Реализация программы по адаптации воспитанников Санкт-Петербургского Нахимовского военно-морского училища.
статья (5 класс)

Изучение проблемы адаптации пятиклассников к условиям обучения в Нахимовском ВМУ продиктована необходимостью организации воспитательной работы и психолого-педагогического сопровождения нахимовцев в процессе освоения ими новых социальных ролей, принятия нового социального статуса, установления системы межличностных отношений в коллективе и учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_adaptatsiya.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Реализация программы по адаптации воспитанников Санкт-Петербургского Нахимовского военно-морского училища.

Е.А. Жидкова

Федеральное государственное казённое образовательное учреждение

«Нахимовское военно-морское училище

Министерства обороны Российской Федерации», г. Санкт-Петербург

        Изучение проблемы адаптации пятиклассников к условиям обучения в Нахимовском ВМУ продиктована необходимостью организации воспитательной работы и психолого-педагогического сопровождения нахимовцев в процессе освоения ими новых социальных ролей, принятия нового социального статуса, установления системы межличностных отношений в коллективе и учебной деятельности.

Термин "адаптация" происходит от лат. adaptation – приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функции, органов и клеток к условиям среды. Изначально термин «адаптация» являлся чисто биологической категорией и рассматривался как адаптивный процесс, присущий всем живым существам и являющийся механизмом эволюции биологического вида. Иначе говоря – это процесс приспособления
к изменяющимся условиям внешней среды.

Школьная адаптация – представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения.
Это один из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который и является показателем ее зрелости.

Нахимовское военно-морское училище – это особая образовательная среда, в котором осуществляется специализированная образовательная деятельность по развитию личности, ее самоопределению и самореализации. Одной из главных задач довузовского образовательного учреждения Министерства Обороны Российской Федерации, наряду со школьной программой, является и начальная военная подготовка воспитанников, которая служит базовой ступенью для поступления в профильные военные ВУЗы.

Поступление в Нахимовское ВМУ – не только важный, но и очень сложный, напряженный период в жизни ребенка, прежде всего потому,
что училище с первых дней обучения ставит перед воспитанниками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требующих от них максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Здесь, в отличие от других коллективов, воспитанники круглосуточно находятся в окружении своих сверстников и воспитателей, интенсивно общаются с ними, активнее проявляют себя как личность в системе межличностных отношений
и совместной деятельности.

Актуальность изучения проблемы адаптации пятиклассников
к условиям обучения в Нахимовском ВМУ продиктована необходимостью организации воспитательной работы и психолого-педагогического сопровождения нахимовцев в процессе освоения ими новых социальных ролей, принятия нового социального статуса, установления системы межличностных отношений в коллективе и учебной деятельности.

Адаптационные возможности каждого воспитанника индивидуальны
и зависят от границ его личностных особенностей. Сохранение психологического здоровья ребенка на этапе начальной стадии пубертатного возраста во многом определяется успешностью прохождения процесса социально-психологической адаптации при переходе из начального в среднее звено обучения.

Трудности адаптации нахимовцев-пятиклассников обусловлены многими факторами, изменяющими жизнь ребенка: отделением от семьи, связанным с переменой места жительства, и в связи с этим оторванностью
от привычного уклада жизни и системы семейных взаимоотношений; необходимостью самостоятельной организации повседневного быта – следить за формой, личной гигиеной и другие навыки самообслуживания; жизнью
в новом коллективе, гомогенном по своему составу; жесткой регламентацией распорядка дня; жизнью по воинскому уставу, которая отличается субординацией, подчинением и преобладанием групповых видов деятельности.

Трудности учебной адаптации связаны, прежде всего, с много предметностью, усложненной учебной нагрузкой, с введением предметов дополнительной программы, включая военную подготовку.

Скорость и характер протекания процесса адаптации новичка
к условиям жизнедеятельности в училище зависит от ряда объективных
и субъективных факторов, важнейшими из которых являются: изначально положительная установка на выбранную профессию и учебное заведение; степень соответствия представления полученной информации об училище
с реальными условиями, с которыми придется столкнуться; понимание важности и знание сути закономерностей, факторов адаптации вчерашнего школьника к новой социальной среде; наличие и понимание перспектив своего профессионального роста; создание условий для самореализации.

Насколько нахимовец успешно овладевает знаниями
по общеобразовательным и специальным дисциплинам, проявляет заинтересованность к освоению навыков на практике, умеет устанавливать контакт со сверстниками, пользуется уважением в группе, зависит благополучие и успешное развитие его личностно-профессиональных качеств.

В процесс адаптации воспитанников к обучению в училище следует включать ряд аспектов: психолого-педагогический (связанный
с приспособлением обучающихся к новому учебно-воспитательному процессу); социально-психологический (имеющий связь с усвоением учащимися социальных норм, установлением и поддержанием социального статуса в новом коллективе); мотивационно-личностный (определяющий, формирование позитивных учебных мотивов и личностных качеств); психофизический (предполагающий, приспособление функций и реакций организма к требованиям новой среды).

Легкость и полнота социально-психологической адаптации зависят как от коммуникативных способностей личности, так и от особенностей коллектива.

Программа по адаптации представляет собой систему взаимодействий коллектива образовательного учреждения и направленна на формирование и развитие социально-значимых качеств личности нахимовцев, их дальнейшего профессионального становления в обществе. Она направлена на развитие у воспитанников умения правильно, реалистично оценивать свои результаты и возможности в той или иной сфере деятельности, на повышение уровня принятия себя, поддержки благоприятного представления о себе, своей способности к саморазвитию и самосовершенствованию. В рамках программы мы имеем возможность воздействовать на становление «Я-концепции» нахимовца, его представления о себе и отношение к себе не только во время осуществления этой программы, но и в реальной, повседневной жизни.

Основной целью программы является - оказание комплексной помощи
и поддержки воспитанников в успешной адаптации на первом этапе обучения в Нахимовском военно-морском училище. Достижению поставленной цели способствовало решение целого комплекса задач: включить поступивших
в НВМУ нахимовцев в систему внутри училищного распорядка; выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности нахимовцев; сформировать устойчивую мотивацию учащихся к обучению; развить
навыки саморегуляции, чувство уверенности в себе
и в собственных силах с опорой  на внутренние резервы; развить
у воспитанников социальные навыки, необходимые для конструктивного
и ответственного поведения в обществе; воспитать у нахимовца чувство патриотизма, долга, гордость за принадлежность к России и нахимовскому братству; создать условия для реализации выявленного творческого потенциала воспитанников в учебной и повседневной деятельности; развить
у воспитанников эстетические чувства; привить им экологическую культуру, культуру здорового и безопасного образа жизни; развить деловые и организаторские качества.

Реализуемые задачи программы выступают вне содержания того или иного учебного предмета, усвоенных ранее умений и навыков.

Программа рассчитана на 1 учебный год (4 четверти) для всех нахимовцев 1 курса (воспитанники 10-12 лет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социальной адаптации воспитанников детских домов "Сотвори свое будущее сам"

Программа адресована для детских домов и учреждений интернатного типа. Цикл разработанных занятий помогает воспитанникам после выпуска безболезненно пройти социальную адаптацию....

К вопросу особенностей военно-патриотического воспитания в Нахимовском военно-морском училище

    В Нахимовское военно-морское училище дети поступают после окончания начальной школы в возрасте 10-11-ти лет. Здесь реализуются образовательные программы основного общего и...

Классный час "Ленинградское Нахимовское военно-морское училище"

Классный час для ознакомления воспитанников пятого класса с историей Ленинградского Нахимовского военно-морского училища....

Модель профессиональной ориентации воспитанников Нахимовского военно-морского училища.

Профориентация – это «научно-обоснованная система подготовка молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные способности каждой личности, так и необх...

Педагогическая концепция Лесгафта и ее применение в Нахимовском военно-морском училище.

В педагогической науке существует представление о человеке, которое заключает в себе ряд педагогических преобразований, в которых важную роль играет воспитательная функция, что позволяет говорить о че...

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское уч

I. Организация и осуществление образовательной деятельности1. Настоящий Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных ор...

Нахимовское военно-морское училище - кузница «Питонов». Откуда пошло название «Питон» и «Питония».

Нахимовское военно-морское училище на протяжении 75 лет является кузницей кадров будущих офицеров военно-морского флта. В данной публикации изложен материал о создании НВМУ и зарождения традиций в Нах...