Обазовательная программа "Таэкван-до"
учебно-методический материал на тему

зайцева любовь анатольевна

Программа предназначена для дополнительного образования  в Подростково-молодежных клубах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_moya.docx61.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа спортивной подготовки составлена на основе действующей программы, нормативных документов Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту (приказ Госкомспорта РФ № 390 от 28 июня 2001г.), обобщения научных исследований в области детско-юношеского спорта и системы многолетней спортивной подготовки, передового опыта работы тренеров  национальных сборных команд различных возрастных групп. При разработке настоящей программы использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов, полученные на основе научно-методических материалов и рекомендаций по подготовке спортивного резерва последних лет.

Программа учит освоению техники таэкван-до и способствует укреплению физического здоровья воспитанников.

За последние 20 лет  в России, всё больше развиваются и стали очень популярными различные виды боевых искусств и таэкван-до.

Таэкван-до - это противодействие двух спортсменов друг другу, с использованием различных технических действий и приёмов, направленное на одержание победы над противником.

Актуальность заключается в том, что обучение по данной программе, позволит воспитанникам изучить технику таэкван-до, чтобы защитить себя на улице и повысить их психологическую подготовку необходимую для преодоления различных стрессовых жизненных ситуаций.

Педагогическая целесообразность  данная программа  способствует обеспечению разностороннего физического и психологического развития здорового подрастающего поколения детей и подростков, с целью воспитания будущих защитников Отечества. Воспитанники учатся инициативности, самостоятельности, умению владеть собой, настойчивости, образовать крепкий, отзывчивый коллектив.

Цель

Создание условий для становления личности воспитанника через развитие физических качеств, посредством занятий таэкван-до.

Задачи программы:

Обучающие:

- знакомство с историей развития таэкван-до;

- обучение специальной терминологии;

- формирование теоретических знаний по технике и тактики таэкван-до;

- обучение техническим приемам и тактике таэкван-до;

- обучение правилам соревнований;

Развивающие:

- формирование устойчивого интереса к выбранному виду спорта;

- развитие мыслительных способностей: видение ковра, тактическое мышление, способность распознать тип соперника на соревнованиях (силовик, игровик, файтер и тд);

- поэтапное развитие физических способностей: силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости;

Воспитательные:

- воспитание спортивных качеств: дисциплинированности, старательности, сосредоточенности;

- формирование привычек здорового образа жизни, воспитание общей культуры: гигиена, этикет;

- развитие коммуникативных качеств: общение в группе с тренером, спортивная этика; уважение к товарищам по группе;

- воспитание лидерских качеств: ответственность, уверенность в себе, умение преодолевать трудности, умение управлять своими эмоциями;

- воспитание чувства самоуважения, самостоятельности, формирование адекватной самооценки;

- развитие способностей к адаптации в современном социальном обществе.

Отличительная особенность программы в том, что она направлена на обучение воспитанников одному конкретному виду спортивных единоборств - таэкван-до.

В настоящей программе выделены два этапа спортивной подготовки:

1 - этап начальной специализации

П - этап учебно – тренировочный  

Для проведения каждого учебно-тренировочного занятия разработаны, апробированы и систематизированы различные упражнения, наиболее доступные для обучения и совершенствованию техники ударов. Упражнения в учебно-тренировочном процессе подбирались с учетом возраста, подготовленности воспитанников, их физического развития, мышления, природной одаренности и, конечно, по Принципу постепенности и последовательности, от простого к сложному. Иногда процесс усвоения упражнений затягивается (удлиняется) от месяца до 3 – 4-х месяцев, эти упражнения повторяются до полного их усвоения.

Большое внимание в программе уделяется использованию игровых технологий в процессе обучения. Играть – значит действовать, стремиться к осуществлению своих желаний, ощущать, воспринимать и творчески отображать мир в своем воображении и игра - есть путь детей к познанию мира. Игры и подвижные игры оказывают благотворное влияние на развитие характера и таких черт, как самостоятельность, смелость, находчивость, самообладание, аккуратность, дисциплинированность, хладнокровие. Игра приучает детей к коллективным действиям, развивают дух товарищества, солидарность, воспитывают чувство справедливости, нормы поведения в команде, честности и дисциплинированности, действовать в интересах коллектива.

Реализацию данной программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:

Непрерывность образования и воспитания.

