Роль Троицкой церкви в формировании образования и культуры в Бахте
проект на тему

Колбина Надежда Петровна

Исследование учащихся по истории культуры и образования в Бахте Кировской оюласти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_kniga.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Роль Троицкой церкви в становлении образования и культуры в Бахте.

 Исследовательская работа выполнена учащимися 8 класса Колбиной Анной Алексеевной и Мамаевым Артуром Алексеевичем.

 Научный руководитель: Колбина Надежда Петровна

 Земля бахтинская очень богата своей историей. Своё летоисчисление она ведёт с 1615 года.  В селе есть храм, старинные здания и новые современные дома. Проходя по улицам нашего села, люди, всегда замечают, как старина перекликается с современностью. Каждому человеку очень важно знать об истории своей малой Родины -  это необходимо и для будущих поколений. Поэтому мы решили исследовать историю нашего села и узнать о том, как церковь связана со школой? История Бахтинского Прихода. Приход Троицкой церкви в селе Бахта возник в 17 веке.  Главная Бахтинская гордость и достопримечательность – старинная церковь Живоначальной Троицы в стиле классицизма, одна из самых древних на Вятской земле. Каменная церковь построена в 1776 году владельцами Никольской писчебумажной мануфактуры дворянами Бедаревым и Безруким при пособии прихожан.  С 1789 года  Бахта стала волостным центром с правлением в селе Кокун.  В старые времена здесь славился крепкий хозяин Серафим Бахтин, занимавшийся сельским хозяйством и получавший невиданные надои молока и знатные урожаи зерна и репы. Он и другие прихожане вносили пожертвования на благоустройство церкви. Здесь была построена деревянная часовня в 1845 году по Указу Вятской духовной консистории.  Потом, в 1854 году, построены тёплая церковь и колокольня, тоже усердием прихожан. Престолов в церкви четыре:  холодный - во имя Живоначальной Троицы, тёплый -  в правом переделе - во имя рождества Богородицы, левый передел, который освящён 1 мая 1900 года - во имя Великомученика Георгия. Вверху между двумя переделами, над проходом в холодный храм предел в честь Иверской Божей Матери, который освящён 24 ноября 1897 года. Дома для священно- служителей построены деревянные. Копии метрических книг хранились с 1800 года. В церковной библиотеке было 291 томов книг для чтения, которые постоянно обновлялись. (Клировая ведомость Троицкой церкви с. Бахта по Вятскому уезду за 1870 год). Приход состоял из 38 селений. Храм посещали более 5000 прихожан. 19 июня 1877 года в селе Бахта утверждено церковно-приходское попечительство. Председатель - священник Гаврила Николаевич Разсветов, второй священник Александр Иванович Ардашев, церковный староста – Иоанн Лаптев, волостной старшина - Семён Загребин. Избранные члены попечительства по приходскому договору на 3 года: крестьянин Азарий Чарушин, Григорий Пересторонин, Прокопий Петухов, Василий Кочуров, Сергей Колобов, Михаил Саадаков, Дмитрий Пестов. Значительный след в истории нашего села оставили священники из рода Васнецовых. В церкви служил: четырёхюродный брат деда Виктора Васнецова - Василий Гаврилович Васнецов, окончивший философский факультет вятской семинарии. Ещё один родственник рода Васнецовых служил в церкви с 1843 по 1865 год - это Иоанн Иоакимович Васнецов, который, в конце жизни переехал в село Красное. Его сын Василий, учился в Вятском духовном училище с Апполинарием Васнецовым, - художником Вятки.  Известный в 20 веке мастер народных промыслов Александр Иванович Васнецов(1995-1962), живший в Кирове, был правнуком Василия Гавриловича Васнецова и внучатым племянником Иоанна Иоакимовича Васнецова. Общие предки для всех: Косьма (1695-1748) и Иосиф (1700-1756) Васнецовы были родные братья. Село Бахта можно считать Васнецовским, потому что долгое время здесь жили и служили прогрессивные в то время священнослужители. Семьи вятских священнослужителей, отличавшиеся образованностью, склонностью к наукам и творческой деятельности, обычно были близки между собой, как родные, в нескольких поколениях. Тем более, что часто их объединяли преемственность по месту службы. Так было с Васнецовыми и Емельяновыми.  Емельянов Сергей Анатольевич (1894-1991), вятский художник из знаменитого священного рода, появился на свет в селе Мудрово близ Рябово - родины братьев Васнецовых, но всё его детство, отрочество и юность прошли в селе Бахта, где в начале и в середине 19 века также пребывали священнослужителями представители его рода Васнецовых. Многие его картины посвящены этому старинному селу. Это известно из архива, куда принят личный фонд представительницы рода вятских священнослужителей, Ольги Анатольевны Сливинской - Емельяновой (1910-2004)., сестры Емельянова С.