Главные вкладки

    Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
    проект на тему

    Саранцева Нина Юрьевна

    Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, используемыми в повседневной жизни;  владение  навыкам коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_sarantseva.doc75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект

    Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

       

    Выполнила: учитель - логопед

    ГБС(К)ОУ школы – интерната №113

    г.о.Самара

    Саранцева Нина Юрьевна

     

    Самара, 2015


    Актуальность проекта: В ряде требований, сформулированных в разделе «2.2.2. Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы» ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью, ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования. Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, используемыми в повседневной жизни;  владение  навыкам коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

               Коммуникативные учебные действия включают: умение  вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);  использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем,  обращаться за помощью и принимать помощь; слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый незнакомый и т.п.); доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;  договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации; использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.   

             В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

    - традиционные технологии;

    - игровые технологии;

    - метод проектов;

    - обучение в сотрудничестве;

        - дифференцированный подход в обучении;

             - тестовые технологии;

            - информационные технологии.

             Игра является  самым древним приёмом обучения. Игровые формы обучения на занятии - эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

            Включение дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение. Предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.  

         По данным исследований уровень сформированности коммуникативного поведения у детей с нарушениями интеллекта дело обстоит так: у наших воспитанников очень низкий уровень овладения коммуникативными действиями. Их общение отличается присутствием устойчивой недоброжелательности, негативизма. В состоянии возбуждения дети ведут себя либо неестественно весело, либо неприемлемо агрессивно, провоцируя использование партнером негативных средств коммуникации. Очень часто в ход идут бранные слова и ругательства. Так спонтанно возникают конфликтные ситуации. Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также характеризуется качественными особенностями. Дети с интеллектуальными нарушениями долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до старших классов школы. В процессе усвоения связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность, связь между отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило, маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.

            Таким образом, между требованиями ГОС и имеющимися у детей трудностями создаются определенные противоречия,

    Проблема: Требования Федерального Стандарта  к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Овладение навыками коммуникации» - владение  навыками коммуникации в различных жизненных ситуациях. Однако своеобразие речевого общения, характерное для детей с патологией, ставит педагогов перед необходимостью искать способы его активизации и использования эффективных средств развития, коммуникативных способностей. Применение  новых технологий позволит эффективно соединять обучение учащихся с их развитием.


    Цель проекта: Отобрать и систематизировать игровые технологии, в работе логопеда, направленные на формирование коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

    Задачи:

    1. Проанализировать нормативно-правовые акты, психолого –педагогическую литературу, методические материалы по проблеме исследования.
    2. Определить уровень сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
    3. Отобрать игровые технологии, направленные на формирование коммуникативных навыков из имеющихся в педагогической практике и доступные для реализации у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
    4. Адаптировать игровые технологии применительно к психо –физическим возможностям детей с  интеллектуальной недостаточностью.
    5. Определить место игровых технологий, направленных на формирование коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на логопедических занятиях.

    Гипотеза: На современном этапе развития образования Федеральный стандарт требует от  обучающихся  с интеллектуальной недостаточностью развитие коммуникативных навыков, включающих умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия; использовать разные виды речевых высказываний в зависимости от возраста, социального статуса, степени знакомства собеседника; конструктивно взаимодействовать с людьми и пользоваться различными видами делового письма. Однако, обучающиеся нашей школы демонстрируют недостаточную сформированность коммуникативных навыков. Это связано с тем, что в системе  логопедических занятий, использование новейших технологий, в частности игровых,  фрагментарно и средства, которыми мы пользуемся, не всегда соответствуют современным требованиям. Если игровые технологии, направленные на развитие коммуникации, будут освоены и включены в систему логопедических занятий, то наши обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью смогут овладеть коммуникативными навыками на достаточном уровне.

                                              Этапы реализации проекта

    Этап

    Задачи

    Деятельность

    Результат

    Аналитический этап

    Анализ нормативно-правовых актов, педагогической литературы, методических материалов

    1. Анализ нормативно – правовой документации (ФГОС, АООП для УО)

    2. Анализ психолого –педагогической литературы

    3. Анализ опыта коллег

    Аналитическая справка

    Диагностический этап

    Отбор диагностического инструментария для оценки сформированности коммуникативных навыков у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

    1. Отобрать методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков.

    2. Отобрать дидактический материал для диагностики

    Сборник методик и дидактический материал для проведения диагностики

    Выявить особенности коммуникативных компетенций у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

    1. Провести диагностику сформированности коммуникативных навыков у обучающихся

    2. Выявить особенности коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

    Аналитическая справка

    Анализ полученных результатов диагностики

    Анализ  уровня сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

    Справка для спец.семинара

    Оценка образовательной среды, направленной на формирование коммуникативных навыков

    1. Анализ программы логопедических занятий, с целью oпределения частоты использования игровых технологий, направленных на формирование коммуникативных навыков.

