Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».
статья на тему

Лазарева Наталия Леонидовна

В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integraciya_v_obuchenii.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Н.Л.Лазарева

педагог дополнительного образования

высшая квалификационная категория

                                                                                                              г. Киров

                                                                         МОАУ ДОД «Станция юных

                                                                          техников г. Кирова»

 

Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».

Муниципальному образовательному автономному учреждению дополнительного образования  детей «Станция юных техников города Кирова» (СЮТ) в 2012 году  исполнилось 38 лет. Дополнительное образование СЮТ представлено разными направлениями деятельности: научно-техническое и спортивно-техническое творчество, военно-патриотическое, социально-педагогическое  и художественно-эстетическое творчество.

Одним из детских объединений художественно-технической направленности  в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова» является детское объединение «Рукодельница», где дети с шести лет обучаются бисерному рукоделию.

Содержание  программы детского объединения «Рукодельница» включает в себя много возможностей по формированию художественного вкуса и развитию творческих способностей воспитанников.

Развитие творческих способностей детей на занятиях в детском объединении «Рукодельница»  невозможно представить без интеграции различных школьных предметов в обучение бисероплетению. Причём, преподаватель не только опирается на имеющиеся у воспитанников знания, полученные в школе и детском саду, но и сам сообщает информацию по различным школьным предметам при изучении с воспитанниками нового материала по бисерному рукоделию, так как в объединение приходят дети, начиная с шести лет. Что, конечно же, требует от преподавателя постоянного совершенствования собственных знаний по различным школьным дисциплинам и расширения своего кругозора.

На первом же занятии дети знакомятся с историей бисероплетения, которая неразрывно связана с историей развития человечества: от первобытно-общинного строя до наших дней, что благотворно влияет на формирование целостной картины мира в сознании учащихся. Далее воспитанники пополняют свои знания в цветоведении: изучают хроматические и ахроматические цвета, осуществляют подбор цветовых сочетаний бисера  в зависимости от  фактуры бусин для коллекции. Подобные сведения пригодятся и в школе на уроках изодеятельности. А сведения по правилам техники безопасности при работе с проволокой, леской, нитью, инструментами: ножницами, бокорезами (кусачками), круглогубцами напрямую пересекаются с ОБЖ.

 На  занятиях по бисероплетению детям необходимы элементарные знания чисел и цифр для счёта набранных бусин в изделии и чтения схем. Часто в начале первой четверти многие первоклассники умеют считать только в пределах одного десятка, что затрудняет изготовление некоторых поделок. Например, для выполнения крыла стрекозы необходимо набрать тридцать бусин. Приходится объяснять детям понятия «десяток» и «единица». Ребёнок набирает на проволоку 10 бусин и откладывает в сторону одну бисеринку, набирает следующие 10 штук и добавляет к отложенной бусине вторую, затем те же действия производит с третьим десятком. Если на тряпочке отложены 3 бусины, значит, на проволоку набрали 30 бусинок, 5 бусин – 50 штук. Такой нехитрый приём позволяет ребёнку легче адаптироваться на занятиях. Таким образом, педагог создаёт комфортные условия для развития творческих способностей каждого обучающегося в детском объединении. Также, при обучению бисерному рукоделию, необходимы знания различных геометрических фигур и понятий. Например, понятие «параллельные прямые» используется при обучении способу параллельного низания, а умение различать прямую и волнистую линии пригодится при составлении эскизов.

 Бисерное рукоделие неразрывно связано с такими школьными предметами, как биология и география.  Как правило, из бисера плетутся цветы, деревья и животные (насекомые). При изготовлении деревьев воспитанники изучают составляющие части дерева:  корни, ствол, ветви, листья, хвоя, крона. Изучают формы крон и силуэты деревьев различных природных зон. Перед  началом плетения даже самого простого цветка из бисера педагог знакомит детей с общим строением цветов: пестик, тычинки, лепестки, чашелистики, листья, стебель. Без знаний о строении животного или насекомого, о количестве конечностей, форме туловища, его расцветке так же невозможно выполнить реалистичную фигурку. Достоверность сведений по биологии очень важна, а ведь даже в литературе по бисероплетению встречаются шестилапые пауки, что искажает восприятие детьми окружающего мира.