  1. Учет интересов каждого учащегося его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей.
  2. Воспитание и обучение личным примером.
  3. Учет специфических региональных особенностей культуры экологии и жизни.
  4. Обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды –"ситуации" успеха и развивающего общения.
  5. Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения.
  6. Широкое применение инструктажа.

Срок реализации программы – 3 года.

Обучение спортсменов проходит по этапам:

1 этап – начальной специализации (1  год обучения).

Главной задачей этапа является обеспечение разностороннего развития организма, укрепление сердечно - сосудистой и дыхательной систем, оснащение богатым арсеналом двигательных умений и навыков, большое внимание уделяется технике передвижений и ударов, подвижным играм.

П этап – учебно – тренировочный  год обучения (2 и 3 годы обучения).

На этом этапе практикуется соединение режима общефизической подготовки и работы в соревновательном режиме, необходимо добиваться четкого и точного выполнения упражнений. На этом этапе акцент в обучении делается на участие спортсменов в соревнованиях районного и городского, а также российского уровнях.

Условия реализации программы:

            Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 5 до 14 лет.

Принимаются все желающие, имеющие медицинский допуск. Учебно-тренировочные занятия проводятся с учетом физической подготовленности детей.

Формы и режим занятий

Формы организации деятельности воспитанников на занятиях

Для обучения различным движениям используются следующие формы:

Фронтальная,  групповая, индивидуальная, посменная, поточная, круговая.

Основной формой обучения является учебно-тренировочное занятие, которое включает в себя три основные части:

Подготовительная часть занятия: организация воспитаннков, ознакомление с предстоящей работой, постепенная функциональная подготовка организма к работе, к нагрузкам, создание благоприятного эмоционального состояния. В вводной части постановка и решение воспитательных задач – укрепление дисциплины, концентрации внимания, позитивного отношения к занятиям, умение работать в команде. Она составляет 25–30 % занятия.

Основная часть занятия: реализуются образовательные, развивающие и воспитательные задачи по оздоровлению, физическому развитию, развитие опорно - двигательного аппарата, сердечно сосудистой и дыхательной систем Формирование и совершенствование системы двигательных умений и навыков, умение управлять двигательным аппаратом, воспитание моральных и волевых качеств. Составляет 55-65 % занятия.

Заключительная часть: приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние. Снижение возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, излишнего напряжения отдельных групп мышц. Подведение итогов занятия. Составляет 10–15 % занятия.

          Теоретические знания даются в форме бесед, устной инструкции, рассказов, объяснений, вопросов к детям. Все это помогает осмысленно поставить перед ребенком задачи, обратиться к сознанию детей, это, в свою очередь, способствует осознанному отношению к необходимости формирования привычек здорового образа жизни и адаптации в современном социальном обществе.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа.

Методы обучения:

Для развития общефизических качеств, техники и тактики спортсмена используются следующие методы:

 Словесные методы: объяснения, указания, подача команд, беседа, устная инструкция, инструктаж, анализ проделанной работы

 Наглядные методы:

- наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений);

- использование наглядных пособий (схемы, видео)

- имитация (подражание)

- зрительные ориентиры

- тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь тренера)

 Практические методы:

- повторение упражнений без изменений, с изменениями

- проведение упражнений в соревновательной форме

- тестирование

- тренировка

- самостоятельная отработка соревновательных моментов

- учебные спарринги

- соревнования.

Как по ОФП так по СФП проводятся контрольные тесты в каждом году обучения периодичностью 1 раз в год.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу обучения предполагается, что у воспитанников должны сформироваться следующие знания, умения и навыки:

  • знание истории и правил по рукопашному бою;
  • знание техники безопасности;
  • приобщение к здоровому образу жизни ;
  • знание основ личной гигиены, спортивного этикета
  • повышение физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости
  • повышение уровня физической, технико-тактической подготовленности
  • заинтересованность в рукопашном бою
  • приобретение спортивного мастерства, совершенствование индивидуальных навыков
  • совершенствование техники движений, автоматизация двигательных навыков
  • грамотное ведение поединка, умение работать в коллективе, быть частью команды
  • ответственности, дисциплинированности, самостоятельности
  • повышение интеллектуального и культурного уровня
  • развитие коммуникативных качеств.

