рабочая программа по белгородоведению
рабочая программа (5 класс) на тему

Мутурнюк Ирина Николаевна

Цель изучения региональной программы «Белгородоведение в 5 классе» - формирование целостной картины мира школьника, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности гражданина России, жителя Белгородской области; формирование метапредметных УУД.

Основные задачи реализации краеведческого содержания:

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта и топографической принадлежности;

-  формирование личностных, метапредметных и предметных УУД на ос­нове регионального краеведческого материала;

- развитие умений работать с разными источниками информации;

-  воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России;

-  формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, к истории и современной жизни родного края.

Место в системе окружающего мира, других учебных предметов.

Региональный краеведческий модуль «Белгородоведение в 5 классе » является составной частью курса окружающего мира предметной об­ласти «Обществознание и естествознание». Часть краеведческого материала может быть логично интегрирована в другие уроки рабочей программы по окружающему миру.

Учитывая междисциплинарный характер краеведения, региональный ма­териал должен быть включен практически в уроки по другим предметам учеб­ного плана начальной школы (литературное чтение, технология, изобразитель­ное искусство).

Так как работа по региональной тематике тесно связана с жизнью кон­кретного региона, данная программа имеет выход на все направления внеуроч­ной работы, определенные требованиями ФГОС НОО.

Учитывая значительный потенциал учебного предмета окружающий мир в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, в основу «Белгородоведения в 5 классе » положены ценностные ориентиры, базовые нравственные ценности, на которых строится современное об­разование в Российской Федерации: природа, наука, человечество, труд и твор­чество, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, поликуль­турный мир, семья, личность, духовность и традиционные религии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belgorodovedenie.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цель изучения региональной программы «Белгородоведение в 5 классе» - формирование целостной картины мира школьника, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности гражданина России, жителя Белгородской области; формирование метапредметных УУД.

Основные задачи реализации краеведческого содержания:

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта и топографической принадлежности;

-  формирование личностных, метапредметных и предметных УУД на основе регионального краеведческого материала;

- развитие умений работать с разными источниками информации;

-  воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России;

-  формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, к истории и современной жизни родного края.

Место в системе окружающего мира, других учебных предметов.

Региональный краеведческий модуль «Белгородоведение в 5 классе » является составной частью курса окружающего мира предметной области «Обществознание и естествознание». Часть краеведческого материала может быть логично интегрирована в другие уроки рабочей программы по окружающему миру.

Учитывая междисциплинарный характер краеведения, региональный материал должен быть включен практически в уроки по другим предметам учебного плана начальной школы (литературное чтение, технология, изобразительное искусство).

Так как работа по региональной тематике тесно связана с жизнью конкретного региона, данная программа имеет выход на все направления внеурочной работы, определенные требованиями ФГОС НОО.

Учитывая значительный потенциал учебного предмета окружающий мир в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, в основу «Белгородоведения в 5 классе » положены ценностные ориентиры, базовые нравственные ценности, на которых строится современное образование в Российской Федерации: природа, наука, человечество, труд и творчество, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, поликультурный мир, семья, личность, духовность и традиционные религии.

Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения краеведческого программного модуля  «Белгородоведение в 5 классе»

В результате освоения краеведческого модуля учебной программы к концу 5 класса обучающиеся научатся:

•    Различать прошлое, настоящее и будущее в жизни Белгородского края;

•    Рассказывать о символике Белгородской области;

•    Описывать достопримечательности региона;

•    Находить на карте Белгородскую область и ее административные центры;

•   Описывать по плану природную зону своего края, называть заповедные места Белгородчины;

•    Характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;

•    Называть  представителей животного  и  растительного  мира своего края, в том числе и занесенных в Красную книгу;

•    Различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры их использования в Белгородской области;

•    Характеризовать роль почвы в природе и особенности чернозема;

•    Извлекать по заданию учителя и самостоятельно необходимую региональную информацию из дополнительных источников знаний (СМИ, Интернет, справочная литература и др.), обсуждать полученные сведения;

•    Рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах, о выдающихся людях Белгородской области;

•    Понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения в природе и в быту;

•    Рассказывать о результатах экскурсии по родному краю.

К концу 5  класса обучающиеся получат возможность научиться:

•    Проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны и своего региона;

•    Осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе;

•    Находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, краеведческом музее, из бесед со взрослыми и СМИ;

•    Собирать материал и составлять портфолио о родном крае.


Календарно-тематическое планирование  по внеурочной деятельности  «Белгородоведение»   5 класс

Календарно-тематическое планирование

№ п.п

Содержание

Кол-во часов

Дата

Примеч.

