Воспитательский час "Хакасия, мой край родной"
методическая разработка (8 класс) на тему

Воспитательский час "Хакасия, мой край родной" проводится для подростков 8 кл. в форме эколого-краевидческой игры.

Цель: Расширение знаний подростков о значение малой Родины, природы в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosp_chas_o_rh.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный час на тему: «Хакасия, мой край родной».

Цель: Расширение знаний воспитанников о значение малой Родины, природы в жизни человека.

Задачи:

1. Обучающая.

        Обобщить знания воспитанников о флоре и фауне родного края, об экологической культуре, о роли человека в охране природы.

2. Развивающая.

Развивать навыки совместной деятельности, коммуникативные умения, познавательную активность, кругозор, логическое мышление, память, речь.

3. Воспитательная.

Воспитывать чувство любви к Родине, научить воспитанников, видеть красоту окружающего мира, осознавать необходимость чуткого, бережного отношения к природе.

Оборудование: карточки с заданиями, жетоны, карандаши цветные, фломастеры, листы бумаги, кроссворд, карта РХ, ПК, мультимедийный проектор, муз. сопровождение, презентация  «Хакасия – мой край родной».

Предварительный этап: оформление визитки команды, знакомство с растительным, животным миром республики, изготовление ребусов, жетонов.

Ход:

1. Организационный блок

- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашем занятии.

2. Мотивационный блок

- Предлагаем вам прослушать стихотворение Николая Георгиевича Доможакова «Приглашение», чтобы определить тему нашего занятия.

Чтение стихотворения (воспитанник), муз. сопровождение, слайды.

Если ты приедешь в наши дали,

Ты степной увидишь океан.

Берегами океана встали

Цепи Ала-Тау и Саян.

По земле цветущей только ступишь –

Прирастешь к ней сердцем навсегда:

Енисей серебряный полюбишь

И тасхылы синие от льда …

- О каких далях пишет поэт в этом стихотворении?  Почему океан называют степным?  Почему Енисей называют серебряный?  Что такое тасхылы? (вершины гор)

- Тема нашего занятия «Хакасия – мой край родной». Сегодня мы встретились здесь, чтобы поговорить о нашем родном крае, нашей Республике Хакасия. Как много интересного таит она в себе. Любовь к ней собрала нас в этом уютном зале. (Слайд)

3. Информационный блок

- Предлагаем совершить удивительное путешествие по родному краю.

Просмотр фильма.

- Жителям прекрасной солнечной Хакасии есть, чем гордиться. Это удивительный край. Бескрайние степи, сказочные озера, горные хребты, реки, спешащие к Енисею, таинственные скалы, по их берегам, вековая тайга.

 - Постепенно с развитием научно-технического прогресса (распашка диких степей, строительство дорог, гидроэлектростанций, бесконтрольная заготовка растительного сырья), наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности.  За последние годы ухудшилась  экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряют свою ценность многие уголки природы.

Редкие, исчезающие виды растений и животных занесены в Красную книгу. Есть Международная Красная книга, Красная Книга РФ, а также Кр. Кн. РХ.  (демонстрация Кр. книг).  Значение Красной книги для нас.

- Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на Земле. И тогда в мире стали создавать территории, на которых охраняют целые природные компоненты, в том числе и у нас в Хакассии.

        В республике – 2 государственных заповедника, 4 зоологических заказника республиканского значения, более 100 памятников природы (Ивановские озера, гора Изых, скала Чалпан, горы Сундуки,…).    

         Так, Хакасский государственный природный заповедник образован в 1999г. на базе государственных природных заповедников «Чазы» и «Малый Абакан». Площадь заповедника 274,6 тыс. га. Заповедник «Хакасский», включающий в себя 9 кластерных участков, в том числе участок «Заимка Лыковых».

        - Чем лучше знает человек свой край, тем больше он его любит.

А сейчас мы проверим на сколько вы хорошо знаете свой родной край.

 - Все, что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча. Проведем эколого-краеведческую игру. В игре принимают участие 2 команды. За каждый правильный ответ команды будут получать жетоны, а в конце игры определиться команда-победитель. Пожелаем ребятам удачи, успехов. Итак, наша игра начинается!

Представление, визитка команд.

4. Творческий блок.

1. Тур «Знаем ли мы?»

Работа по карточке № 1.

- Вставьте в предложения пропущенные слова:

- Республика Хакасия является субъектом ……………………………………….,и расположена в …………Сибири, на левом берегу реки ……………………

(Республика Хакасия является субъектом РФ и расположена в юго-западной части Восточной Сибири, на левом берегу реки Енисей).

- Столица республики город…………………. В республике находится ……… административных районов, ……… городов.