Для оценки эффективности образовательной программы используется система диагностики результативности программы. Формами подведения итогов реализации программы в зависимости от этапа диагностики является:

- при приеме в объединение с каждым воспитанником проводится собеседование с целью выявления уровня его физической подготовки, его интересов и способностей. Проводится простейшее анкетирование на выяснение мотивации воспитаннка к спортивной деятельности.

- на этапах промежуточной диагностики (по материалу занятия, отдельного раздела) -   выполнение зачетных   заданий и участие в специальных играх, опрос.

- в завершение полугодия или года  –  сдача нормативов, соревнования

Результат фиксируется в диагностических картах.

Первый год обучения

На первом этапе обучения (начальной специализации) общая физическая подготовка является основным видом в подготовке воспитанников к спортивной деятельности, поэтому именно на этом этапе ОФП уделяется достаточно большее внимание и количество времени в учебно-тренировочном процессе.

Задачи 1 года обучения

Образовательные:

  • знакомство с историей развития таэкван-до
  • изучение специальной терминологии
  • обучение наиболее важным деталям двигательных умений и знаниям основ техники таэкван-до
  • знакомство с правилами соревнований по таэкван-до;

Развивающие:

  • формирование устойчивого интереса к выбранному виду спорта
  • развитие физических способностей: силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости
  • укрепление сердечно – сосудистой, дыхательной систем и опорно - двигательного аппарата;

Воспитательные:

  • формирование стремление к здоровому образу жизни
  • формирование привычки к выполнению комплекса УГ
  • закаливание организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды
  • воспитание трудолюбия и дисциплины,
  • воспитание коллективизма.

Ожидаемые результаты

По окончании первого года обучения предполагается, что воспитанники должны:

Знать:

  • историю таэкван-до;
  • специальную терминологию;
  • правила соревнований.

Уметь:

  • выполнять комплекс УГ;
  • выполнять основные технические и простейшие тактические приемы в соревновательном режиме ;
  • приобрести мотивацию к занятиям спортом;
  • общаться в коллективе.

Тематический план 1-го года обучения

п/п

Название раздела и темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие        

1

1

2

2.

Общая физическая подготовка

2

23

25

3.

Специальная физическая подготовка

2

29

31

4.

Техника

18

108

126

5.

Тактика

13

100

113

6.

Участие в соревнованиях

1

20

21

7.

Тестирование

0

4

4

8.

Итоговое занятие

0

2

2

ИТОГО:

37

287

324

Содержание:

1. Вводное занятие

Теория Знакомство с группой. Тестирование. Рассказ о таэкван-до, истории возникновения. Значение спорта для развития организма. Инструктаж по технике безопасности. Форма для занятий, режим занятий. Привитие навыков гигиены. Показ комплекса упражнений гигиенической гимнастикой (УГГ) и объяснение важности закаливания организма. Воспитание трудолюбия и дисциплины.

Практика Разминка и выполнение элементарных упражнений.

2. Общая физическая подготовка (ОФП)

Теория Знакомство с ОФП, рассказ, что она направлена на развитие физических качеств. ОФП включает в себя: утреннюю гимнастику, обще-развивающие упражнения, легкоатлетические упражнения, подвижные игры, эстафеты.

Показ правильного выполнения комплекса ОФП, показ ОРУ. Показ специальных упражнений.

Практика Выполнение комплексов и упражнений: ОРУ (обще-развивающие упражнения), УГГ (утренняя гигиеническая гимнастика), легкоатлетические упражнения, подвижные игры, эстафеты, бег, прыжки, стретчинг.

Показ и выполнение специальных упражнений:

- специальные упражнения для развития быстроты (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью, добежать до финиша как можно быстрее, бег и изменение темпа)

- специальные упражнения для развития ловкости (преодоление различных препятствий – пролезание, перепрыгивание через предметы, игры с мячом, прыжки, эстафеты, подвижные игры)

- специальные упражнения для развития выносливости (циклические упражнения: бег, ходьба)

- специальные упражнения для развития гибкости (стретчинг - система статических упражнений, направленных на растяжку подвижности суставов)

- специальные упражнения для развития силы (упражнения с повышенной сопротивляемостью, упражнения с набивными мячами, поднятие собственной массы тела – прыжки, отжимания, упражнения с утяжелителями).

