Эффективные приемы рефлексии на занятиях по иностранному языку.
статья (английский язык) по теме

Светлана Анатольевна Житвай

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_refleksiya.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon sozdanie_inoyazychnoy_sredy_v_usloviyah_gimnazii.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные приемы рефлексии на занятиях по иностранному языку.

Подготовил: Житвай Светлана Анатольевна,

учитель высшей категории,

МОУ СОШ №4

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим  приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Осознание человеческого саморазвития, самосовершенствования, индивидуальности происходит через сравнение с самим собой (Что я знаю? Чего не знаю? Что нового узнал?). Знания порождаются в результате целеполагания, рефлексии (Что я делаю? Для чего я делаю?). Психологи полагают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:  

1) физическую (успел – не успел);

2) сенсорную  (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия бывает:

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу,  беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

  1.  Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
  2.  Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
  3. Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

На уроках иностранного языка учащиеся, используя рефлексивные упражнения, анализируют свою работу, обмениваются с соседом по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определённого вида деятельности, задания, упражнения. Приведем некоторые упражнения, применяемые на уроках.

  1. Say what you have just done and how you’ve done it.

I (we) have just

  1. read an extract from the fairy-tale “…”;
  2. acted out the dialogue;
  3. practiced grammar;
  4. asked and answered different questions;
  5. played a game;
  6. written a test;
  7. retold the story…;
  8. reviewed the words.

        В конце урока необходимо подводить итоги, вовлекая детей в самоанализ, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Сначала анализ проводится в парах, затем один из учеников анализирует результаты урока перед всем классом (на каждом уроке этот анализ делает другой ученик).

  1. Прием незаконченного предложения.

Finish the sentences:

We have reached the aim (achieved the goal) of the lesson.

  1. Прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым. Слово синквейн происходит от французского «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое используется как способ синтезирования материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах.

Покажем правила написания синквейна:

  1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);
  2.  (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);
  3.  (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);
  4.  (четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме;
  5. (пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально – образном – обобщенном уровне, повторяющее суть темы.
  1. При обучении младших школьников использую рефлексивное упражнение «Картина». В конце урока учащиеся составляют «картину своего настроения». Можно использовать «тучку»-не удовлетворен своей работой на уроке, «тучку и солнышко»-удовлетворен не в полной степени, «солнышко»-доволен, аналогично «лист, цветок, яблоко» и т. д.



Предварительный просмотр:

Создание иноязычной среды в условиях Гимназии.

Подготовил: Житвай С.А.

учитель высшей категории

Цель – расширение языкового сознания учащихся, формирование компетентного пользователя языком, способного осуществлять языковые и речевые операции, формирование готовности  учащегося к межкультурному общению на базе усвоения культурологических знаний.

Задачи:

  1. Практическая: способствовать овладению ИЯ как средством общения таким образом, чтобы ИЯ выступал средством межличностного общения, обогащением духовного мира, отстаивания своих убеждений, пропаганды отечественной культуры, дружбы между народами, экономического и социального прогресса.
  2. Образовательная: приобретать знания о культуре стран изучаемого языка, включая литературу, музыку, архитектуру. живопись, историю, а также знаний о строе языка, его системе, характере, особенностях, сходстве и различии с родным.
  3. Развивающая: способствовать осознанию средств выражений мыслей, сравнение и сопоставление средств родного языка и ИЯ, развитие чувства языка, языковой догадки, всех видов памяти, логику и др.
  4. Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к другим народам, другой культуре, другим культурным реалиям за счет расширения филологического кругозора, развития чувства самоуважения и патриотизма. ответственности за себя и происходящее вокруг, а также эстетическое и духовное развитие личности.

Реализация названной цели и задач будет осуществляться при условии создания искусственной иноязычной среды общения, а это значит, использование интегрированных курсов, программ, уроков, элементов уроков, а также при участии в международных телекоммуникационных проектах или в их организации с использованием сети Интернет.

Предмет «Иностранный язык» самостоятельно выполняет интегративную функцию, но если язык рассматривать в разнообразных связях и функциях, то произойдет погружение в иноязычную среду общения, активизирует эмоционально-чувтственную сферу учащихся, что приведет к прочности усвоения материала, повысит культуру языка.

Актуальным в педагогическом процессе стало использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельной работы, сбора информации, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам относится метод учебных проектов. Проект отвечает всем современным тенденциям в образовании.

Проект – оригинальная практико-личностно-ориентированная работа интегративного, межпредметного и творческого характера.

Подробно остановимся на проекте по иностранному языку. Работа над проектами по иностранному языку способствует повышению значимости языка как средства общения, развития умения работать в коллективе, расширению кругозора учащихся, поощрению творчества, воспитанию самостоятельности, развитию общеучебных умений.

Но при подготовке и выполнении проектов учащимся и учителю необходимо учитывать трудности. Их можно условно разделить на 2 группы: 1 – организационная сторона проекта и 2 – содержательная и языковая сторона проекта.

Отечественная методика предлагает 5 основных критериев, по которым различаются типы проектов.

  1. По методу или виду деятельности.
  2. По признаку предметно-содержательной области.
  3. По характеру контактов.
  4. По количеству участников.
  5. По продолжительности проекта.

Работа над творческим проектом включает три этапа:

  1. Подготовительный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).
  2. Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников информации и сбор материала, анализ трудностей).
  3. Заключительный этап (подготовка защиты готовых проетов, их защита, обсуждение результатов).

Для примера рассмотрим работу над творческими проектами на примере темы «Наш родной город». Среди возможных видов проектной работы можно выделить следующие:

  1. Подготовка и организация экскурсии;
  2. Проведение интервью и сообщение его результатов;
  3. Индивидуальное сочинение;
  4. Оформление плаката или стенгазеты;
  5. Изготовление буклета для туристов;
  6. Разработка викторины;
  7. Написание статьи для журнала;
  8. Дизайн карты с видами главных достопримечательностей города, их описанием и комментариями;
  9. Дизайн карты с обозначением туристического маршрута по городу с описанием тура.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроке иностранного языка"

Необходимость внедрения новых ИТ в учебный процесс не вызывает сомнений. В процессе обучения иностранным языкам в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, узнает новые способы сбора инфор...

Эффективность использования Смарт-доски на уроках иностранного языка

Современные требования к уроку предполагают использование информационно-коммуникативных технологий. Одним из таких примеров является ...

Эффективность использования ЦОР на современном уроке иностранного языка.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый...

Статья по теме "Эффективность использования мультимедийной презентации на уроках иностранного языка"

Современные технологии прочно вошли в нашу жизнь. На работе и в школе, дома и в досуговых центрах – везде мы сталкиваемся с мультимедийными презентациями. Современный рабочий кабинет почти в каждой шк...

Приемы, задания, упражнения при обучении иностранному языку (на материале учебника и рабочей тетради „Laguna В1“)

В данном файле содержится перечень приемов (таких как имитативный, репродуктивно-поисковый, репродуктивный, имитативно-поисковый и продуктивный). Каждому приему соотвествует пример задания и упражнени...

Методическая разработка для обучения иностранному языку по теме :"Игры на занятиях по иностранному языку"

Методическая разработка для обучения иностранному языку по теме :"Игры на занятиях по иностранному языку"...