«У войны не детское лицо» (урок по рассказу Андрея Геращенко «Бельчонок»)
план-конспект урока (9 класс) на тему

Шишкина Ольга Алексеевна

Дети  и  война… Нет  более  несовместимого  на  свете,  чем  это –  дети  и  война.  Точно  сказано:  «У  войны  не  женское  лицо». И  тем  более не  детское. Известно,  что  на  войну  ушло  много  писателей  и  поэтов, многие  из  них сложили  там  свои  головы.  Среди  них  писатель  Аркадий Гайдар.  Осенью  сорок  первого  он  еще  допускал,  что  дети  могут  быть  на  войне ее  удачливыми  участниками.  «Пройдут  годы.  Вы   станете  взрослыми, - с  искренним  подъемом  писал  он, - и  тогда    в  хороший  час  отдыха  после  большой  работы  вы  будете  с  радостью  вспоминать  о  том,  что  когда-то  не  болтались  под  ногами,  не  сидели  сложа  руки,  а  чем  могли  помогали  своей   стране  в  ее  тяжелой  и  важной  борьбе  с  человеконенавистническим  фашизмом.» Сегодня  эти  строки  читать  как-то  неловко:  настолько  иной  была  реальная  судьба   детей   на  войне.  Да,  они не  болтались  под  ногами,  но во  множестве  были  затоптаны  страшными  сапогами  войны – безоружные,  слабые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belchonok.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа № 6”

городского округа город Кумертау

Республики Башкортостан

         

«У  войны  не  детское  лицо»

(урок  по  рассказу  Андрея Геращенко  «Бельчонок»)

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

              О.А. Шишкина

                

        2013г.

         

Цели  урока:    -  развитие  этических  качеств  личности  учащихся

                              (сострадания,  милосердия;  ненависти  к  войне,  жестоко-  

                              сти;  любви  к   Родине);

       -  развитие  коммуникативных  качеств  личности   учащихся

         (диалогичности,  коллективизма).

Задача урока:     выявить  идейный  смысл  рассказа.

                                                Все  дети  мира  плачут  одинаково                                                                                               Л. Леонов

Ход  урока.

I. Слово   учителя:

-  Дети  и  война… Нет  более  несовместимого  на  свете,  чем  это –  дети  и  война.  Точно  сказано:  «У  войны  не  женское  лицо». И  тем  более

не  детское. Известно,  что  на  войну  ушло  много  писателей  и  поэтов, многие  из  них сложили  там  свои  головы.  Среди  них  писатель  Аркадий Гайдар.  Осенью  сорок  первого  он  еще  допускал,  что  дети  могут  быть  на  войне ее  удачливыми  участниками.  «Пройдут  годы.  Вы   станете  взрослыми, - с  искренним  подъемом  писал  он, - и  тогда    в  хороший  час  отдыха  после  большой  работы  вы  будете  с  радостью  вспоминать  о  том,  что  когда-то  не  болтались  под  ногами,  не  сидели  сложа  руки,  а  чем  могли  помогали  своей   стране  в  ее  тяжелой  и  важной  борьбе  с  человеконенавистническим  фашизмом.»

        Сегодня  эти  строки  читать  как-то  неловко:  настолько  иной  была  реальная  судьба   детей   на  войне.  Да,  они не  болтались  под  ногами,  но во  множестве  были  затоптаны  страшными  сапогами  войны – безоружные,  слабые.

        -  Дети  и  война.  Какие  книги  на  эту  тему  вы  читали?

        -  Мы  начинаем  с  вами  цикл  внеклассного  чтения  «У  войны  не  детское  лицо».

        Эпиграфом  к  этому  уроку  и,  возможно,  к  другим  являются  слова  большого  русского  писателя  Леонида  Леонова  «Все  дети  мира  плачут  одинаково».

-  Скажите,  а  с  точки  зрения  орфографии   в  названии  все  прави-

              льно?

                     (Написание   не   должно  быть   слитным,  а  раздельное  напи-

                    сание  вносит  отрицательное   значение  во  все  предложение).

        -  Сегодня  на  уроке  мы  обсуждаем  рассказ  Андрея  Геращенко

              «Бельчонок».  Андрей  Геращенко  родился в  1967  году  в  Моги-

              левской  области  Белоруссии.  Беларусь,  как  никакая  другая  рес-

              публика  СССР,   понесла  огромные  человеческие  потери  в  Вели-

              кой  Отечественной  войне,  дольше  всех  оставалась  оккупирован-

    ной,  развернула  широкое  партизанское  движение.  Поэтому  

    подобный  рассказ  не  мог  не  появиться  в  Беларуси.

-   Как  начинается  рассказ?  Что  несут  эти  два  первых  предло-

    жения?  

            ( Надежду  на  скорое  освобождение  и  понимание  того, что  в  

           последние  дни  своего  пребывания  в  Беларуси  немцы  будут  

           особенно  жестоки).

-  Чему  дед  учил  Рыгорку?

        (Не  бояться  смерти).

-  Зачем  дед  делал  это?

        (Чтобы  мальчик  не  испугался,  оставшись  один).

