Педагогическая концепция Лесгафта и ее применение в Нахимовском военно-морском училище.
статья (9 класс) на тему

В педагогической науке существует представление о человеке, которое заключает в себе ряд педагогических преобразований, в которых важную роль играет воспитательная функция, что позволяет говорить о человеке как о «продукте» воспитания. Наряду с этим существует другая точка зрения, где человек, подвергаясь внешнему воздействию (родителей, воспитателей, референтных групп, социума и прочего) не является в прямом смысле «продуктом» данных педагогических преобразований, по причине собственной активности, самостоятельности, свободы выбора, стремления совершенствоваться и обладающей своей внутренней природой относительно автономной от социума. Данная позиция несет в себе противоречие. Каждый человек подвержен внешним воздействиям, особенно в детском возрасте, в тоже время, данный человек не является «продуктом» воспитания и обстоятельств в чистой форме. Данное противоречие, так актуальное в современном обществе, педагогической науке и системе образования в целом является серьезным шагом к гуманизации образовательной программы на уровне государственной политики в данной области. Гуманное отношение к ребенку – фундаментально важный принцип для современного общества, в свою очередь педагогические взгляды в НВМУ созвучны с современными тенденциями в области политики образования. На мой взгляд, предтечей данным изменениям можно считать взгляды П.Ф.Лесгафта, так сильно повлиявшие на педагогическую науку и систему образования в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция Лесгафта и ее применение в Нахимовском военно-морском училище

В педагогической науке существует представление о человеке, которое заключает в себе ряд педагогических преобразований, в которых важную роль играет воспитательная функция, что позволяет говорить о человеке как о «продукте» воспитания. Наряду с этим существует другая точка зрения, где человек, подвергаясь внешнему воздействию (родителей, воспитателей, референтных групп, социума и прочего) не является в прямом смысле «продуктом» данных педагогических преобразований, по причине собственной активности, самостоятельности, свободы выбора, стремления совершенствоваться и обладающей своей внутренней природой относительно автономной от социума. Данная позиция несет в себе противоречие. Каждый человек подвержен внешним воздействиям, особенно в детском возрасте, в тоже время, данный человек не является «продуктом» воспитания и обстоятельств в чистой форме. Данное противоречие, так актуальное в современном обществе, педагогической науке и системе образования в целом является серьезным шагом к гуманизации образовательной программы на уровне государственной политики в данной области. Гуманное отношение к ребенку – фундаментально важный принцип для современного общества, в свою очередь педагогические взгляды в НВМУ созвучны с современными тенденциями в области политики образования. На мой взгляд, предтечей данным изменениям можно считать взгляды П.Ф.Лесгафта, так сильно повлиявшие на педагогическую науку и систему образования в целом.

Нами проводилась работа по использованию антропологической теории П.Ф.Лесгафта в педагогическом процессе в Нахимовском военно-морском училище (НВМУ). НВМУ – среднее специальное образовательное учреждение, где воспитанники проходят обучение с 5 по 11 класс. В данном учебном заведении реализуются образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также программы дополнительного образования по направлениям: военно-морское, оборонно-спортивное, интеллектуальное, художественно-эстетическое, которые являются приоритетными. Образовательные программы разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего общего образования, определяют содержание, организацию образовательного процесса и направлены на индивидуализацию обучения нахимовцев, формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Еще задолго до современных преобразований в системе образования П.Ф.Лесгафт считал, что главная цель его педагогической работы заключалась в том, чтобы «...содействовать уменьшению произвола при обращении с ребенком...». Утверждая, что «каждая школа должна быть гуманистической», а именно, пребывание в школе должно быть тем светлым и фундаментально важным периодом в жизни ребенка, в результате которого «каждый воспитает в себе человека».

Не стоит исключать роль самого человека, благодаря активности и настойчивости которого, формируются истинно человеческие качества такие, как стойкость, честность, уважение к другим людям, самостоятельность. Но не стоит и забывать, что «...задача каждой школы должна состоять не в сообщении знаний, а в том, чтобы содействовать развитию отвлеченного мышления молодого человека и образованию у него понятия о человеческой личности и ее неприкосновенности — ни пальцем, ни словом, ни мыслью (умственное образование). Кроме того, здесь необходимо в одинаковой мере научиться владеть своим телом и уметь по слову подходить к каждой требуемой работе (физическое образование). Нравственное (этическое) и эстетическое развитие молодого человека явится само собою, как последствие строго проведенного умственного и физического образования, соответственно указанным выше задачам». При этом нельзя разъединять физическое и умственное образование, которые дополняют друг друга. Таким образом, под образованием П. Ф. Лесгафт понимал обретение истинно человеческого образа. В НВМУ в соответствии с воззрениями Лесгафта, педагоги стараются быть внимательными к желаниям и потребностям ребенка, не предлагают шаблонные знания, побуждают к активному диалогу и аргументации, что способствует лучшему пониманию изучаемого вопроса, а также учит искусству вести диалог, что в дальнейшем может пригодится в решениях конфликтных ситуаций и много другого.

