«Система профессиональной ориентации и психологического тестирования. Электронная форма Портфолио.»
статья по психологии по теме

Перова Татьяна Францевна

Профориентационная работа со школьниками предполагает решение следующих задач: информационно-справочных, диагностических, психологической поддержки и принятия учащимся конкретного решения.

Но главная задача - сформировать ответственное отношение к своему выбору, развить способность к самоопределению, как некое умение, навык, т.к. «самоопределяться», «строить свою карьеру» современному человеку в реалиях рыночной экономики необходимо всю свою трудовую жизнь. Развить способности ориентироваться, самоопределяться, принимать решения, проектировать - становиться возможным в школьной системе комплексной профессиональной ориентации, в частности в рамках уроков «Психология и выбор профессии» через активное использование Единого информационного пространства, Мониторинга поддержки профессионального роста учащихся, Интернет-ресурсов ((http://www.shkolniky.ru; http://msk.rabotka.ru; http://www.zarplata.ru; http://www.labor.ru.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система профессиональной ориентации и психологического тестирования. Электронная форма Портфолио.»

Сегодня экономический кризис еще более обостряет для школьников проблему профессионального выбора.

Исследования показали, что проблемы с выбором профессии связаны с тем, что многие школьники не всегда адекватно оценивают свои возможности и профессиональные склонности,  не обладают информацией о содержании профессий, не в полной мере представляют, чем занимается данный специалист, каков характер и условия его труда в конкретной профессии, зачастую ошибочно воспринимают престижность профессии.

В связи с этим, профориентация становится одним из важных направлений деятельности педагога-психолога.

Основной целью профориентационной работы в средней и старшей школе является активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению - выбору сферы профессиональной деятельности, с одной стороны - оптимально соответствующей личностным особенностям, с другой -  запросам рынка труда в кадрах.

Профориентационная работа со школьниками предполагает решение следующих задач: информационно-справочных, диагностических, психологической поддержки и принятия учащимся конкретного решения.

Но главная задача - сформировать ответственное отношение к своему выбору, развить способность к самоопределению, как некое умение, навык, т.к. «самоопределяться», «строить свою карьеру» современному человеку в реалиях рыночной экономики необходимо всю свою трудовую жизнь. Развить способности ориентироваться, самоопределяться, принимать решения, проектировать - становиться возможным в школьной системе комплексной профессиональной ориентации, в частности в рамках уроков «Психология и выбор профессии» через активное использование Единого информационного пространства, Мониторинга поддержки профессионального роста учащихся, Интернет-ресурсов((http://www.shkolniky.ru; http://msk.rabotka.ru; http://www.zarplata.ru; http://www.labor.ru)

Такой подход делает процесс обучения более эффективным и позволяет:

  • Получить элементарные теоретические знания по психологии личности и профессиональному просвещению, несмотря на отсутствие учебников.  
  • Получить подробные результаты комплексной психологической диагностики.
  • Овладеть практическими навыками самостоятельной работы с Интернет- ресурсами в области профориентации.
  • В этом году в рамках экспериментальной площадки в школе создается электронная форма портфолио. Кроме традиционных разделов: «Портрет»; «Записи об участии в образовательной, общественной, спортивной деятельности», «Портфолио документов»; «Портфолио работ», в электронную форму включены разделы «Мои возможности», «Моя будущая профессия», отражающие результаты профориентационной работы.

Размещение результатов в электронной форме более удобно, к ним можно обратиться как на уроке, так и дома, их можно обсудить с родителями,  они могут использоваться в работе профконсультанта, быть сохраненными длительное время, использоваться в будущем для сравнения со вновь полученными данными.

В соответствии с целью профессиональной ориентации основными направлениями в школе являются:

  1. Изучение особенностей личности, склонностей и интересов учащихся.

В работе используется Мониторинг поддержки профессионального роста учащихся.

Цель данной системы – помочь ученику сделать конструктивный выбор профессии на основе знаний о том:

  • кем он ХОЧЕТ быть
  • кем он МОЖЕТ быть.

Результаты тестов учащийся может видеть сразу после их прохождения.

Блок психологической диагностики представлен тремя разделами:

Свойства личности.

В этот раздел включен тест Кеттелла, предназначенный для комплексной оценки черт личности подростка. Его показатели дают представления о наличии патологических личностных проявлений, которые могут стать препятствиями в профессиональном развитии.

