Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления детского объединения "Сувенир"
рабочая программа на тему

Трефилова Ирина Валерьевна

Программа  знакомит обучающихся с историей костюма от древности до Нового времени, с разнообразием художественных промыслов и  применением в них природного материала, с историями возникновения и развития узелкового плетения и ткачества, лоскутной пластики. Формируются предметные компетенции, изучается азбука моды, основы проектирования костюма - конструирования и моделирования изделия, выполняются несложные изделия на бумаге, изучаются различные технологии декорирования изделия. Выполняются мини проекты. В  течение года  ведутся занятия сценического движения и театрализации.                                                                                                                                   

 Обучающиеся  получают в коллективе многоаспектное воспитание и разностороннее развитие, самоопределение и профориентацию (делается акцент на профессии модельера, дизайнера, портного, швеи, модели, фотографа, психолога и т.п.) и квалификацию по разделам

«Азбука моды», «Основы художественного изображения», «Учебно-исследовательская и проектная деятельность», «Основы художественного ремесла»,  «Сценическое движение», «Творчество».  Раздел «Сценическое движение» является сквозным, часовая нагрузка  раздела дробится и включается в основные разделы программы.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\ДОМ\Рабочий стол\титульные листы технология\дополгительная образовательная программа сувенир 5 класс.jpg

Пояснительная записка

Программа первого года обучения детского объединения «Сувенир» по курсу декоративно – прикладного творчества ориентирована на выполнение  изделий на основе пройденного материала по изучению и сохранение культурного и духовного наследия  удмуртского края и России.

В связи с введением ФГОС общего образования, данная программа является, принятием Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Программа является комплексной и  конкретизирует знания учащихся  о региональном  прикладном художественном наследии, полученные ими по курсу истории культуры народов. Содержание программы  «Сувенир» направленно на закрепление навыков детей по основным  темам  прикладного народного творчества, его видам и жанрам, характерным  отличительным  признакам, а также с традиционными декоративно- прикладными промыслами, имеет связь  с историей и тенденциями современного развития.

              Программа  интегрируется и имеет блочную структуру. Предусматривает региональный компонент и  ориентируема на межпредметную связь – истории родного края, ботаники и образовательной области технологии – технологии обработки тканей, культуры дома, художественной обработки материалов, основ проектирования, конструирования и моделирования и  имеет  практическую  направленность (декоративно – прикладное искусство, художественная обработка материалов, моделирование одежды и  знакомство с профессиями).

              Данная программа характеризуется социально-культурной и культурологической направленностью, способствует творческому, гражданскому и профессиональному самоопределению личности.

                 Цель: Эстетическое, духовное и патриотическое воспитание учащихся, развитие мотивации личности к познанию и творчеству и подготовке к активной социальной жизни через декоративно-прикладное творчество

                Задачи:

  • социализация личности обучающегося – одна из основных задач данной программы (естественное преодоление всевозможных психических барьеров, толерантность, общение и активная созидательная жизнь, развитие их культурного уровня);
  • воспитательные - формирование мировоззрения, гражданской и нравственной позиции на основе изучения объектов художественного народного наследия, патриотическое и эстетическое воспитание, формирование культуры общения с микро -  и макроколлективом, воспитание чувства гордости и ответственности за культурное наследие своего края, страны;
  • образовательные – знакомство с народными традициями, древними и современными художественными промыслами, с эстетикой народного творчества, а также допрофессиональная подготовка в области  декоративно - прикладного искусства;
  • учебные – получение знаний о художественном народном наследии России, региональных особенностях и локальном характере конкретного промысла.   Закрепление навыков работы с инструментами и материалами, основ техники безопасности. Освоение необходимого понятийного запаса; овладение основами сравнительного анализа и систематизации полученных знаний, навыками защиты творческого проекта;
  • развивающие – развитие эстетического и художественного вкуса, абстрактного и пространственного мышления, развитие психомоторных качеств личности, особенно мелкой моторики и мышц, потребности в самообразовании, развитие разносторонней, творческой, активной, созидательной личности, её самоопределение;
  • оздоровительные – закрепление навыков самоорганизации, самоопределения необходимых оздоровительных упражнений и занятий, положительной эмоциональной установки, необходимой для формирования понятия о здоровом образе жизни.

Содержание программы рассчитано  на возможности детей 10 - 14 лет. Годовая нагрузка 102 часа – 3 часа в неделю.    Комфортность режима работы достигается ориентацией на психофизические возможности конкретной возрастной группы, настрой на доброжелательность и толерантность, а также дифференцированным подходом к рабочему темпу и возможностям ребёнка.

