мой проект "Школа без сквернословия"
проект (8 класс) на тему

Оборина Татьяна Анатольевна

Важнейший способ узнать человека… – прислушаться к тому,
как он говорит… Язык человека – это его мировоззрение
и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает.

Д.С. Лихачев

Одной из примет постигшей нас духовной и культурной катастрофы стало сквернословие.  На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. «Мат» доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка?

Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, в космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

 В данном проекте классный руководитель с учащимися 8 класса, через опытно – экспериментальную работу (над  растениями) докажет отрицательное влияние нецензурной брани на организм человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное казённое специальное

(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нерехтская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида» Костромской области

Исследовательский   проект

«Школа без сквернословия!»

Разработан и выполнен:

Учащимися 8 класса

Руководитель:

учитель Социально – бытовой ориентировки,

классный руководитель 8 класса

Оборина Татьяна Анатольевна

2014-2015 уч. год

Оглавление

Краткая аннотация проекта

Концептуальные положения проекта

Описание ситуации

Основные  понятия и термины

Актуальность проекта

Цель, задачи и планируемые результаты проектной деятельности

Механизм осуществления проекта

Механизм оценки результатов проекта

Перспективы дальнейшего развития проекта

Список использованной литературы и электронных информационных источников

 Приложения

Краткая аннотация проекта

Важнейший способ узнать человека… – прислушаться к тому,
как он говорит… Язык человека – это его мировоззрение
и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает.

Д.С. Лихачев

Одной из примет постигшей нас духовной и культурной катастрофы стало сквернословие.  На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. «Мат» доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка?

Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, в космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

 В данном проекте классный руководитель с учащимися 8 класса, через опытно – экспериментальную работу (над  растениями) докажет отрицательное влияние нецензурной брани на организм человека.

Концептуальные положения проекта

Описание ситуации

  Ненормативную лексику сейчас можно услышать везде: в семье, на улице, в транспорте и даже от людей, имеющих определенную власть.

    Сквернословие с заборов взошло на депутатские трибуны, засевает романы писателей и стихи поэтов. С неприкрытым сквернословием певцы исполняют песни. Но самым страшным является то, что причиной сквернословия уже не является раздражение или гнев — гнилые слова стали обыденной речью, и их употребляют для связки слов, вставляя через каждое слово.

      Откуда же сквернословие свалилось на наши головы? Говорят, что это чистая славянская традиция. Ничего подобного. На Руси до середины ХIХ века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.

  С какой целью человек сквернословит? Люди оправдывают сквернословие раздражением, страхом — якобы происходит разрядка. Ничего подобного! Скверное слово — это черная энергия. В ней нет Любви и нет никакой созидательной силы. Скверное слово несет уничтожение. И люди, бросаясь скверными словами, не зная их истинного смысла, даже не подозревают о тех последствиях, которые они приносят. Люди не подозревают о том, что они пилят сук, на котором сидят.

Основные  понятия и термины

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

Актуальность проекта

Если до недавнего времени все специальные (коррекционные) школы VIII вида ставили перед собой триединую задачу воспитания, развития, обучения, то сегодня добавилась еще одна чрезвычайно важная задача - задача социализации детей и подростков с множественными особенностями, склонностями, способностями, различной структурой дефекта. Компьютеризация коррекционных школ и метод проектов, которым давно заинтересовались учителя общеобразовательных учреждений, на наш взгляд дают дополнительные возможности для социализации и коррекции нарушений аномального ребенка. У учащихся повышается мотивация к обучению, появляются навыки самостоятельной работы, активная практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин. Вместе с тем, в силу умственных нарушений учащихся, организация проектно-исследовательской деятельности в коррекционной школе имеет свои особенности:

Учет структуры дефекта индивидуальных особенностей.

Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Наши дети по учебным возможностям делятся на несколько групп и в данном случае научить работать, например, в поисковой системе (отбирать, анализировать нужные материалы) можно только самых сильных учеников. Чтобы и остальные дети, особенно слабые, почувствовали себя сопричастными к проекту, важно, на наш взгляд, правильно распределить обязанности работы в группе. Отсюда следующая особенность.

