«И всяк беспомощен и сир…»
план-конспект урока (10 класс) на тему

Шишкина Ольга Алексеевна

Имя замечательного писателя Виктора Петровича Астафьева хорошо известно в нашей стране и за рубежом. Он автор известных произведений: («Конь с розовой гривой», «Васюткино озеро», «Кража», «Стародуб», «Звездопад», «Печальный детектив», «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Царь – рыба»). Мы знакомы с двумя его рассказами: «Конь с розовой гривой» и «Васюткино озеро».

Его литературное наследие велико. Рассказ "Людочка", опубликованный в сентябрьском номере журнала «Новый мир» в 1989г., о судьбе скромной, стеснительной, ничем не примечательной девушки, «маленького человека».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyudochka.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

«И  всяк  беспомощен и сир…»

Урок по рассказу В.П. Астафьева «Людочка»

Автор: Шишкина Ольга Алексеевна

 


Цель урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.П. Астафьева.
  2. Анализируя рассказ, показать необходимость борьбы с бездуховностью, равнодушием.
  3. Показать, что этот рассказ – один из ярких примеров того, что современная русская проза продолжает традиции классической литературы.
  4. Научить старшеклассников умению анализировать и делать выводы по прочитанным произведениям.

Оборудование урока:

  1. Портрет писателя;
  2. Оформленная доска:

а) название урока;

б) дата жизни писателя

        1 мая  1924  -  29 декабря 2001г


Ход урока:

I. Учитель:

        Имя замечательного писателя Виктора Петровича Астафьева хорошо известно в нашей стране и за рубежом. Он автор известных произведений: («Конь с розовой гривой», «Васюткино озеро», «Кража», «Стародуб», «Звездопад», «Печальный детектив», «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Царь – рыба»). Мы знакомы с двумя его рассказами: «Конь с розовой гривой» и «Васюткино озеро».

        Как у всех больших русских, у В.П. Астафьева писателей сложная и интересная судьба.

- Рассказ о жизни и творчестве писателя.

        Его литературное наследие велико. И сегодня мы познакомимся с его рассказом «Людочка».

Он был опубликован в сентябрьском номере журнала «Новый мир» в 1989г.

        Наш урок называется «И всяк беспомощен и сир…».

- Начнем с названия. Что оно задает?

Тему.

 - Какую?

Судьба скромной, стеснительной, ничем не примечательной   девушки, «маленького человека».

- Почему писатель обратился к истории жизни этой девушки?

 «жжет сердце мое…». 

Может все дело в удручающей обыденности. (т.е. такие истории

часты, банальны и никого не удивляют).

- Расскажите о Людочке, ее детстве, семье, деревне.

Людочка  родилась  в небольшой угасающей деревне слабенькой, болезненной, плаксивой.

-Росла, как вялая, примороженная трава. Какие это изобразительные средства, и с какой целью их использует автор?

Это эпитеты и сравнение. Они создают соответствующий психологический настрой на развитие основной сюжетной линии, готовят нас к трагической развязке.

- Почему деревня, где родилась и росла Людочка, оказалась на грани вымирания? Какое впечатление производит описание деревни?

Да, опустевшая деревня  с заколоченными окнами пустых, разваливающихся домов – явление трагическое. А сколько умерло деревень по всей России – не счесть: сотни и тысячи. И у каждой своя история, своя судьба, своя боль.

- Почему Людочка уезжает в город?

- Какой была Людочка? Какую черту характера подчеркивает в ней автор?

        Безотказность, готовность помочь, неумение жалеть себя.

        Терпение и трудолюбие – наиболее сильные черты характера Людочки.

В этом смысле она резко отличается от предыдущих квартиранток Гавриловны, которой они доставляли массу хлопот.

- Но трудолюбие трудолюбию рознь. Чьему трудолюбию противопоставлено

  трудолюбие Людочки?

        Гавриловны;

-На что оно было направлено?

На приобретение дома.

- Много места в рассказе описанию парка Вэпэвэрзе. Почему?

- Если бы не было этого парка, изменилось бы что-нибудь?

- Посмотрите, сколько иронии вложено в строчки: «Как водится в настоящем уважающем себя городе, и в парке Вэпэвэрзе,  и вокруг него по праздникам вывешивались лозунги, транспаранты и портреты» или «человеку без природы существовать невозможно, и коли «ближней» природой был парк, им и любовались, на нем и в нем отдыхали…»

        Парк в данном случае лишь символ, образ. Это привычная среда обитания подонков, насильников, всяких уголовных элементов. Если бы не было этого парка, наверняка ничего бы не изменилось: на месте этого так называемого парка был бы пустырь, городская свалка, подвал – что угодно.

        Происходящие в этом парке события – игра в карты, выпивка, драки, насилие – это было обыденным явлением.

        

        Погибающая деревня, символом которой стала в рассказе яблоневая ветка на мертвом дереве, погибающий парк – помойка – это символ бездуховности, нравственной глухоты и нищеты, того беспредела, который все больше и больше проникает в нашу жизнь, становится ее неотъемлемой частью.

- Почему Людочка ходила на работу и с работы через этот парк, не боясь?

        1) Сама не приносящая никому зла, верила, что ее никто не обидит.

2) Заступничество Артемки-мыла, потому что она достойно смогла

      повести себя с ним.

- Почему Артемка – мыло не заступился за Людочку?

        Авторитет Артемки – оказался ниже авторитета Стрекача.

- Почему парни тянутся за Стрекачом, чем он привлекает их?