-  Какие  чувства  испытывал  мальчик,  оставшись  один?

        (Испуг: «Как  же  ему  теперь  одному?»  «А  вдруг  моя  душа  

задержится  вместе  с  телом,  и  я  никогда  не  попаду  на  небо?»).

         -  За  кого  принял  оберштурмбанфюрер   Мойберт  мальчика?

                (За  тролля,  вылезшего  из  ада,  чтобы  наказать  его  за  грехи).

        -  Почему  возникла  мысль  о  грехах?

                (Немец  понимал,  что  убивая  людей,  он  совершает  грехи,)

и  место  ему  в  аду).

-  Проследите,  какие  чувства  испытывал  мальчик,  оказавшись  в  

         

  руках  фашиста?

        (Страх  просочился  в  каждую  клеточку,  сковал  руки  и  ноги.

... ужас…  не  позволял  мальчику  сдвинуться  с  места,)

…с  ужасом  гадал  Рыгорка,  глядя  Нойберту  в  глаза).

        -  Почему  ребенок  взял  с  собой  игрушку?

                (Он  был  совсем  еще  маленький,  даже  говорил  плохо).

        -  Какую  роль  сыграла  игрушка  в  отношениях  немца  и  Рыгорки?

                (Напомнила  о  сыне  и  жене,  заставила  отпустить  мальчика

 на  волю  случая).

        -  Соображения  ли  милосердия  заставили  так  поступить  немца?

                (Нет,  мистическое  чувство,  навязчивая  мысль,  … что   жизнь

                Фрица  зависит  от  того,  сумеет  ли  русский  мальчик  

                    добежать  до  леса).

        -  Почему  Нойберт  в  последние  месяцы  стал  суеверным?

                (Была  уже  выиграна  Сталинградская битва (1942  02.02),  в

 1942г. -  Курская.  Он  уже  был  уверен,  что  Германия  

потерпит  поражение  и  боялся  за  близких  ему  людей).

        -  Чьими  глазами  мы  видим  все  происходящее  дальше  и  почему?

                (Немца  Нойберта,  потому  что  он  надеется,  что  русский  

                мальчик  все-таки  останется  жить.  Но   …«русские  убьют

                Фрица!»).

        -  В  чем  заключается  особенная  противоестественность  содеянного  

           немцами?

                (Это  произошло  на  Рождество,  великий  праздник  всех  хри-

стиан.  Немцы  попрали  учение  Христа -  любовь).

        -   Чем  стали  горящие  избы?

                (Символами.  Поминальными  свечами  и  напоминанием,  что  

                гореть  им  в  вечном  адском  пламени  и  нет  им  прощения).

        -   Какие  мысли  и  чувства  вызвала  у  немца  смерть  мальчика?

                («Сейчас  он  хотел  только  одного – убивать  и  жечь,  жечь  и  

убивать,  чтобы  потоки  алой  крови  смыли  в  памяти  воспоминания  об  убитом  Паулем  русском  мальчике»).        

        -  Что  этим  хотел  сказать  автор?

                (Только  тогда  перестанут  погибать  дети,  когда  будет  

уничтожен  фашизм).

        -  Почему  автор  еще  раз  напоминает  о  дате  происходящего?

                (Фашизму  скоро  придет  конец,  но  погибнет  еще  много

                детей   и  стариков).

        -  Зачем  автор  в  фи нале  приводит  сокровенную  мысль  Рыгорки?

                   (Ребенок,  Рождество)

                (Так  оно  и  будет,  устами  младенца  глаголет  истина).

        -  Что  сделала  природа?

                (Словно  саваном  укрыла  мальчика  снегом,  ужаснулась  и  не

                в  силах  ничего  изменить,  хотела  все  скрыть).

        -  Заканчивает  автор  рассказ  теми  же  словами,  что  и  начинал.  

   Зачем?  Это  уже  третье  напоминание.  

(Война  продолжается,  но   ей  придет  конец,  это  как  закли-

нание  в  заговоре,  как   счастливое   число  в  числовой   кар-

          тине  мира).

-  Как  называется  такая  композиция  (построение)  произведения?

                (Кольцевая).

-  Почему  рассказ  назван  «Бельчонок»?

        (1.  Игрушка  всколыхнула  на  миг  человеческое  в  выжженной  

              дотла  душе  немца;

        2.  дети  как  игрушки  (в  руках  взрослых):  их  можно  любить,

             а  можно  сломать;

        3.  название  подчеркивает  хрупкость  человеческой,  а  особенно                       детской  жизни,  беспомощность  детей).

-  Кто  же  герой  этого рассказа?

-  Детство,  которое  сжигали,  расстреливали,  убивали   и  бом-

   бой,  и  пулей,  и  голодом,  и  страхом,  и  безотцовщиной.

        -  Во  время  Второй  мировой  войны  на  Земле  погибло  около  13

   миллионов  детей.  Кто  теперь  скажет,  сколько  среди  них  было

   русских,  сколько  белорусских,  сколько  польских  или  француз-

   ких?  Погибали  дети  -  граждане  мира.