Четкая дифференциация заданий (по сложности и объему).

Сопровождение и помощь педагога

Активизируя поисковую деятельность детей, учителю необходимо продумать алгоритм деятельности от начала до конечного результата, так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели, задачи предстоящей работы. Требуется неназойливая помощь педагога и во время работы

Безусловно, с учащимися с нарушениями интеллекта невозможно провести серьезную научно-исследовательскую работу, но вполне возможно организовать ряд проектов, таких, как игровые, творческие, воспитательные, социальные, практико-ориентированные. В связи с тем, что дети учатся в интернате, особое значение метода проектов мы видим в воспитательной сфере. Одним из основных предметов, подготавливающих детей к жизни, является урок социально - бытовой ориентировки. К сожалению, на усвоение знаний, в том числе по культуре поведения, в неделю отводится всего 1 - 2 часа. Совместная работа учителей и воспитателей, классных руководителей  в рамках проектной деятельности позволяет решить эту проблему.

В качестве примера, который думаем, будет интересен педагогам не только специальных (коррекционных) школ, предлагаем проект «Школа без сквернословия».

Большинство детей коррекционной школы из неблагополучных семей, где часто родители дома выражаются нецензурными словами, и дети считают, что правила поведения, культуры общения, придумали и нужно соблюдать только в школе. У них не сформирована потребность в их выполнении.

В ходе работы над проектом дети решают следующий ряд проблемных и исследовательских вопросов:

  • может ли сквернословие повлиять на здоровье человека
  • откуда возникло сквернословие
  • много ли сегодня ругательных слов присутствует в речи школьников
  • как  слова могут повлиять на растения

Предполагается распределение детей на 3 группы. Учащиеся определяют для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях. Учитель задает план действий согласно схеме: прочитайте (проведите опыт, анкетирование), найдите факты, доказывающие или опровергающие гипотезы, подготовьте сообщение, сделайте вывод, оформите работу.

Самостоятельную работу в группах можно организовать следующим образом.

1 группа занимается поиском информации об истории возникновения сквернословия, фактах его отрицательного воздействия на человека.

2 группа проводит анкетирование учащихся в школе, чтобы выяснить количественный состав злоупотребляющих плохими словами учащихся и степень воздействия таких слов на настроение ребят.

3 группа проводит опыт с цветами, чтобы определить влияние плохих и хороших слов на рост растений, привлекая учащихся 5-9 кл. ( цветку под  №1-дети говорят плохие слова, цветку под  №  2- дети говорят хорошие слова)

В данном проекте знания о вреде сквернословия будут преподноситься не в готовом виде, а добываться относительно самостоятельно. Дети будут заниматься работой не только на уроке, но и во внеурочное время. А выводы, сделанные ребятами, позволят им активнее бороться с «нецензурщиной» в школе. Думаем, что детские «мини-открытия» станут тем самым маленьким потрясением (в хорошем смысле этого слова), которое и будет способствовать решению главной задачи - сделать школу территорией вежливости и здоровья.

Результаты работы оформляются в виде плаката с текстовым сообщением и агитационным материалом против употребления плохих слов, фото-буклета с описанием опыта над растениями, а также разработать правила борьбы со сквернословием.

Цель проекта

 Сформировать у детей представление о вредном воздействии сквернословия на физическое и духовное здоровье человека, сформировать потребность в культурном общении друг с другом.

Задачи проекта:

  • Расширить знания школьников о вредных привычках.
  • Познакомить с понятием "сквернословие", механизмом его влияния на человека,
  • Научить проводить опыты - наблюдения
  • Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
  • Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Ожидаемые результаты

Значение такой формы организации работы в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся получают опыт в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях, приобретают коммуникативные навыки, умения хотя бы на элементарном уровне прогнозировать и анализировать свою деятельность. У них развиваются навыки самостоятельности в мыслительной, практической, эмоционально-волевой сферах, воспитываются целеустремленность, толерантность, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу.

Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. А значит, задача социализации умственно отсталых детей при помощи метода проектов решается более эффективно.

Механизм  осуществления  проекта

Мероприятия

Сроки реализации

Практическая деятельность.