История

1

История Белгородчины как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы – хранилища исторической памяти

1

07.09

2

Символика Белгородчины. Герб и флаг Белгородской области: происхождение, основные элементы, цвет и его символьное значение.

Символика районов и городов нашего края.

1

14.09

3

Жизнь первобытных людей в нашем крае. Археологические памятники эпохи бронзы и железа. Народы скифского времени, праславяне, аланы, булгары (музейный урок).

1

21.09

4

Древнерусское государство и Белгородчина. Борьба с кочевниками (хазары, печенеги). Походы князя Святослава Игоревича. Деятельность Владимира Святого.

1

28.09.

5

Русские княжества периода феодальной раздробленности и Дикое поле. Нашествия половцев и борьба с половецкой угрозой. Ордынское нашествие и образование Золотой Орды. Белгородский край в XIV-XV веках. Борьба России с крымскими татарами.

1

05.10

6

Наш край в XVI веке. Организация сторожевой службы. Строительство первых городов-крепостей, их значение. Основание города Белгорода. (музейный урок).

1

12.10

7-8

Что такое свой край, своя местность, ближайшая (малая) Родина. Родной дом, школа, улица, город, Родной край – часть России, частица мира.(экскурсия)

Понятие «Родиноведение» или «Краеведение».

2

19.10

26/10

9

Источники краеведческих знаний. История школы.

1

09.11

10

Знаменитые люди района (города, села), местные краеведы. Встреча с известными людьми села

1

16.11

11

Наш край в искусстве, художественной литературе и публицистике.

1

23.11

12

Положение области по отношению к полюсам, экватору, морям и океанам. Край как часть региона и страны. Географическое положение Белгородской области на границе России. Географическое положение Шебекинского района и села Белый Колодезь. Происхождение названий местных населенных пунктов, улиц.

1

30.11

13

Рельеф Белгородчины. Формы рельефа местной территории.Полезные ископаемые, добываемые на территории района (города, села), их использование в хозяйственной деятельности и строительстве

1

07.12

14

Главные факторы, влияющие на местный климат. Местные приметы о погоде, слова и выражения, характеризующие погоду и климат. Знаменитые географы и краеведы, изучавшие климат Белгородской области. Погодные явления Белгородчины в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике

1

14.12

15

Внутренние воды области. Особенности водного режима рек области. Главные речные системы.

1

21.12

16

Местные водные растения и животные. Меры по экономному использованию и охране водных объектов района (города, села). Экскурсия. Местный водный объект (озеро, река, пруд, болото, источник, колодец и т.п.).

1

11.01

17

Фауна Белгородской области. Разнообразие животных. Экскурсия

1

18.01

18

Птицы и млекопитающие нашего края. Изучение следов жизнедеятельности этих животных. Сезонные изменения жизни животных. Фенонаблюдения. Охраняемые животные нашего края.

1

25.01

19

Промысловые и опасные животные Белгородской области. Правила поведения в природе.

1

01.02

20

Экология Белгородской области. Система охраны природы в Белгородской области. Заповедный участок “Лес на Ворскле”. Заповедный участок «Лысые Горы». Заповедный участок «Ямская степь». Заповедный участок «Стенки-Изгорье». Заповедный участок "Острасьевы Яры". «Хмелевая балка». Урочище «Большой лог». Урочище «Борки». Участок "Айдарский". «Ханова балка» и др.

1

08.02

21

Красная книга Белгородской области.

1

15.02

22

Понятие «художественное краеведение». Особенности заселения края. Влияние этнического сознания на формирование художественной культуры Белгородской области Тема природы в произведениях писателей, художников и музыкантов.

1

22.02

23

Природа Белгородского края – источник духовной и материальной культуры народа. Эмоционально-творческое отношение человека к окружающему миру. Отражение красоты природы в литературном, музыкальном, изобразительном творчестве

1

29.02

24

Отражение красоты природы в литературном, музыкальном, изобразительном творчестве

1

07.03

25

Особенности труда и быта жителей родного края

Православие и изобразительное искусство. Экскурсия в храм с. Белый Колодезь

1

14.03

26

Промыслы и ремесла на Белгородчине, сложение художественных и технических традиций в каждом промысле.

1

21.03

27

Виды народного искусства и формы его бытования в регионе Понятия «народный календарь» и «календарные аграрные праздники». Зимние, весенние, летние, осенние календарные обряды в русском фольклоре.

1

28.03

28-29

Фольклорная традиция народного костюма. Основные комплексы традиционного народного костюма: поневный, комплекс с андараком, сарафанный и парочка. Орнамент, мотив орнамента в народном костюме Белгородского региона. Экскурсия в Купинский музей народного творчества

1

4.04-11.04

30

Музыка в быту, обрядах, праздниках, трудовой деятельности, на сцене.

