« Формирование коммуникативных навыков и межличностных отношений у младших школьников, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, средствами игровой деятельности »
статья на тему

Доклад

« Формирование коммуникативных навыков и межличностных отношений у младших

школьников, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, средствами игровой деятельности »

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл «Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Доклад

« Формирование коммуникативных навыков и межличностных отношений у младших

школьников, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, средствами игровой деятельности »

Воспитатель Анисимова З.В.

Д.Филиппсола

2015 г.

“Социальное созревание. Развитие и упражнение социальных сил, усвоение социального материала лишь частично осуществляется в серьезном и деловом взаимодействии с социальной средой, в самом же главном в существенном оно происходит в играх”.

В.В. Зеньковский.

Воспитательное-образовательная работа с младшими школьниками осуществляется в разных видах деятельности - учебной, игровой, трудовой. Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо, чтобы им была предоставлена возможность для игр и самостоятельной деятельности, в ходе которых бы дети смогли реализовать свой творческий потенциал, развивать и формировать коммуникативные способы общения, обогащать свой эмоциональный и интеллектуальный опыт. Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены во внеклассной работе, в работе групп продленного дня, где ребята могут выбирать игры и занятия по интересам. Главная задача, которая решается при этом в совместной деятельности, - предоставить возможность детям для коллективных переживаний, создать у них радостное настроение, восполнить недостаточную двигательную активность, так необходимую в условиях севера, особенно в период полярной ночи.

Одним из условий, обеспечивающих эффективное применение игровых приемов, технологий, является наличие игрового материала: дидактические игры, способствующие коррекции психических процессов (память, внимание, речь, мышление, восприятие), обязательное наличие различных конструкторов, мозаик, головоломок, где дети могут корректировать и мелкую моторику рук, и развивать свои конструктивные и творческие способности, развивается и формируется межличностное общение сверстников, которое в условиях интерната детям очень важно и необходимо.

Детям, воспитывающимся в условиях интерната, очень важно чувствовать себя не одиноким, а быть в семье, поэтому обязательно должны быть в наличии атрибуты для сюжетно-ролевых игр “Семья”, “Дом”, “Школа”, “Детский сад”, “Больница” и т.д., где дети могут ощутить себя в роли дочки, сына, мамы, папы, т.е. вспомнить своих близких людей и как бы побыть с ними рядом, ощутить себя в домашней обстановке, говорить голосом мамы, отвечать, как это делал папа, и выполнять те движения, которые делали родители при общении со своим ребенком. Дети, организуя игровое пространство, как бы побывают дома.

Наблюдая за детьми во время сюжетно-ролевых игр, бывает очень горько и больно, но это очень хороший материал для диагностики и коррекции в формировании коммуникативной культуры школьников, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Доминирующим фактором общения у детей 11-12 лет является - это общение со сверстниками. Потребность занять свое место в коллективе, стремление, как можно лучше соответствовать их представлениям о лидере. Ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрослого, требования коллектива школьников становится важнейшим фактором психического развития детей данного возраста. Возрастает потребность личностной самооценки, потребность к “взрослости”, самостоятельности, самоутверждению. И учитывая возрастные особенности детей данного периода, я в классе собрала необходимый набор атрибутов для игровой деятельности детей.

Только в игре дети могут так свободно общаться, строить свои межличностные отношения, где они могут и “принять на работу”, и сделать прическу для праздника, и поругать своего сына или дочь, т.е. побыть в роли взрослого лидера, отпустить своего ребенка гулять или заставить “учить уроки”. А сколько вдохновения, темперамента проявляют дети, играя в “школу”, это нужно видеть, как они подражают каждому слову, движению учителя, особенно если он является для них авторитетом. Таким образом, обогащаются, формируются, совершенствуются умения и навыки школьников в области речевого общения, межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, они приобретают тот социальный опыт, который им нужен в обычной, повседневной жизни. Отсутствие семьи и так оказало свою негативную роль на развитие эмоционального, социального, интеллектуального потенциала детей, поэтому с помощью игры я стараюсь хоть в небольшой степени восполнить этот пробел, чтобы дети смогли с наименьшими затратами интегрироваться в социуме людей, могли умело реагировать и находить пути взаимодействия в незнакомой ситуации.