Распределение детей на 3 группы (см. выше) (8кл)

1 декабря 2014-1февраля 2015г

Родительские собрания (8кл):

«Сквернословие и способы его искоренения»

«Учим вежливости детей в семье и школе»

Анкетирование родителей «Ваше отношение к сквернословию»

(см. фото)

ноябрь, декабрь 2014г

Классные часы:  (1-9 кл)

«Вирус сквернословия» (см. приложение №1)  

 "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

Анкетирование учителей и учащихся (1-9 кл) "Сквернословие в моей жизни" (см. приложение №2)

декабрь 2014г

 январь 2015г

Просмотр и обсуждение  фильма: «Как слово наше отзовется»

 (1-9 кл)

декабрь 2014г

 январь 2015г

Общешкольное мероприятие «День комплиментов» (5-9 кл)

 (см. приложение №3,  фото)

февраль 2015г

Выпуск школьной газеты, фото- буклета с результатами практической части проекта (8кл) (см. фото)

февраль 2015г

Общешкольная линейка о результатах проектной деятельности. Решение начать игру –соревнование « Звездный городок» (1-9 кл)

(см. приложение № 4)

февраль 2015г

Механизм оценки результатов проекта

Практическая значимость проекта.

Цветок №2, которому говорили хорошие слова прекрасно  выглядел, дал много новых ростков. Цветок №1, который ругали перестал расти, пожелтел (см.фото № 1,2,3)

        Классные часы      просмотр фильма     анкетирование показало, что дети задумались над влиянием сквернословия над здоровьем человека. В школе нецензурная брань стала звучать гораздо реже.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Анализируя проделанную работу, участники проекта пришли к мнению, что в целом, цель и задачи проделанной работы достигнуты, хотя сама работа не закончена. Общим голосованием было решено продолжить работу в данном направлении. Создав игру - соревнование, которая начала работать после окончания проектной деятельности «ЗВЕЗДНЫЙ ГОРОДОК» (см.приложение № 4 )

Участникам удалось сплотиться в единую команду, которой под силу решение любых проблем!

Нормативно – правовая база

  1. Конституция РФ, ст. 28, ст. 29;
  2. Закон  «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст.3,п. 1, ст. 5, п. 4);
  3. Национальная доктрина образования.
  4. Международная конвенция о правах ребенка 1989г.;
  5. Всеобщая декларация прав человека ГА ООН, 10.12.1948г., ст. 26.
  6. Декларация прав ребенка (ООН, 20.11.1956)
  7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 16.12.1966, ст. 13.
  8. Закон «Об образовании»

Проект Федерального Закона о русском языке как государственном языке РФ

Статья 13. Русский язык как государственный язык Российской Федерации в системе образования

Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации получение образования на русском языке как на государственном языке Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации является обязательным.

Для сохранения единого образовательного пространства в Российской Федерации, обеспечения равных возможностей получения среднего (полного) общего образования гражданами Российской Федерации в образовательных учреждениях изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регулируется государственными образовательными стандартами.

Статья 14. Русский язык как государственный язык Российской Федерации в сферах культуры и науки

Культурная и научная деятельность на территории Российской Федерации осуществляется на русском языке как государственном языке Российской Федерации и иных языках в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях доступа и приобщения граждан Российской Федерации к достижениям науки в области русского языка, ценностям культуры, художественной литературы, воспитания художественного вкуса и чувства слова, повышения уровня духовной культуры общества государство гарантирует: научное обеспечение развития русского языка, культуры, художественной литературы, фольклора; массовое издание классиков художественной литературы, научно-популярной литературы, энциклопедий, словарей и справочников; внедрение новейших технологий в сферу культурной и научной деятельности, формирование банков и баз данных по русскому языку и иным языкам народов Российской Федерации.

Статья 15. Русский язык как государственный язык Российской Федерации в средствах массовой информации и средствах коммуникации

Государственные средства массовой информации и средства коммуникации (печать, радио, телевидение, видео-, кино- и иные средства), а также средства массовой информации и средства коммуникации, имеющие государственную лицензию на указанный вид деятельности, осуществляют свою деятельность на русском языке как государственном языке Российской Федерации и других языках в соответствии с законодательством.