П. Ф. Лесгафт подчеркивал органическое единство телесных (физических) и душевных (умственных и нравственных) проявлений человека, и считал, что педагогика должна опираться на знание этих проявлений. Сохранение и развитие впечатлительности ребенка, активная роль всех участников педагогического взаимодействия наряду с гуманностью являются базовыми ориентирами педагогического взаимодействия в его концепции. С этой целью ученый предлагал сочетать в педагогическом процессе свободные проявления ребенка с тактичным руководством со стороны педагогов. Преподавание в НВМУ ведется в соответствии с принципами заложенными еще Лесгафтом, где внимательно относятся к ребенку, ценят его индивидуальные особенности, побужают интерес к окружающей действительности и всячески поддерживают детские устремления, тактично направляя в нужное русло.

Данные взаимодействия приобретают особую важность в физическом образовании, где важны не только «закрытые» навыки, результат реализации которых зависит от усилий самого человека, но и «открытые» навыки, которые заключаются в умении человека согласовывать свои действия с действиями других людей, предвосхищать их и соответствующе реагировать. Умение предвидеть движения партнеров и координировать свои действия с действиями других лиц, выполняя общую задачу, может и не зависеть от основных двигательных умений человека, вследствие этого способность к адекватному взаимодействию требует отдельной воспитательной работы, поскольку успех в сфере физического образования в большой степени определяется способностью человека интерпретировать действия других людей, сочетать в своем поведении роли лидера и ведомого.

П. Ф. Лесгафтом была разработана целая система педагогических взаимодействий, включающая и групповые, и индивидуальные формы деятельности. Ученый полагал, что разнообразие деятельности, в которую включен человек, с одной стороны, препятствует утомлению, а с другой — способствует разностороннему развитию личности. Все это на практике давно используется в преподавании в НВМУ, где занятия проводятся в разной форме. В стенах училища реализуются разные педагогические подходы, но фактически применяются как индивидуальные занятия, так и коллективные, а также занятия по самоподготовке, работа в небольших группах, публичные выступления, презентации и прочее, что способствует лучшему усвоению материала наряду с высокой работоспособностью и усвоением материала, значение которого способствует гармоничному развитию личности.

При этом ученый стремился создать такую систему, где бы воспитанники смогли проявить себя полноценными активными участниками педагогического процесса, то есть, где бы они выступали истинными субъектами педагогического взаимодействия. Воспитанники, занимая такую субъектную позицию, активно, самостоятельно и разнообразно действуют, проявляя себя в соответствии с собственными жизненными целями, сознательно выбирая наиболее адекватные способы действий. Вспоминая слова С.Л. Рубинштейна, что «всякая попытка воспитателя-учителя «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств», еще раз останавливаешь свое внимание на концепции П.Ф. Лесгафта, что помогает наладить гармоничный процесс познания и обучения для воспитанников НВМУ. Все это способствует самостоятельности, ответственности, активной жизненной позиции.

Таким образом, истинный воспитательный процесс выступает не как одностороннее воздействие, а, прежде всего, как активное и сознательное взаимодействие его участников, осуществляемое в рамках воспитательной системы.

П. Ф. Лесгафт в своей педагогической концепции касался проблем как физического, так и вербального, и жестового видов взаимодействий в условиях как семьи, так и школы. Он стремился обосновать их с научной точки зрения. Педагогически значимые действия, осуществляемые в условиях прямых и косвенных отношений (главными из которых выступают отношения типа «учитель - ученик»), ориентированы на их смысловое восприятие, то есть они имеют коммуникативный характер. Подчеркивая важность вербального компонента взаимодействия, П. Ф. Лесгафт отмечал, что необходимо внимательно и серьезно относиться ко всем детским вопросам. Оставлять их без ответов — это формировать у ребенка привычку не задумываться о последствиях и причинах своих действий, губить своим равнодушием детскую впечатлительность и любознательность, которые являются основой образования.

