответствии с предложениями воспитанников. Это дает возможность выявить интересы и склонности детей к поисковой деятельности с учетом профессиональной ориентации школьников. Вместе с учащимися выбирается темп научно-исследовательской и реферативной работы, уясняется сущность научной проблемы, уточняются параметры темы, даются рекомендации по используемой литературе и структуре будущего проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация деятельности школьного научного общества

Тема заявленного доклада, является, на мой взгляд, достаточно актуальной, современной и значимой, особенно в контексте  задач, поставленных Президентом России Д.А. Медведевым перед Федеральным собранием. Одним из важнейших направлений в сфере образования, и это звучало в его речи, является работа с одаренными детьми, поддержка талантливой молодежи.

         Что же надо уметь разглядеть в ребенке, чему учить и как воспитывать, чтобы выполнить социальный заказ общества – воспитать мыслящего интеллектуала, будущего двигателя общественного прогресса. В поиск ответов на эти вопросы включился и педагогический коллектив школы № 23 города Гуково Ростовской области, который  в течение ряда лет выработал свой педагогический почерк, проявившийся в создании и реализации четкой системы учебно-воспитательной работы и, в частности, ее составляющей – «Системы работы  одаренными детьми».

В нашей школе работа с одаренными детьми, стремящимися совершенствовать свои знания в области химии, биологии, экологии, и других наук начинается с вступления всех желающих в НОУ «ШАНС». Ребятам предлагается план занятий научного общества, который корректируется в соответствии с предложениями воспитанников. Это дает возможность выявить интересы и склонности детей к поисковой деятельности с учетом профессиональной ориентации школьников. Вместе с учащимися выбирается темп научно-исследовательской и реферативной работы, уясняется сущность научной проблемы, уточняются параметры темы, даются рекомендации по используемой литературе и структуре будущего проекта. В течение нескольких занятий формируется чёткое представление об изучаемой проблеме, формируется собственная точка зрения на данную проблему, обсуждается библиографический обзор и рассматривается собственная концепция, в это же время происходит и отсев тех учащихся, которые осознали, что занятия в обществе не их стезя. На лицо дидактический подход к обучению и развитию одаренных детей. Лучшие работы воспитанников заслушиваются на научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, конференциях от школьного уровня до областного, на которых учащиеся занимают призовые места, награждаются грамотами, ценными призами, денежными премиями.

        Научно-исследовательская деятельность учащихся является одной из форм работы с одаренными детьми. Стремление исследовать окружающую действительность заложено в человеке на уровне инстинкта, а в современном обществе в условиях многократного увеличения информационного потока обрушивающегося на человека, исследовательский тип мышления становится, особенно, востребован. Поэтому ученические исследования в образовательном процессе рассматриваются как способ освоения действительности, как средство организации образовательной деятельности школьников и как способ мотивации школьников к учению.

Благодаря применению данной формы в организации образовательного процесса у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Все усилия по организации системы исследовательской деятельности учащихся следует направлять именно на эту задачу, а не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни в науке, развитию у него тех или иных навыков, получению определенных специальных знаний. Не умаляя значения накопления багажа знаний, считать, что они могут выступать только желательным следствием при успешном решении первой задачи – искренней заинтересованности в собственной исследовательской деятельности.

Исследование в сфере образования является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.

Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цели исследовательской деятельности несколько иные:

  • приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,
  • развитие способности к исследовательскому типу мышления,
  • активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

  Учитель на основе психолого-педагогической диагностики и личных наблюдений выбирает  несколько учеников, проявивших себя в ходе изучения  химии или других предметов для индивидуального развития их способностей.

   Учащиеся среднего звена в процессе работы над небольшими по объему исследованиями могут раскрыть свой творческий и научный потенциал, научатся работать с научно-популярной литературой, искать информацию и обрабатывать её. В этом возрасте мало кто задумывается о причинно-следственных связях и их увлекают просто занимательные опыты и чудесные превращения, но наша задача – показать, что теория и практика едины, что предметы естественнонаучного цикла взаимосвязаны  друг с другом и другими предметами и что полученные знания пригодятся им в обычной жизни.

 Мы должны помочь способным и одаренным  детям сделать правильный  профессиональный выбор.

    С учениками старших классов работа ведется в течение нескольких месяцев над одним проектом. Нельзя, чтобы проекты были делом нескольких дней или имели реферативный характер. Надо научить учеников самостоятельно  находить нужный материал в научной литературе или Интернете, ставить научную проблему, обосновывать актуальность работы, определять цели и задачи, делать выводы.

      Работа  учителя – это методическая помощь, подбор химических реактивов и оборудования, обеспечение безопасности опытов, помощь в оформлении результатов и контроль за ходом и правильностью работы. Учащиеся могут сами предложить тему исследовательской работы или взять тему, предложенную учителем.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Представление исследования, имеет решающее значение во всей работе и жестко стандартизировано в «большой» науке. Наши ученики чаще всего используют для представления исследования такие формы как устный доклад или мультимедиа презентацию.
В практике используются чаще всего три типа исследовательских работ, это: проблемно-реферативные, экспериментальные и собственно исследовательские.
Что же характерно для каждой категории исследовательских работ?

  • Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
  • Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
  • Собственно исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредсказуемость результата, который могут дать исследования.

Результативность любой деятельности, в том числе и исследовательской не всегда можно оценить «здесь и сейчас». Но, то, что такая форма внеурочной деятельности многим выпускникам помогла в их дальнейшем самоопределении и выборе профессии я просто уверена. И именно поэтому для меня, как педагога, очень важна не только результативность в виде полученных оценок на выпускных и вступительных экзаменах, грамот и дипломов различного уровня, но и внутренние изменения ребёнка, которые будут способствовать преобразованию его эмоционально-волевой сферы и помогать ему в дальнейшем обучении.

Вывод.

Организация научно-исследовательской работы учащихся на всех ступенях обучения наиболее целесообразна и продуктивна именно в форме школьного научного общества.

Выполнение научно-исследовательских работ учащимися в рамках НОУ это одна из составных частей развития ребёнка по индивидуальной образовательной траектории.

Применение передовых методик и педагогических технологий, формирующих исследовательские навыки, позволяет сформировать гармоничную всесторонне развитую личность.

Участие школьников в научно-методической работе совместно с учителями над научно-исследовательскими образовательными проектами позволяет наиболее полно раскрыть талант одарённых школьников, помочь им с определением будущей профессии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование в рамках деятельности школьного научного общества

Деятельность школьного научного общества довольно разнообразная. Однако, одним из основных направлений деятельности является экологическое образование....

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

Организация работы школьного научного общества «Познание» как средство формирования экологической культуры.

Организация работы НОУ осуществляется исходя из основных элементов экологической культуры: экологических знаний, экологического создания, экологической деятельности.  Все эти элементы находят отр...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭВРИКА»- организация исследовательской деятельности учеников.

Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательского общества. Именно школа и мы учителя призваны найти талантливого учени...

Организация деятельности школьного научного общества

За последние годы в России произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технолог...