Использование русского литературного языка, соблюдение его орфоэпических, орфографических, грамматических, стилистических и иных норм в средствах массовой информации и средствах коммуникации является обязательным.

В средствах массовой информации, средствах коммуникации и иных средствах, предназначенных для широкой аудитории, в публичных выступлениях сквернословие, употребление вульгарных, бранных слов и выражений, унижающих человеческое достоинство, не допускается. Данные деяния могут быть квалифицированы как нарушения, влекущие за собой гражданскую, уголовную и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Список использованной литературы и электронных информационных источников

  1. Г. Чеурин (20-минутный документальный фильм)  «Как слово наше отзовется…»
  2. Иоганн Штраус  «На прекрасном голубом  Дунае»
  3. П.И. Чайковский « сцена из 2-го акта балета «Лебединое озеро»
  4. Музыкальное сопровождение к песне на стихи Б.Окуджавы “Давайте восклицать”

  1. Андросова Ю. Вирус сквернословия //  Школьный психолог. – 2008. №20
  2. Воротной М. Мат — генератор разрушительных вибраций // Чудеса и приключения. - 2003. - № 12. - С. 22-23
  3. Конфликтология. Беседы о ненормативной лексике // Секретарское дело. - 2007. - №2.-С. 62-67
  4. Масару Э. Любовь и вода. //М.: София, 2008
  5. Михайлов Г. «Непечатное слово»: существует ли оно сегодня в России? // Наш современник. - 2002. - № 2. - С. 242-247
  6. Павлючин К. Мату - мат? // Труд. - 2006. - 28.07. - С. 5
  7. Петров С, Петров В. Русский язык как элемент безопасности // ОБЖ. - 2006. - №11.- С. 23-28
  8. Подгорова Т.П. «Нет сквернословию!» Статья
  9. Поливин Р. Ненормативная лексика стала нормой? //Амурская правда. - 2006. - 16.03. -С. 23
  10. Философия для детей (в сказках и рассказах). Пособие по воспитанию в семье и школе. – Минск, 2003
  11. Человек должен многого стыдиться. Что происходит с русским языком? (Эпидемия сквернословия) // Труд. - 2001. - 11 сентября. - С. 4.
  12. Янин И. Есть ли в России язык политики? (Бранные слова с экрана телевизора) // Гудок. - 2005. - 17.09. - С. 7

  1. http://oodvrs.ru/article/art/php?id_article=206
  2. http://www.magik.ru/s68.asp
  3. www.uchkopilka.ru
  4. http://www.liveinternet.ru
  5. http://oriflamma-zp.narod.ru

Приложение №1

Классный час «Вирус сквернословия»

(слайд) Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

История возникновения сквернословия (слайд)

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. (слайд)

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

В русской церкви есть икона Божией Матери "Семистрельная".(слайд)  На иконе изображена Богородица, пронзенная стрелами. Стрелы эти - бранные, матерные слова. Одно из смысловых значений иконы — Богородица отступает от грешников-сквернословов и не предстательствует, не заступничает о них перед Богом.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется: (слайд)

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к «своим».

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального

подъема (радости или гнева).
                                                     Сквернословие и здоровье (слайд)

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. ( Например: И.Штраус. «Вальс на прекрасном голубом Дунае»,  Чайковский  Лебединое озеро  Adagio из 2 го акта, тяжелый рок – прослушать отрывки из произведений). Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала и классическая музыка влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (слайд)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. (слайд)

О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. (слайд)

Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его.

 Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких. (слайд)

Но что значит, для нас современным казаться?
Одеваться по моде и вслепую влюбляться?
Или взрослым хамить и детей обижать?
Или мат полюбить, или пьяницей стать?
Нет и нет!
Это лишь только казаться.
Современным быть –
Это уметь говорить,
Это красиво уметь выражаться.

Группа учениц исполняет песню  Б.Ш.Окуджавы “Давайте восклицать!”

А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

Будьте здоровы!!!

Приложение №2

Анкета «Твое отношение к сквернословию»

Выбери свой вариант ответа:

  1. Как ты относишься к сквернословию? ________________________________________________________________________

  1. Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова и выражения?

