Лабораторный практикум по физике в основной школе как средство формирования коммуникативной компетенции у обучающихся
статья по физике (7 класс) по теме

Носкова Ирина Анатольевна

Статья раскрывает механизм построения педагогического иследования по данной теме. Автор повествует о возможности и необходимости использования всех средств педагогического процесса для формирования коммукативной компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_noskova_i.a..doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторный практикум по физике в основной школе как средство

формирования коммуникативной компетенции у обучающихся.

   Носкова Ирина Анатольевна, заместитель директора по научно-методической  

                                   работе,  учитель физики МОУ гимназии № 15 г.Волгограда

          Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельность

            В общении люди раскрывают свои личностные качества. В процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.

              Необходимо отметить, что в последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение».

             Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативность (Г.М. Андреева, А.Б. Добрович, Н.В. Кузьмина, А. Джекобе). Для того, чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.

             Представляется важным выработка такой системы форм и методов межличностного взаимодействия на современном уроке, которая позволила бы сформировать у подростков комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствовала бы развитию и формированию личности, готовой к продуктивному общению.

             Целью данной статьи является обоснование использования на занятиях лабораторного практикума по физике коллективно-групповой формы деятельности как средства формирования коммуникативной компетенции у обучающихся. Цель достигается через решение следующих задач:

- выявление на основе вводной «личностной» диагностики наличие сформированности  коммуникативных умений у обучающихся ;

- разработка алгоритма построения межличностного взаимодействия при подготовке и проведения лабораторного практикума по физике;

-  описание оптимальных способов применения данного алгоритма на занятиях.

             Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г.М. Андреевой,  выделяются следующие виды коммуникативных умений: 1) межличностная коммуникации; 2) межличностное взаимодействие; 3) межличностное восприятия.

             У подростков основным видом деятельности является общение. Отсюда вытекает важность формирования коммуникативной стороны межличностного общения. Формирование непосредственных взаимоотношений между обучающимися оказывается возможным, когда педагог располагает развитой системой категорий, понятий, терминов по данному вопросу. К числу базовых понятий теории межличностного общения можно отнести такие, как «межличностный контакт», «межличностные отношения», «межличностное общение». При формировании каждого из них учитель должен фиксировать разнообразие целей и задач, которые стоят перед ним в процессе воспитания общения подростков средствами педагогического воздействия

        Так, понятие «межличностный контакт» указывает на саму возможность общения, поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах доступности для восприятия друг друга, при этом физически и психологически направлены друг на друга.

        Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает активность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.

        Понятие «межличностные отношения» акцентирует эмоционально-чувственный аспект взаимодействия, временные параметры общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникает взаимная эмоциональная зависимость вступивших в контакт людей, их взаимная ответственность за хранение сложившихся отношений.

        Понятие «межличностное общение» означает взаимопонимание и согласование действий между учениками, выработку ими единой стратегии взаимодействия на уроке.

         Таким образом, для обучающихся средней школы на первых ступенях изучения предмета физики особенно важными становятся такие формы работы, при помощи которых они не только будут осваивать новую отрасль знания, но и формировать у себя коммуникативные умения и навыки.

          Для современного подростка особенно важна деятельностная , прикладная сторона получаемого знания. Поэтому лабораторный практикум – это благоприятная почва, на которой должны произрасти межличностные коммуникации, являющиеся основой формирования коммуникативной компетенции.

           Лабораторный практикум в данном понимании представляет собой систему диагностико - практических методов работы самого учителя.

Для решения первой задачи  в начале изучения курса проводится диагностический эксперимент на наличие сформированности  коммуникативных умений у обучающихся. Для этого решается ряд подзадач:

1. Разбор самого  понятия коммуникативность.

 2.Концентрация  на составляющих  коммуникативной компетенции: толерантность, эмпатия, рефлексия, конформность.

3. Изучение уже известные методики диагностики.

       Толерантность

или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.

Эмпатия 

 (от греч. empatheia — сопереживание) — индивидуально-психологическое свойство человека, характеризующее его способность к сопереживанию, сочувствию, постижению эмоционального состояния других людей.  

Рефлексия

философское понятие, характеризующее форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ.

Конформность

 (от лат. – подобный, сообразный) – податливость человека, реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

1. Методика диагностики агрессивности А. Ассингера.
2. Вопросник Басса - Дарки
3. Тест "Руки" (hand-test)
4. Тест склонности к риску.
5. Фрейбургская анкета агрессивности.
6. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведения К.Томаса
7. "Несуществующее животное"
8. Тест "Руки" (hand-test

9. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса)

10.Экспресс-опросник "Индекс толерантности"              (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

1.Методика «Шкала эмоционального отклика».

2.Диагностика эмпатии по 

А. Меграбяну и Н. Эпштейну.

3.Диагностика

эмпатии по В. В. Бойко.

1.Методика Карпова А.В. Диагностика рефлексии.

2.Методикапо Давыдову В.В.

1.Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

4. Проведение вводной «личностной» диагностики на основе наблюдения за обучающимися во время первых учебных занятий в различных групповых видах деятельности. Наблюдение мне удобно проводить в малых группах.

