КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 10 КЛАССА «НАШЕ ЗДОРОВЬЕ В НАШИХ РУКАХ»
план-конспект занятия (10 класс) на тему

Смирнова Елена Сергеевна

Цель занятия:

формирование понимания роли личной ответственности подрастающего поколения за собственное здоровье, зависимости здоровья от образа жизни.

Задачи:

1.     Выяснить, из каких компонентов складывается здоровый образ жизни.

2.     Продемонстрировать зависимость здоровья от образа жизни.

3.     Выявить, какие проблемы со здоровьем в настоящее время остро стоят перед обществом в целом и у подростков в частности.

4.     Выяснить, что является чумой XXI века.

5.     Помочь лицеистам избавиться от халатного отношения к собственному здоровью.

Планируемые результаты:

Изменение отношения к привычному образу жизни, проявление ответственности за собственное здоровье, получение новых знаний на основе изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon «НАШЕ ЗДОРОВЬЕ В НАШИХ РУКАХ»99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

лицей-интернат «Центр одаренных детей»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

С УЧАЩИМИСЯ 10 КЛАССА

«НАШЕ ЗДОРОВЬЕ В НАШИХ РУКАХ»

Составила:

Воспитатель 10 «Б» класса

ГБОУ лицея-интерната «ЦОД»

Некоркина Елена Сергеевна

г. Нижний Новгород

Наше здоровье в наших руках!

Актуальность: 

Актуальной проблемой современного общества становится формирование здорового образа жизни. Часто обучающиеся учреждений НПО недостаточно развиты эмоционально, с низкой самооценкой, неразвитой способностью сопереживания, и как следствие такие люди становятся уязвимы в плане социально опасных заболеваний. За последние годы здоровье российских подростков заметно ухудшилось. Статистические показатели различных видов заболеваний выросли почти на 40 %. При этом быстрыми темпами растет заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем, включая ВИЧ.

Почему же о здоровом образе жизни говориться все с большим напором и осознанием важности проблемы? Здесь можно выделить несколько основных факторов, повлиявших на неблагоприятное изменение здоровья современного человека. Изменение двигательной активности человека. Теперь для обеспечения себя и своей семьи всем необходимым вовсе не обязательно активно двигаться, как это было еще столетие назад.

Офисная работа, компьютерные технологии, автоматизация производства, передвижение на автомобиле существенно снижают потребность человека в движении. Техногенные и экологические аспекты современной жизни. Политические и военные нюансы общественной жизни. Особенности психологического статуса современного человека.

Повышенные требования, предъявляемые к человеку обществом, приводят к повышению психологической напряженности. Фактически человек пребывает в состоянии постоянного стресса, что требует от его организма предельного напряжения адаптационных механизмов. Исследуя причины смертности, невольно приходишь к выводу, что значительная часть заболеваний из списка этих причин в качестве значимого фактора риска имеет именно нарушение правил здорового образа жизни.

Цель:

формирование понимания роли личной ответственности подрастающего поколения за собственное здоровье, зависимости здоровья от образа жизни.

Задачи:

  1. Выяснить, из каких компонентов складывается здоровый образ жизни.
  2. Продемонстрировать зависимость здоровья от образа жизни.
  3. Выявить, какие проблемы со здоровьем в настоящее время остро стоят перед обществом в целом и у подростков в частности.
  4. Выяснить, что является чумой XXI века.
  5. Помочь лицеистам избавиться от халатного отношения к собственному здоровью.

Планируемые результаты: 

Изменение отношения к привычному образу жизни, проявление ответственности за собственное здоровье, получение новых знаний на основе изученного материала.

Целевая аудитория:

10 «Б» класс ГБОУ лицея-интерната «ЦОД»

Оборудование:

Ноутбук, проектор, раздаточный материал (буклеты), листки и ручки на каждого лицеиста (Презентация демонстрируется при помощи мультимедийного проектора и экрана. Слайды компьютерной презентации, выполнены в  Microsoft Office PowerPoint. Смена слайдов в презентации настроена «по щелчку». Каждый слайд компьютерной презентации сопровождается комментариями и рассказами докладчика).

Начало работы:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие лицеисты!

Ответное приветствие лицеистов: _______________

Воспитатель: Как ваше настроение?