Также, при изучении видов украшений и способов плетений, дети знакомятся с  различными странами и народностями, населяющими их. Например, способ плетения «ндебеле» пришёл к нам из бисерных изделий африканских племён, а нагрудное украшение «гайтан» («гердан») носили в славянские народности (русские, украинцы, беларусы). Изучают элементы народного костюма своего родного края.

  На занятиях в детском объединении «Рукодельница» для стабилизации нервно-психологических процессов, для повышения сосредоточенности и внимания, для активизации творческой деятельности, для создания психологического настроя используется  музыкальный фон. При этом дети слушают как классическую, так и современную музыку. Для расширения кругозора воспитанников педагог сообщает автора звучащего произведения или опирается на знания детей, полученные на уроках музыки в школе.

В образовательной программе д/о «Рукодельница» большоё внимание уделяется валеологическому аспекту, что способствует сохранению здоровья воспитанников. Для профилактики утомления применяются физкультминутки и игровые моменты, которые повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают нервно-психическое и мышечное напряжение. Для проведения физкультурных минуток используются  упражнения из Программы по ритмопластике Ирины Бурениной. Танцевальные движения помогают снять усталость у детей, поднять им настроение. На переменах педагог проводит подвижные игры, что также помогает снять напряжение, полученное на занятиях, и помогает сохранить дисциплину.

На занятиях по бисероплетению регулярно проводятся упражнения для снятия утомления глаз, что особенно важно для сохранения зрения у детей, так как зрительный анализатор способствует познанию и личностному росту, установлению комфортных отношений с окружающими и с самим собой.

В детском объединении на учебных занятиях  и в презентациях своих работ педагог и дети используют отрывки литературных произведений, соответствующие теме. Подготавливая аннотацию к своей работе, для участия в выставках и конкурсах воспитанники пишут стихи и мини-сочинения.

Так повелось, что большинство учащихся не осознают необходимости изучения общеобразовательных дисциплин, а межпредметная связь на занятиях бисероплетением повышает качество знаний учащихся; повышает и развивает интерес учащихся к школьным предметам; расширяет кругозор учащихся,  помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала; приобщает ребят к научно – исследовательской деятельности, способствует развитию творческих возможностей учащихся. В детском объединении «Рукодельница»  развитие творческих способностей можно проследить по результатам участия детей в выставочной деятельности на разных уровнях.

 За последние годы победителями  в выставках и конкурсах стали:

*муниципального уровня («Я землю Вятскую люблю» г. Киров)–3 человека;                                                      

*регионального уровня (выставка «Аксессуар» в рамках регионального фестиваля «Фантазия и образ» г. Киров) –2 человека;

*всероссийского уровня (Всероссийская олимпиада «Созвездие» г. Москва) – 2 человека;

*международного уровня (Международный фестиваль «Арт-Соло», г Киров, «Детство без границ») – 3 человека.

     Таким образом, использование межпредметных связей на учебных занятиях в детском объединении «Рукодельница» стимулирует научно-поисковую, творческую деятельность, как учащихся, так и преподавателя, а также способствует гармоничному развитию личности - и воспитанников д/о, и педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях бисероплетениемв детском объединении "Рукодельница" МОАУ ДОД "Станция юных техников г. Кирова"

В статье показана деятельность руководителя детского объединения «Рукодельница» по развитию творческих способностей воспитанников. Раскрываются основы содержания программы, эффективные приемы и методы...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления детского объединения "Сувенир"

Программа  знакомит обучающихся с историей костюма от древности до Нового времени, с разнообразием художественных промыслов и  применением в них природного материала, с историями возникновен...

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности

Рабочая программа расчитана на два года обучения и направлена на решение вопросов привития учащимся с нарушением интеллекта художественно-эстетического вкуса в традициях народ...

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Умелец"

В рабочей программе рассматриваются вопросы приобщения обучающихся с ОВЗ  к основам декоративно-прикладного творчества в области художественной обработки древесины....

Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс

Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...