А. В составе личного фонда: газетные публикации с воспоминаниями О.А. Сливинской о своей жизни и семье; документы, собранные ею; письма и поздравительные открытки; фотографии. Документы фонда характеризуют религиозную жизнь верующих людей в советский период. Несмотря на гонения они себя отдавали вере и церкви, несли просвещение в души народа. В середине 19 века Бахтинский приход разделили пополам между двумя священниками, одним из которых был известный вятский священник и просветитель Николай Николаевич Блинов (1839-1917). Член императорского Русского географического общества, Вятского и Нижегородского статистических комитетов, почётный гражданин Сарапула был сыном 18- летнего дьячка, окончившего низшие классы Вятской духовной семинарии. Николай Блинов тоже стал священником, как все его родные по линии отца. С приездом Н.Н. Блинова в Бахту начались преобразования в просвещении не только этого небольшого села, но и всей Вятки. На долю 25-летнего Николая Блинова приходилось 14 деревень и 14 починков. Причт был молодой и состоял из 36-летнего священника отца - Александра Ардашева, двух диаконов - Гавриила Рассветова и Андрея Поршнева, склонных к нетрезвости. Ещё служили: заштатные священники: Иоанн Попов и Иоанн Васнецов, пономарь Пётр Зубарев. Священник Ардашев и диакон Разсветов имели собственные деревянные дома. Священник Глазырин жил в казённом доме, а пономари – на квартире. На содержание причта ни жалования, ни постоянного оклада не было. А лишь добровольное пожертвование руги (плата зерном и хлебом от прихожан) и денежный доход за исправление треб. Но при бедности многих прихожан содержание причта было очень скудно. Об образованности священнослужителей нечего было и говорить. Записавшись в Вятку в библиотеку, Блинов предложил читать книги священнику Александру Ардашеву. Тот взял  книгу и вернул обратно. От других книг отказался, так как не любил читать и считал это бесполезным делом.  31 января 1867 года Блинов определён наставником Бахтинского народного училища, и должность эту занимал до конца 1970 года. Как педагог, он помогал земству и получал помощь от него. По всей России шло возрождение школ (назывались они - народными училищами). Везде открывались воскресные школы. Были выпущены буквари, учебники. Священник, приезжая из Вятки привозил много новых книг, пополняя библиотеку. В каждой деревне появились не просто грамотеи, а, толковые читатели, понимающие пользу и значение книг. В разных частях Вятского уезда открылось много библиотек. В Бахте приходилось заниматься почти без книг. Блинов нашел свой метод - звуковой азбуки. Им был написан учебник, для издания которого понадобилась помощь земства. В мае 1867 года Блинов привёз в управу рукопись «Грамота». Земство произвело расчёты по изданию книги: первая тысяча обошлась по 43,45 рубля, а вторая по 24,95 рубля.  «Грамота» Н. Н. Блинова, напечатанная в 1868 году, четыре раза переиздавалась в Петербурге и была удостоена премии Министерства народного просвещения. Губернская управа в ноябре 1868 г приняла решение «Грамоту» и «Наставление»  разослать бесплатно в уездные управы по числу училищ и предложить управам других губерний. Спустя 30 лет по ней обучались русскому языку дети арабов в Назаретских школах Палестины.  В Бахте был построен отдельный дом для школы - двухэтажное здание. Две светлые комнаты на 2 этаже были оклеены обоями, производящими на деревенских детей чарующее впечатление. Для постройки школы Блинов использовал личное жалование за 3 года. Семья Блиновых жила на первом этаже,  на втором была школа. Волостной писарь Д.Л. Сенников написал статью в «Вятские губернские ведомости» об этой школе и прекрасном обучении в ней.  Земство обратилось к епископу Вятскому и Слободскому с ходатайством о награждении священника Блинова. Консистория дала ему положительную характеристику. За трехлетнее обучение детей в своей квартире ему объявлена благодарность епархиального начальства, за распространение образования отцу Николаю пожалован «набедренник». Министр народного просвещения вознаградил его за труд 200 рублями серебром. Об учительстве Блинова был дан хороший отзыв в напечатанном отчете Вятского уездного учительского совета. «Это была чуть ли не последняя официальная похвала мне, - вспоминал он. В последующие годы говорить обо мне доброе не считалось удобным».  Блинов Н.