приемы рефлексии на занятиях
методическая разработка на тему

Сухомлина Елена Викторовна

17

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_refleksii.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ

НА ЗАНЯТИЯХ


Введение

Рефлексивные умения не даются человеку от рождения, они совершенствуются с возрастом, образованием, ростом интеллектуального уровня, социально-экономического статуса человека. Формирование рефлексивных умений процесс сложный и длительный.

Педагогическая рефлексия - это деятельностная способность интеллекта объектировать собственные психические процессы, воспринимать и анализировать свою деятельность. Являясь механизмом самоанализа, педагогическая рефлексия становится инструментом самоконтроля, осмысления, ответственного поведения, дает возможность проследить причинно-следственные отношения в собственном мире.

Формирование рефлексивных умений у обучающихся требует от преподавателя качественно иной организации взаимодействия с ними. Преподаватель использует приемы рефлексивного выхода во время изучения предметного материала, организует разные (индивидуальные, групповые, парные, коллективные) формы работы, включает обучающихся во все этапы деятельности: планирования, производства, учения, рефлексии.

С помощью процедуры рефлексии достигаются такие цели обучения, как самостоятельное нахождение новых норм деятельности на основе анализа деятельности и ее критической реконструкции. Для эффективности проведения рефлексии выделяют следующие педагогические условия:

  1. Полное доверие к преподавателю, к членам группы.
  2. Отсутствие страха, неуверенности.
  3. Недопустимость нескромности, субъективность оценок, иронии, иных проявлений бестактности.
  4. Демократичность, корректность в отношениях.
  5. Регулярность проведения рефлексии, что проявляется в повторном использовании одного и того же упражнения.
  6. Уместность записи в процессе рефлексии, фиксации впечатления от основных фактов, рисования. Это обеспечивает последовательность хода мыслей.

Приемы рефлексии

Приём «Букет настроения»

В начале занятия  обучающимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце  занятия преподаватель говорит: «Если вам понравилось на  занятии, и вы удовлетворены своей работой, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось –    голубой»

Прием «Комплимент»

Для того, чтобы закончить  занятие  на положительной ноте можно воспользоваться данным прием, в котором обучающиеся оценивают работы и вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и преподавателя за проведенное занятие. Такой вариант окончания  занятия дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Метафорическая игра

Это форма организации активной работы обучающихся, направленная на выработку новых форм деятельности и изменения установок в поведении. Уникальность данного метода заключается в том, что для решения в деловой ситуации берется метафора. 

Например,  нам необходимо выявить последствия употребления вредных привычек. Для этой задачи мы можем использовать метафорическую игру "Пациент". Участники погружаются в ситуацию, когда пациенту наркологической клиники необходимо сделать выбор какую из вредных привычек бросить. Для того, чтобы каждый врач наркологического отделения клиники (наркотическое, алгологическое, табакокурительное) мог выиграть, его готовят медицинские работники этого отделения. В задачи работников входит   представления своего отделения, освещения последствий употребления вредной привычки, способов борьбы с ней и убеждение пациента бросить именно эту привычку. По окончании игры проводится ее разбор с целью выявить эффективные способы борьбы с вредными привычками.

Использование такой формы обучения помогает активизировать творческие способности участников, дает возможность по-новому взглянуть на знакомую ситуацию и изменить сложившиеся стереотипы.

Метафорическую игру можно использовать и применять для любой проблемной ситуации. В ее основе могут лежать сказки, притчи, легенды, передающие проблематику отношений в бизнес-ситуациях.

Прием «Запрет»

Этот прием используется, когда обучающиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Обучающимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.

В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения  воспитанника в направленную рефлексию над своим опытом.

Индивидуальная письменная (личностная) рефлексия

1. Hа занятии я:

- узнал

- понял

 - научился

2. Лучше всего на занятиях у меня получалось

3. Основные трудности при изучении темы

4. Оцените свои знания по урокам (в виде оценки, рисунка, цвета) (на примере темы: «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья»)

Правильное питание

Двигательная активность

Вредные привычки

Закаливание организма

Правила гигиены

Репродуктивное здоровье

5. Воспроизведите динамику своих чувств и ощущений за весь данный период времени (на примере темы: «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья»).

Правильное питание

Закаливание организма

Двигательная активность

Правила гигиены

Вредные привычки

Репродуктивное здоровье

6. Довольны ли Вы  , чтобы я изменил  , чтобы улучшить свои результаты?

9. Что бы Вы изменили в индивидуальных заданиях  ?

10 . Мое настроение обычно, когда я иду на  занятие?

