-
материал на тему

Демещук Светлана Алексеевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dsa_krym.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок из цикла « Формирование территории России» ( Слайд 1)

Присоединение Крымского полуострова к территории РФ

Подготовила учитель географии МБОУ СОШ №11г. Невинномысска

  Демещук Светлана Алексеевна

Цель: Дать оценку присоединение Крымского полуострова с общегеографической позиции ( Слайд 2)

Задачи

1.Образовательные:

- оценить изменения территории России после присоединения крымского полуострова  , используя общегеографические показатели

 - продолжить работать с различными источниками информации на уроках географии

 - применять на практике знания по проблеме посредством социального опроса

2. Развивающие:

 - развивать интерес к предмету, используя различные формы и методы работы на уроке

 - развивать умение работать с таблицами, статистическим материалом

 - развивать навыки использования интерактивных средств обучения

 3. Воспитательные:

  - повысить уровень информационной культуры

  - расширить кругозор обучающихся

  - формировать гражданскую позицию обучающихся. ( Слайд 3)

Оборудование:   презентация, атлас, компьютер.

Мотивация обучающихся: определение собственной гражданской позиции, возможность самостоятельно оценить геополитическую ситуацию по присоединению территории Крымского полуострова.

Особенности урока: опора на знания по предмету география и использование математических и логических возможностей обучающихся с целью обработки статистических данных, получение дополнительных знаний по Крымскому полуострову.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация предложенной темы
  3. Выполнение практической работы « Изменение общегеографических показателей территории России с присоединением Крымского полуострова»
  4. Анализ таблицы №2 « Изменение социальных показателей территории России с присоединением Крымского полуострова»
  5. Презентация « Природные особенности Крымского полуострова»
  6. Сообщение « Рекреационные ресурсы Крыма»
  7. Результаты социального опроса «Мнение обучающихся по присоединению территории Крымского полуострова к территории России»
  8. Подведение итогов работы.
  9. Заключение.

     В 2014 году  в  произошло  преобразование  территории  нашей страны. Почему  и как это произошло, вы   поговорите на уроках истории, а на уроке географии попробуем  первоначально оценить то, что приобрели. Эти события произошли год назад. В программе такой урок не запланирован , но время вносит свои коррективы.  Теперь в

разделе  « Формирование территории России» будет  урок  « Присоединение Крыма к России» ( Слайд 4)

Наш урок называется «Присоединение Крымского полуострова к территории РФ».

После проведения референдума среди населения Крымского полуострова и города Свастополь а затем подписания договора Республики Крым и Российской Федерации, Республика Крым вошла в состав РФ. Это произошло 18 марта 2014 года. Целесообразно ли такое решение с точки зрения географической науки? Попробуем самостоятельно ответить на этот вопрос. Но сделаем это в конце урока, а сейчас постараемся изучить проблему. ( Слайд 5)

Наша задача ответить на следующие вопросы:

  1. Изменились ли общегеографические и социальные показатели России с присоединением Крымского полуострова
  2. Каков уровень качества ресурсной базы присоединяемой территории. ( Слайд 6)

Итак, у вас на руках практическая работа. Внимательно изучите таблицу. Прочитайте задания. Приступайте к выполнению. ( Приложение 1.) ( Слайд 7)

Совместное обсуждение результатов работы ( Слайд 8)

Вывод « Как изменилась территория России по общегеографическим показателям после присоединения Крымского полуострова?»

С присоединением Крымского полуострова площадь территории России увеличилась; протяжённость  территории с востока на запад увеличилась; протяжённость границ, особенно морских, увеличилась. Сохранилось разнообразие ландшафтов- горных, равнинных. Климатические особенности: дополнились территории с субтропическим типом климата. ( Слайд 9)

После обсуждения работы сдаются.

Теперь рассмотрим данные по социальным показателям. Используйте таблицу №2. ( Приложение 2) ( Слайд 10).

  1. Перечислите социально-экономические показатели, представленные в таблице: численность населения, плотность населения, национальный состав населения, города-миллионеры, % городского населения, ВВП на душу населения. Уточняем значение показателей. ( ВВП на душу населения- количество средств в денежном эквиваленте ( в долларах), которые затрачиваются в год на каждого человека в стране.
  2. Каковы показатели Росси?
  3. Каковы показатели Крыма?
  4. Почему некоторые показатели выделены в столбце « итоги»? ( видно увеличение)
  5. Какие социальные показатели остались прежними?
  6. Какой показатель уменьшился по сравнению с российским? ( % городского населения)
  7. Почему в столбце ВВП написано « стабилизация»? Разберёмся вместе. Можно ли дать оценку, сколько денег затрачивает Россия на каждого жителя Крыма, если территория только присоединена? Пока нет. А сделать прогноз? Скорее всего, показатели ВВП будут ниже российских, но выше украинских.