(Столица республики - город Абакан. В республике находится 8 административных районов: Аскизский, Таштыпский, Ширинский, Усть-Абаканский, Алтайский, Орджоникидзевский, Бейский, Боградский, 5 городов).

        Работа по карточке № 2.

Распределите название водных объектов Хакасии в три группы:

Реки ……………………………………………………………………………

Озера…………………………………………………………………………...

Водохранилища……………………………………………………………….

Абакан, Беле, Белый и Черный Июс,  Енисей,  Иткуль, Красноярское, Саяно-Шушенское, Улуг-Коль, Шира.

        - Самые крупные реки Хакасии – Енисей, Абакан, Белый и Черный Июс. Отдельного внимания заслуживают озёра Хакасии. Их в республике более 500 — солёных и пресных, горных и степных, многие из которых содержат различные минеральные соли.

        - В реках и озерах обитают 37 видов рыб. Наиболее обычны: окунь, щука, карась, плотва, лещ. Реже встречаются: хариус, ленок, таймень, пелядь. Стерлядь, сибирский осетр, тугун и валек - эти виды занесены в Красную книгу Хакассии.        

2. Тур «Загадки»

- Ребята, вам будут предложены загадки, в которых зашифрованы представители животного мира нашего края, занесенные в Красную книгу, или требуют охраны. За каждый правильный ответ вам будет вручен жетон.

1. Скачет зверушка -

Не рот, а ловушка.

Попадают в ловушку

И комар и мушка.

(Лягушка. В приложение к Красной книге занесена Остромордая лягушка)

2. Днем сидит он как слепой,

А лишь вечер - на разбой.

(Филин. Занесен в Красную книгу РФ и Республики Хакасии)

3. Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не построит птица в них,

В ветвях краса и мощь моя.

Скажите дети, кто же я.

(Олень. В Красную книгу РФ и Республики Хакасии занесен Северный олень)

4. Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица. В Красную книгу Республики Хакасии занесена Усатая синица)

5. У меня ходули, не страшит болото.

Лягушат найду ли? Вот моя забота.

(Цапля. В Красную книгу Республики Хакасии занесены Белая и Серая цапля)

6. Фото-загадка – хариус.

7. Фото-загадка – сокол балабан. Сокол занесен в Красн. книгу Хакасии. Браконьеры отлавливают соколов и незаконно вывозят из России в страны Ближнего Востока (Арабские Эмираты, Сирия).

Тур «Ты – мне, я - тебе».

Ты - мне, я - тебе,
Будет весело в игре.
По вопросу зададим
И, конечно, победим.

        Команды задают друг другу вопросы. Вопросы готовились заранее. За каждый правильный ответ - жетон. Если соперник не знает ответа, то помогают болельщики.

        - Находясь в лесу, мы, часто не задумываясь, набираем огромные букеты цветов. А ведь среди них могут быть те, которые относятся к числу редких и исчезающих.

Испокон веков люди старались запечатлеть красоту цветов в мифах и легендах. А знаете ли вы легенды о цветах, которые вас окружают? Сейчас ребята из команды «Жарки»  будут задавать вопросы.

  1. У этого растения листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые. Оно забирает отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять. Оно быстрее всех заселяет гари. Бобры его очень любят и заготавливают его веточки на зиму. (Осина)
  2. Это растение дает 100 кг ягод в год. Плоды не такие вкусные, как садовые, зато очень полезные. Витаминов в плодах больше, чем в лимоне, и столько же, сколько в черной смородине. Из плодов этого растения готовят варенье, компот, квас, настойки. О нем написано много песен. (Рябина)
  3. Жила в одном селе добрая, приветливая девочка-молочница. Выросла она и влюбилась она в Жаворонка за его песни. Однажды захотела она его удержать при себе, но не успела, он улетел. Взмахнула она своей косынкой, оттуда высыпалось несколько золотых монет. Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотистые головки цветов, которые люди с тех пор называют…..(Одуванчиками)
  4. Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов, в том числе и излечил самого Аида. (Пион)
  5. Там, где ступала нога будущей богини красоты и любви Афродиты, (римляне называли ее Венерой) вырастали прекрасные цветы.(Венерин башмачок. Занесен в Красную книгу Хакасии и РФ)
  6. Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов. (Ромашка)
  7. Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращен юноша с ярко-синими глазами. Цветок назвали по имени юноши. (Василек)
  8. По русской легенде, в этот цветок превратился юноша Иван. Можно только добавить, что из листьев данного растения готовят так называемый «капорский чай». (Иван-чай, кипрей).
  9. Это растение - хороший медонос. Своими корнями укрепляет берега рек, защищает водоемы от испарения. (Ива)

- А сейчас другая команда «Ирбис» будет задавать вопросы.