 Понимая данную особенность в ключе гуманного педагогического взаимодействия, у воспитателей НВМУ существует прямая заинтересованность в судьбе ребенка, желание и возможность беседовать с ним на волнующие его темы. Такое осознанное, спокойное взаимодействие с ребенком предотвращает его излишнюю подражательность и формирует у него правдивость, простоту и непосредственность поведения, а также самостоятельность, уверенность в себе, смелость и любознательность, что немаловажно в формировании развитой образованной личности в современном обществе.

Лесгафт относился негативно к мелочной опеке, часто сопровождающейся, «...бесконечным рядом кратких и бессмысленнейших моралей в роде: «не шали», «так умники не делают», «не приставай со своими рассуждениями», «об этом хорошие дети не говорят», «не рассуждай, а делай то-то и то-то» и т.д. и т.д.». П. Ф. Лесгафт подчеркивал необходимость избирательного отношения со стороны педагогов к содержанию и характеру вербальных воздействий на подрастающее поколение. Он полагал, что вербальная агрессия со стороны взрослых, выражающаяся в повышении голоса, использовании резких выражений, ведет к утрате доверия между воспитателем и его воспитанниками. В стенах НВМУ, куда дети попадают надолго, а домой попадают изредка в связи с особенностями учебного заведения и в связи с тем, что в данное учебное заведение приезжают воспитанники со всей страны, педагоги и воспитатели должны взять на себя функцию не просто учителя, который объясняет урок и дает домашние задания. В стенах НВМУ педагог – это уже не совсем педагог в привычном смысле данного слова, а это еще и отчасти родитель, который сможет ответить на интересующий вопрос, сможет поддержать, оградить от ненужного воздействия или даже защитить ученика. Таким образом, для НВМУ идеи Лесгафта не теряют своей актуальности.

П. Ф. Лесгафт очень точно охарактеризовал состояние ребенка в следующих ситуациях: «Если, приведя ребенка к порядку, возвысить голос или крикнуть, то он встрепенется, затихнет и в этом состоянии останется в продолжение известного промежутка времени, который будет тем меньше, чем более ребенок привык к подобному обращению или чем тише и мягче был сделан подобный призыв. После более или менее продолжительного покойного состояния ребенок задвигается, покажет язык или сделает какое-либо безобразное движение[1]». Это явление П. Ф. Лесгафт объяснял с физиологической точки зрения тем, что сильное раздражение приводит к снижению восприимчивости нервной системы. В связи с этим дети, после того как на них оказало воздействие грозное высказывание учителя, через некоторое время становятся еще более расторможенными, чем раньше, поэтому все кто пытается остановить детское озорство резкими высказываниями или осязательными действиями получают результаты, прямо противоположные ожидаемым последствиям. А так как причина детского проступка не обнаружена, то и невозможно ее нивелировать и, следовательно, невозможно повлиять в должной мере в дальнейшем на подобное поведение детей. Более того, вследствие этого может сформироваться стойкая неприязнь между воспитателями и воспитуемыми. В данном случае вместо истинного педагогического взаимодействия будет иметь место соперничество. И сейчас найдутся педагоги, кто придерживается стратегии соперничества, не осознавая того, что подобная ограниченность воспитателя приводит к нравственной деградации его самого и его учеников. Таким образом, немаловажен аспект коммуникативной компетенции педагога, подразумевающей под собой умение осуществлять самоанализ и интерпретацию собственного коммуникативного поведения, организовывать вербальное взаимодействие с воспитанниками, а также адекватно реагировать в различных ситуациях речевого взаимодействия. В НВМУ тщательно подходят к подбору персонала, уделяя внимание их педагогическим принципам и взглядам. Грубое отношение к ребенку или того более телесные наказания неприемлемы в современном воспитательном процессе, которые вместо обучения только оскорбляют воспитанников. В НВМУ – ученик – не просто ученик, а полноправный субъект обучения и воспитания, а значит, заслуживает уважительного и внимательного отношения.

Там где ученик воспринимается как субъект процесса обучения,имеет место говорить о равноправном участнике, а значит следует говорить о сотрудничестве. Основой сотрудничества «педагог-воспитанник» выступает совместное планирование деятельности, коллективное обсуждение полученных результатов, то есть в данном случае педагогическое взаимодействие выступает как сотворчество педагога и его воспитанников, которое предполагает у них достаточно высокую степень сознательности и самостоятельности. Следует отметить высокую ориентацию на еще большую самостоятельность воспитанников. П.Ф. Лесгафт описывал это так: «...Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам».От педагога подобная деятельность требует большого профессионализма, развитых прогностических возможностей, умения, не давая готовых ответов, подвести воспитанников к самостоятельному разрешению возникающих у них проблем.

