Главные вкладки

    Методы и приемы рефлексии
    статья по теме

    Томалова Елена Алексеевна

    Технологические методы и приемы рефлексии, используемые на уроках.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metody_i_priyomy_refleksii_na_urokah.docx17.54 КБ

    Предварительный просмотр:

     Технологические методы и приёмы рефлексии

    Педагогическая рефлексия – это процесс и результат фиксирования субъектами состояния своего развития, саморазвития и причин его состояния.

    Синквейн.

     Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

     1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

     2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

     3. Третья - описание действия в рамках этой темы тремя словами.

     4. Четвёртая - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

     5. Последняя - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

     Например:

    Весна

     Яркая и волнующая

     Возрождает, расцветает. Вдохновляет.

     Что есть прекрасней, чем природы пробужденье…

     Жизнь.

    Рефлексивный круг.

     1. Все участники педагогического взаимодействия садятся в круг.

     2. Педагог задаёт алгоритм рефлексии: что нового узнали? что почувствовали? каковы причины этого? как вы оцениваете своё участие в занятии?

     3. Все участники высказывают своё мнение.

     4. Педагог завершает рефлексивный круг, обобщая полученную информацию.

    Рефлексивная мишень.

     1. На листе формата А3 рисуется мишень, которая делится на четыре сектора (можно меньше).

     2. В каждом секторе параметры оценки.

     Моя деятельность   Моё настроение    Актуальность   Работа в группе

     3. Каждый участник педагогического взаимодействия «стреляет» четыре раза в мишень, делая отметку маркером или стикером в зависимости от оценки действия.

     4. Мишень вывешивается и комментируется педагогом.

    Мишень.

     Учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке и была более значимой.

     Моя деятельность.

     Деятельность группы.

     Деятельность класса.

     Деятельность учителя.

    Чемодан, мясорубка, корзина.

     На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

     Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

     Мясорубка – информацию переработаю.

     Корзина – всё выброшу.

     Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

     Анализ урока учащимися.

     Назовите, чем вы занимались на уроке?

    Какие трудности ты испытывал на уроке?

    Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?

     Поставь баллы от 1 до 5:

     Индивидуальная - работа в парах -

     По карточкам - самостоятельная работа -

     Работа в группах - коллективная работа -

     Необычные уроки ( сказки, экскурсия, путешествия) -

    Маятник настроения.

     Маятник - подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая вверху ватмана. Слева на картинке - хмурый день, тучи, дождь. Справа - солнце, безоблачное небо. В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина.

    Цветик- многоцветик.

     Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.

    Мишень настроения.

    День это выстрел. В какую область настроения учащийся попал сегодня? В зависимости от этого наклеивается кружок – попадание в одной из цветовых зон. Внутри дата и мотивация.

    Состояние моей души.

     Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

     Комфортно

     Уверен в своих силах

     Хорошо

     Плохо

     Крайне скверно

     SMS

     Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал.

    Острова.

     На доске вывешиваются рисунки островов. В конце урока ученики знаками отмечают, по какому острову путешествовал каждый. Острова могут дорисовываться. Учитель может спросить, почему выбран именно этот остров.

    «Пирамида знаний». 

    Участники работы строят пирамиду своих знаний, приобретенных или расширенных в ходе общего дела. Можно построить пирамиду положительных эмоций, интересных фактов, полезных сведений, оригинальных заданий, расположив их, соответственно, на разных уровнях пирамиды.

    Незаконченная фраза.

     Меня поразило… Что думал?

     Меня удивило… Что чувствовал?

     Я узнал… Что меня удивило?

    Своей работой я:

     - доволен;

     - не совсем доволен;

     - я недоволен, потому что...

    Выбрал эти задания на уроке, потому что:

     - они мне нравятся больше остальных;

     - я чувствую, что справлюсь с ним пока хуже, чем с другими заданиями;

     - они легче остальных заданий;

     - затрудняюсь ответить.

    Моё настроение.

     Нарисуйте, с каким настроением вы закончили урок. Объясните почему.

    Список литературы:

     1. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения.  г. Минск, 2005 г.

     2. «Современный педагог», серия «Педагогическая мастерская». г. Минск, "Красико- Принт", 2009 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование нестандартных методов и приемов в системе уроков на тему: Стихотворение К. Симонова "Родина"и при работе над текстами на уроках РРС и ФП на второй ступени обучения

    Мной представлена система  нестандартных уроков  по РРС и ФП. На этих уроках учащимся предъявлен к восприятию речевой материал по теме: «Стихотворение «Родина»,  автор К.Симонов» и...

    Методы и приемы рефлексии

    Методы и приемы рефлексии в начале урока (русский язык и литература)...

    Пути повышения мотивации на уроках русского языка и литературы при помощи методов и приемов педагогических технологий в условиях введения и реализации ФГОСООО.

    В нашей школе в классах компенсирующего обучения обучаются дети,  имеющие выраженных отклонений в развитии. При нормальном интеллектуальном развитии они испытывают трудности в усвоении учебного м...

    Методы и приемы современного урока в коррекционной школе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в рамках освоения ФГОС.

    Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития об...

    Методы и приёмы рефлексии на уроках технологии в рамках внедрения ФГОС

    Что такое ФГОС нам всем известно. Этапы современного урока нам знакомы.    А вот что такое Рефлексия?Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Рефле́ксия...

    Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы различными методами и приемами.

    Текст предназначен для выступления на МО, конференции, для самоанализа при аттестации.  В нём говорится об активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка...

    Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы различными методами и приемами.

    Материал по теме "Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" предназначен для исользования при аттестации на квалификационную кате...