Ответ лицеистов:_____________________

Воспитатель: Прежде, чем мы обсудим такую важную тему как наше здоровье, предлагаю немного настроиться на общение и, для начала, охарактеризуйте буквально одним словом то, какие вы сегодня? Вот я, например, отдохнувшая, а вы?

Ответы лицеистов по очереди: _____________ (веселая, грустная, радостная, уставшая, влюбленная и т.д.)

Воспитатель: Ну, хорошо, мы выяснили, какое у вас настроение и, какие вы сегодня, немножко отвлеклись и отдохнули? Тогда,  думаю, что теперь мы можем приступить к обсуждению темы нашей с вами встречи. Итак, «ЗОЖ», что же это такое, как вы считаете?

Ответы лицеистов:_________________

Воспитатель: Здоровый образ жизни – это сознательное отношение к своему здоровью. В это понятие мы вкладываем обычно отказ от наркотиков, курения, чрезмерного употребления алкоголя. Но здоровый образ жизни означает не только жить без этих вредных привычек. Тогда что входит в культуру здорового образа жизни?

Ответы лицеистов:_________________

Воспитатель: Безусловно вы все правы, но помимо вышесказанного еще можно отметить, что экология, стрессы, нерегулярное и неправильное питание, недостаток движения – вот причины начала наших заболеваний. 

Может кто-то знает, из каких компонентов складывается здоровый образ жизни?

Ответы лицеистов:_________________

Воспитатель: Хорошо, но давайте теперь отметим эти компоненты:

  1. Физическое здоровье. Оно является основой здорового образа жизни. Физическое здоровье обеспечивает нормальное функционирование всех органов и системы в целом. Физическое здоровье позволяет человеку быть выносливым, оперативным и всегда в хорошей форме. Физическое здоровье делает человека красивым.
  2. Психическое здоровье. Оно определяется состоянием головного мозга и центральной нервной системы. Психическое здоровье – это качество мышления, развитое внимание и способность памяти. От психического здоровья зависит устойчивость к стрессам и развитие волевых качеств. Восточные целители утверждают, что болезнь зарождается в голове, а затем реализуется материально.
  3. Нравственное здоровье. Оно базируется на моральных принципах человека. К ним относятся доброжелательное и уважительное отношение к людям, честность и справедливость, ответственность за свои обязательства. Человек с нравственным здоровьем ярче ощущает свободу, он живет уверенно, его энергетика несет положительный заряд.
  4. Энергетическое здоровье. Энергическое здоровье предполагает работу мысли: нужно любыми средствами гасить в себе отрицательные эмоции: обиды, зависть, переживания неудач и пр. Доказано, что негативная энергия разрушает человека, отнимает у него силы жизни.

Кто-то из вас может похвастаться тем, что полностью здоров?

Ответы лицеистов: __________________

Воспитатель: Здоровье — нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма. Насколько здоровый образ жизни вы ведете, поможет узнать этот тест.

Берем листочки и ручки. Я диктую вопросы, варианты ответов и баллы за каждый ответ, вы же записываете номер вопроса и напротив ставите тот балл, который соответствует вашему ответу. Вопросов всего 24. Итак, начинаем:

Тест «Какое у тебя здоровье?»