- никогда,    

 - редко,  

       - часто

  1. Волнует ли тебя проблема чистоты языка?

- волнует,

- не волнует,

       - никогда не задумывался об этом

  1. Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение  нецензурных слов в нашем обществе?

      - свободой слова,

      - низким уровнем культуры,

      - безнаказанностью за ругань

  1. Нецензурные слова среди молодежи употребляются, потому что…

      - не хватает других, хороших слов;  

      - это способ самоутверждения в глазах других людей;

      - свой вариант ___________________________________________________________

  1. Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?

     - это бесполезно;

     -  можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо;                                                                      

     - борьба необходима в любом случае

  1. Как бороться со сквернословием?

    - системой штрафов,

    - воспитанием,

    - самовоспитанием,

    - свой вариант____________________________________________________________

  1. Хотел бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова?

    - да,

    - нет,

    - свой вариант ____________________________________________________________

Спасибо за ответы!

Приложение №3

ДЕНЬ КОПЛИМЕНТОВ (общешкольное мероприятие)

Цель: показать влияние хороших слов- комплиментов на  человека

ВЕД.:

Вы любите праздники?

И я люблю. Особенно старинные – Новый год, например.

А что, если нам с вами попробовать отметить какой-нибудь свой веселый старинный праздник? И если получится здорово, то справлять его каждый год..

ВЕД.:

Давайте выберем для начала праздник Милый, Домашний, Забавный и необычный. Например, 13 февраля- День комплиментов. СЛАЙД

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно

– Какие комплименты чаще всего слышим?

– С какой целью люди говорят комплименты?

· поддержать в трудную минуту;

· показать свое отношение;

· поднять настроение;

· сделать приятное.

Комплимент – это один из способов доставить радость другому

ВЕД. КАК НУЖНО ДЕЛАТЬ КОМПЛИМЕНТЫ  СЛАЙД

  1.  Улыбаться.
  2. Смотреть в глаза.  
  3.  Говорить с восхищением, искренне

Здесь уместно вспомнить правило «Коротко да ясно, потому и прекрасно»

ВЕД.

Посмотрите выпуск «Ералаша» «Комплименты» 2011 года. СЛАЙД

Скажите: почему произошла неудача? Сделайте вывод.

ВЕД.: А, сейчас мы с вами немного посекретничаем

 Упражнение. «Изгой» СЛАЙД 5

Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному  сообщается слово ворона.

Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

Как вы узнали где ваша группа?

Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

Почему никто не обращал на тебя внимания?

Как ты себя чувствовал?

Ребята почему вы не обращали на него внимания?

Хотели ли вы быть на месте вороны?

Тяжело ли быть не похожим на всех?

Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности. Мы должны уважать каждого человека. Потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

ВЕД (Театрализованное представление )  

Басня «Ворона и лисица»  СЛАЙД

Почему лисица обманула Ворону? Беседа с детьми

  • Комплимент или лесть? В чем разница? Лесть –похвала с корыстной целью.

ВЕД. «Звали, зовут, будут звать…» СЛАЙД 

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:

«Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»

(Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.)

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим никого не обижать.

ВЕД.: (игра с залом) Повторяем за мной

УЛЫБНИСЬ СОСЕДУ СПРАВА,

УЛЫБНИСЬ СОСЕДУ СЛЕВА.

ВМЕСТЕ МЫ ОДНА СЕМЬЯ

ВЫ, МЫ, ТЫ, Я.

слайд. Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку? (ребята делятся своими впечатлениями). Запомните все – УЛЫБКА – это лучшее созданное природой от неприятностей

И сейчас я вам предлагаю, посмотреть фрагмент мультфильма «Крошка Енот» и вместе с главным героем спеть песню «От улыбки»

Игра с залом.

- А теперь давайте попробуем  говорить друг другу комплименты. Возьмите мягкую игрушку. Первый человек говорит соседу комплимент и передает игрушку, принимающий должен поблагодарить за приятные слова, или ответить комплиментом. Так по цепочке – участвуют и гости и дети

Итак, что же такое комплимент    СЛАЙД

 Комплимент – это один из способов доставить радость другому


СЛАЙД  

Любить можно многое и многих, например, свою маму и учительницу.

