Занятия и игры для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников
план-конспект занятия по теме
Данный материал разработан для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ОНР. То, что у данной категории детей отмечаются затруднения в произнесении слов со сложной слоговой структурой и, как следствие, трудности в анализе и синтезе таких слов, является известным фактом. Поэтому упражнения на обучение детей проговоривать такие слова необходимо включать в каждое коррекционное занятие. Пример такого занятия и несколько игр содержатся в нашем материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие.
Т е м а. Слово. (2 класс, 2-е занятие)
Ц е л ь.
- Закрепить знание о словах, обозначающих признак предмета (прилагательных);
- Учить чётко произносить слова со сложной слоговой структурой: трёхсложные со стечением согласных, с закрытым слогом; двухсложные со стечением согласных и четырёхсложные;
- Тренировать в согласовании числительных с существительными и с прилагательными;
- Развивать зрительное внимание.
О б о р у д о в а н и е. Карточки с заданием (вариант корректурной пробы); тетради, цветные ручки (синяя, красная, зелёная)
Х о д з а н я т и я
- Организационный момент.
Л о г о п е д. Сядет тот, кто назовёт прилагательное, состоящее из трёх слогов.
- Повторение пройденного.
Логопед повторяет с детьми части речи, делая акцент на прилагательном.
- Игра «Сыщики».
Л о г о п е д. Найдите спрятавшиеся слова и подчеркните их соответственно частям речи.
двтагккожанаящвшщаовшпщалщкувшинзаьоыдлащщвлоглиняныйшаьтижкоьалвпддквадратныйпщлаьплтптбудильниктапрлоавдлптлкурткарьтвщзрждчотпдыще
Л о г о п е д. Прочитайте сначала слова, состоящие из двух слогов.
(к у в ш и н, к у р т к а). Отрабатывается каждое слово:
- выделение гласных;
- отхлопывание, произнесение по одному слогу по цепочке и т.п. Так со всеми найденными словами.
Л о г о п е д. Назовите найденные существительные. Подберите к ним прилагательные (составьте словосочетания).
Кожаная куртка, глиняные кувшины, квадратные будильники.
Л о г о п е д. Давайте по цепочке, друг за другом посчитаем кожаные куртки от 1 до 9. Так с каждым словосочетанием.
Л о г о п е д. Подберите к слову куртка другие слова – признаки (прилагательные). Так с каждым существительным.
- Физминутка.
Л о г о п е д. Присядьте столько раз, сколько в слове слогов. ( с проговариванием) Слова: звезда, скалка, виноград, кекс, кофейник, поднос, гвоздь, охотник.
- Составление предложений.
Л о г о п е д. Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Запишите предложения (тремя ручками).
Найденные слова запишите, деля на слоги.
Подчеркните прилагательные.
- Заключительная часть занятия.
Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия.
- Пароль на выход.
Л о г о п е д. Подберите прилагательное к существительному.
Произнесите получившееся словосочетание.
Слова: звезда, скалка, виноград, кекс, кофейник, поднос, гвоздь, охотник.
Игра «Архитектор»
Ц е л ь.
- Учить чётко произносить слова сложной слоговой структуры (сложные слова), в которых четыре или более слогов изолированно, в словосочетаниях и в предложениях.
- Расширять и активизировать словарный запас;
- Тренировать в согласовании числительных с существительными и прилагательными;
- Тренировать детей изменять существительные и прилагательные по падежам.
О б о р у д о в а н и е: карточки с заданием, альбомные листы, карандаши, ручки.
Х о д и г р ы
Л о г о п е д. Назовите профессию человека, который проектирует дома.
Д е т и. Архитектор.
Л о г о п е д. Правильно! ( Если возникают трудности с произнесением этого слова, то логопед отрабатывает его с детьми)
Л о г о п е д. Давайте попробуем побыть архитекторами, может быть кому-то из вас понравиться эта профессия.
Л о г о п е д. Достаньте каждый любую из карточек. Прочитайте, какой дом вам надо спроектировать.
Р е б ё н о к читает: - Мне надо нарисовать двухэтажный дом. Так с каждым ребёнком.
Дети рисуют дома.
Затем логопед спрашивает каждого, какой дом он нарисовал. Данное прилагательное отрабатывается со всей группой. (Выделение гласных, деление на слоги и т.д.)
Далее идёт работа на синтаксическом уровне и одновременно работа по закреплению произношения слов сложной слоговой структуры.