    Справка об использовании игровых технологий и качества, имеющегося дидактического материала, направленных на формирование коммуникативных навыков

    2. Оценка дидактического материала для формирования коммуникативных навыков на логопедических занятиях

    Моделирование

    1.Отобрать игровые технологии, направленные на формирование коммуникативных навыков

    Отобрать игровые технологии, направленные на формирование коммуникативных навыков из имеющихся в педагогической практике и доступные для реализации у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

    Картотека адаптированных игр, направленных на формирование коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на логопедических занятиях

    2. Адаптировать игровые технологии к обучающимся с интеллектуальной недостаточностью

    Адаптировать игровые технологии применительно к психo –физическим возможностям детей с  интеллектуальной недостаточностью

    3.Систематизировать игровые технологии для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

    Определить место игровых технологий, направленных на формирование коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в системе логопедических занятий

    Планы логопедических занятий с использованием игровых технологий, направленных на развитие коммуникативных навыков.

    Реализация

    1. Включение игровых технологий, направленных на формирование коммуникативных навыков в процесс обучения

    1.Включить игровые технологии, направленные на формирование коммуникативных навыков в логопедические занятия

    1.Картотека игр направленных на формирование коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на логопедических занятиях с указанием места в плане или рабочей программе.

    2. Презентация проекта

                Критерии оценки эффективности реализации проекта

    1.Уровень сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с  

        интеллектуальной недостаточностью

    2. Степень удовлетворенности участников образовательного процесса

    сформированностью коммуникативных навыков

    3.Степень усвоения игровых технологий, направленных на формирование

    коммуникативных навыков

    4.Эффективность внедрения игровых технологий в систему логопедических занятий.

    5. Соответствие игровых технологий образовательным потребностям детей с интеллектуальной недостаточностью.

    6.Систематизированность учебного плана логопедических занятий, проработанность  и систематизированность картотеки игр, для формирования коммуникативных навыков.

    7. Презентация педагогическому сообществу.

       

                     Средства оценивания результатов реализации проекта

    1. Опросы участников процесса (детей, учителей, работающих с этими детьми, родителей).

    2.Скрининговые исследования по овладению коммуникативными навыками (видеоролики в начале, середине и в конце).

    3. Методическое портфолио с планами и программами логопедических занятий.

    Прогноз

    1. Освоение и внедрение в систему логoпедических занятий игровых технологий, направленных на формирование кoммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

    2.Достижение обучающимися с интеллектуальной недостаточностью достаточного уровня сфoрмированности коммуникативных навыков.

    3.Вовлечение в технологизацию учебного процесса других учителей

    4. Обогащение предметной среды новым дидактическим оборудованием для логопедических занятий. Обогащение планами логопедических занятий, составленными по ФГОС. Вoвлечение родителей в процесс реализации ФГОС.

    Возможные негативные последствия реализации проекта

    1. Неполнота освоения обучающимися коммуникативных навыков

    2. Негатив со стороны родителей

    3. Бедность предметно – пространственной среды

    Способы коррекции возможных  негативных последствий

    1. Подбор наиболее эффективных игровых технологий

    2. Просвещение родителей относительно эффективности использования игровых технологий для формирования коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостатoчностью.

    3.Обогащение предметно – прoстранственной среды на логопедических занятиях.


                                                Список литературы

    1. Вебер, Н.П. Набор умений для формирования коммуникативной компетенции обучающихся /Н. П. Вебер //Справочник заместитель директор.- 2011.-№4.-С.11-12
    2. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно- воспитательной деятельности /К. П. Зайцева // Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№4.-С.78-87
    3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие – М.: Гуманитарный изд.  центр ВЛАДОС, 2013.
    4. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013 – (Стандарты второго поколения)
    5. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно - ролевых играх. // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №1. - С. 3 – 7
    6. Песняева, Н.А. Эффективность речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге. // Начальная школа. - 2005. - №5. - С. 54 - 56.
    7. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ.1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия/ авт.-сост. Л.О. Бакисова.- Волгоград: Учитель, 2014.
    8. Современный урок в коррекционном классе/ авт.-сост. Т.И. Нелипенко. – Волгоград: Учитель, 2014.
    9. Шкуричева, Н. Я хочу учиться вместе. Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности. //начальная школа. Приложение к г. «Первое сентября». - 2011. - №13. - С. 37 - 41.
    10. bookz.ru/authors/oskar-goihman/re4evaa-_838.html
    11. bookz.ru/authors/alla.../re4_-i.../1-re4_-i-r_117.html
    12. http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/08_%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%A3%D0%9E_27.09.2014.pdf
    13. http://www.gosbook.ru/node/81200
    14. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/71/4020/
    15. http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/28-2012-02-19-14-16-15/2118-2014-08-04-22-13-19
    16. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/10/igry-na-razvitie-kommunikativnykh-sposobnostey-detey-doshkolnogo


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровые технологии в курсе физической географии, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся.

    "Усвоить науку можно лишь тогда, когда она поглощается с аппетитом"   Анатоль Франсуа Тибо...

    Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

    Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

    Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

    Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

    Формирование коммуникативной функции речи обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

    Несформированность коммуникативных умений у обучающихся  приводит к неудачам в общении со сверстниками и взрослыми.  Снижение потребности в общении,  негативно отражается на формировани...

    Творческие задания как средство формирования коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью

    Обобщение практического опыта использование ттворческих заданий для развития коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью...

    Формирование коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью

    Формирование коммуникативных навыкову детей с интеллектуальной недостаточностью...

    «Формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»

    Материал посвящен формированию и развитию мотивативации к взаимодействию у детей с тяжелой умственной отсталостью....