       О ком идет речь:

  1. Внешне представляет собой нечто «промежуточное» между волками и лисицами. От волка отличается рыжим окрасом и пушистым хвостом, от лисицы – отсутствием черного цвета на лапах, ушах и кончике хвоста. Живет в стае. Занесен в Красную книгу Республики Хакасия ………………………………………..
  2. Травоядное животное. Окрас темно-коричневый, по бокам и спине имеются светло-буровато-охристые пятна ( самый маленький олень). Занесена в Красную книгу Республики Хакасия ……………………………………………….
  3. Мелкий пушной зверек. Отлично приспособлен к жизни по деревьям. Характерным признаком являются кисточки на ушах ………………………
  4. Млекопитающее семейства кошачьих, редкий вид, находящийся под угрозой исчезновения. Окраска меха обычно желтая с черными пятнами …………………………………………………….
  5. Крупный хищник таежной зоны. Окраска бурая. Издревле служили объектом охоты с целью получения мяса, шкуры, желчи (для лечебных  целей). В Республике Хакасия распространен в высокогорьях, лесном поясе …………
  6. Лесной великан…….(Лось)
  7. Гнездящаяся на земле птица степного пояса с украшением на голове …...(Журавль-красавка)
  8. Животное, строящее свой дом под водой, делающее плотины на реках, ценящееся у людей за свой ценный мех ……(бобр)
  9. Водоплавающая птица необычной красоты, которая в народе является символом верности …..(Лебедь)

Тур «Разгадай кроссворд»

1. Специально выделенная охраняемая территория, где полностью запрещена деятельность человека.

2. Самая крупная лесная птица, из семейства фазановых. Летает тяжело, с большим шумом, часто хлопая крыльями (фото).

3. Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и природы?

4. Какое дерево является священным на Руси, в Хакасии?

5. Какое дерево имеет признаки и хвойного и лиственного дерева?

6. Назовите животное, занесенное в Международную Красную Книгу, Книгу Хакасии, изображенное на гербе Хакасии?

7. Одна из великих рек мира, именуемая по-хакасски Ким (Кем).

 8. Старейшая сибирская здравница, озеро-курорт?

9. Из древесины какого дерева делают музыкальные инструменты?

10. Какая птица высаживает птенцов зимой?

Тур «Занимательные ребусы»

Воспитанники каждой команды передают друг другу по 3 ребуса.

Тур «Удивительная пантомима»

- Изобразить пантомимой (только движениями, жестами, мимикой) взаимоотношения животных:

Волк – заяц

Паук – муха

Сова – мышь

Щука - карась

Тур «Живая пятерка»

- Мы живем в лесном краю и пользуемся его дарами, а знаете ли вы, какие богатства дает нам лес?

• Напишите 5 съедобных грибов нашей местности.

• Напишите 5 лекарственных растений.

• Напишите 5 ягод нашей местности.

• Напишите 5 хвойных деревьев.

Тур «Экологические знаки»

- Берегите Землю,

Землю берегите!

Берегите жаворонка

В голубом зените.

- Берегите горы,

Реки и леса,

Пусть не исчезает

В жизни красота!

Каждой команде предлагается нарисовать 3 знака-символа о правилах поведения в лесу, правила сборов даров леса (грибов, лекарственных трав), о правилах поведения на берегу водоемов, в городе (забота о птицах).

6. Рефлексивный блок.

Подведение итогов.

Подводятся итоги игры, награждаются команды

- Что нового узнали? С каким чувством уйдете?

- Сегодня мы с вами вспомнили многое о нашем родном крае, о его природе. Кто-то узнал что-то новое для себя. Говорить о Республике Хакасия можно бесконечно.

Заключение.

- В течение игры вы заработали большое количество жетонов. Вы обратили внимание, что жетоны имеют форму дерева, животного. Мы предлагаем вам поместить  эти жетоны на карту, символизирующую просторы нашего края. Посмотрите, как красиво стало! Если каждый из вас действительно посадит хотя бы одно дерево, бережно будет относиться к животным, растениям - это будет достойный вклад в природу Родного края.

Чтение стихот. Воспитанниками, муз. сопровождение.

- На нашем шаре на земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

- По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

Не разрушайте этот мир,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

- Чтоб был в источниках нарзан,

С полянки – земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой!

- Ты тоже часть ее чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

И все весною зацветет.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться!

- На этом наше занятие заканчивается. Все молодцы, хорошо работали! Всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"

Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...

Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"

Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

"Мой край родной , мой край степной"

национально-региональный компонент...

Классный час "Любимый край родной... Любимый край Донской..."

Материал предназначен для учителей географии и классных руководителей....

Классный час «Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»

laquo;Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»...