- И сестру, и одноклассницу.
- И папу, и брата.
-  дедушку, и бабушку.
- И солнышко ясное!

-  И небо голубое !

- И себя надо любить, чтобы не ходить мрачным и угрюмым.

- Надо любить весь мир! Тогда весь мир полюбит тебя

Приложение №4

ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ: «ЗВЕЗДНЫЙ ГОРОДОК»

Положение о школьном конкурсе «Лучший класс года»,

«Лучший ученик года»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

            Школьный конкурс "Лучший класс года", «Лучший ученик года». Проходит через игру – соревнование «Звездный городок» с целью улучшения содержания воспитательной работы в образовательном учреждении, использования опыта работы классных руководителей и  выявления наиболее сплоченных и творческих классных коллективов – лидеров школы.

В основе лежит принцип соревнования между классами, учениками школы

 

Задачи:

  • укрепление школьных традиций,
  • развитие патриотических  чувств учащихся на уровнях: мой класс, моя школа.
  • развитие навыков  коллективной деятельности,
  • создание условий для проявления инициативы учащихся,
  • формирование активной жизненной позиции учащихся,
  • развитие классного и школьного самоуправления,
  • стимулирование классных руководителей, активов классов к реализации творческого подхода  в работе и учебе,
  • повышение престижа знаний, интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

   Участниками конкурса являются все коллективы с 1-9 класс. 

 "Лучший класс года", «Лучший ученик года» определяется по наибольшему количеству набранных звездочек в течение учебного года

Сроки конкурса: февраль – май 2105г.,  следующий учебный год

    Ход конкурса отражается на экране соревнований, а также на сайте  школы      представителями сектора средств массовой информации школы.

   Критерии оценки рейтинга класса, каждого ученика:      

В конкурсе выделено 5 направлений определения деятельности учащихся:

Минусы

Нарушение Устава школы:

  • драка – минус 1 звездочка,
  • нецензурные выражения – минус 1 звездочка,
  • курение – минус 1 звездочка,
  • опоздание, прогулы – минус 1 звездочка,
  • порча школьного имущества – минус 1 звездочка,
  • загрязнение мусором территории и здания школы – 1 звездочка,
  • отсутствие дневника у учеников на момент проверки по классам – минус 1 звездочка,
  • отсутствие  школьной, спортивной формы, сменной обуви на момент смотра администрацией-1 звездочка

Отслеживает зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители

Подведение итогов

Классный руководитель по каждому ученику  подводит итоги 1 раз в неделю. Общий  итог 1 раз в четверть.

Жюри подводит итоги с 16 по 20 мая.

Путем складывания звездочек по всем направлениям работы  определяется «Лучший класс года», «Лучший ученик года»

Награждение:

По результатам конкурса проводится награждение дипломом, ценным призом победителя конкурса «Лучший класс года», «Лучший ученик года». Фотография класса вывешивается на Доску почета.                      

Классный руководитель класса-победителя награждается денежной премией.

Учителя, активно помогавшие классу в различных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, получат премии.

Также определены дополнительные номинации:
 
«Самый спортивный класс»
«Самый отзывчивый класс»
«Самый трудолюбивый класс»
«Самый творческий класс»

Начало проекта 1 декабря 2014 г


C:\Users\1\Desktop\фото 8 кл\100_1619.JPG

C:\Users\1\Desktop\фото 8 кл\100_1621.JPGC:\Users\1\Desktop\фото 8 кл\100_1622.JPG

Цветок № 1-дети говорят плохие слова.      Цветок №2-дети говорят хорошие слова

C:\Users\1\Desktop\фото 8 кл\100_1645.JPG

25 декабря 2014 год цветок под №1,

которому говорят плохие слова перестал расти

Окончание проекта 1 февраля 2015 год

C:\Users\1\Desktop\фото 8 кл\100_1687.JPG

                        цветок №2 –прекрасно выглядит, цветок №1 – погибает

Учащимися 8 класса принято решение спасти цветок № 1.

