Занятия и игры для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников
план-конспект занятия по теме

Корнелюк Ольга Анатольевна

     Данный материал разработан для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ОНР. То, что у данной категории детей отмечаются затруднения в произнесении слов со сложной слоговой структурой и, как следствие, трудности в анализе и синтезе таких слов, является известным фактом. Поэтому упражнения на обучение детей проговоривать такие слова необходимо включать в каждое коррекционное занятие.  Пример такого занятия и несколько игр содержатся в нашем материале.

     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие.

Т е м а.  Слово. (2 класс, 2-е занятие)

Ц е л ь. 

  1. Закрепить знание о словах, обозначающих признак предмета (прилагательных);
  2. Учить чётко произносить слова со сложной слоговой структурой: трёхсложные со стечением согласных, с закрытым слогом; двухсложные со стечением согласных и четырёхсложные;
  3. Тренировать в согласовании числительных с существительными и с прилагательными;
  4. Развивать зрительное внимание.

О б о р у д о в а н и е.  Карточки с заданием (вариант корректурной пробы); тетради, цветные ручки (синяя, красная, зелёная)

Х о д   з а н я т и я

  1. Организационный момент.

  Л о г о п е д. Сядет тот, кто назовёт прилагательное, состоящее из трёх слогов.

  1. Повторение пройденного.

Логопед повторяет с детьми части речи, делая акцент на прилагательном.

  1. Игра «Сыщики».

  Л о г о п е д. Найдите спрятавшиеся слова и подчеркните их соответственно частям речи.


двтагккожанаящвшщаовшпщалщкувшинзаьоыдлащщвлоглиняныйшаьтижкоьалвпддквадратныйпщлаьплтптбудильниктапрлоавдлптлкурткарьтвщзрждчотпдыще


  Л о г о п е д. Прочитайте сначала слова, состоящие из двух слогов.

 (к у в ш и н,  к у р т к а). Отрабатывается каждое слово:

 -   выделение гласных;

           -   отхлопывание, произнесение по одному слогу по цепочке и т.п. Так со всеми найденными словами.

  Л о г о п е д. Назовите найденные существительные. Подберите к ним прилагательные (составьте словосочетания).

Кожаная куртка, глиняные кувшины, квадратные будильники.

  Л о г о п е д. Давайте по цепочке, друг за другом посчитаем кожаные куртки от 1 до 9. Так с каждым словосочетанием.

  Л о г о п е д. Подберите к слову куртка другие слова – признаки (прилагательные). Так с каждым существительным.

  1. Физминутка. 

  Л о г о п е д. Присядьте столько раз, сколько в слове слогов. ( с проговариванием)   Слова: звезда, скалка, виноград, кекс, кофейник, поднос, гвоздь, охотник.

  1. Составление предложений.

  Л о г о п е д.  Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Запишите предложения (тремя ручками).

Найденные слова запишите, деля на слоги.

Подчеркните прилагательные.

  1. Заключительная часть занятия.

 Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия.

  1. Пароль на выход.

  Л о г о п е д. Подберите прилагательное к существительному.

Произнесите получившееся словосочетание.

 Слова: звезда, скалка, виноград, кекс, кофейник, поднос, гвоздь, охотник.

 

Игра.

Игра «Архитектор»

Ц е л ь.  

  1. Учить чётко произносить слова сложной слоговой структуры (сложные слова), в которых четыре или более слогов изолированно, в словосочетаниях и в предложениях.
  2. Расширять и активизировать словарный запас;
  3. Тренировать в согласовании числительных с существительными и прилагательными;
  4. Тренировать детей изменять существительные и прилагательные по падежам.

О б о р у д о в а н и е:  карточки с заданием, альбомные листы, карандаши, ручки.

Х о д   и г р ы

 Л о г о п е д.  Назовите профессию человека, который проектирует дома.

Д е т и. Архитектор.

Л о г о п е д.  Правильно! ( Если возникают трудности с произнесением этого слова, то логопед отрабатывает его с детьми)

Л о г о п е д.  Давайте попробуем побыть архитекторами, может быть кому-то из вас понравиться эта профессия.

Л о г о п е д.  Достаньте каждый любую из карточек. Прочитайте, какой дом вам надо спроектировать.

Р е б ё н о к  читает: - Мне надо нарисовать двухэтажный дом. Так с каждым ребёнком.

Дети рисуют дома.  

Затем логопед спрашивает каждого, какой дом он нарисовал. Данное прилагательное отрабатывается со всей группой. (Выделение гласных, деление на слоги и т.д.)