Программа первого года обучения  знакомит обучающихся с историей костюма от древности до Нового времени, с разнообразием художественных промыслов и  применением в них природного материала, с историями возникновения и развития узелкового плетения и ткачества, лоскутной пластики. Формируются предметные компетенции, изучается азбука моды, основы проектирования костюма - конструирования и моделирования изделия, выполняются несложные изделия на бумаге, изучаются различные технологии декорирования изделия. Выполняются мини проекты. В  течение года  ведутся занятия сценического движения и театрализации.                                                                                                                                  

 Обучающиеся  получают в коллективе многоаспектное воспитание и разностороннее развитие, самоопределение и профориентацию (делается акцент на профессии модельера, дизайнера, портного, швеи, модели, фотографа, психолога и т.п.) и квалификацию по разделам

«Азбука моды», «Основы художественного изображения», «Учебно-исследовательская и проектная деятельность», «Основы художественного ремесла»,  «Сценическое движение», «Творчество».  Раздел «Сценическое движение» является сквозными, часовая нагрузка  раздела дробится и включается в основные разделы программы.  

Обучение строится на методической последовательности, постепенном, естественном углублении в этнографический прикладной материал.        Работа по сбору растительного материала и информации о народном костюме, а также публичные выступления детей практикуются и в летний период.

        В содержании занятий включаются различные формы проведения с детьми - индивидуальная работа, работа в паре, в группе, фронтальная работа (например, при выполнении заказа, и т. п.), а с родителями – это оказание помощи в пошиве основы костюма.    Виды деятельности с детьми – познавательная, исполнительская, творческая.

Реализуется индивидуальный образовательный маршрут, цель которого - создание условий для успешной самореализации и развития ребёнка.

        Итоговая работа учащихся естественным образом стимулирует гуманное образование, акцентирует внимание на нравственных аспектах жизни и деятельности человека, на состоянии и сохранении окружающей его среды

Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и их родителей и включает в себя критерии (когнитивный, мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие поэтапные показатели – конструирование  и моделирование, художественная обработка материалов, изготовление изделий, а также сценическая деятельность. Итоги работы проводятся в форме выставки изделий, защиты творческого проекта на различных мероприятиях.

             

В результате первого года обучения дети должны:

-    иметь представление о связи предметов декоративно-прикладного искусства; 

-    иметь представление о мире моды, о сценическом и практическом применением костюма;

-    определять материал и технику изготовления предметов;

  • владеть технологией в соответствии с программой первого года обучения, умениями и навыками работы с материалами и инструментами;
  • иметь понятие о художественно -  выразительных средствах.  
  • знать специальную терминологию;
  • качественно выполнять несложные изделия.

Учебный  план первого года обучения

Наименование разделов, темы

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

1

Введение

2

2

-

1.1

Виды народных промыслов. Народный костюм. Исторические сведения

1

1

-

Наблюдение, фронтальный опрос

1.2

Материалы и принадлежности. Техника безопасности и санитарно-гигиенические правила

1

1

-

Наблюдение, индивидуальный опрос

2

Азбука моды

6

1

5

2.1

Мода.

Как мода пришла в Россию

1

1

-

Наблюдение, фронтальный опрос

2.2

 Народный костюм

5

-

5

Фронтальный опрос, анализ

3

Основы художественного изображения

15

6

9

3.1

Психология цвета. Восприятие цвета в окружающем мире.

3

1

2

Наблюдение, фронтальный опрос

3.2

Художественно-выразительные средства

3

1

2

Наблюдение, фронтальный опрос

3.3

Декоративная тематическая композиция

3

1

2

Наблюдение, фронтальный опрос

3.4

Художественно-выразительные средства фотоискусства

6

3

3

Наблюдение, фронтальный опрос, анализ

4

Основы художественного ремесла

40

10

30

4.1

Художественное проектирование изделия

2

2

Наблюдение, фронтальный опрос

4.2

Народное и декоративно-прикладное искусство России и народов мира

1

1

-

Наблюдение, фронтальный опрос

4.3

Текстильная кукла

9

2

7

Наблюдение, фронтальный опрос

4.4

Лепка из соленого теста

9

2

7

Наблюдение, фронтальный опрос

4.5

Бумажная пластика

9

2

7

Наблюдение, фронтальный опрос

4.5

Цветы из ткани

10

3

7

Наблюдение, фронтальный опрос

5

Учебно-исследовательская и   проектная деятельность

8

2

6

5.1

Проектные задачи

8

2

6

Наблюдение, фронтальный опрос, анализ

6

Творчество

15

4

11

 экспертиза

6.1

Подготовительный этап

3

2

1

Наблюдение ,

самоанализ

6.2

Технологический этап

10

1

 9

Наблюдение

6.3

Защита проекта

2

1

1

Наблюдение,  опрос,  анализ

7

Сценическое движение

15

2

13

Наблюдение  

7.1

Образные упражнения на координацию движений

6

1

5

Наблюдение  

7.2

Пластическая композиция. Взаимодействие средствами движения

9

1

8

Наблюдение  

8

Итоговое занятие

1

1

-

Итоговая экспертиза,

Анкетирование

Итого:                                        

102

37

107

Примечание: учебно-тематический план, как и содержание программы в целом, может варьироваться в зависимости от объективных и субъективных факторов.

Содержание программы

Раздел 1.Введение

Наименование разделов, темы

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

1

Введение

2

2

-

1.1

Виды народных промыслов. Народный костюм. Исторические сведения

1

1

-

Фронтальный опрос

1.2

Материалы и принадлежности. Техника безопасности и санитарно-гигиенические правила

1

1

-

Индивидуальный  опрос

   1.  Введение 

  • Формирование знаний истории, культуры, этнографии, прикладного искусства, целостности восприятия натуры. 
  • Формирование умений определять материал и технологию изделия.

Теория. Ознакомление детей с программой, её особенностями, областью применения данных знаний и умений. Цели и задачи, решаемые этим курсом. Объём часов. Режим работы. Выявление уровня подготовки группы.

  1. Виды народных промыслов. Народный костюм. Исторические сведения

Теория. Общий  обзор  о декоративно-прикладном искусстве народов России и ближнего зарубежья. История   костюма от древности до Нового времени.    Природный  материал в декорировании костюма. Узелковое  плетение и ткачество. Использование  иллюстрированного материала.  

  • Контроль. Фронтальный опрос.

  1. Материалы и принадлежности. Техника безопасности и санитарно-гигиенические правила
  • Ознакомление с материалами и инструментами.
  • Формирование знаний правил личной гигиены.

Теория. Беседа о безопасности жизнеобеспечения в доме, в мастерской, школе, посёлке. Культура общения и поведения в мастерской и за её пределами. Осторожность при обращении с электричеством, газом, открытым огнём, едкими веществами. Экологичность и применение материалов  в быту (исторические справки).   Правила поведения в мастерской. Знакомство с правилами безопасного поведения в мастерской при работе с инструментами, материалами. Особенности организации рабочего места. Руки и рабочая одежда работающего.  Инструменты и материалы. Рабочее место. Основные технические приёмы. Возложение ответственности на каждого ученика. Дать  возможность осознать полную ответственность за свои действия на рабочем  месте.   Инструменты и приспособления необходимые в работе с материалами. Способы сохранения инструментов. Основные правила работы в мастерской. Правила личной гигиены.

  • Контроль. Индивидуальный  опрос.

 

Раздел 2. Азбука моды

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

Форма контроля

2

Азбука моды

6

1

5

2.1

Мода.

Как мода пришла в Россию

1

1

-

Наблюдение, фронтальный опрос

2.2

 Народный костюм

5

-

5

Фронтальный опрос, анализ

2.1.  Мода. Как мода пришла в Россию

  • Формирование знаний истории мира моды.
  • Формирование целостности восприятия натуры.

 

Теория. Беседа  о мире моды. Понятие мода. Как мода пришла в Россию. Моменты моды. Мода на подиуме. Профессии мира моды. Использование  иллюстрированного материала.

  • Посещение тематических выставок художественно-эстетического направления. Анализ работ (районный  музей им. Олега Поскребышева, этнографическая  комната ЦДТ).
  • Контроль. Фронтальный опрос.

2.2. Народный костюм

  • Формирование чувства материала.                        
  • Формирование умений сравнивать, оценивать  отношения величин.
  • Формирование умения  анализировать  конструкцию.