Профессиональная ориентация

Данный раздел содержит тесты, с помощью которых исследуются:

  • профессиональный личностный тип, который максимально соответствует личности учащегося ( реалистический, артистический, конвенциональный, социальный, исследовательский, предпринимательский)
  • профессиональные интересы – позволяет выявить не только предпочитаемые, но и отвергаемы сферы деятельности
  • профессиональные предпочтения – определяются ведущие профессиональные предпочтения в следующих сферах: знаковая система, техника, живая природа, человек,  неживая природа, художественный образ. Все сферы рассматриваются через три показателя: умение, желание, отношение подростка
  • мотивация – позволяет говорить о причинах(внутренних или внешних), по которым учащийся выбрал ту или иную профессию, и о том, нацелен ли он на успех
  • склонности – оцениваются организаторские и коммуникативные спсобности
  • специальные способности – оцениваются менеджерские, предпринимательские способности, творческий потенциал
  • качества, связанные с работоспособностью и стрессоустойчивостью .

Способности. В этом разделе оцениваются интеллект и когнитивные способности учащегося. Результаты позволяют судить об общем развитии и степени образованности учащегося, а также о его соответствии профессиональным требованиям.

По итогам тестирования для учащихся рассчитывается коэффициент пригодности к профессиям.

Диагностика психофизиологических свойств, самооценки, уровня притязаний, тактики поведения в конфликтных ситуациях проходит в рамках Единого информационного пространства.

В разделе  Портфолио «Мои возможности» данные всех тестов сведены в единую таблицу результатов.

 Это помогает учащемуся комплексно оценить свою личность, качества и способности, сразу заметить достоинства и недостатки в контексте профессиональных требований. Такая комплексная оценка собственной личности поможет учащемуся соотнести свои знания, умения и навыки с требованиями выбранной профессии.

  1. Профессиональное просвещение – ознакомление учащихся с миром профессий, современными видами производства, состоянием рынка труда,  содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, возможностями профессионального роста в процессе деятельности.

Использование оболочки Мудл  , Интернет- ресурсов позволяет учащимся получить теоретические знания о мире профессий, о том как правильно выбрать профессию и практические навыки получения информации о состоянии рынка труда, востребованности профессий, путях овладения выбранной профессией.

Работая с разделом «Профессиограммы», подростки знакомятся с миром профессий. Каждая профессиограмма – это подробное описание:

  • характера деятельности
  • условий труда
  • средств труда
  • профессиональных требований
  • медицинских ограничений и противопоказаний
  • информации об учебных заведениях, обучающих данной профессии.

Получив знания об интересующей его профессии, учащийся может оценить спрос на нее на рынке труда.

Все полученные данные отражаются в разделе портфолио «Моя будущая профессия».

Такая система знаний о профессиях способствует расширению профессионального кругозора учащегося.

Имея точные знания о каждой сфере деятельности, оценив свои возможности и профессиональные интересы  подросток может  успешно определиться с выбором профессии,  образовательной траектории, построением карьеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола» по профессиональной ориентации старшеклассников в системе дополнительного образования детей

В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой ...

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по вопросам профессиональной ориентации учащихся «Моё будущее!» (система классных часов в 8-9 классах ОУ СПБ)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по вопросам профессиональной ориентации учащихся   «Моё будущее!» (система классных часов в 8-9 классах ОУ СПБ)...

Роль сетевого взаимодействия в совершенствовании системы профессиональной ориентации.

Правительством Российской Федерации,  письмом Минобрнауки РФ «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования» от 19 и...

Портфолио игр, упражнений по профессиональной ориентации для обучающихся с умственной отсталостью

Представлены игры и упражнения по профессиональной ориентации для обучающихся с умственной отсталостью...

Психологическое сопровождение профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе

Психологическое сопровождение профессиональной  ориентации обучающихся с ОВЗ  в  общеобразовательной  школе...

Статья в РАОП, результат работы и участия в краевом конкурсе "Лучшие практики наставничества" при самоопределении и профессиональной ориентации через вовлечение в разные формы реализации проекта "МоПед"

laquo;Современная практика по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в образовательной организации через вовлечение в  разные формы наставничества в рамках реализации проекта ...