С 1 февраля 2015 г.- говорить цветку  только ХОРОШИЕ слова

C:\Users\1\Desktop\фото 8 кл\100_1689.JPG

Анкетирование  среди учащихся 5-9 кл.,

проводит ученик 8 кл Иванов Саша

C:\Users\1\Desktop\фото 8 кл\100_1627.JPG  E:\фоттто\2014\100_1629.JPG

6 класс

C:\Users\1\Desktop\фото 8 кл\100_1633.JPG   E:\фоттто\2014\100_1630.JPG

                           5класс                                                                           7класс

E:\фоттто\2014\100_1634.JPG9 класс

Родительское собрания (8кл):

«Сквернословие и способы его искоренения»

Анкетирование родителей «Ваше отношение к сквернословию»

C:\Users\1\Desktop\фоторафии\фото милым мамам\IMG_2987.JPG

Общешкольное мероприятие «День комплиментов»

C:\Users\1\Desktop\фоторафии\фото милым мамам\IMG_2944.JPG



Подписи к слайдам:

Беседа со старшеклассниками
Речь - это показатель ума. Сенека Нет музыки слаще, чем ангельские голоса ребятишек, если не особенно вслушиваться в произносимые ими слова. Логан Пирсолл Смит
Что такое сквернословие?
Сквернословие — это речь, наполненная неприлич-ными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".
История возникновения сквернословия
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.
В русской церкви есть икона Божией Матери "Семистрельная". На иконе изображена Богородица, пронзенная стрелами. Стрелы эти - бранные, матерные слова. Одно из смысловых значений иконы — Богородица отступает от грешников-сквернословов и не предстательствует, не заступничает о них перед Богом.
Использование мата в наше время
1) для повышения эмоциональности речи, 2) эмоциональной разрядки, 3) оскорбления, унижения адресата речи, 4) демонстрации агрессии, 5) демонстрации отсутствия страха, 6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов, 7) демонстрации принадлежности к "своим".
Сквернословие и здоровье
Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.
В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило.
Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту
О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!
Арабидопсис
Но что значит, для нас современным казаться? Одеваться по моде и вслепую влюбляться?Или взрослым хамить и детей обижать? Или мат полюбить, или пьяницей стать?Нет и нет!Это лишь только казаться. Современным быть –Это уметь говорить, Это красиво уметь выражаться.


Подписи к слайдам:

«ДЕНЬ КОПЛИМЕНТОВ»
Комплимент –
УлыбатьсяСмотреть в глаза Говорить с восхищением, искренне
это один из способов доставить радость другому
КАК НУЖНО ДЕЛАТЬ КОМПЛИМЕНТЫ ?
Почему произошла неудача с героями «Ералаша»?
«Изгой»
Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности. Мы должны уважать каждого человека. Потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
Басня «Ворона и лисица»
Почему лисица обманула ворону?  
Комплимент или лесть? В чем разница?
Лесть –похвала с корыстной целью
Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим никого не обижать
УЛЫБНИСЬ СОСЕДУ СПРАВА,УЛЫБНИСЬ СОСЕДУ СЛЕВА. ВМЕСТЕ МЫ ОДНА СЕМЬЯ ВЫ, МЫ, ТЫ, Я.
фрагмент мультфильма «Крошка Енот»
Комплимент –
это один из способов доставить радость другому
Валентин покровительствует любимым и любящим ведь любить можно многое и многих. Например, свою маму, свою воспитательницу и учительницу.- И сестру, и одноклассницу. И папу, и брата. - дедушку, и бабушку. - И солнышко ясное!- И небо голубое ! - И себя надо любить, чтобы не ходить мрачным и угрюмым.- Надо любить весь мир! Тогда весь мир полюбит тебя


Подписи к слайдам:

