Статья "Здоровье учителя: риски и пути преодоления"
статья на тему

Цель стать- привлечь внимание читателей к вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_maneeva_o.v.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровье учителя: риски и пути преодоления»

                                            Именно здоровье людей должно

служить главной «визитной карточкой»

                                    преуспевающего общества

И. И. Брехман

В последние годы стали активно разрабатываться программы, направленные на сохранение и поддержание здоровья школьников. Однако, очень редко речь заходит о здоровье самого учителя, который ежедневно находится в тех же условиях, что и учащиеся, но из-за специфики своей работы более подвержен возрастающим факторам социальной напряженности общества. Труд учителя - постоянная отдача душевных сил и постоянная, часто резкая, смена ситуаций.

Педагог – представитель стрессогенной профессии, и его организм нуждается в профилактических мерах по оздоровлению. Результаты различных исследований демонстрируют, что учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Профессия учителя реально может быть отнесена к группе профессий «повышенного риска» по частоте невротических расстройств, заболеваний органов дыхания и кровообращения. Чтобы глубже понять проблему я провел небольшое анкетирование внутри своего коллектива, в котором приняли участие 32 педагога.

        Результаты анкетирования показали, что 78,9% из опрошенных педагогов обращают свое внимание на здоровье. Но, не смотря на это, 97,8% болеют простудными заболеваниями 1-2 раза в год. Среди жизненных приоритетов у подавляющего большинства педагогов здоровье стоит на 3 месте. Спортом занимаются всего лишь 21,1% опрошенных. К факторам, мешающим заниматься спортом, отнесли  лень – 53,3%, остальные ссылаются на усталость после работы и домашние дела. На вопрос «Что бы вы хотели для своего здоровья?» 57,8% педагогов хотели бы освоить методы очистки организма, 21% - научиться рациональному питанию, 38,8% заниматься физической культурой, 10,5% - научиться методам закаливания организма. Также результаты анкетирования позволили выяснить, какими средствами оптимизации своего здоровья пользуются педагоги. Так, 52,6% указали на лекарства и витамины, 15,7%  - на физические упражнения, 15,7% - на массаж и самомассаж, остальные на стимуляторы (кофе, чай). Таким образом, видно, что вопрос отношения педагогов к здоровому образу жизни  все же требует внимания

Конечно, можно рассмотреть различные стороны здоровья учителя, но я все же рассмотрю вопрос физического здоровья в условиях гиподинамии.

В настоящее время объем передвижений в течение дня сведен к минимуму. Недостаток физической культуры (гиподинамия) - оборотная сторона научно технического прогресса - характерная черта нашего времени. Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.

        Как показывает практика, учителя с удовольствием принимают участие в спортивных соревнованиях, играх. Активно начинают посещать организованные спортивные объединения. Однако состав участников заметно уменьшается практически вдвое через 2-3 месяцев, мотивация к занятиям спортом значительно снижается. Возникает необходимость в осмыслении данной проблемы. М.А. Крикунова, Е.Г. Саламатова, Т.В. Корсакова в своем методическом пособии «Мотивация занятий физической культурой и спортом» предлагают повышать мотивацию занимающихся спортом путем достижения каких-либо результатов, организации соревнований, предполагающих подготовку к ним.  Надо отметить, что вопрос привлечения взрослых людей к занятиям спортом мало рассматривается в науке и практике. На мой взгляд, каждое общеобразовательное учреждение может разработать  комплексную программу «Здоровье учителя» и назначить координатора по ее реализации. Основными целями программы должны быть:

  • Создание условий, способствующих охране и укреплению физического, психического и социального здоровья педагогического коллектива учреждения (наряду с другими участниками образовательного процесса).
  • Содействие членам педагогического коллектива в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.
  • Выведение знаний, умений, навыков здорового образа жизни на уровень компетенций, что делает их частью здоровьесберегающей культуры, частью системного мировоззрения личности учителя.

   Основными направлениями реализации программы должны быть:

  • Валеологическое образование, предполагающее обучение членов педагогического коллектива методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных резервных возможностей организма.
  • Оздоровительная работа, предполагающая систему психогигиенических и коррекционных мероприятий и организацию двигательной активности, организацию группы для занятий лечебной физкультурой.
  • Комплексная диагностика, обеспечивающая исследование состояние здоровья педагогов образовательного учреждения, выделение на её основе «групп риска», создание банка данных  диагностики. 
  • Консультативная деятельность, предполагающая оказание консультативной помощи членам педагогического коллектива по вопросам сохранения здоровья, применения средств и способов его укрепления.

В разработке и реализации данной программы должны принять участие следующие специалисты: врач-терапевт, психолог, учитель физической культуры, тренер.  Главное - создание в образовательных учреждениях необходимых условий (кадровых, нормативно-правовых, учебно-методических, материальных, организационных, финансовых) для сохранения и укрепления здоровья  работников образования.

Необходимо использование компетентностного подхода в здоровьесберегающей парадигме, что предполагает осознание каждым участником образовательного процесса необходимости быть здоровым. Приоритетным направлением в решении этой задачи является актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности. Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого педагога. Мое предположение: если среди жизненных приоритетов здоровье будет стоять на первом месте, то мы достигнем главной цели – сохранение и укрепление здоровья нации.

Список использованной литературы.

  1. Горбунов Г.Д., «Мотивация спортсмена в тренировочном процессе», уч. пособие, М., ФиС, 1989
  2. Крикунова М.А.,  Саламатова Е.Г., КорсаковаТ.В. Мотивация занятий физической культурой и спортом: методическое пособие. Саратов 2010г.
  3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие. М.:  Академия, 2009 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему «Пути преодоления неуспеваемости учащихся»

Педсовет посвящен актуальной теме "Пути преодоления неуспевамости учащихся". В ходе педсовета рассматривались следующие вопросы: Как вы считаете, каковы причины неуспеваемости учащихся?  В чем в...

«Пути преодоления психологической дезадаптации детей и подростков с особыми потребностями»

Теоретический и практический материал для педагогов и родителей о проблеме раннего детского аутизма....

Роль чтения в развитии слабослышащих детей. Пути преодоления трудности при чтении.

Именно книга расширяет знания детей с нарушенным слухом об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истори...

Нарушение навыка чтения у учащихся начальных классов, их причины и пути преодоления

В данном докладе раскрывается проблема нарушения навыка чтения у учащихся начальных классов. В последнии годы наметилось увеличения обучающихся с нарушениями навыка чтения в 5-6 раз....

Методы и пути преодоления сценического страха и волнения

Успешное выступления на сцене ребенка является результатом сочетания многих факторов, среди которых необходимо отметить сценическое волнение. Этот аспект зависит от уровня пред концертной психологичес...

конспект урока в 11 классе по теме "Стресс. Пути преодоления"

Урок проходил в 11 классе. На уроке практиковалась устная речь учащихся (монолог, диалог, аудирование) и письмо. Задачи урока: поиск уч-ся путей выхода из кризиса (развитие аналитических способностей)...