5.Составление на основании такого наблюдения таблицу (красный –ярко выражено; жёлтый – выражено, ситуативно; зелёный – не проявилось) :

Список

обучающихся

Толерантность

Эмпатия 

    Рефлексия

Конформность

Босова Д.

Заплавнов А.

Ким В.

Марченко О.

Назарова А.

…………….

6. Определяются уровни (условно) сформированности данных качеств у обучающихся.

7.Устанавливается общий уровень в классе (наличие возможности  учителю работать эффективно в направлении проектирования системы работы, способствующей созданию условий для формирования и развития коммуникативной компетенции у обучающихся).

8.Определяются направление работы по дальнейшей диагностике взаимодействия обучающихся для того, чтобы создать наиболее оптимальный состав творческих групп обучающихся.

9.Создание условий,  для раскрытия составляющих характеристик коммуникативности. Это – умение вести диалог, умение договариваться (принимать чужую точку зрения, не отказываясь от своей), умение отстаивать свою точку зрения, умение активного слушания и т.д.

10. Составление итогового результата наблюдений.

Список

обучающихся

Босова Д.

Заплавнов А.

Ким В.

Марченко О

Толерантность

терпимость

способность к контакту

Эмпатия

сопереживание

сочуствие

Рефлексия

осмысление сказанного

установление взаимосвязей

Конформность

податливость

не умение отстоять свою точку зрения

             Для решения второй задачи - разработки алгоритма построения межличностного взаимодействия при подготовке и проведения лабораторного практикума по физике на базе сформировавшихся групп применяю систему дидактических методов и средств по предмету.

- при подготовке к лабораторной работе:

     каждый член группы по тексту описания лабораторной работы из учебника  

     выписывает физические термины, которые используются в работе и находит  

     по различным источникам их определение и толкование;

     каждый член группы изучая, текст описания лабораторной работы пытается    

     найти альтернативные способы определения искомого компонента работы:

     все вместе вырабатывают единый справочник терминов по группам.

- при проведении лабораторной работы:

     обучающиеся проводят измерения и заполняют таблицу результатов;

     члены «Интеллектуального конструкторского бюро»/консультанты или  

     начальники лабораторий/ собирают предложенные справочники терминов и  

     формируют обобщённый, оформляя свои термины на доске;

     после выполнения работы каждая группа имеет возможность «защитить»    

     свой термин, не вошедший в обобщенный справочник, аргументировав свою  

     позицию, доказав значимость его для формирования итогового вывода по  

     работе;

     при получении разных результатов при одинаковых начальных условиях  

     группы лаборантов сравнивают свой с эталонным /подготовленным заранее

     членами «Интеллектуального конструкторского бюро»/. При наличии  

     больших погрешностей группы лаборантов объясняют имеющийся факт;

-после проведения системы лабораторных работ по одной тематике или близким по содержанию тем лабораторным работам:

     проводится межгрупповая  мини конференция по защите альтернативных  

     способов и методов определения тех величин или описанию тех явлений,

     которые были рассмотрены в лабораторных работах. 

Третья задача - оптимизация способов применения данного алгоритма на занятиях решается достаточно эффективно на дальнейших ступенях обучения, если чётко отработаны первые две задачи. При любой новой комплектации классного коллектива в течение учебного процесса учитель должен проводить новую «минидиагностику» и переформировывать группы для эффективной их деятельности и комфортности обучающихся.

      Такая система построения лабораторного практикума позволяет не только более широко применять системно-деятельностный подход в преподавании физики, но и способствует формированию коммуникативной и социокультурной компетенций на уроках физики в основной школе.

Литература.

1.Педагогика и психология: курс лекций: учебное пособие      

                    /подред.проф.Л.И.Гриценко.- Волгоград,Изд-во ВГАПК РО, 2009/.

2. Учителю о педагогическом общении /В.А Канн – Калик – М. 1987/.

3.Физический эксперимент в школе

                   /под.ред.А.А.Покровского –   М.Просвещение. 1989/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные СМИ как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся

  Условия для развития не только творческих, но и коммуникативных способностей учащихся можно смоделировать в своеобразной творческой лаборатории, которой, по сути, является любое шк...

Обучение комментированию цитат и афоризмов как средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся иностранному языку (средняя и старшая ступени обучения АЯ)

ВведениеГлава I. Коммуникативная компетенция как одна из целей современного иноязычного образования1.1. Современные тенденции в методике преподавания и необходимость коммуникативно-ориентированного по...

Эксперимент на уроках физики в основной школе как средство формирования УУД

Эксперимент является одновременно источником знаний, методом обучения и средством активизации познавательной деятельности учащегося. Отражение экспериментального характера физической науки осу...

Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

Интерактивная игра «Дебаты» как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

В данной статье представлен опыт работы по проведению дебатов как одной из форм дискуссионного общения...


 

Комментарии

Носкова Ирина Анатольевна

Материал для меня тем интересен, что знакомит с новой для меня формой межпредметного взаимодействия - интегрированные дни. Мы с коллегами (биологом и химиком) такой формой ещё не пользовались.Спасибо Вам, Галина Юрьевна,за совет.