Проанализировав таблицу, сделаем общий вывод:

С присоединением Крымского полуострова увеличилась численность населения России, национальный состав дополнили крымские татары, стабилизируется плотность населения.

Социальные показатели улучшаются в первую очередь в крымской республике- повышается ВВП на душу населения, уровень урбанизации, стабилизируется плотность населения. ( Слайд 11)

Мы дали количественную оценку по географическим и социально-экономическим показателям, а теперь оцениваем качественный состав присоединяемой территории

Природные особенности Крымского полуострова оценены человеком со времён процветания Древней Греции, Рима, Турецкой Империи. Вам тоже представляется возможность оценить красоту и разнообразие современных природных ландшафтов. .( Слайды  12- 25) Используется музыкальное сопровождение)

Показ презентации. Стихи читаются во время показа с музыкальным сопровождением.

КРЫМ.

Мне жаль оставлять твой излучистый берег,

Красу горизонтов, ласкающих взоры,

Лесов твоих сумрак и тени их бег

По белым усадьбам , венчающим горы;

И пенное море, где рокот воды

Сливается в песней ветров беспрерывной;

И землю, в которой остались следы

Искусства Италии, Греции дивной!

Мне жаль оставлять поселенья татар,

Твои кипарисы, притоков стремнины,

Утёсы, что волн беспокоит удар,

Лугов ароматы и тени долины!

И тропы крутые в скалистых горах

Для храбрых пловцов дорогие заливы,

И климат твой нежный, и зелень в полях,

Твои монументы, миндальные нивы.

Люблю, когда к вечеру клонится день

И в Крымских равнинах неясная тень;

И мгла измеряет пространства земные,

Готовясь принять их в объятья ночные!

Мне нравится вид этих скрытых атак-

На море и землю стремящийся мрак;

И света снопы, что рисуют узоры

И искрами полнят морские просторы

И чертят злачёным орнаментом лес.

Рождают оттенки в лазури небес,

Скользят по отрогам гористого края,

Прощальным сияньем блистать заставляя

Высокие звонницы и купола,

Которых касаются крылья орла;

Каскады и долгое в небе горенье

Златых облаков в дерзновенном пареньи

О Крым! Кто без грусти оставит твой брег,

В том чувства молчанья объяты вовек!

Лучше Адель Омер де Геля, французского поэта, не скажешь. Ведь это его строки

украсили презентацию. Автор- Иванов Виталий.

   Кроме духовного наслаждения, природные условия имеют и экономические ценности. Попробуем выяснить, каковы особенности минеральных ресурсов крымского полуострова.

Сообщение о полезных ископаемых в Крыму.  Приложение 3.( Слайд 26)

Перечислите полезные ископаемые Крыма.

А каковы рекреационные ресурсы Крыма? Прежде чем отвечать на этот вопрос, давайте уточним, что такое рекреационные ресурсы? (создающие условия для отдыха населения и восстановления здоровья любей)

Сообщение о рекреационных ресурсах. Приложение 4. ( Слайд 27)

Каковы виды туризма в Крыму? Назовите природные ценности Крыма?

Основные виды ресурсов Крыма?

Подводя итог, хочу спросить, может ли Крым, имея такие природные богатства, ресурсную базу полноценно внести свою долю участия в экономическом развитии нашей страны? Будет ли сам процветать, войдя в состав России? Ответ на поставленные вопросы- это мнение одного человека. Перед уроком был проведён  опрос учащихся 8 класса. . С результатами этого опроса вы можете познакомиться.

(Слайды 34-36)

Большинство учащихся считают, что Крым будет сам успешно развиваться, если войдёт в состав России, а Россия только укрепит свою экономическую силу. Присоединение Крыма- положительный шаг в развитии России.

    После этого урока изменилось ли ваше мнение о целесообразности присоединения Крымского полуострова к России? А что нового вы узнали о Крыме? Понравился ли вам урок?

Оценка работы на уроке.

Закончить я хочу стихами, потому что о Крыме иначе не скажешь. ( Слайды 38-41)

Сколь раз обращусь я Тавриде душою

И памяти кладезь богатый открою

И тех впечатлений невидимый клад,

Которыми странник бывает богат,

Которые ценит он пуще, чем злато:

Утешат они его старость когда-то!

Сейчас перед ним наслажденья одни,

Но смело он смотрит в грядущие дни,

Где будут печали, и будут седины

Но где он сумеет мечтою единой

Те тайные радости черпать сполна,

Что свято хранит для него старина.

Стихотворению 167 лет, но как все знакомо- и образы, и мысли, и чувства. А последняя строфа- просто песня!  Спасибо за внимание!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Практическая работа:  Изменение общегеографических показателей территории России с присоединением Крымского полуострова.

Выполнил ( Ф.И.)___________________________

Ознакомьтесь с  данными по таблице и выполните задания.

показатели

Россия

Крымский полуостров

Новый общероссийский показатель

Площадь территории км ²

17.075.400

26.000

Протяжённость с

запада на восток км

9.000

324

Площадь равнинной поверхности  

% от общей площади

68

61

68

Площадь гор в % от общей площади

32

39

Крымские горы

32

Площадь поверхностных вод в % от общей  площади

12

3

12

Типы климата

Умеренный, умеренно- континентальный, континентальный, резко континентальный,  муссонный

Умеренно-континентальный, субтропический

Протяжённость границ

В т.ч. водных (в км )

60.932

38.807

2.500

2.492

Выполнить практическое задание. (время выполнения - 5 минут)

Задание 1. Посчитать площадь территории России с Крымским полуостровом, протяжённость территории с запада на восток ,  протяжённость границ, в том числе и водных. Данные внести в таблицу.

Задание 2. Как изменилась общая площадь равнинной территории России после присоединения?

Ответить_________________

. Как изменилась общая площадь горной территории России после присоединения ?

Ответить____________________

Изменится ли разнообразие рельефной поверхности?

0тветить_______________

Задание 3. Какой тип климата присутствует только на Крымском полуострове?

Ответить_______________

Дополнилось ли разнообразие типов климата?

ответить________

Подчеркните полученные данные, которые показывают на увеличение показателя

Сделайте вывод:

Как изменилась территория России по общегеографическим показателям?

Ответить:

С присоединением Крымского полуострова на увеличение:

 дополнились

сохранилась

Оценка________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица №2  Изменение социальных показателей территории России с присоединением Крымского полуострова

Социальные показатели

Россия

Крымский полуостров

итого

Численность население

на 2014г ( млн. чел)

141.922.201

2.024.056

143.946.287

Плотность населения  чел/км

8,2

78

8,4

Национальный состав

100 народов

Русские, украинцы, белорусы, греки, болгары, крымские татары

+ крымские татары

Города- миллионеры

15

-

15

Городское население в %

72,8

83

71,8

ВВП на душу населения ($)

17.687 ( 45 место)

7.300( 134 место в мире)

стабилизация

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Полезные ископаемые в Крыму.

     В настоящее время запасы поваренной соли в Крыму используются для химической переработки, для получения соды. Мелководный залив Азовского моря Сиваш, а так же солёные озёра полуострова содержат большие запасы сернокислого кальция (гипса), сернокислого магния, бромсодержащие и другие соли. Добыча газа и нефти в Крыму осуществляется в Черноморском и Джанкойском районах и на Арабатской стрелке. Данные районы богаты этими видами ресурсов.

      Мергели, распространённые минералы Крыма, запасы которых очень велики, так же представляют собой важный природный ресурс, они служат в первую лчередь как сырьё для получения цемента. Среди магматических горных пород немалую ценность представляют диабазы. Благодаря высокой прочности, богатству цветовых оттенков и хорошим полировочным качествам они идут на изготовление памятников, облицовочных плит, лестничных ступеней. Богат полезными ископаемыми и вулканический массив Кара-Даг, здесь добываются различные минералы Крыма, которые представлены полудрагоценными камнями из группы кварца.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рекреационные ресурсы Крыма

Крым обладает необычайно большими возможностями для развития самых разнообразных видов туризма. В Крыму 98 % здравниц "прижаты" к узкой трехкилометровой прибрежной полосе. В Горно-Предгорном Крыму плотность здравниц составляет 1 место на км . Средняя емкость "глубинной" здравницы составляет 140 мест. Это преимущественно молодежно-детские лагеря, находящиеся в получасовой или часовой транспортной доступности от моря, а также туристские базы в Горном Крыму. Особенно привлекательны для туристов пейзажные ресурсы, которыми исключительно богата Главная гряда Крымских гор. Это великолепные панорамы: ущелья, водопады, причудливые формы, созданные выветриванием. Значительной части туристов, особенно старшего возраста, интересны пейзажи Крымского предгорья, созданные мягким, малоконтрастным рельефом Внутренней и Внешней гряд Крымских гор.

Безусловно, очень важным для развития познавательного туризма являются исторические памятники Крыма. Это античные города Херсонес и Пантикапей, "пещерные города" Чуфут-Кале, Мангуп, Эски-Кермен, укрепленные пункты генуэзских владений: Солдайя (Судак), Кафа (Феодосия), Чембало (Балаклава) и многие другие. Сочетание гор и моря позволяет значительную часть туристских маршрутов заканчивать продолжительным отдыхом на берегу моря.  В настоящее время в Крыму действует 2 плановых пешеходных маршрута, 4 автопешеходных и 2 автобусных (см.рис.3.11). До начала 90-х годов действовало 7 плановых пешеходных маршрутов