Диагностика агрессивности в юношеском возрасте.
статья по психологии на тему

Резакова Ирина Львовна

Одной из важных характеристик, которая определяет взаимоотношения между различными людьми, является агрессивность или отсутствие таковой. Агрессия служит весьма распространенным способом решения межличностных проблем, возникающих в сложных ситуациях, вызывающих у человека психическую напряженность. Агрессивное поведение влечет к возникновению конфликтов и к неконструктивным способам их разрешения. Сегодня с полной уверенностью можно считать установленным тот факт, что агрессивное поведение – это не просто критическое явление, а очень серьезная социальная и психологическая проблема. Так, педагоги всех уровней образования заявляют, что число агрессивных учащихся с каждым годом растет все больше, с ними тяжело работать, и часто педагоги просто не знают, как преодолеть такое поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_agressivnosti.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

Резакова Ирина Львовна, педагог-психолог МБОУ ОСШ №1, г.о.Коломна, Московская область.

Диагностика агрессивности в юношеском возрасте.

Одной из важных характеристик, которая определяет взаимоотношения между различными людьми, является агрессивность или отсутствие таковой. Агрессия служит весьма распространенным способом решения межличностных проблем, возникающих в сложных ситуациях, вызывающих у человека психическую напряженность.

Агрессивное поведение влечет к возникновению конфликтов и к неконструктивным способам их разрешения. Сегодня с полной уверенностью можно считать установленным тот факт, что агрессивное поведение – это не просто критическое явление, а очень серьезная социальная и психологическая проблема. Так, педагоги всех уровней образования заявляют, что число агрессивных учащихся с каждым годом растет все больше, с ними тяжело работать, и часто педагоги просто не знают, как преодолеть такое поведение.

Исследование данной проблемы в настоящее время стало одним из приоритетных направлений отечественной и зарубежной психологии. Во многом это предопределено ростом жестокости и насилия в современном обществе.

 Неуправляемое поведение в раннем детстве может перерасти в поведение с асоциальными тенденциями в юношеском возрасте. Выражено агрессивные люди легко возбудимы, раздражительны, враждебны к внешнему миру и окружающим. Их отношения в семье и дома обостренны. Иначе, агрессивность, став неотъемлемой личностной чертой, отрицательно сказывается на процессах развития личности и социализации человека во всех возрастных периодах. В связи с вышеизложенным, изучение диагностики агрессивности представляется весьма актуальным.

На современном этапе в психологии отсутствует единое понимание агрессии. Отечественными и зарубежными исследователями (А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Доллард, Н.Д. Левитов, Э. Фромм и др.) предложено множество определений агрессии, сравнение и сопоставление которых позволило мне выделить в качестве основных следующие её признаки: 1) агрессия есть целенаправленное поведение, 2) противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, 3) наносящее вред объектам нападения, 4) в качестве которых могут выступать люди, животные и неодушевлённые предметы.

 По этим признакам можно судить о наличии либо отсутствии агрессивного акта.

Помимо термина «агрессия» в психологической литературе важное место отводится таким понятиям, как «агрессивное поведение» и «агрессивность». Агрессивное поведение рассматривается как враждебные действия, целью которых является нанесение страдания, ущерба другим. Агрессивность трактуется как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Различение данных понятий является необходимым, так как, с одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности; с другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях.

Анализ литературы позволяет утверждать, что в современной возрастной психологии юность обычно определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Следует подчеркнуть, что юношеский возраст является сложным для личности временем, связанным с появлением новых психологических новообразований, направленных на адаптацию к новой жизненной ситуации развития и подготовку к более поздним возрастным этапам.

Специфической особенностью агрессивного поведения в этом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. Агрессивные юноши и девушки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами:

-бедность ценностных ориентаций;

- отсутствие увлечений;

- узость и неустойчивость интересов.

Экспериментальное исследование уровня агрессивности в юношеском возрасте проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения открытая (сменная) образовательная средняя школа №1 г. Коломны Московской области. В исследовании приняли участие 30 обучающихся юношеского возраста.

        Для проведения экспериментального исследования уровня агрессивности в юношеском возрасте были использованы следующие психодиагностические методики: опросник Басса-Дарки , «Тест руки» Э. Вагнера .

1. Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory)  разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Опросник реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности.

 Методика предназначена для состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше.

 Комплектация методик для индивидуальной формы проведения: бокс-папка с цветной наклейкой, руководство, регистрационные бланки для каждой методики, ключи для обработки, тестовая тетрадь с текстами опросников . Комплектация методик для групповой формы проведения: бокс-папка с цветной наклейкой, руководство, регистрационные бланки для каждой методики, ключи для обработки, тестовые тетради с текстами опросников.

 Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:

- физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;

- косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

- раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

- негативизм - оппозиционна манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

- обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

- подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред.

- вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов.

- чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

 Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 = - 4, а враждебности 6,5+ - 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

 Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

 Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

Физическая агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68

"нет" =1, "да" = 0: 9, 7

Косвенная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

"нет" =1, "да" = 0: 26, 49

Раздражение:

"да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

"нет" =1, "да" = 0: 11, 35, 69

Негативизм:

"да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28

"нет" =1, "да" = 0: 36

Обида:

"да" = 1, "нет" = 0: 5,13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

Подозрительность:

"да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

"нет" =1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75

Вербальная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

"нет" =1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75

Чувство вины:

"да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54.61, 67

 Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3,7.

 Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

        2. «Тест руки» Э. Вагнера измеряет склонность к открытому агрессивному поведению.

Э. Вагнер полагал, что агрессия – это намеренность действий, вследствие которых наблюдается наличие реальных потерь (убытков) . Рука человека является важным органом, рука сыграла большую роль в развитии интеллекта (два главнейших органа – рука и глаз). Что у человека в сознании, то и в действии.

С помощью теста определяется «роль» руки: рука ловит мяч, несет ребенка или бьет.

Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.

 Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция. Следует ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия. (Время и количество ответов неограниченно).

Изучение и интерпретация результатов. 

При анализе теста сначала подсчитывается количество ответов.

10-15 ответов – ниже нормы.

16-25 ответов – норма.

Свыше 25 (до 40) – выше нормы.

Свыше 40 – намного выше нормы.

Ниже нормы: снижена психическая активность, энергетика (на данный момент времени). Вообще сниженная энергетика; состояние болезненности, сниженная мотивация, понижен интеллект, обедненный жизненный опыт, возможно, это – способ ухода от общения с психологом, желание не дать о себе информации (меньше о себе расскажешь – меньше выводов сделают).

Выше нормы: гиперактивность, высокая мотивация, хорошее воображение, желание сотрудничать с психологом.

Ответы разносятся по 14 категориям .

Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается по формуле:

Агрессивность = (Агрессия + Директивность) - (Нежность + Коммуникабельность + Зависимость) =

X = Напряжение + Увечность + Страх =

Y = Описание + Галлюцинации + Страх =

Z = X + 2хY =

Норма Агрессии = от –1 до +1. (-1, 0, +1)

Иногда весь тест проводится только для того, чтобы узнать эту цифру.

В норме у человека должны быть представлены как агрессивные и директивные показатели, так и теплые и коммуникационные, а также активные и пассивные. Чем больше различных показателей (за исключением Увечности, Описания, Галлюцинаций и Отказов), тем гармоничнее личность. Особенно важна норма для руководителя. Здоровые личности и хорошие руководители – гармоничны.

«+»

+1 – близка «кнопка гнева» - человек сдерживает себя на людях, но может наорать на близких, и даже наподдать детям.

+2 – это уже агрессивность.

+3, +4 – допустимая норма для силовиков (МВД, СОБР, ОМОН), но запредельная для коммерческих компаний.

+5. +6 – это уже социально неадаптированные люди.

«-»

Слишком много Нежности – человек сокращает дистанцию.

Излишек Коммуникабельности – человек формально вежливый, но он манипулирует другими, при этом его легко раскусить, поэтому его обычно недолюбливают.

Также слишком много «добрых» ответов может символизировать о скрытой агрессии, которую человек сознательно или подсознательно копит в себе. Такой человек может быть вспыльчивым, даже тираном, но «прятать» свою агрессию под маской «заботы» (Я бью тебя, но бью любя).