1

18.04

31

Храмы Белгородчины. Храмы как воплощение исторической памяти народа. Роль храма в развитии духовности личности, организации жизненного пространства жителей города и сельской местности. Экскурсия в храм

1

25.04

32

Страницы истории Белгородчины. Принятие христианства. Памятник кн. Владимиру. Отражение основных исторических событий, известных людей в скульптуре

1

02.05

33

Архитектурные памятники Белгородчины - хранители истории. История земли белгородской в архитектуре. Музеи, музеи-мастерские, панорамы и галереи белгородского края.

1

16.05

34

Итоговое занятие

1

23.05

Итого

34


Учебно-методическое обеспечение

Белгородоведение 5-6: Учебное пособие / Петин А.Н., Папков А.И., Партолин И.В. и др.– Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 250 с.:

         «Мой край - родная Белгородчина»: Рабочая краеведческая тетрадь для учащихся 1-4 классов школ Белгородской области. - Белгород: Изд-во БелИРО, 2014.

Дневник ученика. - Белгород, 2013 - 2014.

Дневник юного путешественника. - Белгород, 2013.

Дополнительная литература для учителя

Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - 410 с., ил.

Белгородская энциклопедия / Гл. ред. В.В. Овчинников. - Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2000. - 464 с.: ил.

Декада белгородоведения в начальных классах: Методическое пособие для учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня / под ред. Т.М. Стручаевой. - Белгород: Изд-во БелИПКППС, 2011. - С приложением наВУВ.

Животный мир Белгородской области / [А.В. Присный, И.Ф. Седин, В.В. Червоный и др.; под ред. А.В. Присного]. - Белгород: Белгородская обл. тип., 2012.-400 с.: ил.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Методическое пособие / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Официальное издание / Общ. науч. ред. А.В. Присный. - Белгород, 2004. - 352 с.

Мой край: Книга для чтения по истории и природе Белгородской области для учащихся 4 классов / Составители: Н.Г. Овчарова, Б.И. Осыков. - Воронеж: Ц-ЧКИ, 1977.-78с.

Музей в образовательном пространстве школы и вуза: Учебное пособие / Под общей ред. Т.М. Стручаевой. - Белгород: Изд-во БелИРО, 2013. - С приложением на ОУО.

Овчинников В.В., Гильман Л.Я. Белгород - город воинской славы. - Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2007. - 380 с.: ил.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 2 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с.

Петин А.Н., Новых Л.Л., Петина В.И., Глазунов Е.Г. Экология Белгородской области: Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 288 с.: ил.

Петин А.Н., Сластина Т.В. География Белгородской области. Методическое пособие для учителей географии. 8-9 классы. - Белгород: БелРИПКППС, 2005. - 82 с.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1.-М.: Просвещение, 2010.

Растительный мир Белгородской области / Чернявских В.И., Дегтярь О.В., Дегтярь А.В., Думачева Е.В. - Белгород: Белгородская областная типография, 2010. - 472 с.

Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В. География Белгородской области. Природа. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы в двух частях. Часть 1. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В. География Белгородской области. Население и хозяйство. Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы в двух частях. Часть 2. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В.География Белгородской области. Природа. Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В.География Белгородской области. Население и хозяйство. Рабочая тетрадь для учащихся 9 класса. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

Хижняк А.А. Природные ресурсы земли Белгородской. - Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1975. - 128 с.

Система контроля

Контрольные задания (вопросы, тесты) по модулю «Белгородоведение» включаются в текущие и итоговые контрольные работы учащихся. В завершении обучения в 5 классе проводится викторина или краеведческая олимпиада (по усмотрению учителя) внутри учащихся класса. Полученные учащимися предметные результаты учитываются при выставлении итоговой отметки школьнику за учебный год.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

1)       Натуральные живые пособия;

2)       Гербарии, коллекции;

3)       Изобразительные наглядные пособия;

4)       Географические и исторические карты;

5)       Предметы быта и культуры, исторические и современные;

6)       Экскурсионное снаряжение;

7)       Музейные экспонаты;

8)       Компьютер, мультимедийный проектор;

9)      Электронное приложение к урокам;

10)     Литература по белгородоведению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Белгородоведение" 6 класс

Программа составлена на основе авторской программы Т.М.Стручаевой «Белгородоведение в начальной школе» Москва, Издательский центр «БелИРО», 2014 г.Актуальность программыАк...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Белгородоведение" 6 класс

Программа составлена на основе авторской программы Т.М.Стручаевой «Белгородоведение в начальной школе» Москва, Издательский центр «БелИРО», 2014 г.Актуальность программыАк...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...