Интеграция основного и дополнительного образования
статья на тему

Интеграция  основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция основного и дополнительного образования как механизм реализации стратегии ФГОС

С принятием ФГОС роль дополнительного образования детей существенно возрастает.

Наша общая задача - педагогов основного и дополнительного образования лучше узнать особенности работы друг друга, оценить те или иные преимущества в каждом виде образования и научиться умело пользоваться ими. При этом будем помнить, что все это нужно, прежде всего, нашим детям.

Нормативная база: Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Указ Президента Российской Федерации о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы нацеливает на интеграцию основного и дополнительного образований. (Слайды 1-3)

Интеграция  основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. В науке дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования», как зона ближайшего развития образования в России. Школьная жизнь – это тоже сложная система, механизм, успех работы которой зависит от многих факторов. Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное.(Слайд 4)

По моему мнению, интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на ФГОС, так как приводит к качественно новому результату, недостижимому без нее, который может быть зафиксирован с помощью системы критериев, вырабатываемых внутри интегрированного комплекса. Кроме того, именно в интегрированном комплексе, которым должны стать общее и дополнительное образование, разрабатывается единая диагностическая система, создаются единый диагностический инструментарий в оценивании образовательных результатов обучающихся. Помимо этого, взаимодействие общего и дополнительного образования - это наиболее перспективный способ развития собственных ресурсов, так как объединение разного типа ресурсов (например, дополнительное образование - интеллектуальный и кадровый ресурс; у общего образования - финансовый и организационный) дает качественно новый результат.

Поскольку цели дополнительного образования направлены на реализацию внеурочных индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого школьника и предоставление возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного модуля, то и реализация таких возможностей увеличивается при объединенных образовательных ресурсах школы и учреждений дополнительного образования. Фактически надо говорить о необходимости создания новой среды обучения, ориентированной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей обучаемых, на социализацию детей  требующих особой заботы, детей с девиантным поведением.  Кооперированные ресурсы (интеллектуальные, технические, информационные и др.) позволяют использовать дистанционные и телекоммуникационные образовательные технологии, разрабатывать индивидуальные учебные планы школьников, особенно если это касается дополнительного образования детей с особыми потребностями. (Слайд 5)

Основой разработки программ интеграции учреждений общего и дополнительного образования является организация внеурочной деятельности как структурного компонента базисного образовательного плана стандартов второго поколения.(Слайд 6-7)

Стало очевидным, что именно в системе дополнительного образования деятельность учащихся отличается личностно-деятельностным характером.(Слайд 8-11)

ФГОС включает воспитательные результаты и эффекты
внеурочной деятельности (
Слайд12)

  • Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
  •  Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения  на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (Слайд 13)

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества,  о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

Достигается во взаимодействии со взрослым (педагогом)

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества

Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. Форсирование результатов недопустимо.

Можно выделить следующие модели интеграции (Слайд 14)

I. Модель предметно-кружковой деятельности, которая характеризуется набором кружков, секций, клубов, ее осуществляют как учителя, так и педагоги дополнительного образования. Внеурочная деятельность школы организовывается в зависимости от имеющихся кадровых и материальных возможностей. Такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов. Однако определенные затруднения возникают при определении образовательных результатов и эффектов внеурочной деятельности

II. Модель культурно-досуговой деятельности, отличающейся определенной внутренней организованностью, в такой модели встречаются оригинальные формы работы, объединяющие детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, "экспедиции", хобби-центры и т. п.). ( Примером может служить организация летнего оздоровительного лагеря.)

III. Модель, созданная на основе единой совместной программы деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования детей в данном социуме.  На основе регулярного тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры - центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.

 IV. Модель совместной экспериментальной деятельности нескольких образовательных учреждений  наиболее эффективна с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей является, поскольку здесь органично сочетаются возможности обоих видов образования. В данной модели создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются реальные условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

  V. Модель интеграции - сетевое взаимодействие при организации внеурочной деятельности  общего и дополнительного образования. Образовательная сеть представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность обучающимся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений

Учреждения и педагоги системы дополнительного образования  становятся важным компонентом образовательных сетей, реализующих учебные и исследовательские проекты, обеспечивающих социальные практики обучающихся, ведущих профилактико-коррекционную работу, формирующих портфолио достижений обучающихся, расширяется спектр новых форм образовательного процесса, повышается качество и эффективность общего образования. Кроме того,  создаются условия для обмена педагогическим опытом в области содержания и организации внеурочной деятельности.

Таким образом, введение ФГОС в практику современного общего образования потребовало решение ряда задач: (Слайд 15-16)

- Апробация эффективных моделей интеграции общего и дополнительного образования детей, максимально отвечающих требованиям к условиям реализации стандартов второго поколения, непрерывности образовательного процесса.

- Активное привлечение педагогического сообщества к поиску инновационных идей в выборе нового содержания дополнительного образования, обеспечение мотивационной готовности педагогов к разработке новых форм деятельности, модели оценивания внеурочных достижений обучающихся, отбор средств и методов деятельности с учетом социального заказа.

- Обеспечение подлинной индивидуализации обучения, направленной на конкретные потребности ребенка, учет его жизненного опыта, уровня подготовки, психофизиологических особенностей.

- Создание условий для элективности обучения, заключающейся в определенной свободе обучающегося в выборе целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов. 

В рамках школы интеграция общего и дополнительного образования происходит в двух направлениях: (Слайд 17)

1. Расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам,  усиление влияния учебной деятельности на становление ребенка.