Далее идёт работа на синтаксическом уровне и одновременно работа по закреплению произношения слов сложной слоговой структуры.

  1. Счёт данных словосочетаний от 1 до 9;
  2. Изменение по падежам.  (Что мы видим? Одноэтажный дом. Нет чего? Одноэтажного дома. Над чем пролетела ворона? Над одноэтажным домом. Откуда вышла кошка? Из-за одноэтажного дома. О чём мы говорим? Об одноэтажном доме.)  То же во множественном числе. Дети отвечают полными предложениями.

В конце игры логопед даёт задание детям узнать, в каком доме живут они.

Игра.

Игра «Рыбалка»

Ц е л ь.

  1. Учить чётко произносить слова сложной слоговой структуры (четырёхсложные слова с обратными, закрытыми слогами и со стечением согласных) изолированно, в словосочетаниях и предложениях;
  2. Расширять и активизировать словарный запас;
  3. Тренировать в слоговом анализе и синтезе;
  4. Тренировать в согласовании числительных с существительными и прилагательными;
  5. Тренировать детей изменять существительные и прилагательные по падежам.
  6. Развивать фонематическое  восприятие.

О б о р у д о в а н и е:  фигурки четырёх рыбок с прикреплённым металлом; удочка с магнитом; карточки со слогами, прикреплённые к рыбкам; предметная картинка (аквалангист).

Х о д   и г р ы

Л о г о п е д.  Ребята, посмотрите! В кабинете логопеда появился небольшой пруд! В этом пруду живут рыбки.  Давайте их поймаем!

Л о г о п е д.  Пойдёт ловить рыбку тот, кто первым выполнит задание:

- Назовите слово, состоящее из 3-х слогов. (Ребёнок, выполнивший задание идёт ловить первую рыбку);

- Назовите слово, состоящее из 2-х слогов;

- Назовите слово, состоящее из 1-го слога;

- Как узнать, сколько слогов в слове (Сколько гласных – столько и слогов).

(В группе с ОНР от 3-х до 5-ти человек, если есть пятый ребёнок, то пятая рыбка - с лишним слогом)

Л о г о п е д.  Но рыбки у нас не простые. На каждой рыбке прикреплён один слог. Сколько всего слогов вы поймали (четыре). Прочитайте их. Дело в том, что это слоги из одного слова. Ребята, давайте все вместе попробуем составить слово!

Д е т и. АК – ВА – ЛАН – ГИСТ

  1. Вывешивается картинка с аквалангистом. На доске составляется слово из разрезной азбуки. Разбираются понятия аквалангист, акваланг.
  2. Затем идёт отработка этих слов. Дети выделяют гласные, проговаривают, прошагивают слова по слогам и т.п.

Динамическая пауза.

Л о г о п е д.  А теперь поиграем в «Аквалангистов», которые, находясь в воде разговаривают на языке жестов. Нужно определить, правильно ли я произнесла слово аквалангист.

- Если я называю слово правильно, вы встаёте и поднимаете правую руку.

- Если слово произнесено не правильно – вы приседаете и поднимаете левую руку. Давайте потренируемся.

Слова:

аквалангист

аклангист

аклавангист

аквалангист

акваландист

аквалангист

авкалангист

акванист

аквалангист

Далее идёт работа со словами на уровне словосочетания и предложения (сначала изолированно, затем с добавлением прилагательных):

  1. Счёт от 1 до 9 ;
  2. Склонение по падежам;
  3. Составление предложений.

Примечание. Таким же образом можно проводить работу и с другими словами сложной слоговой структуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми с нарушением слоговой структуры слов с ОНР II уровня. Тема: «Закрепление четкого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У».

При общем недоразвитии речи зачастую наблюдается нарушение слоговой структуры  слова. Дети испытывают затруднения даже при воспроизведении предложений из 2-3 слов, отмечаются пропуски предл...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

«Использование ритмико-интонационных упражнений в преодолении нарушений слоговой структуры слова»

Логопедическую  работу по коррекции речевых недостатков нельзя представить без работы по формированию слоговой структуры слова. Эта работа  представляет собой  часть общей коррекционной...

«Использование ритмико-интонационных упражнений в преодолении нарушений слоговой структуры слова»

Логопедическую  работу по коррекции речевых недостатков нельзя представить без работы по формированию слоговой структуры слова. Эта работа  представляет собой  часть общей коррекционной...