- Счёт данных словосочетаний от 1 до 9;
- Изменение по падежам. (Что мы видим? Одноэтажный дом. Нет чего? Одноэтажного дома. Над чем пролетела ворона? Над одноэтажным домом. Откуда вышла кошка? Из-за одноэтажного дома. О чём мы говорим? Об одноэтажном доме.) То же во множественном числе. Дети отвечают полными предложениями.
В конце игры логопед даёт задание детям узнать, в каком доме живут они.
Игра.
Игра «Рыбалка»
Ц е л ь.
- Учить чётко произносить слова сложной слоговой структуры (четырёхсложные слова с обратными, закрытыми слогами и со стечением согласных) изолированно, в словосочетаниях и предложениях;
- Расширять и активизировать словарный запас;
- Тренировать в слоговом анализе и синтезе;
- Тренировать в согласовании числительных с существительными и прилагательными;
- Тренировать детей изменять существительные и прилагательные по падежам.
- Развивать фонематическое восприятие.
О б о р у д о в а н и е: фигурки четырёх рыбок с прикреплённым металлом; удочка с магнитом; карточки со слогами, прикреплённые к рыбкам; предметная картинка (аквалангист).
Х о д и г р ы
Л о г о п е д. Ребята, посмотрите! В кабинете логопеда появился небольшой пруд! В этом пруду живут рыбки. Давайте их поймаем!
Л о г о п е д. Пойдёт ловить рыбку тот, кто первым выполнит задание:
- Назовите слово, состоящее из 3-х слогов. (Ребёнок, выполнивший задание идёт ловить первую рыбку);
- Назовите слово, состоящее из 2-х слогов;
- Назовите слово, состоящее из 1-го слога;
- Как узнать, сколько слогов в слове (Сколько гласных – столько и слогов).
(В группе с ОНР от 3-х до 5-ти человек, если есть пятый ребёнок, то пятая рыбка - с лишним слогом)
Л о г о п е д. Но рыбки у нас не простые. На каждой рыбке прикреплён один слог. Сколько всего слогов вы поймали (четыре). Прочитайте их. Дело в том, что это слоги из одного слова. Ребята, давайте все вместе попробуем составить слово!
Д е т и. АК – ВА – ЛАН – ГИСТ
- Вывешивается картинка с аквалангистом. На доске составляется слово из разрезной азбуки. Разбираются понятия аквалангист, акваланг.
- Затем идёт отработка этих слов. Дети выделяют гласные, проговаривают, прошагивают слова по слогам и т.п.
Динамическая пауза.
Л о г о п е д. А теперь поиграем в «Аквалангистов», которые, находясь в воде разговаривают на языке жестов. Нужно определить, правильно ли я произнесла слово аквалангист.
- Если я называю слово правильно, вы встаёте и поднимаете правую руку.
- Если слово произнесено не правильно – вы приседаете и поднимаете левую руку. Давайте потренируемся.
Слова:
аквалангист
аклангист
аклавангист
аквалангист
акваландист
аквалангист
авкалангист
акванист
аквалангист
Далее идёт работа со словами на уровне словосочетания и предложения (сначала изолированно, затем с добавлением прилагательных):
- Счёт от 1 до 9 ;
- Склонение по падежам;
- Составление предложений.
Примечание. Таким же образом можно проводить работу и с другими словами сложной слоговой структуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/18/picture-245034-1366298333.jpg)
Конспект подгруппового занятия с детьми с нарушением слоговой структуры слов с ОНР II уровня. Тема: «Закрепление четкого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У».
При общем недоразвитии речи зачастую наблюдается нарушение слоговой структуры слова. Дети испытывают затруднения даже при воспроизведении предложений из 2-3 слов, отмечаются пропуски предл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-433890-1396949327.jpg)
Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)
В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/15/picture-686325-1444912469.jpg)
«Использование ритмико-интонационных упражнений в преодолении нарушений слоговой структуры слова»
Логопедическую работу по коррекции речевых недостатков нельзя представить без работы по формированию слоговой структуры слова. Эта работа представляет собой часть общей коррекционной...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/04/picture-433590-1546581939.jpg)
Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников.
Дидактический материал. Слоговые таблицы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/12/picture-994687-1515781793.jpg)
Преодоление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
Информационный листок для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/14/picture-1286439-1605366887.jpg)
«Использование ритмико-интонационных упражнений в преодолении нарушений слоговой структуры слова»
Логопедическую работу по коррекции речевых недостатков нельзя представить без работы по формированию слоговой структуры слова. Эта работа представляет собой часть общей коррекционной...
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОВЗ...