ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Художественно-эстетического направления «БИОПЛАСТИКА»
рабочая программа на тему

Барышникова Ольга Владимировна

Образоватиельная программа по биопластике предназначена для детей с ОВЗ. Срок реализации программы рассчитан на 2 года. В основу концепции программы положена идея о том, что углубленное изучение детьми в системе ДПИ художственной культуры и активное приобщенине к ее лучшим образцам не только формирует у ребенка совокупность эстетических представлений, развитый художественный вкус, но и умение адекватно реагировать на проявления массовой культуры, внутренне противостоять ее подчас агрессивному воздействию на личность.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_baryshnikova_dlya_shkoly.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Художественно-эстетического направления

«БИОПЛАСТИКА»

Срок реализации 2 года

Возраст обучающихся 1-7 класс

(для детей коррекционной школы XIII вида)

Барышникова О.В.

Пояснительная записка.

Это старинный обычай   - изготавливать из теста (муки, воды и соли) и украшать различные религиозные фигурки из народных сказаний. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали для преклонения перед своими божествами фигурки из теста. Когда в Германии в XIX веке главным символом Рождества стала елка, бедные люди изготавливали  из хлебного теста рождественские украшения.

Чтобы сохранить их от поедания мышами и насекомыми, в тесто добавляли большое количество соли – так возникло соленое тесто.

Во время первой мировой войны, также в первые годы после нее изготовление фигурок из соленого теста было невозможно, так как не хватало соли. Искусство создания фигурок было утеряно. Около 20 лет назад  это древнее искусство было возрождено.

В настоящее время лепка из соленого теста приобрела популярность среди детей и взрослых. Изделия из соленого теста можно увидеть на выставках-вернисажах среди изделий народных промыслов. Лепят везде – в детском саду, в школе. И это неудивительно, лепить из соленого теста – большое удовольствие и радость. К тому же все необходимые материалы легкодоступны. Лепка из соленого теста выгодно отличается от пластилина и даже глины. Это удивительно нежный, мягкий, теплый, пластичный материал, который не пачкает рук. При правильном замесе – не крошится, не трескается, долго сохраняется.

Соленое тесто – экологически чистый материал, поэтому комок мягкого, теплого теста можно смело доверить любому малышу. Работа с соленым тестом вызывает  приятные ощущения теплоты, мягкости и податливости в неумелых руках ребенка.

Образовательная программа «Биопластика» является модифицированной. За основу взята типовая программа Министерства образования СССР  «Лепка в детском саду». Автор- Халезова М.И.; Москва, Просвещение, 1992год.

Отличительные особенности и новизна программы.

В основу концепции программы положена идея о том, что углубленное изучение детьми в системе ДПИ (декоративно прикладное искусство), художественной культуры, и активное приобщение к её лучшим образцам не только формирует у ребёнка совокупность эстетических представлений, развитый художественный вкус, но и воспитывает умение адекватно реагировать на проявления массовой культуры, внутренне противостоять её подчас агрессивному воздействию на личность.

Программа знакомит детей с необычным видом деятельности декоративно-прикладного направления – лепкой из соленого теста.

 Полноценное развитие ребенка зависит не только от условий воспитания и обучения в детском образовательном учреждении и семье, но и от его физического здоровья и эмоционального благополучия. Здоровый ребенок обладает определенным психологическим запасом прочности. Дети, имеющие различные нарушения в развитии, а тем более дети-инвалиды, нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых. Ее эффективность во многом зависит  от работы педагога, чья деятельность направлена на достижение социальной адаптации детей с нарушениями в развитии.

     Дети с органическими  поражениями головного мозга, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, задержкой речевого развития, имеющие различные нарушения в формировании эмоционально-личностной и коммуникативной сфер, заслуживают особого внимания, так как недостаток выразительности моторики, неумение правильно выразить свои чувства и эмоции затрудняют их общение со сверстниками и взрослыми. Для этих детей характерны ослабленная нервная система, повышенная утомляемость, импульсивность, неуверенность в себе, замкнутость.

        Существуют общие правила, о которых следует помнить при работе с детьми, имеющими трудности в развитии. Необходимо:

Учитывать психофизические возможности детей;

Устанавливать доверительные отношения;

Учитывать интересы детей, обеспечивать добровольное участие в занятиях;

Повышать активность детей через творческое взаимодействие;

Создавать ситуации успеха для повышения самооценки ребенка.

    Детям с нарушение интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

        Обучающиеся постепенно усваивают понятие преемственности сложившихся в народном искусстве традиций, видят возможности художественного творчества в различных его проявлениях.

    Детям предоставляется возможность попытаться сформулировать и решить свои личные задачи через  изобразительную деятельность, для этого некоторые задания формулируются таким образом, чтобы в процессе выполнения ребята имели возможность  анализировать  особенности собственной личности и свои отношения с окружающим миром.  

          Процесс лепки из соленого теста тесно связан с развитием сенсорно-перцептивной сферы ребенка с ограниченными умственными возможностями. Для того чтобы ребенок мог совершать трудовые операции, необходимо чтобы он был знаком  со свойствами пластичных материалов: глина, пластилин, мастика, соленое тесто, полимерная глина, холодный фарфор сходство и различие, в процессе практической деятельности, обыгрывание готовых изделий.

В процессе освоения программы дети получают навыки работы с акварелью и гуашью, тушью и фломастерами, карандашом и другими изобразительными средствами.

Предлагая обучающимся различные способы сочетания и использования  традиционных художественных средств и приемов, создаются дополнительные условия для раскрытия творческих возможностей и творческой самостоятельности ребенка.

Передача объема, пропорций, грамотное решение композиции и введение цвета, позволяют детям значительно обогатить свои творческие работы и полнее воплотить свои замыслы.

В результате использования многообразия технических, художественных средств, при  работе с соленым тестом у детей формируются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, обобщение. Развиваются память, мышление, воображение, художественно-образная речь.

    Идея программы заключается в том, чтобы подвести детей к состоянию вдохновенного творчества, через сознательную работу.    Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог должен действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента  лепки. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих  силах и способствовала развитию готовности заниматься лепкой.

   На занятиях лепкой в занимательной форме используются доступные детям способы и приемы лепки, во время работы воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход  к усложненным способам лепки с использованием инструментов, совершенствует мелкую моторику рук

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

  • Повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, цвета, фактуры, веса, пластики;
  • Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • Синхронизируют работу обеих рук;
  • Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
  • Формируют умение видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Ведущими принципами данной программы являются:

  • Принцип естественного и гармоничного взаимодействия с детьми с ОВЗ  в процессе обучения их технологии работы с соленым тестом;
  • Дифференцированный подход в определении  объемов, характера содержания, форм обучения;
  • Развитие качественного типа мотивации, обеспечивающий единство целей, потребностей и мотивов учебно-практической деятельности.

      У детей с отклонениями в развитии наблюдается отставание в развитии творческого воображения. Коррекция отклонений в развитии данной психической функции дает положительный результат в том случае, когда работа педагога в этом направлении носит целенаправленный характер и организуется в два этапа:

 первый этап - пропедевтический, где формируются предпосылки творческого воображения,

второй – основной, в процессе которого формируются самостоятельные творческие проявления детей.

     Содержание, методика проведения и организация занятий должны быть направлены на развитие детского творчества. Для этого необходимо не только развитие эстетического восприятия, воображения, формирования образных представлений, но и овладение детьми разнообразными способами и приемами  лепки при выполнении своих  работ.

          Программой предусмотрено участие обучающихся в выставках, тематических конкурсах проводимых в школе. Дети получают возможность почувствовать себя  мастерами, сравнить свои работы и работы товарищей, посмотреть на свои изделия со стороны, показать их родственникам и друзьям. Возможность  предъявить свои творческие достижения в мире взрослых  в заведомо комфортных  условиях очень важна для успешной последующей адаптации ребенка в социуме, их творческого развития, формирования самостоятельной деятельности. Лепка из соленого теста «ставит», тренирует пальцы рук. Ребенок познает окружающий мир через осязание, таким образом, возможна коррекционная работа у детей с недостатками в развитии.

В конце каждого учебного года проходит отчетная итоговая выставка, в которой принимают участие все обучающиеся студии.

Актуальность программы определяется непреходящей значимостью занятий художественным творчеством для обогащения духовной жизни ребёнка, становления его эмоционально-ценностного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме. В работе с детьми с нарушением интеллекта используются особые приемы,  не допускаются частые повторения, необходимо определение психического состояния ребенка.

      В наши дни искусство лепки из соленого теста переживает необычайный расцвет: с одной стороны, велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности для воплощения композиционного замысла, эмоционального самовыражения личности.

Организация учебного процесса.

При приеме детей в студию учитывается определяющий фактор  – желание заниматься данным видом деятельности.

Важное значение имеет организация по комплектованию групп, которая предполагает глубокий анализ способностей и склонностей детей, с тем, чтобы тактично помочь ребенку с ОВЗ наиболее полно раскрыть свои способности. Эта работа проводится без всякого нажима, не вызывая у ребенка чувства протеста, так, чтобы совет, который дает педагог, он воспринял как свое собственное желание.

Образовательная программа «Биопластика» рассчитана на два года обучения для детей 1-7 классов.

Количество детей с ограниченными физическими возможностями комплектуются в группы до 5 человек. Это обусловлено тем, что органическое поражение головного мозга проявляется у них в инертности психических процессов, снижении активности и работоспособности. Педагог может уделить внимание каждому ребенку независимо от уровня его успешности. С точки зрения психологов такое количество детей позволяет иметь единый коллектив с одним лидером, и такой коллектив управляем.

 Особенностью программы является то, что группы – разновозрастные. Эффективность разновозрастного коллектива в образовательной деятельности детей, особенно в декоративно - прикладном творчестве,  заключается в том, что дети перенимают друг у друга опыт разнообразных приемов в работе.  Важным фактором работы в разновозрастной группе является взаимопомощь (особенно при выполнении коллективных работ).

Для первого года обучения (1-4 класс) занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу и в объеме составляют 72 часов в год. Для второго года обучения (4-7 класс) занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа и составляют объем 144 часа в год.

Продолжительность занятий определяется в соответствии с возрастом детей согласно требованиям СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»; СанПиН  2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

В ходе проведения занятий предусматривается проведение физкультурных пауз и перерывов для снятия физического утомления и психологической разрядки  (выполнение заданий, композиций, упражнений).

Формы занятий носят в основном  практический характер. Такие занятия комбинируются с беседами, обсуждениями, играми, экскурсиями.

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.

Образовательный процесс, строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями  и особенностями детей, что предполагает при необходимости возможную коррекцию времени и режима занятий.

Цель программы:

Коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы и величины; развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможность сравнивать и обобщать;

знакомство детей с отдельными видами искусства и направлениями декоративно-прикладного творчества;

воспитание эмоционально-эстетического отношения к видам искусства, развитию интереса к духовному миру человека;

развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни.

Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка с ОВЗ «работают», осуществляется комплексное воздействие на личность.

Задачи:

Коррекционно-обучающие

  • Создание необходимых условий для реализации потребностей детей в избранном виде деятельности;
  • Формировать у детей представления об исторических сведениях и традициях лепки из соленого теста;
  • Учить применять на практике основы построения декоративной композиции;
  • Знакомить с элементарными законами колористики и цветоведения;
  • Учить применять на практике технические приёмы и технология лепки из соленого теста.

Коррекционно-развивающие

  • Коррекция и развитие  общих способностей обучающихся и освоение детьми умений и навыков, обеспечивающих максимально полное прохождение программы:
  • Коррекция и развитие художественно-образного видения мира: чувственно-эмоциональных проявлений, внимания, памяти, фантазии, воображения;

  • Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы, организационных умений и навыков: планировать свою деятельность и добиваться результата; определять проблемы собственной деятельности и устанавливать их причины; содержать в порядке своё рабочее место;
  • развитие у детей коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение: адекватно оценивать различные мнения, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации;

Коррекционно-воспитательные 

  • воспитание интереса к процессу обучения;
  • воспитание умения работать парами и в команде;
  • воспитание терпения, воли, трудолюбия, упорства в достижении цели;
  • воспитание аккуратности, самостоятельности;
  • воспитание  потребности в творческом росте, саморазвитии, самоутверждении.

Программа позволяет развивать индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе  восприятия изделий декоративно-прикладного творчества, традиционных художественных форм. Дает возможность развить полученные знания и приобретенные технические навыки, научиться анализировать и понимать органическую ценность народной культуры.

Кроме того, дети с ОВЗ получают доступную их возраста информацию по изучаемым предметам в школе (литература, история, музыка, математика и др.)

В студии занимаются дети, имеющие определенные навыки, полученные  в семье, и дети, не имеющие подобных навыков. Дети принимаются в течение  всего года. В сентябре для привлечения детей проводится День открытых дверей с выставкой творческих работ выполненных участниками студии. Педагог рассказывает о работе в объединении, дети демонстрируют свои работы, делятся впечатлениями от занятия.

В результате освоения программы по  лепке из солено теста  обучающиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные  умения. К концу второго года у детей формируется:

  1. Комплекс специальных знаний и навыков в данном виде продуктивной деятельности;
  2. Способность творчески воспринимать явления природы, социальной жизни, искусства;
  3. Умения чувствовать гармонию, создавать ее в жизненной ситуации, распространяя ее на отношения с людьми, с окружающим  их миром.

Отбор программного содержания, соответствующие ему темы занятий, методика обучения основываются на принципах современной дидактики и их творческой реализации – это:

  • Принцип воспитывающего обучения и формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.
  • Принцип научности;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип  сознательности обучения;
  • Принцип систематичности и последовательности обучения;
  • Принцип доступности и посильности обучения;

Первый год обучения.

Цель первого года обучения – адаптация детей к новым условиям, к учреждению, коллективу; знакомство с предметом «Лепка из соленого теста».

Задачи:

  1. Получение первичных знаний об искусстве работы с соленым тестом;
  2. Начальное овладение изобразительными средствами и  знакомство с различными техниками лепки;
  3. Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ,

К концу первого года обучения дети будут знать:

  • основные правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
  • виды лепки и элементарные способы и приемы работы с соленым тестом;
  • краткие исторические сведения об искусстве соленого теста;
  • основные средства изображения;

Будут уметь:

  • лепить несложные предметы, на основе геометрических форм;
  • уметь использовать их в своей деятельности необходимые материалы и оборудование;
  • рассказывать о своих работах и способах изготовления

Будут воспитаны:

  • элементарные правила поведения на занятии;
  • развиты начальные коммуникативные навыки общения в коллективе
  • стремление к качеству выполнения,  умению доводить начатое дело до конца.

Учебно-тематический план первого года обучения

тема

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

2

Материалы и оборудование

1

2

3

3

Предметная лепка

2

8

10

4

Сюжетная лепка

3

10

13

5

Декоративная лепка

4

10

14

6

Лепка по замыслу

3

10

13

7

Подготовка к выставкам, конкурсам

1

10

11

8

Итоговые занятия

1

7

8

Итого:

15

93

72

Содержание программы первого года обучения

1. Вводное занятие. Техника безопасности. Правила дорожного движения. -Теория. Введение в курс программы. Беседа о летнем отдыхе. Демонстрация изделий из глины, теста пластилина. В доступной форме познакомить детей с правилами безопасной работы с инструментами.

Практика. Ознакомление со свойствами глины теста, пластилина. Сходство и различие в процессе практической деятельности и обыгрывании готовых изделий. Включение детей в рассказ, обыгрывание игровых ситуаций.

2. Материалы и оборудование.

Теория. Знакомство с основным материалом – соленым тестом. Рассматривание оборудования: (стеки, сито, скалка, штампы, каттеры, экструдеры, молды, плунжеры и т.д.)

Практика. Изготовление штампов. Замешивание и окрашивание теста. Соблюдение пропорций. Подбор инструментов для изготовления изделий.

3. Предметная лепка.

Теория. Закрепление и обучение технических приемов лепки (раскатывании, скатывание, свертывание, приглаживание, примазывание, скручивание, прищипывание, вытягивание, сплющивание).

Практика. Раскатывание теста прямыми движениями ладоней. Согласованная работа обеими руками, соизмерение нажима ладоней на материал. Раскатывание  теста между ладонями круговыми движениями. Видоизменение палочки, шара – расплющивание, сплющивание между ладонями для получения полоски, диска. Раскатывание теста с участием одного пальца, двух и нескольких пальцев. Раскатывание теста скалкой, вырезывание фигурок каттерами, выдавливание теста через сито, экструдер.

3.1.Лепка по частям.

Теория. 

Лепка предметов состоящих из нескольких частей, сначала одинаковых форм, позднее – разных. Формирование у детей умений задумать тему изображения и выполнить ее, самостоятельного поиска способов изображения, элементов творческого решения.

Многократное повторение изображения одной формы. Деление общего куска на необходимое количество частей.

3.2.Лепка из целого куска.

Лепка предметов способом оттягивания мелких частей от общей массы, вдавливание пальцами для получения полых предметов, загибание краев у расплющенной формы. Сравнивание  частей между собой по форме и величине. Формирование пропорционального  соотношения.

3.3.Лепка пластическим способом. Лепка предметов из целого куска и по частям, соблюдение и передача пропорций. Формирование умений пользоваться стекой: надрезать, разрезать, примазывать. Формирование умений изображать статичность и динамичность изделий.

4. Сюжетная лепка.

Теория. Понятие – сюжет. Задумывание сюжета. Творческий подход к решению сюжета. Выделение  основного.

Практика. Раскатывание теста прямыми и круговыми движениями ладоней, расплющивание между ладонями; передача шарообразных, цилиндрических, заоваленных форм; вытягивание, деление на кусочки, объединение частей прикладыванием. Раскатывание кругообразными движениями пальцев (маленькие шарики). Составление сюжета.

Задумывание изображение лепных композиций из 2-3 предметов, творческое решение сюжета.

Использование знаний формы, пропорций предметов, различных приемов лепки.

Композиционное решение. Расположение предметов правильно и красиво.

5. Декоративная лепка.

Теория. Рельеф, барельеф. Элементарные сведения о декоративно-прикладном искусстве. Геометрический орнамент. Растительный орнамент.

Практика. Раскатывание теста скалкой. Вырезывание пластины стекой, фигурным ножом, по шаблону. Вырезывание деталей с помощью шаблона, каттеров, плунжеров. Раскатывание теста прямыми движениями между ладонями. Скручивание палочек.

Предварительное обдумывание темы, создание эскиза, условное решение формы предмета.

Формирование умений пользоваться инструментами, различными приемами  лепки, красивому, декоративному заполнению пространства, наносить рисунок и по рисунку выкладывать лепной орнамент, несколько выступающий над поверхностью.

6. Лепка по замыслу.

Теория. Понятие замысел. Анализ образцов одной темы и разного исполнительства. Теоретические понятия: творчество, самостоятельность, авторское решение. Средства выразительности. Учить выделять свойства, качества предметов, необходимые для лепки изделий.

Практика. Создание форм разными способами, разными движениями рук. Создание и преобразование цилиндрической и шарообразной  формы. Использование  инструментов, приспособлений  и мелких бытовых предметов.

Развивать умение задумывать образ, мысленно представлять, из каких частей он состоит.

Формировать умение предавать правильные пропорции и формы, применяя различные способы лепки.

Развивать умение украшать изделие дополнительными мелкими деталями.

7. Подготовка к выставкам, конкурсам.

Теория. Выбор и обсуждение темы.

Практика. Поэтапная работа над проектом. Участие в выставках.

8. Итоговые занятия

Программа второго года обучения .

Цели второго года обучения:

Закрепление знаний 1-го года;

Расширение программных знаний и требований к качеству изделий.

Задачи:

  • учить взаимовыручке, чувству товарищества, сопереживанию товарищам;
  • учить применять на практике полученные знания, умения творчески обогащая свои работы;
  • познакомить с изображением с натуры, анализа натуры.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

К концу второго года дети будут:

  • уметь ощущать себя частицей единого коллектива;
  • уметь объяснять изученный материал;
  • уметь задумывать и самостоятельно выполнять работу, применяя полученные знания, умения;
  • уметь сформулировать причину неудачи, возможность ее исправления.
  • уметь самостоятельно выполнить творческую работу, используя полученные знания.

Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п

тема

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

2

2

Материалы и оборудование

2

4

6

3

Предметная лепка

3

44

47

4

Сюжетная лепка

3

24

27

5

Декоративная лепка

4

17

21

6

Лепка по замыслу

3

34

37

7

Подготовка к выставкам, конкурсам

2

2

8

Итоговые занятия

2

2

ИТОГО

17

127

144

Содержание программы второго года обучения

  1. Вводное занятие.Техника безопасности. Правила дорожного движения.

Теория. Беседа о летнем отдыхе. Правила безопасной работы и инструментами.

Практика. Закрепление  навыков замешивания и окрашивания теста. Глазурование и лакировка изделий.

2.Материалы и оборудование.

Теория. Закрепление знаний о свойствах теста. Способах окрашивания, сушки, глазурования , раскрашивания и лакировки изделий. Применение оборудования (сито, скалка, каттеры, молды, плунжеры, стеки ,экструдер и т.д.)

Практика. Изготовление штампов. Замешивание и окрашивание теста. Соблюдение пропорций, подбор инструментов для изготовления изделий.

3.Предметная лепка.

Теория. Закрепление технических приемов лепки ( раскатывание, сплющивание, вытягивание, примазывание и т.д.)

Практика. Закреплять умение раскатывать тесто между ладонями, преобразовывать форму цилиндра, шара, оттягивать, сплющивать, раскатывать в конус, скручивать в спираль, сплющивать в ленту и т.д. Закреплять умение раскатывать тесто скалкой, получая одинаковую толщину.

3.1.Конструктивный способ лепки. Объединение одинаковых форм, объединение похожих форм, отличающихся по величине, объединение различных форм.

3.2 Скульптурный способ. Закреплять умение создавать образ, вытягивая отдельные, более мелкие части, умение передавать характерные особенности. Моделировать форму-основу разнообразными движениями (оттягивание, загибание, скручивание, придавливание и т.д.).

3.3 Комбинированный способ лепки. Умение сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей.

4. Сюжетная лепка.

Теория. Понятие – сюжет. Связь персонажей друг с другом по смыслу, по размещению в пространстве, по размеру и пропорциям, по динамике и движению.

Практика. Закреплять умение согласовывать работу обеими руками, соизмерять нажим ладоней на материал. Видоизменять  цилиндр: свернуть в кольцо, сплющить в ленту, свить или сплести 2-3 палочки; шар: слегка вытягивая с обеих сторон (овоид), оттягивая с одной стороны, сплющивать между ладонями, раскатывать конус, сплющивать с одной стороны и т.д.

4.1. Задумывание и творческое решение сюжета. Применение конструктивного, скульптурного, комбинированного  способов  лепки.

4.2. Умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

4.3. Композиционное решение, расположение предметов правильно и красиво.

5. Декоративная лепка.

Теория. Закрепление знаний о декоративно-прикладном искусстве. Понятие -  орнамент.

Практика. Раскатывание теста скалкой, получая одинаковую толщину. Лепка одинаковых, мелких деталей без помощи шаблона. Раскатывание теста между ладонями  разными движениями рук.

5.1. Лепка на форме. Раскатывание теста  скалкой равномерным слоем, оборачивание вокруг формы. Соединение краев и разглаживание швов.

5.2. Украшение налепами или прорезными узорами.

5.3. Декорирование изделий, применяя штампы, стеки,  мелкие бытовые предметы.

6. Лепка по замыслу.

Теория. Учить самостоятельно выбирать тему для лепки, способы изображения, средства выразительности.

Практика. Закреплять умение лепить предметы  конструктивным, скульптурным, модульным  и комбинированным способом.

6.1. Лепка объемных фигурок с использованием фольги, опорных шляпок.

6.2. Создание  фактурных поверхностей с использованием  различных бытовых предметов (нож,  вязальная спица, сито, пуговицы с различной фактурой ,пресс для чеснока и т.д.)

6.3. Лепка изделий с использований сухих растений.

7. Подготовка к выставкам, конкурсам.

Теория. Выбор и обсуждение темы.

Практика. Поэтапная  работа над проектом. Участие в выставках. Оформление выставки.  Обсуждение. Подведение итогов.

8. Итоговые занятия

Просмотры с обменом мнениями.  Беседы- диалоги. Обмен мнениями и впечатлениями. Обсуждение проведенной работы: Чему научились? Что понравилось? Что хочется сделать?

9.Темы работ (см.приложение №1)

Методические особенности организации образовательного процесса

по программе «Тестопластика».

Программа предполагает дифференцированный подход в определении объемов, характера содержания, форм преподавания всего цикла обучения.

Программа для каждой возрастной группы детей формируется из тематических блоков в зависимости от общей подготовки, способностей, соотношения вновь пришедших и занимающихся не первый год ребят. Учитываются также, пожелания и увлечения детей, предложения родителей.

При реализации программы учитываются базовые  знания детей, что позволяет содержать несколько образовательных уровней и самое главное – особенностей умственно отсталых детей.

Используются различные формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, консультативная и др.

Дети с ОВЗ приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности, из сообщений педагога (объяснение, рассказ), а так же в результате практической деятельности. Поэтому выбор методов и приемов проведения занятия зависит от целей и задач конкретного занятия. При отборе методов обязательно учитываются возрастные, индивидуальные особенности детей и уровень овладения ими конкретной деятельностью.

При изучении новой темы, приемов изготовления в основном используется  информационно-рецептивный метод (бъяснительно-иллюстративный). Применяется принцип «пошагового обучения». Дети видят готовый образец, получают интересные сведения о самом изделии, при необходимости краткую историческую справку. Их обучают навыкам анализа предмета, и последовательности лепки через показ и объяснение педагога.

В качестве образцов для рассматривания и обследования педагог использует предметы декоративно-прикладного искусства, выставочные изделия детей, качественно и художественно изготовленные самим педагогом образцы. В процессе такого восприятия  у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах  предмета, которые важны для его изображения (форма, величина, строение, цвет).

Организуются рассматривание иллюстраций, выставок, просмотр видеофильмов, несущих информацию о предметах, изделиях используемых в работе с детьми. Организация обследования заключается в строгой последовательности выделения свойств предмета, которые должны усвоить дети для успешной передачи их в лепке, при непосредственной беседе с детьми, которая продуманно направлена на развитие эмоциональных чувств, формирование художественно-эстетических качеств личности ребенка.

Обследование эффективно не только во взаимодействии со словом, указывающим детям, на что смотреть, что воспринимать, на помощь слову привлекается жест, обрисовывающий контур предмета, его строение.

Учитывая, что дети с нарушением интеллекта не в состоянии долго и сосредоточено рассматривать предмет, проводятся короткие по времени наблюдения, в последствии повторяющиеся 2-3 раза, постепенно расширяя представления о нем, обследуя элементы, составляющие узор, их расположение на предметной форме, цвет отдельных элементов и цветовые сочетания.

Важную роль в обучении играет длительная отработка каждого мельчайшего компонента лепки.

Педагог учит детей соотносить новые сведения, способы действия с теми которые они узнали, усвоили раньше, устанавливать взаимосвязь нового с уже известным. Опираясь на детей, которые хорошо осваивают новые приемы, педагог предлагает им помочь другим детям, или напомнить нужный прием. В результате дети приобретают навыки самостоятельного и творческого проявлении в изготовлении предметов.

Перед самостоятельной деятельностью детей составляется план работы, им задаются вопросы на закрепление и усвоение теоретических сведений. В процессе самостоятельной деятельности детей, педагог осуществляет при необходимости индивидуальную работу затрудняющимся детям повторным показом и объяснением, но уже частично, а также направляет деятельность детей на проявление самостоятельности, творчества наводящими вопросами, предложениями, не сложными подсказками и т.п. По окончании занятия результат детской деятельности обязательно анализируется. Детей побуждают вспомнить, какими приемами они пользовались, в какой последовательности работали (что делали вначале, затем, потом и наконец), как у них получились отличительные от образца работы (творческие). Это способствует не только запоминанию, но и осознанию того, как изготовить свой собственный художественный предмет, сувенир, игрушка, украшение и т.п.

Задача анализа заключается еще и в том, чтобы вызвать радость у ребят, создавших то или иное изделие. Педагог подчеркивает удачные находки, интересный замысел, выразительность или точность, аккуратность изображения. Главное вызвать у детей желание размышлять вслух, развивать умения давать образную характеристику собственным работам, замечать ошибки, находить пути исправления.

Анализ работ проводится дифференцированно в зависимости от возраста детей и характера выполненного изделия (на новые приемы, их закрепление, по замыслу).

Применение репродуктивного метода направлено на закрепление знаний, выработку умений и навыков. Педагог  подбирает  задания, их последовательность, обеспечивающую повторение, упражнение.

        Психофизические возможности детей и специфика деятельности  программы требует выделения  игровых приемов обучения. Игровые  приемы повышают  интерес  детей к лепке, создают положительный  эмоциональный настрой  и взывают желание работать, повышают эффективность процесса обучения.

Игровые приемы преподносятся в игровой ситуации, детям предлагаются  игровые роли. Повторения и упражнения, проводимые  игровым способом, никогда не наскучат детям. Игровые приемы могут быть различного  характера и применяют их для различных целей.

В одном занятии могут применяться  самые разнообразные методы и приемы. Выбор зависит от содержания, возрастных  и индивидуальных особенностей детей, чтобы обеспечить индивидуальный  подход в процессе обучения. Только такой подход сделает обучение  эффективным, позволит  развить творческие способности каждого ребенка.

        Обязательно предусматриваются и разрабатываются темы заданий на выставки, тематические задания по случаю знаменательных дат и событий и др. эти темы обсуждаются с детьми, разрабатываются их сюжеты, перспектива, расположение, используемые выразительные средства, техника исполнения.

Учитывая, что не все дети одинаково усваивают материал программы, методика данной программы заключается в обучении через игру и в игре, когда каждый ребенок может спонтанно  проявлять себя в играх, игровой учебной деятельности, в игровых взаимоотношениях со сверстниками. Эта методика дает возможность выяснить причину неудачи ребенка без акцентирования неудач, а выявления причин и поиска средств их устранения, оказания эффективной, действенной, индивидуальной помощи конкретному ребенку. Чуткое внимательное отношение  педагога к ребенку помогает ему быстрее справиться с затруднениями. Индивидуальная работа планируется и носит  планомерный характер.

Коллективная форма проведения занятий позволяет более продуктивно влиять на выработку у детей  норм и правил высоконравственного поведения, добиваться сплочения коллектива, наладить здоровые отношения между членами коллектива, чему способствует дружеская атмосфера совместного творчества, делового содружества, взаимопонимания и полного доверия между педагогом и детьми.

Все занятия делятся на три части:

  1. Объяснение задания.
  2. Процесс выполнения задания.
  3. Совместный анализ выполненной работы.

Первая и третья части самые короткие по времени в зависимости от задания, и возраста детей. Более длительное объяснение при новой  теме.  Важным моментом является  определение усвоения программы.

Анализируя каждое занятие педагог проводит самоанализ, отмечая кто как справился с заданием, какие трудности испытывают некоторые дети, какая помощь потребуется, кто не справился с работой. Такой анализ дает возможность проанализировать результаты по кварталам, а затем и за год.

Критерий усвоения детьми знаний:

  • уровень знаний детей о видах, способах деятельности,
  • умение кратко рассказать о данном виде искусства,
  • художественность, образность речи;
  • навыки овладения приемов лепки предметов, изделий, сюжета;
  • навыки работы с инструментами;
  • форма, цвет, строение, композиционное решение и др.;
  • уровень овладения техническими навыками и умениями;
  • степень проявления самостоятельности;
  • качество выполнения работ;
  • стремление к творчеству и осознанное проявление творчества.

Вся работа по индивидуальности процесса обучения строится в тесной взаимосвязи и сотрудничестве с родителями. Организуются и проводятся досуговые мероприятия при активном участии родителей. Проводятся открытые занятия для родителей, что естественно способствует повышению интереса к изучению и освоению  программных задач. Разнообразие форм занятий также способствует повышению интереса к данному виду деятельности.

Условия реализации программы

Основными условиями для занятий являются творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей, а также

  • Помещение с хорошим освещением и проветриванием.
  • Столы и стулья, соответствующие возрасту детей.
  • Доска магнитная.
  • Мольберты.
  • Раковина для забора горячей и холодной воды и мытья рук.
  • Стенды с методическими разработками.
  • Шкафы для хранения методической литературы, художественных материалов и инструментов.
  • Для проведения полноценных занятий имеются методическая литература, таблицы, наглядные пособия, альбомы с репродукциями, фотоальбомы, книги по искусству.

Художественные материалы и инструменты.

  • Краски разнообразных составов (гуашь, акварель, тушь, чернила);
  • Кисти разных размеров.
  • Карандаши простые и цветные, ластики, фломастеры, маркеры, линеры, роллеры, гелиевые ручки цветные.
  • Различные виды и форматы белой и цветной бумаги, картона, кальки, копировальная бумага.
  • Мука и различные приспособления для лепки (доски, стеки, проволоки, зубочистки, терки, валики.)
  • Различные виды клеев (ПВА, карандашный).
  • Ножницы нескольких видов, линейки.
  • Деревянные рамки различных форматов.
  • Лески, проволоки, нитки.
  • Коробки, различные природные материалы.

Литература

  1. Кискальт Изольда. Соленое тесто. – М.: Профиздат, 2002.
  2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду    Москва «Просвещение» 1991.
  3. Лыкова И.А. Азбука лепки.  ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,  2007.
  4. Мачихина В.Ф.,под редакцией Провоторова В.П. Внеклассная воспитательная  работа во вспомогательной школе-интернате. Москва «Просвещение» 1987.
  5. Пацци Лучия Фантазии из соленого теста. –М.: Мой Мир, 2007.
  6. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной шлолы. Москва «Просвещение» 1984.
  7. Силаева К. Соленое тесто. – М.: Эксмо, 2007.
  8. Халезова «Лепка в детском саду» - М,. «Просвещение» 1992 .
  9. Хананова И. Соленое тесто - М.: АСТ-ПРЕСС  КНИГА, 2007.
  10. Чаянова Г. Соленое тесто для начинающих. – М.: Дрофа – Плюс, 2005.
  11. Чибрикова О. Прикольные подарки к любому празднику. – М.: ООО Эксмо,

 

Литература для детей и родителей.

Использование интернетресурсов (иллюстративный материал, публикации).

Приложение №1

Примерные темы работ (первый год обучения).

№ п/п

тема

1

Лепка рамки для фотографий. Украшение мелкими деталями.

2

Лепка «Осеннее дерево»

3

Оформление работ.

4

Лепка «Березка»

5

Лепка подсвечника с цветами.

6

Лепка «Подсолнухи»

7

Рамка для фотографий «Подсолнухи».

8

Лепка «Ежик».

9

Лепка «Дерево» с использованием мха

10

Лепка «Солнышко лучистое»

11

Лепка «Корзина с фруктами»

12

Лепка «Цыпленок».

13

Лепка декоративное панно «Букет из красных роз»

14

Декоративное панно «Суккулент».

15

Лепка декоративное панно «Грибы».

16

Лепка «Осеннее дерево» коллективная работа.

17

Лепка «Дерево с листьями и плодами»

18

Оформление работ. Лакировка изделий.

19

Лепка «Ёлка из фигурных пластов теста»

20

Лепка «Ёлка из рюшечек».

21

Лепка декоративное панно «Ёлка из лапши» коллективная работа

22

Елочные украшения – фантазии из колбасок и ленточек.

23

Лепка «Елка из колбасок-веток».

24

Лепка «Дед Мороз»

25

Лепка «Снеговик»

26

Оформление работ. Лакировка изделий.

27

Лепка «Снегурочка»

28

Лепка «Дед Мороз».

29

Лепка декоративное панно «Зимняя ночь»

30

Фоторамка «Зимняя».

31

Лепка «Елка из полосок теста».

32

Декоративное панно «Зима»

33

Лепка по замыслу

34

Оформление работ. Лакировка изделий.

35

Лепка «Тарелка с фруктами»

36

Лепка «Малина».

37

Лепка декоративное панно «Гномик»

38

Фоторамка «Рыбки».

,39

Лепка «Аквариум». Коллективная работа

40

Декоративное панно «Зимние забавы»

41

Лепка по замыслу

42

Оформление работ. Лакировка изделий.

43

Лепка «Капуста»

44

Декоративное панно «Весна»

45

Лепка «Весеннее дерево»

46

Декоративное панно «Ветка мимозы».

47

Лепка «Пучок редиса». Коллективная работа

48

Лепка фигуры человека (девочка)

49

Лепка по замыслу

50

Оформление работ. Лакировка изделий.

51

Лепка «Весенний хоровод». Коллективная работа

52

Декоративное панно «Кот»

53

Лепка по замыслу

54

Оформление работ. Лакировка изделий.

55

Лепка «Божья коровка»

56

Декоративное панно «Корзина с фруктами и цветами»

57

Лепка фигуры человека «Клоун»

58

Декоративное панно «Гусеничка».

59

Лепка «Мишка»

60

Декоративное панно «Земляничка»

61

Лепка «Ангелочек»

62

Декоративное панно «Пчелка Майя».

63

Лепка «Курочка с цыплятами». Коллективная работа

64

Декоративное панно «Птички на дереве»

65

Оформление работ. Лакировка изделий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

Образовательная программа художественно-эстетического направления "Волшебная бусинка"

Образовательная программа по бисероплетению, ресчитана на 3 года обучения, имеет художественно-эстетическое направленность. Программа способствует развитию индивидуально творческих способностей, накоп...

Образовательная программа художественно-эстетической направленности дополнительного объединения "Мастерица"

Кружок «Мастерица» развивает творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность прини­маемых решений, привычку к...

Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».

В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА 6-СТРУННОЙ ГИТАРЕ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ  «ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА 6-СТРУННОЙ ГИТАРЕ»...

Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс

Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...