На Агрессивность (Агрессия, Директивность, Нежность, Коммуникабельность, Зависимость) в норме приходится до 47-48% ответов (коммуникативная сфера).

Act + Pas = 35-37%.

Остальное – 15%.

Если у человека задействовано 5 или менее категорий ответов, это однозначно свидетельствует об обедненном жизненном опыте.

Зависимость – 25% и более – означает наличие потребительской позиции.

Зависимость – 0% - человек не умеет просить помощи или ему не у кого ее попросить. Так или иначе, это признак гордыни. Более того, такой человек может искать истину в вине, а не в общении с людьми (которых бы он считал себе равными).

X – норма – до 6. Много X – степень личностной дезадаптации: напряжены все резервы, накопилось много нерешенных проблем.

X = 0 – все благополучно, человек легко справляется со своими проблемами, обычно по мере их появления.

Y – тенденция к уходу от реальности (в более добрый или более ужасный мир).

Y более 6 – признак нездорового витания в облаках.

Z – здесь нормы нет. Для уточнения мотивов агрессивного поведения следует проанализировать получившийся профиль. Здесь важен качественный анализ (даже Z = 10 может быть нормой, и Z = 2 может быть патологией.

        Результаты диагностики по опроснику Басса-Дарки  представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения показателей агрессии в группе девушек и группе юношей по опроснику Басса-Дарки.

Параметры

юноши

средний балл

девушки

средний балл

Физическая агрессия

6,45

5,44

Косвенная агрессия

5,5

5,42

Раздражение

5,42

5,9

Негативизм

3,55

3,72

Обида

3,21

6,66

Чувство вины

5,89

4,45

Вербальная агрессия

7,45

6,45

Подозрительность

4,55

5,35

 

Нельзя не отметить и недостаток выбранного теста: на первый взгляд можно сказать, что показатели вербальной агрессии самые высокие по сравнению с другими. Но это не так, если внимательно изучить структуру теста то сразу замечаешь, что вопросов на выявление вербальной агрессии гораздо больше, чем например косвенной агрессии и соответственно баллов у опрашиваемых по этому показателю будет больше. Из-за чего точное соответствие между всеми показателями этим способом мне установить не удалось.

Графическая интерпретация результатов диагностики по методике Опросник Басса-Дарки представлена на рис. 1.

Рис. 1. Средние значения показателей агрессии в группе девушек и группе юношей по опроснику Басса-Дарки

        Следует отметить, что у всех опрашиваемых уровень агрессивности имеет средние показатели. Косвенная агрессия и негативизм у юношей и девушек, участвовавших в опросе, примерно на одном уровне. Вербальная агрессия, чувство вины и физическая агрессия у юношей выражены в большей степени, а обида, подозрительность, раздражение – у девушек.

        Результаты диагностики по методике «Тест руки» Э. Вагнера представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики по методике «Тест руки» Э. Вагнера 

Категории

Юноши %

Девушки %

1

Агрессия

30,8

26,6

2

Директивность

15,6

12,5

3

Нежность

3,3

5,7

4

Коммуникация

8,6

5,8

5

Зависимость

2,8

3,2

6

Страх

3,8

4,6

7

Демонстративность, эксгибиционизм

4,8

5,8

8

Увечность

2,6

3,4

9

Описание

0

0

10

Напряжение

6,8

7,2

11

Активность

15,1

12,8

12

Пассивность

6,8

12,4

13

Галлюцинации

0

0

14

Отказ

0

0

Анализ полученных результатов показал, что юноши более агрессивны. Это говорит о том, что руку они представляют как атакующую, наносящую вред, обиду, агрессивно доминирующую. Различие с девушками по данной шкале всего 4 процента. Разница выражается структурно – у юношей преобладает агрессия физическая, у девушек просматривается враждебность. Для молодежи мужского пола характерны повышенный уровень перфекционизма и директивности.

Показатели нежности, зависимости и страха у девушек выше, чем у юношей. Показатель пассивности у девушек на 50% выше, чем у юношей. Это говорит о том, что юноши более напряжены, не умеют расслабляться и отдыхать. Средний балл агрессивности у юношей и девушек находится в пределах нормы.

