Творческие задания как средство формирования коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью
статья на тему

Кидыба Наталья Васильевна

Обобщение практического опыта использование ттворческих заданий для развития коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kidyba.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие  задания как средство формирования         коммуникативного             поведения  у детей с    интеллектуальной  недостаточностью

                                                          Кидыба  Н.В., учитель – дефектолог

ГБУ РС(Я) РРЦ «СУВАГ»

В настоящее время всё больше увеличивается детей с нарушениями интеллекта.  На базе ребилитационного центра «СУВАГ» создана группа коррекционно-развивающего обучения. Все дети имеют инвалидность, в результате различных нарушений в психическом и физическом развитии. Огромным стимулом для развития и совершенствования коммуникативных навыков у данной категории детей является театральная деятельность. В качестве мотива у детей была выбрана театрализованная игра.  Как наиболее распространенный вид детского творчества, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

Во время творческого процесса у «особенного ребенка» появляются возможность  понять осознать себя по-другому, быть другим, обладать умением уметь. Успешность порождает интерес, тем самым повышаются адаптивные функции организма, исчезает пассивность, безучастность, пусть даже на не большое короткое время Ведь творчество это всегда яркие эмоции. Творческие задания позволяет решать многие коррекционные задачи. Участвуя в театрализованных играх, слушая сказки, просматривая показываемые сказочные произведения, дети приобретают навыки общения.  Учитывая уровень развития детей ,материал занятий даётся очень конкретно, через многократное повторение одних и тех же фонетических форм, соответствующих названиям предметов, движениям, ритмам, определённым аффективным ситуациям.

Основные задачи.

Учить принимать на себя роль, удерживать до конца игры.

Формирования принятия ребенком себя ,умения узнавать себя в зеркале,       на фото,  в   видеофильме.

Развитие подражательных действий .

Обучение не речевым средствам общения.

Формирование навыков воспроизведения голосовых интонаций, простых фраз в диалоге

          В начале года разрабатывается перспективный план по разделам программы (по развитию речи, ознакомлением с окружающим миром). Подбираются сказки истории, (т.е. речевой материал), на основе которых будут разыгрываться  сценки, простые диалоги.

Способность к подражанию является предпосылкой для почти всех естественных учебных и воспитательных процессов. Без имитации ребенок не может изучить ни язык, ни другой образец поведения, которые необходимы  для врастания в его культуру. Поэтому формирование имитационных способностей  является существенным элементом развития ребенка. Так как у детей с нарушением интеллекта часто бывают проблемы в обучении подражанию.

         Важным моментом в развитии подражательных умений -  ВОКАЛ  и интонация. Лицо человека несет (отражает )  большую информацию об эмоциях. Лицо – большая книга. Учим детей  эмоциональным  переживаниям  нашим героям, у которых бывают разные настроения (испытывают)  (радость, удивление, страх, обида и др.) Не только учим лицом выражать чувства, эмоции, настроение, но и голосом передавать настроение героев

Важным этапом в работе по формированию коммуникативных умений является применение игр  с реальными объектами.

1 вариант. Изучение объекта, действий., чтобы ребенок смог понимать эти вопросы применяем карточки – символы. Карточку-символ выделяем красным или зеленым цветом. Для ребенка подвижного, расторможенного используем зеленый цвет,  для  медлительного красный. Рядом перевернутые картинки с изображением персонажей. Читаем вместе с ребенком вопрос  и мимикой выражаем  вопрос , открываем  картинку  в зависимости от уровня речевого развития озвучиваем или звукоподражанием или словом

2 вариант. Заворачиваем в тонкую салфетку игрушки героев сказки например (кошка, собака, мышка и т. д  Предлагая на ощупь отгадать. Если ребенок угадывает игрушка остается у него, если нет игрушка  у педагога. Используем видеофрагменты, мультфильмы. Формируем доброе отношение к конкретному животному.

Хорошо известный факт, что ритм – это та основа, фундамент, на котором находятся все компоненты речи. Работа над ритмом проводится как этап Дается определенный ритмический рисунок, соответствующий движению игрушки: кошке, мышке, собачке.( Дети вместе с педагогом прохлопывают данные ритмы).    «Разрезные картинки». Задание – собрать картинки и прохлопать их название, т.е. количество слогов. Если у ребенка не получается, что чаще всего бывает, берем руки ребенка в свои руки и ими хлопаем (вместе).

Детям с нарушением интеллекта необходимо многократное повторение материала и конкретный наглядный материал. Для этих целей используем аудиовизуальный курс (АВК)  – прием верботонального метода. Данная работа(прием) позволяет свободно моделировать и фиксировать различные ситуации. Используем сюжеты сказок ,а также реальных событий.

         И в заключение, обобщая все выше изложенное, можно отметить, что  применение различных  творческих заданий  в работе с воспитанниками коррекционно-развивающего обучения Центра «СУВАГ» позволяет корректировать у них эмоциональную и коммуникативную сферу. Данный вид работы дает возможность ребенку взаимодействовать со взрослыми, с другими детьми, иметь хотя и не осознанную, но значимость. С другой стороны у педагога есть инструмент достижения  поставленной цели. Мы можем помочь  принять   ребенка таким какой он есть. Даже минимальное улучшение в плане развития вербальных  и невербальных  средств общения. Можно рассматривать ступенькой успешности в коммуникативном развитии ребенка.

                                     

                                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

Комплексный анализ текста краеведческого содержания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся и подготовки к ЕГЭ

Развитие учебного процесса в современной школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют определенные знания и умения, а компетенции, то есть умения, непосредст...

Лабораторный практикум по физике в основной школе как средство формирования коммуникативной компетенции у обучающихся

Статья раскрывает механизм построения педагогического иследования по данной теме. Автор повествует о возможности и необходимости использования всех средств педагогического процесса для формирования ко...

Игровые технологии в обучении иностранному языку, как средство формирования коммуникативной компетенции

В докладе рассмотрены игровые технологии в обучении иностранному языку, представлена более подробно технология  ролевой игры....

Презентация по теме: Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы.

В соответствии с ключевыми  задачами современного образования одним из основных видов УУД  являются коммуникативные навыки. Для успешной реализации формирования коммуникативных на...

Мастер-класс «Коммуникативный бой как средство формирования коммуникативных умений»

Демонстрация приема «Коммуникативный бой» как средства формирования коммуникативных умений....