3. Специальная физическая подготовка (СФП)

Теория Объяснение, что такое СФП, что она направлена на развитие и совершенствование физических качеств и функциональных возможностей, которые необходимы спортсмену, занимающемуся рукопашным боем. Показ как правильно выполнять след упражнения:  специальные упражнения для развития прыгучести,  специальные упражнения для развития координации движений, специальные акробатические упражнения, специальные упражнения с постоянной сменой интенсивности выполняемых действий.

Практика Выполнение упражнений СФП: эстафеты, подвижные игры, прыжковые игры, акробатические упражнения, спарринги с различными видами поставленных задач, техника подстраховки и самостраховки при падениях вперед, назад, в стороны, и из положения сидя и лежа, переползания по-пластунски, кувырки вперед, назад, прыжок-кувырок, стойка на руках, ходьба и отжимания на руках.

4. Техника.

Теория Объяснение о правильности техники ударов руками, ногами, бросков. Рассказ о правильном применении в спарринге и на соревнованиях.

Практика

Техника передвижений: -шагом, бегом; -приставным шагом;челночное перемещение (влево, вперед, назад, вправо).

Техника борьбы:

Борьба в положении стоя: броски через бедро; бросок задняя подножка; бросок боковая подножка; передняя, боковая и задняя подсечки; броски через плечо; броски через спину; броски через голову.

Борьба в партере: переворачивание противника, перевод в борьбу лежа.

Борьба лежа: удержание противника на лопатках: верхом, со стороны ног, со стороны головы, сбоку.

Техника ударов:

-на месте,

-на снарядах,

-на лапах,

-в движении.

 Удары руками: прямой удар кулаком; боковой удар кулаком;  удар кулаком снизу.

Удары ногами: махи ногами (прямые и круговые), удар вперед, удар в сторону, удар назад.

5. Тактика.

- развитие умения к взрывной атаке,

- развитие чувства дистанции,

- развитие умения передвижений, относительно соперника,

- развитие концентрации внимания на движениях соперника,

-развитие скорости реакции на удары,

-защита от нападения.

6. Участие в соревнованиях        

Теория Поставновка задач на соревнования, повторение правил соревнований.

Практика Участие в соревнованиях различных уровней.

7. Тестирование  Сдача нормативов по ОФП и СФП (см. таблицу контрольных нормативов)

8. Итоговое занятие Подведение итогов за год, награждение лучших отличившихся спортсменов за год.

Второй год обучения

На втором этапе (учебно-тренировочном) практикуется соединение ОФП с СФП.

Задачи 2 года обучения

Обучающие:

- расширение знаний и правил соревнований по рукопашному бою

- формирование теоретических знаний по технике и тактики  

- формирование правильной структуры двигательных действий, технико-тактических движений

- приучать детей продумывать свои тактические действия, анализировать, выявлять ошибки, оценивать качество исполнения;

Развивающие:

- укрепление опорно - двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем

- развитие креативных способностей: видение татами, тактическое мышление, способность предугадывать ситуацию поединка

- привитие навыков гигиены и самоконтроля;

 Воспитательные:

           - воспитание спортивных качеств: дисциплинированность,

 старательность, сосредоточенность

           - воспитание общей культуры: гигиена, этикет

           - воспитание коммуникативных качеств: общение в команде, с

тренером, спортивная этика; уважение к товарищам по команде,

          - повышение работоспособности воспитанников,

совершенствование их физических и психических качеств необходимых для владения техникой рукопашного боя.

Ожидаемые результаты

По окончании второго года обучения предполагается, что воспитанники должны:

Знать:

-  комплексы специальной разминки рукопашного боя;

  •  теоретические знания по технике и тактике;
  • иметь представление о строении и функциях организма

Уметь:

  • уметь применять в бою простейшие технические и тактические приемы и предполагается усвоение ими более сложных приемов технической и тактической подготовки
  • уметь самостоятельно выполнять комплексы упражнений по развитию основных физических качеств;
  • познакомиться с правилами судейства соревнований по рукопашному бою.

При обучении двигательным действиям у ребенка начинает формироваться система двигательных навыков, приобретается культура футбольных движений. Сформируется привычка к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Тематический план 2 года обучения

п/п

Название раздела и темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие        

1

1

2

2.

Общая физическая подготовка

2

23

25

3.

Специальная физическая подготовка

2

29

31

4.

Техника

18

100

118

5.

Тактика

13

108

121

6.

Участие в соревнованиях

1

20

21

7.

Тестирование

0

4

4

8.