в) преподавателю

  «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению обучающегося могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению обучающегося, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

«+»Что понравилось на уроке?

«-» Что не понравилось на уроке?

«И»Любопытные факты, о которых узнали. Что бы ещё хотелось узнать

 

 

Некоторые вопросы для рефлексии (содержания заданий,  способов организации работы,  итоговой, текущей, до и после выполнения заданий)

        - Какое задание выполняли? Что надо было сделать? Что  делали?  Как выполняли задание? Что не получилось и почему?  Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе?

-Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)?  Почему? Как они были преодолены?

-Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает?

-Как назвать задание (урок)? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

-Какие другие виды заданий можно придумать по данному условию? Какие задания из тех, что были на уроке, оказались самыми простыми, сложными, интересными…? Почему?

- Какие виды ошибок могут встретиться? Какую новую задачу мы определили для будущей работы? Что изменилось в условии задания по сравнению с предыдущим?

-Составьте список вопросов, на которые мы будем отвечать на следующем заняти. Зачем вы его составили?

- Зачем понадобилась новая запись, в чём её преимущество перед прежней? Зачем искали закономерность? Зачем выполняли эту работу?  

- Что нового для себя узнали? Что нового про себя узнали? Что нового предполагали узнать в ходе сегодняшнего занятия? Чему научиться?

-Оправдались ли ваши ожидания? (если нет, то почему?). Удалось ли вам получить ответы на свои вопросы? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

- Ваше эмоциональное состояние? (до и после )

Прием «Схематизация»

Обучающимся предлагается схематизировать, т.е. нарисовать максимально просто ту или иную ситуацию. Например: изобрази на схеме организацию работу обучающихся в учебных ситуациях сегодня на нашем занятии.

Можно использовать обратный прием. Например: воссоздай возможные события на учебном занятии, охваченном данной схемой.

Варианты рефлексивных листов

Вариант№1

  1. Понравилось на занятии? (отметьте галочкой Мордашку?)

  1. Поставьте оценку преподавателю за работу по 10 бальной системе
  2. Поставьте оценку себе за работу по 10 бальной системе

Вариант№2

Умение

Задание

Как я выполнил задание

Как нужно было выполнить задание

В чем была моя ошибка

Вариант №3

  1. Каковы мои результаты, что я понял?
  2. Какие задания вызвали трудности, как ты справлялся с ними?
  3.  Готов ли ты к контрольной работе?
  4. Определи в % степень готовности к контрольной работе
  5. Трудно ли было определять траекторию своей деятельности?
  6. Если бы тебе сейчас предложили повторить урок, что бы ты изменил в плане своей деятельности?
  7. Самооценка за урок:           

  •  

Шкала успеха

image032.jpg

Я мог (ла) бы работать и лучше.

image034.jpg

Сегодня понял (а), чего мне не хватает для успешной работы.

image036.jpg

Сегодня я работал (а) в полную силу. У меня все получилось.

image038.jpg

Я очень старался (ась), но у меня не все получилось.

image040.jpg

Я сегодня плохо работал (а).

Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо на уроке после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени.

Лист самодиагногстики

Обучающимся предлагается проанализировать свои знания и умения (на примере темы: «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья»).

Самооценка

Оценка преподавателя

Я знаю:

  1. Последствия употребления наркотиков

  1. Чем вреден никотин

  1. Из чего состоит правильное питание

  1. Как закаливать организм

  1. О вреде алкоголя

  1. Виды кровотечений

Я умею:

  1. Составить свой распорядок дня

  1. Составить меню правильного питания

  1. Останавливать кровотечения

  1. Делать непрямой массаж сердца

  1. Фиксировать переломы

  1. Накладывать повязки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ

Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...

Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ

Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...

мастер- класс на тему:"Использование приемов рефлексии на уроках башкирского языка"

Мастер-класс на тему:" Использование  приемов рефлексии на уроках башкирского языка". Делюсь опытом работы по методике " Шести думательных шляп" и составлению синквейнов....

Эффективные приемы рефлексии на занятиях по иностранному языку.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности....

приемы рефлексии

«Приёмы рефлексии учащихся»Цель: создать условия для формирования навыка обеспечения активной позиции ребенка на уроке; самоанализа деятельности и её результата;познакомить в чём суть изменений урока ...

Методы и приемы рефлексии

Методы и приемы рефлексии в начале урока (русский язык и литература)...

Приемы рефлексии на тренинговых занятиях

Технологическая карта тренинга по профилактике  стрессовых состоянийу учащихся 9, 11 классов в период подготовкик государственным экзаменам...