. С помощью интерактивной игры  научить детей способам знакомства, общения, раскрытия своих возможностей, умению находить выход в различных ситуациях и т.д. Только с помощью игр этот вопрос можно решить эффективно, результативно для детей. Одними беседами и назиданиями невозможно научить школьника поступать правильно в соответствии с нормами и правилами, ребенок должен действовать, общаться с помощью вербальных и невербальных средств, в реальной ситуации должен находить пути решения выхода из различных ситуаций, а в игре это все можно решить в такой непринужденной естественной форме. Воспитатель может и не выполнять роль, а находится рядом с детьми, наблюдать за выполнением правил, взаимоотношениям игроков и быть готовым в любую минуту дать им совет, помощь в подготовке атрибутов для игр. Однако следует при этом помнить, что очень важный момент в игре - преодоление препятствий в достижении цели, самостоятельный поиск, Отсюда вытекает и правило: вмешиваться в самостоятельные игры следует тогда, когда дети в этом нуждаются. Наблюдая, что ребята затрудняются, педагог может взять на себя выполнение главной или второстепенной роли, что позволяет вносить некоторые усложнения в содержание игр, активизировать деятельность пассивных детей, регулировать взаимоотношения.

После игр можно провести коллективное обсуждение, но очень тонко, тактично. Оно дает возможность внести коррективы, изменить направленность игры, наметить совместные эпизоды, которые детям хотелось бы разыгрывать в следующий раз. Во время таких обсуждений, которое проводится сразу после игр или на следующий день, дети выражают свое отношение к поведению сверстников, вместе выясняют, что мешало организованно играть, кто проявлял творчество, выдумку, кто вносил конфликтные моменты и как нужно было выйти из таких ситуаций, что можно внести в игру нового. Устанавливается коллективное мнение о выполняемых ролях, сделанной постройке, выявляется характер, соблюдение правил. Этот анализ может быть в форме таких бесед: “Как я помог другу в игре”, “Умелая хозяюшка”, “Спортивные достижения” и т.д., а для детей, которые воспитываются в отрыве от семьи, анализ деятельности сверстников, поведение их в определенных моментах обогащает опыт в области коммуникативной культуры школьников, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии.

В организации и управлении игровой деятельностью младших школьников можно выделить некоторые общие правила, которых воспитатель должен придерживаться постоянно.

Игра должна приносить радость.

1.Не заставляйте детей играть, а создавайте условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности.

2.Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность детей.

3.Не навязывайте детям игровой материал, предметы, пособия. Пусть они лежат свободно. Хорошо, когда атрибуты для игр дети готовят сами, по собственной инициативе.

4.Хвалите ребенка за успехи, особенно если он впервые усвоил действия, выполнил ответственную роль.

5.Наблюдайте, анализируйте, как ребенок выполняет правила игры, роли, игровые действия с тем, чтобы помочь школьнику овладеть игровым поведением.

6.Стройте свои взаимоотношения с детьми на взаимном доверии, искренне разделяйте с ними их радость, успехи, показывайте образцы внимательного отношения к людям, взаимопомощи, вежливости, культуры поведения.

7.Оживляйте игру внесением нового содержания и правил, чтением сказки, рассказа, изготовлением моделей, и пусть ребята фантазируют, придумывают другие игры, истории, выполняют новые роли.

Литература.

1.   Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.

2.   Анциферова А. А. Нравственное воспитание детей в бытовой игре. Автореф. канд. дис. М., 1967.            

3.   Асеев В. Г. Мотивация поведения  и формирование личности. М., 1976.

4.   Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического ис­следования. М., 1984.

5.   Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.                              

6.   Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1985.      

7.   Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом раз­витии ребенка. — Вопросы психологии. 1966, № 6.      

8.   Говорова Р.И. Роль моделирования в развитии сюжетно-ролевой игры // Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте. М., 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы по социально-бытовой адаптации младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии

Жизнь людей измеряется не прожитыми годами, а тем, какой след они оставят на Земле. Призвание учить – очень громкое слово, не всегда и не каждый сразу уверен в правильном выборе своей профессии. Лишь...

Роль воспитателя в становлении межличностных отношений у младших школьников.

В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока еще у детей не сложились собственные отношения и оценки ка...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

«Формирование представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития»

В настоящее время многие дети относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в специальном образовании. Среди них значительный процент составляют дети с интеллек...

Обучение решению арифметических задач младших школьников с нарушениями в интеллектуальном развитии

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. Приказом Министерства образования и науки ...