Н. разрабатывал и внедрял новые творческие педагогические подходы, например, ввел наглядный материал, обязательный ручной труд, обработку земельного участка, занятия физической культурой. Следующим шагом было обучение детей ремёслам. Помощником учителя был сапожник, который учил мальчиков сапожному делу. Родители с трудом отдавали девочек в школу, отговариваясь, что им нужно нянчить младших, стряпать по дому. Но настойчивый батюшка умел убеждать. Сельским девочкам кроме обучения грамоте прививали навыки шитья, вышивания, вязания. Жена Блинова, Елена Васильевна, у которой в то время было 5 детей, а всего 11 детей, занималась с девочками безвозмездно. Только за год до отъезда из Бахты она начала получать жалование 100 рублей в год. В 1870 году в школе уже училось 20 девочек. Понемногу селяне поняли практическую пользу учения, их дочки научились шить и вязать, что для сельских семей было не лишним. Перед отъездом Блиновых, в Бахте было 2 начальных училища - мужское и женское и в каждой деревне по маленькой школе. Наша школа, преобразованная в 1870 году в Бахтинское земское училище, просуществовала 3 года. Через три года, после отъезда Блиновых в Сарапул, училище закрыли.  Сколько нашей школе лет?  13 октября 1891 года в Бахте открыта Бахтинская женская церковно-приходская школа, эта дата считается датой основания школы, хотя можно и поспорить! ( Данные архива) Мы думаем, что школа, как образовательное учреждение, возникла при Блинове Н.Н в 1864 году и он реальный основатель нашей школы. Блиновы открыли в Бахте Образцовое народное училище для мальчиков и девочек. В 1870 году Блиновы были вынуждены переехать в Сарапул, так как начались гонения на Николая Николаевича. Потом образование пошло на убыль и в 1891 году в школе училось только 29 девочек. Школа была двухклассной, и работало в ней 2 преподавателя и учитель закона Божьего. Жалование учителя получали от церкви. Мальчики учились в городе Вятка. Позднее, в 1898 году открыли смешанную школу. В ней училось 74 мальчика и 1 девочка. Эта школа была трехклассной.  Приход в то время состоял из 38 селений, прихожан православных русских - 2258 мужского пола и 2462 - женского пола. У концу 19 века в селе было 2 школы: церковно-приходская женская, и земская мужская. Всего к концу XIX века в школе обучалось 152 ученика: 78 девочек и 74 мальчика. ( Книга «Вятская Епархия» (1912 г.).  («Исследования положения начального образования Вятской губернии»: город Вятка, 1902 год.)
В 1913 году наша школа была земской четырехклассной. В ней училось 137 учеников (92 мальчика и 45 девочек). Образование в земской школе было примитивным: обучали грамоте и немного счёту. (Запорожцева Н. История церкви в селе Бахты., все данные взяты из фондов областного архива). 11 августа 1939 года принято решение областного Исполнительного комитета о закрытии церкви. В годы борьбы с религией храм в селе был закрыт и использовался для хозяйственных нужд, здесь были мастерские, в которых ремонтировали трактора. Все фрески были покрыты грязью, сажей, а на полу был слой мазута и грязи несколько сантиметров.  ( Запись № 1382 по архивным данным Государственного архива)  Церковь была полуразрушена, полностью убрали колокольню. На деятелей церкви начались гонения, многие были убиты и сосланы. Так был наложен запрет на религию, но в душах людей она оставалась! Они молились за своих близких, ушедших на войну. Связь школы и церкви была под запретом,  Возрождение самосознания и возрождение храма С 1998 года возрождается Троицкая церковь. В здании храма, где располагалось сельхозпредприятие - тракторы, мастерские, комбайны, станки и грязь, началась работа. За 60 лет храм почти полностью утратил свой настоящий облик. Учителя и учащиеся школы, жители села, занимались уборкой мусора и грязи у церкви и в ней. Администрация СХП Кировское во главе с Перваковым И.Ф. осуществляла финансирование работ.  В 1999 году, когда настоятелем храма стал отец Виктор Пересторонин, здесь начали проводиться службы. Церковь просто огромная, восстановить удалось только малую ее часть, а все остальное пространство пока пустует. В 1999 году случилось первое чудо! Над входом во второй предел во время службы засиял лик Богородицы!  Ещё одну историю рассказала служительница храма. Расписывал храм при восстановлении церковный художник-инвалид без пальцев. Он расписал несколько церквей, но последнюю расписывал нашу Бахтинскую. Сказал, что – это последняя его церковь, потому что много грехов на ней! Закончил работу и сразу умер! Видно много принял на себя зла разрушенный в эпоху атеизма храм! Усилиями и средствами прихожан церковь постепенно восстанавливается. В 2001 году состоялось освящение престола церкви. Истоки нашей школы лежат от этой церкви, а церковь расположена рядом со школой. Сейчас ученики каждое утро слышат заливистый перезвон колоколов и видят прекрасный храм, а не его развалины. Душа радуется от этого! Люди становятся добрее! Так, история переплетается с действительностью, а действительность – это наше прошлое и настоящее, которое надо помнить и беречь

Выводы и результаты работы

В результате данной работы проанализирован материал по истории села Бахта, Троицкой церкви, фондов Вятского губернского правления и Вятской духовной Епархии. Эта работа систематизировала материалы по истории церкви, по работе видных деятелей культуры и просвещения. Большой интерес вызвало то, что наша Бахта –  была родиной васнецовского рода и родиной многих известных людей нашей страны. Старинная церковь Живоначальной Троицы и школа всегда были центрами Просвещения и культуры с самых доисторических времён. Всё это имеет огромное значение в прошлом и настоящем нашего села.  Второе рождение - освещение храма состоялось 20 апреля 2001 года. Вместо разрушенной, каменной колокольни, построена деревянная. Золочёный крест возвышается над ним, а колокола сообщают о всех церковных праздниках! Реставрация идёт полным ходом! Появилось много спонсоров, желающих восстановить реликвию. Церковь Живоначальной Троицы находится напротив школы.
     Хочется верить, что Бахта войдет в  Васнецовское кольцо    старинного вятского рода священников-педагогов-художников, с этой инициативой выступила Ольга Васнецова.  18 августа 2014 года в Сарапуле состоялось открытие мемориальной доски на месте Убежища для сирот, где скончался Н.Н. Блинов 31 декабря 1917 года. Увиденное заставляет верить, что в нашем селе тоже появится мемориальная доска с именем Н.Н.Блинова.


Информационные ресурсы:

1.​ Архивные материалы музея школы и сельской библиотеки.

2.​ Беседа с Почётным гражданином Кировской области Перваковым И.Ф.

3.​ Запорожцева Н.С. История церкви в селе Бахта.

4.​ Запорожцева Н.С. Вятский странник. Сарапул. 2013 год.

5.​ Интервью со старожилами села БАХТА, учителями, выпускниками, ветеранами педагогического труда.

6. Материал из Википедии свободной энциклопедии. «Земская школа». (

7. Очерки истории Кировской области» Киров, Волго- Вятское книжное издательство, 1972 год.

8. Фонды ГОУ «Государственного архива Кировской области. Ведущий специалист архива Наймушина Ольга Владимировна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Некоторые аспекты формирования УУД и их роль на начальной ступени общего образования»

Новый подход к обучению..Преемственность в обучении. Формирование умения учиться, как ключевой приоритет непрерывного образования Характеристики универсальных учебных действий младших школьников. Связ...

Роль ансамблевой игры в формировании всесторонне развитой личности ребенка в учреждениях дополнительного образования

В статье рассматривается значение ансамблевой игры в развитии и формировании творческой,всесторонне развитой личности ребенка ....

Роль творчества в формировании духовно-нравственной культуры обучающихся

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития личности  в творческой деятельности. Проблема эта обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с е...

Статья"Роль классного руководителя в формировании правовой культуры учащихся"

Данная статья содержит рекомендации в проведении классных часов посвященных правовому воспитанию. Имеются приложения разработки нескольких классных часов....

Доклад "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"

презентация  "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"...

Презентация на тему:"Роль образовательного учреждения в формировании духовно-нравственной культуры, как необходимого стержня государства!"

Презентация на тему:"Роль образовательного учреждения в формировании духовно-нравственной культуры, как необходимого стержня государства!" была подготовлена мною для семинара-совещания директоров ОУ П...

Роль метапредметных компетенций в формировании новых тенденций развития математического образования

Состояние математического образования по исследованиям PISA-2012, метапредметные компетенции в математическом образовании...