1. Регулярно ли ты ешь свежие фрукты и овощи?
Да — 3 балла,   нет — 0.
2. Ограничиваешь ли себя в употреблении животных жиров?
Да — 5,   нет — 0.
3. Регулярно ли ты ешь волокнистую пищу, хлеб грубого помола или из отрубей?
Да — 2,   нет — 0.
4. Ограничиваешь ли ты себя в потреблении сахара?
Да — 3,   нет — 0.
5. Умеешь ли ты отдыхать и расслабляться?
Да — 5,   нет — 0.
6. Есть ли у тебя развлечения помимо учебы?
Да — 4,   нет — 0.
7. Нравится ли тебе учиться?
Да — 4,   нет — 0.
8. Есть ли у тебя друг, которому ты полностью доверяешь?
Да — 3,   нет — 0.
9. Есть ли у тебя любимый человек?
Да — 4,   нет — 0.
10. Считаешь ли ты, что должен(на) более ответственно относиться к учебе?
Да — 0,   нет — 2.
11. Считаешь ли, что должен(на) брать на себя меньше обязательств?
Да — 0,   нет — 2.
12. Часто ли ты испытываешь скуку?
Да — 0,   нет — 2.
13. Ты куришь?
Да — 0,   нет — 6.
14. Употребляешь ли ты алкоголь?
Нет — 3,   иногда — 2,   каждый день — 0.
15. Сколько ты весишь?
Столько, сколько и должен(на) — 5,
до 6 кг выше нормы — 4,
на 6~12 кг выше нормы — 2,
на 12 кг и более выше нормы — 0.
16. Регулярно ли ты делаешь зарядку?
Да — 2,   нет — 0.
17. Ты занимаешься зарядкой, пока не заболят мышцы?
Да — 0,   нет — 1.
18. Нужно ли тебе снотворное, чтобы уснуть?
Да — 0,   нет — 1.
19. Всегда ли ты застегиваешь ремень безопасности в машине?
Да — 1,   нет — 0.
20. Часто ли ты вынужден(а) покупать лекарства?
Да — 0,   нет — 2.
21. Проверяешь ли ты хоть иногда свое артериальное давление?
Да — 1,   нет — 0.
22. Бывают ли у тебя постоянные болезненные симптом, и ты при этом не обращаешься к врачу?
Да — 0,   нет — 5.
23. Занимаешься ли ты опасными видами спорта?
Да — 0,   нет — 3.
24. Часто ли ты понапрасну беспокоишься или волнуешься?
Да — 0,   нет — 5.

Подсчитай набранные баллы.
50-75 баллов. Ты ведешь здоровый образ жизни. Твое здоровье не внушает опасений. Тебе не страшны никакие (даже магнитные) бури.
25-49 баллов. Тебе необходимо изменить свой образ жизни. Постарайся сделать это как можно скорее, иначе тебя ожидают неприятности.
0-24 балла. Тебе следует всерьез задуматься над тем, какой образ жизни ты ведешь, и постарайся изменить его немедленно. Твое здоровье в опасности!

Воспитатель: Итак, у кого получилось от 0 до 24 баллов, поднимите руки?

Лицеисты поднимают руки.

Воспитатель: От 25 до 49 баллов?

Лицеисты поднимают руки.

Воспитатель: Ну и, наконец, от 50 до 75 баллов?

Лицеисты поднимают руки.

Воспитатель: Вот видите, оказывается, далеко не все ведут здоровый образ жизни… Как вы считаете, что вы можете изменить в своем образе жизни, чтобы сохранить свое здоровье?

Ответы лицеистов: ___________________

Воспитатель: А давайте теперь сформулируем, из чего же все-таки складывается ЗОЖ?

Я буду перечислять, а вы говорите «Да» или «Нет»

Воспитатель: Здоровое (рациональное) питание?

Лицеисты: Да

Воспитатель: Отсутствие вредных привычек?

Лицеисты: Да

Воспитатель: Стрессы?

Лицеисты: Нет

Воспитатель: Регулярные физические нагрузки?

Лицеисты: Да

Воспитатель: Обиды и ссоры?

Лицеисты: Нет

Воспитатель: Приятная работа?

Лицеисты: Да

Воспитатель: Любовь и нежность?

Лицеисты: Да

Воспитатель: Наркомания, алкоголизм?

Лицеисты: Нет

Воспитатель: Плохая экология?

Лицеисты: Нет

Воспитатель: Эмоциональная разрядка?

Лицеисты: Да

Воспитатель: Соблюдение режима труда и отдыха?

Лицеисты: Да

Воспитатель: Переутомление?

Лицеисты: Нет

Воспитатель: Активный умственный труд

Лицеисты: Да

Воспитатель: Гармония с окружающим миром?

Лицеисты: Да

Воспитатель: Итак, все верно, вот из чего складывается ЗОЖ. А теперь скажите, знаете ли вы, какие проблемы со здоровьем больше всего распространены в современном мире? И какие проблемы со здоровьем чаще всего встречаются у подростков?

Ответы лицеистов: _________________________

Воспитатель: Безусловно, все это верно, подростки чаще всего сталкиваются в последнее время с такими проблемами, как:

расстройства питания (анорексия, булимия), эмоциональные расстройства, злоупотребление наркотиками и алкоголем.

Что же касается общества в целом, то сейчас у многих проявляются различные виды зависимости (наркотической, алкогольной), практически все страдают эмоциональными расстройствами и причинами тому выступают стресс, нарушенный режим труда и отдыха, но и, как ни странно, в настоящее время увеличивается количество больных ВИЧ и СПИДом… О том, что это чума XXI века, нам расскажет наш министр здравоохранения, Котюсова Елена, она подготовила презентацию на тему: ВИЧ и СПИД – чума XXI века.  

