«Использование ритмико-интонационных упражнений в преодолении нарушений слоговой структуры слова»
статья на тему

Цыплова Марина Юрьевна

Логопедическую  работу по коррекции речевых недостатков нельзя представить без работы по формированию слоговой структуры слова. Эта работа  представляет собой  часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Овладение слоговой структурой слова положительно сказывается на развитии остальных компонентов речевой системы.  Качественная коррекция речевых нарушений  эффективна  на основе взаимодействия  всех специалистов детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ritmiko-intonatsionnyh_uprazhneniy.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование ритмико-интонационных упражнений

в преодолении нарушений слоговой структуры слова» 

Самарская область,  г.о. Тольятти

АНО ДО «Планета детства «Лада »

д/c № 171 « Крепыш»

 учитель – логопед Цыплова  Марина Юрьевна

Аннотация статьи. Логопедическую  работу по коррекции речевых недостатков нельзя представить без работы по формированию слоговой структуры слова. Эта работа  представляет собой  часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Овладение слоговой структурой слова положительно сказывается на развитии остальных компонентов речевой системы.  Качественная коррекция речевых нарушений  эффективна  на основе взаимодействия  всех специалистов детского сада.

 Ключевые слова: ритм, ритмические движения ,музыкально – ритмические движения, логоритмика, интонация, ритмико-интонационные упражнения,слоговая структура слова.

Все, окружающее нас, живет по законам ритма.

Картушина М.Ю.   

Что же такое ритм?

 Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости движения и речи.

 Ритмическая организация является основой жизни.

  Существует два ритма:

  • музыкальный – чередование   и  соотношение во времени звуков и пауз одинаковой или различной длительности (предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона).
  • речевой – ритм на уровне слова.

Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься  с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Дети с общим  недоразвитием речи имеют нарушения метроритма, что проявляется в неритмичной ходьбе, в нарушении координации движений, они не могут  контролировать своё дыхание, нерационально  расходуют воздух в процессе речевого высказывания,  имеют быстрый  темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито  музыкально – ритмическое чувство, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная сфера.

Для преодоления вышеперечисленных нарушений следует организовать  работу педагогов  с детьми по развитию ритмических способностей, которую следует  рассматривать как  основу для овладения звукослоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением. Эта работа может осуществляться специалистами д/сада (воспитателями, инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем, воспитателем по театральной деятельности) в различных видах детской деятельности.

Музыка, как наиболее доступный  детскому восприятию вид искусства,  способна не только привлекать внимание детей, заинтересовывать и доставлять удовольствие. Своим невербальным характером  музыкальное искусство воздействует как мощный стимул коммуникации и интеграции.

Поэтому музыкальное воздействие может оказать большую помощь в коррекционной работе, в  частности в работе над слоговой структурой речи.

Коррекционная работа  по развитию слоговой структуры слова у  детей с нарушениями речи основана на развитии чувства музыкального темпа и ритма. В этом  помогают нам музыкально – ритмические движения.

Музыкально – ритмические движения – вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры.

Очень большое значение этот вид исполнительской деятельности имеет в логопедических группах: оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Даже если ребёнок молчит, но движениями передаёт  характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения,- значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.

Так, можно  использовать различные виды ходьбы с музыкальным  и речевым  сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши. Необходимо сочетать правильную ритмичную речь с ритмичными движениями.

     Игра на детских инструментах также эффективна для развития чувства музыкального темпа и ритма, а, следовательно, и слоговой структуры слова. Для развития ритмического чувства, в большей степени, используются музыкальные инструменты ударной группы или  любые инструменты. Во время игры на музыкальных инструментах, в оркестре решаются следующие коррекционные задачи.

  • Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребёнку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.
  • Развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, металлофон, маракасы.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на флейтах, колокольчиках.
  • Развитие дыхания при игре на духовых инструментах.
  • Развитие фонематического слуха в музыкально- дидактических играх.
  • Развитие координации пения с движением пальцев рук.
  • Развитие музыкально- ритмического чувства.

Довольно часто у детей с ОНР, с заиканием наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений. В преодолении этих нарушений большую помощь может оказать игра на музыкальных инструментах.

 Использование логоритмических и музыкально – ритмических упражнений  позволяет сократить  время коррекционного периода.

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения.

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи и устранения речевых нарушений.

Что же включает в себя логоритмика?

  • логопедическую гимнастику;
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  • пальчиковую гимнастику для  развития тонких движений пальцев рук; фонопедические упражнения;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
  • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук;
  • для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, музыкальные игры, коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально – ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе  самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией. Начинаясь с простейших заданий- игр, музыкальные упражнения постепенно усложняются, тем самым, становясь все увлекательнее. Более разработанными становятся и ритмические движения, сопровождающие вокальное исполнительство. С усложнением  используется и речевой материал: сначала слова из открытых слогов, затем с закрытым слогом, слова со стечением согласных. В качестве напева для подобных заданий используются знакомые народные и авторские мелодии с ярким ритмическим рисунком.

Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз с разным ритмом. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произнесению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний, состоящих из гласных звуков, прямых слогов, одинаково повторяющихся. Потом можно уже перейти на уровень слова.