Итоговое занятие

0

2

2

ИТОГО:

37

287

324

Содержание

  1. Вводное занятие

Теория

-техника безопасности при выполнении физических упражнений и работе с партнером в спортзале, в лесу, на воде, в черте населенных пунктов; первая помощь при травмах;

-основные правила закаливания;

-питание и двигательный режим;

-влияние на организм вредных привычек;

-игры как элемент техники и тактики боя;

-традиции народов использующиеся как древняя основа рукопашного боя.

Практика Разминка с элементами СФП, игровой спарринг

  1. Общая физическая подготовка

          Теория

Показ правильного выполнения комплексов ОФП на развитие физических качеств воспитанников  для воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости.

ОФП включает в себя: утреннюю гимнастику, обще - развивающие упражнения, легкоатлетические упражнения, подвижные игры, эстафеты, специальные упражнения для развития быстроты, ловкости и силы.

Практика

-бег по кругу в колонне, спиной вперед, приставным шагом, бег с ускорением с захлестом голенью и высоким подниманием бедра;

-прыжки на скакалке;

-отжимание от пола, в упоре лежа, подтягивание на перекладине;

3. Специальная физическая подготовка

Теория

Показ как правильно выполнять след упражнения: специальные упражнения для развития прыгучести, специальные упражнения для развития координации движений, специальные акробатические упражнения, специальные упражнения с постоянной сменой интенсивности выполняемых действий.

Практика

акробатические упражнения, бой с "тенью", коридор с препятствиями.

4. Техника

Теория совершенствование знаний о техники рукопашного боя

Практика

Техника передвижений зашагиванием, забеганием; передвижение прыжком; передвижение по дуге и зигзагом.

Техника борьбы

Борьба в положении стоя: -перевороты, опрокидывания; -нырки, скручивания; -сближения, проход в ноги, разрыв дистанции; -контрприемы.

Борьба в положении лежа: -проведение болевых и удушающих приемов; освобождения от удержаний; быстрые переходы от одного болевого приема к другому; контрприемы; борцовские поединки на ковре.

Ударная техника

Удары руками: удары наотмашь; рубящие удары; комбинирование ударов.

Удары ногами: круговые удары с разворотом корпуса на 900, 1800, 2700;

удары коленом; комбинирование ударов ногами.

Защита от нападения

защита руками; защита ногами; уклоны, нырки, уходы корпусом; освобождение от захватов; комбинирование защит.

5. Тактика

Теория Рассказ и показ упражнений и соревновательных комбинаций. Изучение «типажей» спортсменов.

Практика Работа с разными и в разных видах типажей (ударник, силовик, игровик, нокаутер, левша и т.)

- развитие умения к взрывной атаке,

- развитие чувства дистанции,

- развитие умения передвижений, относительно соперника,

- развитие концентрации внимания на движениях соперника,

-развитие скорости реакции на удары,

-защита от нападения.

         6.Участие в соревнованиях

          Практика

Проведение инструктажа по ТБ. Настрой на победу. Участие в соревнованиях различного уровня. Анализ и просмотр видеоматериалов.

7. Тестирование сдача нормативов по ОФП и СФП

8. Итоговое занятие  Подведение итогов за учебный год, награждение лучших отличившихся спортсменов за год.

Третий год обучения

На третьем этапе в годичном тренировочном цикле углубленного совершенствования соотношение ОФП и СФП меняются в сторону постепенного возрастания СФП. по мере роста спортивного мастерства.

Задачи

Обучающие:

- закрепление теоретических знаний по правилам, технике и тактики рукопашного боя,

- совершенствование слаженности техники,

- закрепление опыта технико-тактических умений,

Развивающие:

- расширение функциональных возможностей организма сердечно-сосудистой и дыхательной систем,

- формирование рациональных и сложных движений в технике и тактики рукопашного боя и умение их применять в усложненных условиях, в том числе и на соревнованиях,

- способствовать развитию у подростка умственного развития, этическое, подготовку к труду,

Воспитательные:

- воспитание лидерских качеств: уверенность в себе, умение преодолевать трудности,

- воспитание умения управлять своими эмоциями,

- формирование общего кругозора и общекультурного уровня, познавательной активности через экскурсии и путешествия.