Особое место во взаимодействиях педагог-ученик занимает идея игры в концепции П.Ф.Лесгафта, где гармонично переплетается нравственное, физическое и умственное воспитание. Именно игровая деятельность, как деятельность, протекающая в условных ситуациях, позволяет естественным образом формировать у ребенка сознательное произвольное поведение, ибо играющий, с одной стороны, осознает всю условность игры, с другой — включен посредством нее в реальную деятельность, которая требует от него определенных действий, направленных на решение часто нестандартных проблем. Сочетание данных компонентов и является важным условием эффективности социализирующего действия игры. Игра – важнейший компонент обучения для детей, по причине своей неординарности и легкости усвоения. В НВМУ проводятся разборы разных ситуаций, выполнение кейсов, решение задач в группах в игровой форме, что помогает лучшему развитию.

 Функция контроля по Лесгафту должна реализовываться через простые правдивые и искренние слова воспитателя. П. Ф. Лесгафт не признавал целесообразности вознаграждений и наказаний. В качестве антропологического обоснования этого решения П. Ф. Лесгафт использовал теорию прибавочного раздражителя, которая заключается в том, что после каждого действия раздражителя восприимчивость к нему снижается, то есть, чтобы получить ответную реакцию на первоначальном уровне, необходим каждый раз все более сильный раздражитель. Исходя из этой психофизиологической теории, П. Ф. Лесгафт сделал педагогический вывод о том, что с целью сохранения впечатлительности ребенка необходимо избегать очень сильных раздражителей или тех, которые не соответствуют его природным особенностям, вследствие этого П. Ф. Лесгафт считал поощрения и наказания вредными для ребенка. На мой взгляд, постулат Лесгафта о поощрениях и наказаниях интересен, но может подвергнуться сомнению, например, бихевиористы, напротив, выступали за положительные подкрепления, что способствует лучшему усвоению и пониманию тех или иных вещей.

Базовым ориентиром нравственного воспитания для П. Ф. Лесгафта стала правдивость человека, а правда как соответствие слов делу — важной нравственной ценностью. Именно детский возраст, а особенно имитационный период, он считал очень благодатным в плане нравственного воспитания и связанного с ним формирования гуманных ценностных ориентаций. Этот вывод ученый делал, исходя из того, что наиболее сильное влияние на человека оказывают те воздействия, которым он подвергался в раннем детстве. В связи с этим П. Ф. Лесгафт утверждал: «Обыкновенно предполагают, что ребенка можно и обмануть, ведь он глуп, не разберет; между тем как различие правды и неправды у него слагается именно таким образом, что он приучается проверять слышанное им с видимым и осязаемым»

Воспитание — это, прежде всего, самовоспитание и самопознание самих воспитателей. Именно такой подход позволяет избежать взаимодействия с детьми по шаблонному принципу, поскольку, чем глубже человек понимает себя, тем лучше он понимает других, в том числе и своих воспитанников.

Таким образом, анализируя концепцию П. Ф. Лесгафта, можно прийти к выводу о том, что для дошкольников наиболее оптимальным ученый считал свободное воспитание, где функция взрослых, которые в соответствии со своими идеалами, целями и ценностями воздействуют на своих подопечных, ограничивается созданием благоприятных условий для развития детей, ненавязчивым руководством их деятельностью.

В связи с этим важнейшую роль играют ценностные ориентации педагога, которые определяют направление педагогической деятельности и, в конечном счете, влияют на умственное, нравственное и физическое развитие воспитанника. Такими важнейшими ценностными ориентирами, направляющими процесс совершенствования человека для П. Ф. Лесгафта были: воля как сознательное стремление наперекор трудностям осуществлять свои цели; творчество как способность человека сделать нечто новое, неординарно решать поставленные задачи; а также вышеупомянутая сознательность, когда человек постоянно анализирует свое поведение с критической точки зрения, и правдивость, то есть соответствие его высказываний ходу его мыслей и действий, и связанная с ней способность владеть и управлять собой.

Выраженность данных качеств у самого педагога является, по П. Ф. Лесгафту, залогом их формирования у воспитанников, когда влияние любящих и правдивых воспитателей очень велико. Все эти качества педагога, его ценностные ориентации, отношение к работе и к воспитаннику как к субъекту  не теряют своей актуальности и в современной действительности в рамках НВМУ.