Это достигается через:

- включение в содержание занятий материалов межпредметного характера, обращение к личному опыту детей, усиление практической направленности;

- использование активных форм и методов обучения, обеспечивающих субъективность ребенка в учебном процессе (дискуссий, диспутов, деловых игр, уроков-исследований, семинаров и др.);

- включение в учебные занятия элементов внеурочной воспитательной работы: проведение дидактически игр, викторин, конкурсов, проведение интегрированных и разновозрастных занятий, выполнение учащимися творческих работ, проектов;

-использование возможностей природы, социума.

2. Усиление интеллектуального, познавательного характера внеучебной работы.

Это достигается через:

 - кружковую работу; индивидуальные образовательные маршруты по подготовке к олимпиадам и конкурсам;

- творческую деятельность (предметные праздники, недели, традиционные праздники, выставки); научно-исследовательскую деятельность.

Таким образом, результат интеграции общего и дополнительного образования  должен обеспечить: (Слайд 18)

- необходимый уровень знаний, умений, навыков воспитанников и развитие их эмоционально-образного мышления, формирование духовно-нравственных качеств;

- целостность всей образовательной системы и в то же время ее многообразность;

- решение общих и индивидуальных проблем как педагогов, так и учащихся;

- более активное использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей и технологий;

- сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей (из числа работников культуры,  производства), стремящихся работать с детьми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеграция основного и дополнительного образования как механизм реализации стратегии Федерального Государственного Образовательного Стандарта

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт ------- нормативный правовой акт федерального уровня, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Слайд 3

Стратегия воспитания ФГОС Воспитание в процессе общего образования на уроке Воспитание в процессе внеурочной деятельности Воспитание в процессе дополнительного образования на занятии

Слайд 4

Интеграция – это объединение в целое каких-либо частей, функций системы, организма, объектов, процесс сближения, а также состояние такой объединённости, связанности.

Слайд 5

Интеграция основного и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности как способ реализации воспитательной составляющей ФГОС Содержательные механизмы интеграции: - Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся - Программа формирования культуры здорового образа жизни

Слайд 6

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность , осуществляемая в отличных от классно-урочной формах и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы (ООП)

Слайд 7

При организации внеурочной деятельности ОУ могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования детей , культуры, спорта

Слайд 8

Предметные Метапредметные Личностные готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки; социальные компетенции; личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности Результаты освоения основной образовательной программы

Слайд 9

Личностные результаты обучающихся Формируются за счёт учебных предметов и за счёт внеурочной деятельности.

Слайд 10

Механизмы реализации ВД Дополнительное образование детей в условиях школы ( секции, творческие объединения, лагерные смены и пр.). Дополнительное образование детей в условиях МОУ ДОД, культуры, спорта ( использование кадровых и материально-технических ресурсов на базе учреждений - партнёров либо на базе школы).

Слайд 11

Направления развития личности Общекультурное Общеинтеллектуальное Социальное Духовно-нравственное Спортивно- оздоровительное Виды деятельности игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово- развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, спортивно- оздоровительная, туристско-краеведческая Формы внеурочной деятельности (как и виды - определяются самостоятельно ОУ) Что лежит в основе содержания внеурочной деятельности?

Слайд 12

ФГОС включает ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка ( последствие результата ).

Слайд 13

Три уровня воспитательных результатов: 1 уровень — приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности. 2 уровень — получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. 3 уровень - получение начального опыта самостоятельного общественного действия , формирование социально приемлемых моделей поведения .

Слайд 14

Модели интеграции : Модель предметно-кружковой деятельности Модель культурно-досуговой деятельности Модель, созданная на основе единой совместной программы деятельности Модель совместной экспериментальной деятельности Модель сетевого взаимодействия

Слайд 15

Модели организации внеурочной деятельности Модель дополнительного образования Модель «школы полного дня» Оптимизационная модель Инновационно-образовательная модель Базовая модель (смешанная) Другая (своя)

Слайд 16

Интеграция основного и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности разработка и осуществление совместных программ и проектов , отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); взаимопредоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов , обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

Слайд 17

Интеграция общего и дополнительного образования происходит в двух направлениях : Расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам, усиление влияния учебной деятельности на становление ребенка. Усиление интеллектуального, познавательного характера внеучебной работы.

Слайд 18

Результаты интеграции: 1. Наблюдается положительная динамика в изменении качества знаний учащихся. 2. Уменьшается число учащихся, состоящих на разных видах учёта. 3. Уменьшается также количество “трудных” детей. 4. Увеличивается количество победителей творческих конкурсов. 5. Изменяется к лучшему состояние здоровья учащихся. 7. Занятия в кружках помогают им лучше учиться, а также находить общий язык со сверстниками и с учителями.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция основного и дополнительного образования

Формирование целостногообразовательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования...

«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»

Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....

ФГОС второго поколения: интеграция основного и дополнительного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного о...

Роль интеграции основного и дополнительного образования в повышении качества предметной компетентности, воспитания и развития личности школьника.

В данной статье отображена роль интеграции основного и дополнительного образования в повышении качества предметной компетентности, воспитания и развития личности школьника....

Интеграция основного и дополнительного образования учащихся (из опыта реализации программы «Азы православия»)

«Азы православия» - это вводный курс для  знакомства детей с нравственными и духовными основами православия, учит устанавливать взаимоотношения между детьми, формирует нравственное поведение в се...