Ожидаемые результаты

По окончании третьего года обучения предполагается, что воспитанники должны:

Знать:

- правила соревнований по рукопашному бою,

Уметь:

- обладать навыками боя как технически, так и тактически,

- владеть приемами самоконтроля,

 - улучшить свою физическую подготовку,

- уметь слитно выполнять технико-тактические приемы в простых и сложных ситуациях,

- проявлять лидерские качества и управлять своими эмоциями.

тематический план 3-го года обучения

п/п

Название раздела и темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие        

1

1

2

2.

Общая физическая подготовка

2

23

25

3.

Специальная физическая подготовка

2

29

31

4.

Техника

18

100

118

5.

Тактика

13

108

121

6.

Участие в соревнованиях

1

20

21

7.

Тестирование

0

4

4

8.

Итоговое занятие

0

2

2

ИТОГО:

37

287

324

Содержание

1.Вводное занятие

Теория

техника безопасности при выполнении физических упражнений и работе с партнером в спортзале, в лесу, на воде, в черте населенных пунктов; первая помощь при травмах; основные правила закаливания; питание и двигательный режим; влияние на организм вредных привычек; игры как элемент техники и тактики боя; традиции народов использующиеся как древняя основа рукопашного боя.

Практика Разминка с элементами СФП, игровой спарринг

2. Общая физическая подготовка

          Теория

Показ правильного выполнения комплексов ОФП на развитие физических качеств воспитанников для воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости.

ОФП включает в себя: утреннюю гимнастику, обще - развивающие упражнения, легкоатлетические упражнения, подвижные игры, эстафеты, специальные упражнения для развития быстроты, ловкости и силы.

Практика

бег по кругу в колонне, спиной вперед, приставным шагом, бег с ускорением с захлестом голенью и высоким подниманием бедра; прыжки на скакалке; отжимание от пола, в упоре лежа, подтягивание на перекладине;

3. Специальная физическая подготовка

Теория

Показ как правильно выполнять след упражнения:

 специальные упражнения для развития прыгучести, специальные упражнения для развития координации движений, специальные акробатические упражнения, специальные упражнения с постоянной сменой интенсивности выполняемых действий.

Практика

акробатические упражнения; бой с "тенью"; коридор с препятствиями.

4. Техника

Теория совершенствование знаний о техники рукопашного боя

Практика

 взаимосвязь рук и ног в технике рукопашного боя; комбинирование техник защиты и нападения; комбинирование борцовской и ударной техник; умение работать с противником на различных дистанциях и уровнях.

Техника передвижений

зашагиванием, забеганием; передвижение прыжком; передвижение по дуге и зигзагом.

         Техника борьбы

Борьба в положении стоя: перевороты, опрокидывания; нырки, скручивания; сближения, проход в ноги, разрыв дистанции; контрприемы.

Борьба в положении лежа: проведение болевых и удушающих приемов; освобождения от удержаний; быстрые переходы от одного болевого приема к другому; контрприемы; борцовские поединки на ковре.

Ударная техника

Удары руками: удары наотмашь; рубящие удары; комбинирование ударов.

Удары ногами: круговые удары с разворотом корпуса на 900, 1800, 2700;

удары коленом; комбинирование ударов ногами.

Защита от нападения защита руками; защита ногами; уклоны, нырки, уходы корпусом; освобождение от захватов; комбинирование защит.

5. Тактика

Теория Рассказ и показ упражнений и соревновательных комбинаций. Изучение «типажей» спортсменов.

Практика Работа с разными и в разных видах типажей (ударник, силовик, игровик, нокаутер, левша и т.) понятие о тактике и стратегии, психология боя; линейный бой; круговой бой; разведка, атаки, контратаки;

         6.Участие в соревнованиях

          Практика

Проведение инструктажа по ТБ. Настрой на победу. Участие в соревнованиях различного уровня. Анализ и просмотр видеоматериалов.

7. Тестирование сдача нормативов по ОФП и СФП

8. Итоговое занятие  Подведение итогов за учебный год, награждение лучших отличившихся спортсменов за год.

Методическое обеспечение

          Основными задачами реализации программы являются:

1. Приобретение и сохранение знаний и умений, а так же приумножение опыта школы рукопашного боя, чтобы они служили на благо человека и приносили пользу Миру.

2. Передача мастерства следующим поколениям.

3. Популяризация рукопашного боя.

4. Укрепление дружеских связей среди спортсменов разных клубов.

5. Подготовка молодежи в службе в рядах Российской армии и ВМФ.