Шпана гужом ходила за Стрекачом, набиралась ума – разума, почтительно клоня голову перед паханом и вором в законе…

Парни видели в нем героя – человека, который никого не боялся, отличался от других, вел, по их понятиям, интересный образ жизни, не то, что они: все скучно, однообразно. Выпивка и драки – ничего больше. А этот, хорохорясь, рассказывал им о зоне. Но главное чувство, которое испытывали они перед Стрекачом – страх, т.к. Стрекач был способен на все.

- Как среди этой грязи Людочка смогла остаться чистой?

Она родилась и выросла в деревне; у нее не хватало времени на развлечения, было много работы. Именно труд и нравственный стержень, данный ей от природы, спасли девочку от пошлости и грязи.

- Вспомните какое впечатление произвело на Людочку то, что творилось в центральном городском парке.

Он ничем не отличается от парка Вэпэвэрз. В этих парках (рождалось

зло, росло, процветало и губило). От бездуховности, безнравственности рождалось зло, росло, процветало и губило таких девочек, как Людочка.

С. Островой.        Зло на Земле не одиноко.

                        За ним всегда идет беда.

                        И люди старятся до срока

                        И умирают иногда.

                        Бывает так:  согнутся плечи –

                        И в час, когда спустится мгла,

                        Впадает в сердце человечье

                        Одна лихая капля зла.

                        И сердцу больно. Сердце рвется.

                        Ему уже невмоготу.

                        А зло ликует. Зло смеется.

                        Толкает сердце в черноту.

                        И сердце старится до срока

                        И умирает иногда.

                        Зло на Земле не одиноко –

                        За ним беда идет. Беда.

Учитель.

- Пришла беда. Но В. Астафьева интересует не уголовный, а нравственный аспект преступления.

- Как отнеслась к случившемуся Гавриловна?

Ничего не случилось. («подумаешь, экая беда»), испугалась за свою избу.

- Что оказалось на чашах весов?

        Девочка, которой надо немедленно помочь, и материальные ценности

- И Гавриловна выбирает материальные ценности.

-Какая это проблема?

        Вечная.

- И Астафьев пытается разрешить эту вечную проблему.

- Вспомните ведь Людочка покончила с собой не сразу после того, как стрекач надругался над ней. Прошло несколько дней..

Можно ли было избежать беды?

        Мать

        Гавриловна

        Артемка – мыло.

- Астафьев указывает нам единственное место, где Людочка могла найти

  покой – церковь, но Гавриловна налагает странный запрет на общение девушки с Богом, считая, что согрешившая Людочка недостойна этого.

Учитель.

Таким образом, Людочка осталась одна, наедине со своей бедой.

Обращаю ваше внимание на название урока «бедный» - несчастный, жалкий; сирый – одинокий, бедный. Несчастье и одиночество.

- Что ее сгубило?

        Равнодушие близких.

- Только ли равнодушие окружающих привело Людочку к самоубийству?

        Чувство собственной вины:

-за парня, умершего в больнице, которому не могла помочь,

стр. 46        за девчонок с танцплощадки

                «И зачем она вместе с Гавриловной осуждала их?

Чем она-то их лучше? Чем они хуже ее?»

В беде и одиночестве все люди одинаковы.

- С кем это чувство ее роднит?

С Катериной из драмы  Островского «Гроза». Согрешив, та не находит покоя в собственной душе, не может стерпеть позора и бросается в Волгу.

Мы видим, что этот рассказ – один из ярких примеров того, что современная литература продолжает традиции классической литературы, обращая внимание на такие проблемы, как сострадание, внутренняя духовная жизнь «маленького человека», соотношение добра и зла в мире.

- Какой итог своей недолгой жизни подводит Людочка?

        Никто ни про что не спрашивал – «никому до меня нет дела …»

- Почему перед смертью Людочка переоделась во все старое? Почему  

  умирать идет в парк?

        Чувствует себя «испачканной», поруганной.

        Идет туда, куда выбрасывали ненужных котят, щенков, где над ней

        Надругались.

- Изменилось ли в жизни знавших ее людей что-то?

        Все знавшие ее ощущают сильнейшую утрату, как будто из мира ушла

        Какая-то значительная часть «рассеянного» в нем добра. Она стала нужна матери, Гавриловне, ее заметили.

- Подумаем над эпиграфом к рассказу.

                «Я камнем упала, я умер над ним.

«Я умер над ним». Очевидно, что умер не человек. Речь, конечно, не о Стрекаче. А о чем?

        Это слова о смерти, какой - то части души каждого из людей, окружавших Людочку в жизни, и разделивших между собой моральную ответственность за ее гибель.

- Кто и как совершил акт возмездия?

        Отчим. Это единственный человек, не испугавшийся Стрекача, оказавшийся морально сильнее шпаны.

- Каков финал рассказа?

        Неутешителен. В принципе ничего почти не изменилось. По-прежнему

        городские власти и правоохранительные органы заинтересованы о

процентах преступности в отчетах, боятся  за свою карьеру, а на смену

стрекачам растут новые стрекачи, наглые и жестокие.

- Какова же главная мысль этого рассказа?

От нашего слова зависит судьба Людочки, сотен и тысяч таких же одиноких и настрадавшихся девушек. Подберите эти слова, пожалейте.

Может и слов-то никаких не нужно, просто взять ее за руки или обнять молча за плечи, заглянуть в одинокие, тоскующие глаза, и тогда не свершится еще одна несправедливость на Земле, привыкшей к злу.

Учитель.

И писатель приводит нас к мысли о всеобщей взаимосвязанности судеб, живущих в разъединенном, расколотом, но в одном мире, на одной Земле.