Графическая интерпретация результатов диагностики по методике «Тест руки» Э. Вагнера  представлена на рис. 2.

Рис. 2. Результаты диагностики по методике «Тест руки» Э. Вагнера  

Обобщенные результаты диагностики по методике «Тест руки» Э. Вагнера представлены в таблице 3.

Таблица 3

Количество ответов в группе девушек и группе юношей по методике «Тест руки» Э. Вагнера .

Параметры

Юноши (12 чел.)

Девушки (18 чел.)

Кол-во чел.

%

Кол-во чел

%

Ниже нормы

3

25

1

5,5

норма

6

50

10

55,5

Выше нормы

2

16,6

6

33,5

Намного выше нормы

1

8,3

1

5,5

 

Анализ полученных результатов показал, что и у юношей и у девушек около 50% опрошенных ответили в пределах нормы. Ниже нормы количество ответов у 25% юношей, возможно, в связи с нежеланием общаться с психологом или в связи с невысоким общем уровнем развития (рис. 3).

Рис. 3. Количество ответов в группе девушек и группе юношей

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что юноши и девушки, возможно, желая соответствовать принятому в обществе образу мужественности/женственности, по-разному проявляют агрессию. Одни стремятся скрыть своё раздражение, недовольство и прибегают к косвенной агрессии, а другие - открыто её выражают, не боясь осуждения. Эти особенности начинают закладываться с самого рождения в семье, в группе сверстников они получают подкрепление и дальнейшее развитие. Девушкам свойственны вербальные и косвенные виды агрессии, а юношам – физические и прямые.

Экспериментальное исследование уровня агрессивности в юношеском возрасте проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения открытая (сменная) образовательная средняя школа №1 г. Коломны Московской области. В исследовании приняли участие 30 обучающихся юношеского возраста.

Для проведения экспериментального исследования уровня агрессивности в юношеском возрасте были использованы следующие психодиагностические методики: опросник Басса-Дарки , «Тест руки» Э. Вагнера .

Анализ показал, что согласно результатам опросника Басса-Дарки , уровень агрессии находится не превышает нормы. У юношей высок показатель вербальной (ср. балл 7,45) и физической агрессии (ср. балл 6,45) , у девушек – чувство обиды (ср. балл 6,66) .Девушки (82% опрошенных) негативно реагируют, в первую очередь, на прямую физическую агрессию, юноши (65%) — на косвенную вербальную. В то же время юноши склонны оправдывать человека, проявляющего прямую физическую агрессию, и обвинять его жертву.

 «Тест руки» Э. Вагнера показал следующие результаты: количество ответов у 50% юношей и 55% девушек было в пределах нормы. У 25% юношей тест вызвал затруднения и количество ответов было ниже нормы. В ходе исследования выявлено, что у юношей (30,8 %) и у девушек (26,6%) уровень агрессии находится в пределах нормы. Разница ее проявляется структурно – у юношей преобладает агрессия физическая, у девушек просматривается враждебность. Девушкам свойственны вербальные и косвенные виды агрессии, а юношам – физические и прямые.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРИЗИСЫ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА.

Особености подросткового и юнощеского возраста.  Протекание кризисов подросткового и юношеского возраста у учаихся с ВОЗ. Учет психологических особеностей учащихся с ВОЗ в процессе обучения...

Возрастные особенности юношеского возраста

В статье даётся характеристика возрастным особенностям юношеского возраста, которые необходимо учитывать при организации воспитательной работы в учебном заведении....

Конспект родительского собрания в 11 классе "Возрастные особенности детей юношеского возраста".

Собрание посвящено психологическим особенностям детей, уже вышедших из подросткового возраста, но ещё не ставших взрослыми. Что волнует их больше всего? Всегда ли мы, родители, правильно понимаем их п...

Агрессивность в подростковом и юношеском возрасте

Памятка для родителей о том, как помочь ребенку, который  часто проявляет агрессивное поведение...

Сборник диагностических методик "Диагностика психологических особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по направления воспитания"

В данном сборнике представлены диагностические методики для изучения особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по разным направлениям воспитания: гражданско-правовому, п...

Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте

Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте...

Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте.

В статье говорится о возростании агрессивности в подростковом возрасте....