6. Пропаганда здорового образа жизни.

7. Развитие у обучающихся: трудовых навыков, силы воли, внимательности, веры в свои силы, рационального образа мышления и поступков, чувства уважения к людям и окружающему миру.  

  1. Подготовка спортсменов разрядников, инструкторов, спортивных судей. Регистрация в краевой Федерации рукопашного боя.
  2. Организация досуга молодежи.
  3. Проведение спортивных соревнований.
  4. Повышение работоспособности воспитанников, совершенствование их физических и психических качеств, необходимых для владения техникой рукопашного боя.
  5. Формирование потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом, осмысленного отношения к ним и постоянном совершенствовании.
  6. Компенсация в отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области физкультуры, спорта гигиены и медицины.

При построении многолетнего учебно-тренировочного процесса необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются своих высших достижений. Как правило, способные спортсмены достигают первых успехов через 4-6 лет, а высших достижений – через 7-9 лет специализированной подготовки.

 В настоящей программе мы исходим из общепринятых положений спортивной педагогики, которые базируются на следующих методических положениях.

  • Строгая преемственность задач, средств и методов тренировки  детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов;
  • Возрастание объема средств общей и специальной физической  подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельные вес объема СФП ( по отношению к общему  объему тренировочной нагрузки) и соответственно уменьшается  удельный вес ОФП.
  • Непрерывное совершенствование спортивной техники;
  • Неуклонное соблюдение принципа постепенности применения  тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней  тренировки юных спортсменов;
  • Правильное планирование тренировочных и соревновательных  нагрузок, принимая во внимание периоды полового созревания;
  • Осуществление как одновременного развития физических качеств  на всех этапах многолетней подготовки спортсменов, так и  преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее  благоприятные возрастные периоды.
  • Многолетнюю подготовку от новичка до чемпиона целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями с учетом возрастных возможностей юных спортсменов. Весь процесс многолетних занятий избранным видом спорта включает практически не обозримое множество переменных. Каждый этап многолетней тренировки отражает своеобразие общих условий жизни и деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути (общей нагрузки в периоды обучения в школе, трудовой деятельности, службы в армии и т.д.). Разумеется, в процессе всех лет занятий задачи, тренировочные средства и методы претерпевают значительные изменения.

      Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей.

       1. Тренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижение в первые годы занятий высокого спортивного результата (на этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации).

       2. Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.

       3. В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием.

       4. Надежной основой успеха юных спортсменов в избранном виде спорта является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств, решение функциональных возможностей организма.

      5. С возрастом и подготовленностью юных спортсменов постепенно уменьшается удельный вес общей физической подготовки и возрастает вес специальной подготовки. Из года в год неуклонно увеличивается рост общего объема тренировочной нагрузки.

      6. Необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса в планировании спортивной тренировки.

      Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировочных занятий и соревнований. На протяжении многих лет тренировок юные спортсмены должны овладеть техникой и тактикой, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества.

 Основные средства тренировочных воздействий:

1) общеразвивающие упражнения (с целью создания школы движения);

2) подвижные игры и игровые упражнения;

3) элементы акробатики (кувырки, повороты, кульбиты и др.);

4) всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;

5) метание легких снарядов (теннисных и набивных мячей);

6) спортивно-силовые упражнения (в виде комплексов тренировочных заданий).

Основные методы выполнения упражнений: игровой; повторный; равномерный; круговой; соревновательный (в контрольно-педагогических испытаниях).

Основные направления тренировки. Спортивно-оздоровительный этап подготовки необходим для создания предпосылок для последующей успешной спортивной специализации. Здесь происходит отбор детей для дальнейших занятий, поскольку именно в это время закладывается основа предпосылок овладения спортивным мастерством. На данном этапе подготовки существует опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма. Поэтому дозировать нагрузку следует очень осторожно. Особенно это относится к упражнениям с отягощениями. Так, детям 7-10 лет доступны упражнения с весом, равным около 20% собственного веса.

     Упражнения скоростно-силового характера следует давать небольшими дозами (по 5-8 мин) с чередованием промежутков активного отдыха.

     Основные средства и методы тренировки. Главное средство в занятиях с детьми на этом этапе - подвижные игры. Для обеспечения технической и физической подготовки начинающих спортсменов лучше применять упражнения в комплексе, что дает возможность проводить занятия и тренировки более организованно и целенаправленно. Комплексы желательно сочетать с проведением игр и игровых упражнений.