В НВМУ в соответствии с воззрениями Лесгафта, педагоги стараются быть внимательными к желаниям и потребностям ребенка, не предлагают шаблонные знания, побуждают к активному диалогу и аргументации, что способствует лучшему пониманию изучаемого вопроса, а также учит искусству вести диалог, что в дальнейшем может пригодится в решениях конфликтных ситуаций и много другого.

Преподавание в НВМУ ведется в соответствии с принципами заложенными еще Лесгафтом, где внимательно относятся к ребенку, ценят его индивидуальные особенности, побуждают интерес к окружающей действительности и всячески поддерживают детские устремления, тактично направляя в нужное русло.

П. Ф. Лесгафтом была разработана целая система педагогических взаимодействий, включающая и групповые, и индивидуальные формы деятельности, что препятствует утомлению и способствует разностороннему развитию личности. На практике давно используется в преподавании в НВМУ, где занятия проводятся в разной форме. В стенах училища реализуются разные педагогические подходы, но фактически применяются как индивидуальные занятия, так и коллективные, а также занятия по самоподготовке, работа в небольших группах, публичные выступления, презентации и прочее, что способствует лучшему усвоению материала наряду с высокой работоспособностью и усвоением материала, значение которого способствует гармоничному развитию личности.

П. Ф. Лесгафт отмечал, что необходимо внимательно и серьезно относиться ко всем детским вопросам, и если игнорировать последние – это приведет к равнодушию, лени, что губительно скажется на образовательном процессе. Понимая данную особенность в ключе гуманного педагогического взаимодействия, у воспитателей НВМУ существует прямая заинтересованность в судьбе ребенка, желание и возможность беседовать с ним на волнующие его темы. Такое осознанное, спокойное взаимодействие с ребенком предотвращает его излишнюю подражательность и формирует у него правдивость, простоту и непосредственность поведения, а также самостоятельность, уверенность в себе, смелость и любознательность, что немаловажно в формировании развитой образованной личности в современном обществе.

Немаловажно умение педагога осуществлять самоанализ и интерпретацию собственного коммуникативного поведения, организовывать вербальное взаимодействие с воспитанниками, а также адекватно реагировать в различных ситуациях речевого взаимодействия. Функция контроля по Лесгафту должна реализовываться через простые правдивые и искренние слова воспитателя. Воспитание — это, прежде всего, самовоспитание и самопознание самих воспитателей. В НВМУ тщательно подходят к подбору персонала, уделяя внимание их педагогическим принципам и взглядам. Грубое отношение к ребенку или того более телесные наказания неприемлемы в современном воспитательном процессе, которые вместо обучения только оскорбляют воспитанников. Идеи гуманного отношения в соответствии с концепцией П.Ф.Лесгафта активно используются в образовательном учреждении. В НВМУ – ученик – не просто ученик, а полноправный субъект обучения и воспитания, а значит, заслуживает уважительного и внимательного отношения.

Игра – важнейший компонент обучения для детей, по причине своей неординарности и легкости усвоения. В НВМУ проводятся разборы разных ситуаций, выполнение кейсов, решение задач в группах в игровой форме, что помогает лучшему развитию.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая концепция Колесник О. А. "Применение интерактивных средств на уроках английского языка"

Моя педагогическая концепция основана на изучении влияния интерактивных технологий на уроке с целью повышения качества обучения....

К вопросу особенностей военно-патриотического воспитания в Нахимовском военно-морском училище

    В Нахимовское военно-морское училище дети поступают после окончания начальной школы в возрасте 10-11-ти лет. Здесь реализуются образовательные программы основного общего и...

Классный час "Ленинградское Нахимовское военно-морское училище"

Классный час для ознакомления воспитанников пятого класса с историей Ленинградского Нахимовского военно-морского училища....

Модель профессиональной ориентации воспитанников Нахимовского военно-морского училища.

Профориентация – это «научно-обоснованная система подготовка молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные способности каждой личности, так и необх...

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское уч

I. Организация и осуществление образовательной деятельности1. Настоящий Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных ор...

Нахимовское военно-морское училище - кузница «Питонов». Откуда пошло название «Питон» и «Питония».

Нахимовское военно-морское училище на протяжении 75 лет является кузницей кадров будущих офицеров военно-морского флта. В данной публикации изложен материал о создании НВМУ и зарождения традиций в Нах...

Реализация программы по адаптации воспитанников Санкт-Петербургского Нахимовского военно-морского училища.

Изучение проблемы адаптации пятиклассников к условиям обучения в Нахимовском ВМУ продиктована необходимостью организации воспитательной работы и психолого-педагогического сопровождения нахимовцев в пр...