Но, перед тем как мы начнем просмотр презентации, давайте встанем из-за парт, потянемся, повращаем головой, прогнемся и поприседаем, чтобы немножко отдохнуть. И раз… и два…

Лицеисты делают элементарные упражнения

Воспитатель: Закончили, вы все молодцы, теперь можно продолжить работу. Лена, тебе слово. Ребята, помогите раздать раздаточный материал.

Показ презентации, доклад Елены Котюсовой, просмотр раздаточного материала.

Воспитатель: Спасибо, Лена. Есть ли у вас вопросы к докладчику или ко мне?

Вопросы лицеистов: _______________

Ответы докладчика и воспитателя.

Подведение итогов

Воспитатель: Давайте подведем итог нашей с вами встречи. Итак, что нового вы узнали?

Ответы лицеистов: _____________

Воспитатель: Сделали ли вы для себя какие-либо выводы?

Ответы лицеистов: __________________

Воспитатель: Полезной ли оказалась наша встреча для вас?

Ответы лицеистов: ____________________

Воспитатель: Ну, хорошо, всем спасибо за внимание и проделанную работу, всем хорошего настроения!

Ответные слова лицеистов: _____________________



Список использованных источников и литературы:

  1. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изменениями и дополнениями)

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10104189/#ixzz3SDAANHmh

  1. Абросимова, М.Ю. Здоровье молодёжи / М.Ю.Абросимова и др. – Казань: «Медицина», 2007. - 220 с.
  2. БелГУ ; отв. ред. Е.Е. Тонков ; Рец.: К.Н. Лобанов, М.В. Мархгейм ; Н.В. Витрук и др.: Правовое регулирование и профилактика злоупотребления психоактивными веществами и пропаганда здорового образа жизни в образовательных учреждениях. - Белгород: БелГУ, 2010
  3. Гафаров В.В. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога / В.В. Гафаров и др. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. – 280 с.
  4. Данакин Н.С.: Совершенствование управления формированием здорового образа жизни учащейся молодежи. - Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2011
  5. Дик, Н.Ф.: Как прожить долгую и здоровую жизнь. - Ростов н/Д: Феникс, 2010
  6. Дик Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже . - 2-е, доп. и перераб. - (Сердце отдаю детям) / Н.Ф. Дик – Ростов н/Д: «Феникс», 2007.-.320с.
  7. Психологические тесты для тинэйджеров/Сост.Т.В.Орлова. — Киев: ООО «Таир», 1997. —190 с.
  8. Социальная сеть работников образования. Карбовская Т.Б.: Здоровый образ жизни, 2012 http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/05/30/zdorovyy-obraz-zhizni
  9.  http://stanzdorovei.ru/zdoroviie-obraz/statya-na-temu-zdorovyj-obraz-zhizni.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наше здоровье в наших руках

Как нужно правильно питаться?Человек чувствует себя по-настоящему счастливо, только когда он здоров....

Классный час по теме "Наше здоровье в наших руках"

В работе приводится разработка классного часа по здоровьесберегающим технологиям....

ЗДОРОВЬЕ – В НАШИХ РУКАХ! Урок здоровья для родителей и учащихся

Здоровье – это вершина,на которую человек должен подняться сам.И.БрехманВ семье закладываютсякорни наших будущих удач и поражений.Л.Н. ТолстойЦель – ранняя профилактика курения, употребления алкоголя ...

классный час в 6 классе "Наше здоровье - в наших руках

классный час с презентацией и викториной в 6 классе...

проект « Подросток. Здоровый образ жизни. Наше здоровье в наших руках»

«Влияние здорового образа жизни подростков на физические и умственные способности старшеклассников на уроках английского языка по УМК О.В.Афанасьевой и И.В.Михеевой для школ с углубленным изучением ан...

Мастер - класс "Наше здоровье в наших руках"

Тема : Наше здоровье в наших рукахЦель: содействовать сохранению и укреплению здоровья , формированию ценности здоровья и здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.Задачи:...

Открытое мероприятие. Квест для учащихся 5-7 классов "Здоровье в наших руках"

Квест для учащихся 5-7 классов "Здоровье в наших руках"...