      Выполнение упражнений, направленных на развитие быстроты, требует интенсивных движений и большого нервного напряжения. Их применяют в начале основной части урока после разминки, когда степень возбуждения центральной нервной системы оптимальна и способствует усвоению двигательных навыков, наиболее трудных по координации. Вслед за комплексами на быстроту включают и игровые упражнения, способствующие закреплению этого качества.

      Комплексы упражнений, направленные на воспитание силы, используют во второй половине урока, так как к этому периоду наиболее полно проявляются функциональные возможности дыхания, кровообращения и других систем организма. Комплексы упражнений силовой направленности подкрепляют соответствующими силовыми играми и игровыми упражнениями.

      В спортивно-оздоровительных группах большое внимание необходимо уделять акробатике, направленной на развитие координационных способностей и вестибулярного аппарата. Обучение технике  на этом этапе подготовки носит ознакомительный характер и осуществляется на основе обучения базовым элементам: боевые стойки, передвижения, дистанция, прямые одиночные удары и защиты от них.

      Применение названных средств, при преимущественном использовании упражнений, направленных на развитие быстроты(50%основной части урока), позволяет достигнуть более высокого уровня физической подготовленности.

Методический комплекс

  1. Нормативно-правовой блок

Нормативные документы по профилю программы:

Инструкции по технике безопасности и охране труда:

  1. Блок методико - прикладных средств

        Демонстрационный материал, наглядный иллюстративный материал, альбомы, журналы

Памятки для детей и родителей

Материально-техническое обеспечение

1. Спортивный зал

3. Скакалки

4. Лапы

5. Макивары

Используемая и рекомендуемая литература:

для педагога

  1. Аркадьев В.А. Фехтование. М.:Ф.И.С.,1959 Г.
  2. Бурцев В.А. Рукопашный бой. М.: Военное издательство, 1994 г.
  3. Жуков А.Г., Тихонов В.А., Шмелев О.А. Боевое самбо для всех МКП "Ассоциации –Олимп", 1992 г.
  4. Захаров Е., Карасев А., Сафонов А. Рукопашный бой. Самоучитель. М.: Культура и традиции, 1994 г.
  5. Иванов С., Касьянов Т. Основы рукопашного боя. М.: Прасковья, 1995 г.
  6. Иванов-Катанский С. Техника рукопашного боя. М.:"Терра"-"TERRA", 1996 г.
  7. Карякин Б.П. Самозащита. Самарский Дом печати: 1994 г.
  8. Масатоши Накояма. Динамика каратэ М.: Министерство Фаир, 1998 г.
  9. Никифоров Ю.Б. Эффективность тренировки боксеров. М.: Ф.И.С., 1987 г.
  10. Панченко Г.К. История боевых искусств. М.: Олимпия, 1997 г.
  11. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. Приложение к журналу "Внешкольник". Выпуск-5. М.: ЦРСДОД, 2001 г.
  12. Путин В., Шестаков В., Левицкий А. Дзюдо: история, теория, практика. Издательский дом СК, 2000 г.

для обучающихся

        

  1. Радюков В.И. Самоучитель по рукопашному бою. Минск, "Полымя", 1995 г.
  2. Сенчуков Ю.Ю. Да-изе-шу – искусство пресечения боя. Минск, Современное слово, 2000 г.
  3. Тарас А.Е. Боевые искусства. (Энциклопедический справочник). 200 школ боевых искусств Востока и Запада. Минск,:Харвест, 1996 г.
  4. Харлампиев А.А. Борьба самбо. Учебное пособие для секций, коллективов физической культуры. Изд.4-е дополненное. М.:Ф.И.С.,1959 г.
  5. Цзи Цзяньчен. Техника самообороны дуаньда. М.: Прасковья, 1995 г.
  6. Чумаков Е.М. 100 уроков самбо. М.: Фаир пресс, 1999 г.
  7. Щитов В. Бокс для начинающих. М.: Фаир пресс, 2001 г.
  8. Ян Цзюньмин Основы шаолиньского стиля "Белый журавль". Боевая сила и цигун. София: YMAA, 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные технологии в обазовательном процессе

Интерактивные технологии в образовательном процессе - содержание, цели и задачи....