Работа над  ритмом на уровне слова заключается в  прохлопывании слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. При произнесении и одновременном прохлопывании слов их следует произносить без пауз между слогами. Например, слово машина мы произносим не ма – ши – на (между слогами – паузы, все слоги одинаковой громкости, хлопки одинаковой силы), а машИна (без пауз, слог шИ произносится более длительно и громко; тихий хлопок, громкий хлопок, тихий хлопок). Аналогично, слово молоко, не ма – ла - ко, и уж тем более не мо – ло – ко, а малакО (без пауз, слог кО произносится более длительно и громко).

Прохлопывание слов именно таким способом, помимо отработки слоговой структуры, значительно способствует более легкому выделению детьми ударных слогов на занятиях по обучению грамоте.

 По тому, как ребёнок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его физическом развитии, умении координировать движения, эмоциональном настрое. Очень часто логопедические группы посещают дети, у которых нарушена координация движений во время ходьбы, которые бегают на всей ступне, а не на носках, плохо прыгают. Для детей с речевыми нарушениями  двигательные  задания представляют большую трудность, не говоря уже о выполнении его под музыку. При этом если у детей достаточно хорошо развито музыкальное восприятие, и они хорошо справляются  с некоторыми общеразвивающими  упражнениями, можно составить интересные упражнения под музыку.

   Среди  общеразвивающих важное место отводится упражнениям,  способствующим совершенствованию движений рук: плавных, маховых, с реальными и воображаемыми предметами, на различение правой и левой руки, на развитие кистей рук и мелкой моторики. Дети движением рук передают  характер музыки, её темп и ритм. Даже при совершенствовании мелкой и общей моторики необходимо как можно больше уделять внимание заданиям ритмизирующим деятельность детей.

Большую роль в речи играет интонация усиливающая значение слова.

Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания.

В ней выделяются следующие компоненты:

  • сила голоса (громкость, логическое ударение),
  • пауза,
  • темп
  • ритм (темпоритм),
  • мелодика,
  • эмоциальный тон,
  • тембр.

Именно интонация фактически организует  устную речь в целом, в том числе и чтение. С её помощью предложениям придаётся значения вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать  эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора, его отношения к описываемому.

Ритм ощущается только в единстве с содержанием. Он переплетается с интонационным строением стиха. Ритм  речи требует не однообразия  в длительности пауз, а  выразительного их разнообразия. Это также относится и к декламированию стихов. Стихи прозвучат лучше, если читать, подчёркивая размер и делая регулярные паузы в конце строф. В соединение с интонационными средствами выразительности – темпом и ритмом – чтец  и рассказчик ярче и точнее донесут до слушателя  образы художественного произведения.

Игры со словом своими корнями уходят в фольклор. Музыкальность, песенность игр со словом   в  интересной  и непринуждённой форме помогает успешно  решать стоящие перед педагогом  коррекционные задачи.

Каково же  значение игр со словом?

Они развивают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувства ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность (если любую знакомую детям потешку «произнести» слогами, например па-па-па, та-та, придавая им определенную интонационную окраску и ритм, то многие дети сразу поймут, о какой потешке идет речь), голосовые возможности детей (потешка произносится то со средним, то с высоким звучанием), координацию движения со словом.

   Игры со словом отличаются разной степенью сложности с точки зрения содержания и характера движений. Некоторые из них скорее похожи на игровые упражнения со словом. Другие являются  настоящими играми, содержащими и  игровой момент, и игровые правила. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением,  инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова даёт возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом  в  стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.  

 Игры со словом  хороши  ещё и тем, что  их  могут использовать и воспитатели, и логопеды на физкультминутках, на прогулках, а дети - в самостоятельной деятельности.

 Как мастер звучащей, музыкальной речи, К.С. Станиславский даёт очень ценные советы: «Передавайте правильно длительность букв (имеются в виду звуки слова), слогов, слов, остроту ритма при сочетании их звуковых частиц, образуйте из фраз речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение  целых фраз между собой, любите  правильные и четкие ударения, типичные для переживаемых чувств… или для переживаемого образа».

Список литературы

1. Агранович ,З.Е. Логопедическая работа  по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович.-СПб, 2005

2.Горбушина ,Л. А.Выразительное  чтение  и рассказывание детям дошкольного возраста: Уч. пособие  / Л.А.Горбушина, А.П. Николаичева-М.: Просвещение,1985 .

3. Картушина, М.Ю. Конспекты  логоритмических  занятий с детьми 5-6 лет/ М. Ю. Картушина.- М, 2005

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия и игры для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников

Данный материал разработан для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ОНР. То, что у данной категории детей отмечаются затруднения в произнесени...

Конспект подгруппового занятия с детьми с нарушением слоговой структуры слов с ОНР II уровня. Тема: «Закрепление четкого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У».

При общем недоразвитии речи зачастую наблюдается нарушение слоговой структуры  слова. Дети испытывают затруднения даже при воспроизведении предложений из 2-3 слов, отмечаются пропуски предл...

«Использование ритмико-интонационных упражнений в преодолении нарушений слоговой структуры слова»

Логопедическую  работу по коррекции речевых недостатков нельзя представить без работы по формированию слоговой структуры слова. Эта работа  представляет собой  часть общей коррекционной...