исследовательский проект «Школа без сквернословия!»
Разработан и выполнен:учащимися 8 класса Руководитель:учитель Социально – бытовой ориентировки, классный руководитель 8 классаОборина Татьяна Анатольевна2015 г
Областное государственное казённое специальное(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нерехтская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида» Костромской области
Цель проекта: Сформировать у детей представление о вредном воздействии сквернословия на физическое и духовное здоровье человека, сформировать потребность в культурном общении друг с другом.Задачи проекта:Расширить знания школьников о вредных привычках.Познакомить с понятием "сквернословие", механизмом его влияния на человека.Научить проводить опыты - наблюденияВоспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.Побуждать к нравственному самосовершенствованию.
Проблемные и исследовательские вопросы
может ли сквернословие повлиять на здоровье человека?откуда возникло сквернословие?много ли сегодня ругательных слов присутствует в речи школьников?как слова могут повлиять на растения?
Выдвижение гипотез учащимися
Сквернословие на здоровье не влияет В школе мало детей, употребляющих ругательные словаЕсли плохие слова могут «убить» человека, то значит онидействуют и на растения
Самостоятельная работа в группах (дети распределяют обязанности и сроки выполнения работы)
1 группа занимается поиском информации об истории возникновения сквернословия, фактах его отрицательного воздействия на человека.2 группа проводит анкетирование учащихся в школе, чтобы выяснить количественный состав злоупотребляющих плохими словами учащихся и степень воздействия таких слов на настроение ребят.3 группа проводит опыт с цветами, чтобы определить влияние плохих и хороших слов на рост растений, привлекая учащихся 5-9 кл. ( цветку под №1-дети говорят плохие слова, цветку под № 2- дети говорят хорошие слова)
Механизм реализации проекта
Мероприятия
Сроки реализации
Практическая деятельность. Распределение детей на 3 группы (8кл)
1 декабря 2014-1февраля 2015г
Родительские собрания (8кл):«Сквернословие и способы его искоренения» «Учим вежливости детей в семье и школе»Анкетирование родителей «Ваше отношение к сквернословию»
ноябрь, декабрь 2014г
Классные часы: (1-9 кл) «Вирус сквернословия» "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"Анкетирование учащихся (5-9 кл) "Сквернословие в моей жизни»
декабрь 2014г январь 2015г
Просмотр и обсуждение документального фильма: «Как слово наше отзовется» (1-9 кл)
декабрь 2014г январь 2015г
Общешкольное мероприятие «День комплиментов» (5-9 кл)
февраль 2015г
Выпуск школьной газеты, фото- буклета с результатами практической части проекта(8кл)
февраль 2015г
Общешкольная линейка о результатах проектной деятельности. Решение начать игру –соревнование « Звездный городок» (1-9 кл)
февраль 2015г
1 группа оформляет газету-плакат с текстовым сообщением и агитационным материалом против употребления злых слов. 2 группа оформляет результаты анкетирования, разрабатывает правила борьбы со сквернословием.3 группа оформляет фото-буклет с описанием опыта над растениями.
Защита проекта
Механизм оценки результатов проекта
Практическая значимость проекта. Цветок №2, которому говорили хорошие слова прекрасно выглядел, дал много новых ростков. Цветок №1, который ругали, перестал расти, пожелтел (см.фото № 1,2,3)Классные часы просмотр фильма анкетирование= показало, что дети задумались над влиянием сквернословия над здоровьем человека. В школе нецензурная брань стала звучать гораздо реже!
Перспективы дальнейшего развития проекта
Анализируя проделанную работу, участники проекта пришли к мнению, что в целом, цель и задачи проделанной работы достигнуты, хотя сама работа не закончена. Общим голосованием было решено продолжить работу в данном направлении. Создав игру - соревнование, которая начала работать после окончания проектной деятельности «ЗВЕЗДНЫЙ ГОРОДОК» (см.приложение )Участникам удалось сплотиться в единую команду, которой под силу решение любых проблем!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему " Сквернословие" 9 класс

1. Эстафета добрых слов. 2. Памятка " Почему нельзя сквернословить?" 3. Антиреклама мату. 4. Заключение....

классный час Грех сквернословия

классный час посвящен проблеме сквернословия ....

Сквернословие - враг здоровью

Презентация к классному часу, беседе о вреде сквернословия....

Сквернословие

Презентация к классному часу "Сквернословие в моей жизни"...

Сквернословие и здоровье.

Материалы классного часа....

Презентация к классному часу "Вирус сквернословия"

Презентация может использоваться на классном часу и во внеклассной работе.Предназначена для учащихся среднего и старшего звена...