«Совершенствование информационно-методического обеспечения инновационных образовательных технологий»
опыты и эксперименты на тему

«Совершенствование информационно-методического обеспечения инновационных образовательных технологий»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Совершенствование информационно-методического обеспечения инновационных образовательных технологий»

В школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Таким образом, применение на уроке презентации не является сегодня экзотикой, а очень востребованным дидактическим средством обучения! Как их правильно создать и применить? Об этом в данной статье.....
В соответствии с приоритетным проектом развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Таким образом, применение их на уроке не является сегодня экзотикой, и, наверное, впервые техническое оборудование школ в целом и биологического кабинета в частности осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса. Речь идет не о нехватке готовых дисков в магазинах, а о готовности учителя применить все имеющиеся возможности для обучения на уроке.
Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.
Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Предпримем попытку проанализировать возможности использования электронных презентаций на уроке и выделим некоторые правила их создания. В качестве примера возьмем занятия по биологии, хотя говорить об этом можно в большей степени обобщенно. Особенность преподавания биологии - использование эксперимента, эту особенность учтем в подготовке презентаций.
За многие годы работы учителя накопили богатый материал использования технических и дидактических средств в обучении школьников. Например: кодоскоп, доска, видеомагнитофон, таблицы, схемы, модели, портреты ученых, слайды, а также эксперимент. Насколько они устарели сегодня, и есть ли смысл их заменить на более современные. Попробуем подойти к целесообразности применения электронной презентации на уроке, анализируя сначала применение классических средств обучения.
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на занятии имеет положительный эффект. Есть уроки, на которых достаточно показа нескольких бумажных плакатов с таблицами или портретами ученых. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно. Чаще учитель применяет средства наглядности в комплексе. В качестве примера приведем описание используемого оборудования на одном уроке, представленном на всероссийский конкурс: телевизор и видеомагнитофон, проектор для показа слайдов, таблица, аппликации на магнитной доске, оборудование для лабораторной работы. На таких уроках, а чаще их учителя готовят как открытые, сидишь как на цирковом представлении. Вот учитель включил кодоскоп, предварительно задвинув штору. Затем учитель показал демонстрационный эксперимент, далее следует фрагмент видеофильма, для чего нужно включить видеомагнитофон, заранее позаботившись об отматывании пленки или раскадровки диска. В нужный момент объяснения учитель, как фокусник, вынимает из-под кафедры плакаты с портретами ученых, диаграммы или таблицы, демонстрирует модели, затем снова пленки помещаются на кодоскоп и т.д. Такое действо завораживает само по себе, на содержании даже трудно сосредоточиться. 

Уже появились и противоположные примеры. На одном из уроков гостям решили показать урок с использованием электронной презентации. Учитель составил презентацию в виде вопросов, схем, эффектной анимации и даже веселых человечков. Весь урок был в виде фронтальной беседы, где виртуозными вопросами учителя учащиеся как бы догадывались, что будет в следующем слайде. Слайды появлялись как выводы из фронтальной беседы. Незаметно появилась новая для учеников информация, которая также усваивалась в виде беседы. Ничего записывать было не надо, т.к. все слайды учитель предложил ученикам распечатать или передать в электронном варианте. 

Результативность двух этих уроков была примерно одинаково низкая. 

Из сказанного выше можно сделать первый вывод – любые средства обучения важны не сами по себе, а только как средства, помогающие усвоить содержание урока. Это значит, что урок с использованием таких средств должен быть привычным и удобным и для учащихся и для учителя, не отвлекать на форму: неудобно стоящий проектор, заслоняющий 30% учеников экран или часто меняющиеся «декорации». 

  Практически все средства обучения, кроме эксперимента, могут заменить слайды презентации. Если целью электронной презентации является замена одного из названных средств, например, бумажного плаката слайдами, то использование мультимедийной техники в данном случае не оправдано теми затратами, которые прилагает учитель для подготовки к уроку. Если же необходимо на уроке использовать несколько перечисленных средств в комплексе, если имеющиеся таблицы, схемы, рисунки устарели или не отвечают замыслу учителя, то презентация – современное решение вопроса. Это уместно в частности потому, что не переключает внимание учащегося на технические паузы: вывешивание плаката, включение кодоскопа, видеомагнитофона и т.д. Необходимо оговориться, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически.

Есть положительные и отрицательные стороны в применении презентаций в сравнении с имеющимися средствами обучения. Попробуем проанализировать некоторые из них. Кодоскоп явно проигрывает слайдам по красочности, трудоемкости нанесения информации. 

 Видеофильм равнозначно может быть использован и как самостоятельное средство обучения и как часть презентации. Вместе с тем, в электронной презентации удобнее использовать небольшие видеофрагменты (не более 4-5 минут). Видеофильм продолжительностью в 20-30 минут лучше включить отдельно, как основную часть сценария видеоурока. 

Таблицы и схемы в виде плакатов, если используются в единичном или в небольшом количестве, могут быть и предпочтительнее, т.к. внимание учащихся сконцентрировано на данном объекте. Если необходимо показать три и более плаката, то их сменяемость и трудность вывешивания может быть отнесена к недостатку, и предпочтение можно отдать презентации. 

Учителя на уроках часто раздают задания на карточках, т.е. предварительно заготовленный раздаточный материал. Здесь однозначно можно сказать, что лучше сосредоточиться, не переводить взгляд с тетради на экран можно именно с такими карточками. Проецировать условие задачи слайдом на экран нецелесообразно, а вот показать образец решения или оформления задачи – весьма логично. Тестирование проецировать на экран также нерационально, как и записывать вопросы тестов на доске. Речь в данном случае не идет об индивидуальной работе учащегося с компьютером.

Основным инструментом учителя на уроке остается и, наверное останется, классическая доска. Можно ли часть материала, например, в процессе объяснения перенести с доски на слайды презентации? Какой-то материал – да, но все перенести в презентацию, упразднив доску в школе нельзя, т.к. теряется живое общение учителя с классом, он становится в большей степени внешним транслятором знаний. Хотя, делая записи на доске, тоже может выступать только констататором фактов, но внешняя его позиция является активной, он вынужден вести живой диалог с классом. Щелчок мыши делает учителя более статичным, воспитывает некую «профессиональную лень» - учитель не импровизирует на уроке, не хочет что-то по ходу объяснения уточнить на доске или даже словесно, а учащиеся задают вопрос «можно скопировать презентацию и не записывать материал в тетрадь?».

Таким образом, применение на школьном комбинированном уроке презентации целесообразно с целым рядом оговорок, и не на каждом уроке. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагогического эксперимента по освоению инновационной образовательной технологии СПОРТИВНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ " В здоровом теле - здоровый дух"

ПРОГРАММАПедагогического эксперимента поосвоению и внедрению инновационной образовательной технологииСПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГОФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»...

Совершенствование традиционных и внедрение современных образовательных технологий

В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. Главная цель которых, создание системы воспитания и обучения учащихся, кото...

Методическая разработка "Применение инновационных образовательных технологий в Профессиональном лицее № 45. Учебный магазин как образовательная технология"

  В данноё методической разработке представлена инновационная педагогическая технология профессиональной школы, направленная на практико-ориентированное обучение студентов, - создание учеб...

Коуч-технология, как инновационная образовательная технология обучения английскому языку при реализации требований ФГОС ОО

    В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. Разработка практических ...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ПО ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ “ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА”.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ПО ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ “ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА”....

Отзыв по совершенствованию методов обучения, использование новых образовательных технологий

Учитель применяет различные современные технологии в обучении, что дает возможность формировать у учащихся умения самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, поиск способов решения и желание ...