Теория. Народный костюм. Молодежная мода, поддерживающая  фольклорную тему в моде, чистые и яркие цвета, неожиданные сочетания в костюме – стили, эпохи, цветосочетания, разновидность текстиля и аксессуаров к одежде. Русские народные традиции и искусство народного костюма. Отражение быта и традиций русского народа в покрое, подборе предметов одеж ды. Виды художественной отделки костюма: вышивка, аппликация, лоскут ная техника, кружева, тесьма и ленты. Традиции и современная одежда.

Игра – возможность изменить свой облик: описание видов работ, требования к личностным качествам, общепрофессиональные  умения и навыки, образование, место работы, возможная карьера.

 Практическая работа. Презентация профессии.

 1.Профессия – художник - модельер

 2. Профессия – конструктор – модельер

3. Профессия – модель.

Форма проведения – игра

  • Контроль. Фронтальный опрос. Анализ  процесса и результата.

Литература

  1. Э.Я. Алексеев. Фольклор в контексте современной культуры. М., 1988
  2. В.А. Барадулин. Сельскому учителю о народных промыслах. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1979
  3. В.Белов. Лад. Очерки о народной эстетике. - М., 1982
  4. Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова. Фольклор и родное слово. Пособие по русской словесности для учащихся 5-6 классов средней школы. М., 1995
  5. В.Е. Гусев. Эстетика фольклора. Л., 1957
  6. К. Климов. Удмуртское народное ткачество.-Ижевск. Изд-во «Удмуртия»,1979
  7. Е.М. Можаева. Русский сувенир. М.: Советская Россия, 1976
  8. Лидия  Орлова. Азбука моды. -М: Просвещение, 1989
  9. Художественная вышивка на машине. Настольная  книга для рукодельницы. М.- Творческий центр «Мария», 1993
  10. Вышивка. Журнал мир женщины предлагает. М. – Чеховский полиграфкомбинат, 1993
  11. Журналы мод  за несколько лет

Раздел 3. Основы художественного изображения

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

Форма контроля

3

Основы художественного изображения

15

6

9

3.1

Психология цвета. Восприятие цвета в окружающем мире.

3

1

2

Наблюдение, фронтальный опрос

3.2

Художественно-выразительные средства

3

 

1

 

2

 Наблюдение, фронтальный опрос

3.3

Декоративная тематическая композиция

3

1

2

 Наблюдение, фронтальный опрос

3.4

Художественно-выразительные средства фотоискусства

6

3

3

Наблюдение, фронтальный опрос, анализ

3.1 Психология цвета. Восприятие цвета в окружающем мире

Цвет основа языка живописи. Живопись как вид искусства. Изобразительно-выразительные средства языка живописи. Цвет - основа языка живописи. Богатство цвета.

Практика.  Просмотр репродукций картин.

Цвет и его свойства. Понятие «цвет». Дисперсия света (спектральное разложение).  Явление радуги и цвет. Основные цвета; желтый, синий, красный. Производные цвета (дополнительные). Палитра художника. Холодные и теплые цвета. Яркие и приглушенные. Насыщенные (глубокие) и не насыщенные (неглубокие). Темные и светлые. Настроения в цвете.

Хроматические и ахроматические цвета. Черный, белый цвета. Их роль в рисовании. Оттенки  Серый цвет.

Практика. Опыт разложения цвета на спектр.

Составление палитры способом разведения красок и смешивания красок. Получение производных цветов. Характеристика полученных цветов. Экскурсия в магазин «Ткани».

Рисование настроения в цвете. Рисование музыки в цвете.

Получение оттенков черного и белого цветов путем смешивания между собой. Получение оттенков черного и белого путем смешивания с другими цветами. Наблюдение за переходами цвета. Игра «Цветовое лото».

Цветовые сочетания. Понятие «согласованности цветов». Принципы сочетания цветов: контрастность, родственность, родственноконтрастность.

Способы передачи формы цветом. Светотень. Аппликация и цвет.

Практика.  Подбор сочетаний цветов по принципу гармонии и кон траста цвета. Рисование объемных предметов. Работа с аппликацией.

Цвет в декоративно-прикладном творчестве. Орнамент. История зарождения и развития. Типы орнаментов: геометрический, раститель ный, животный.

Орнамент и геометрия. Виды орнаментов: вписанный, ленточный, сетчатый, неполный.

Различение типов орнамента. Поиск орнамента на одеж де. Рисование орнаментов. Составление орнаментов разных типов. Логические игры на поиск закономерностей чередования рисунков в орнаменте. Поиск орнаментов в техниках бисероплетения, мережки, лоскутной техники, вышивки (ручной).

Понятие «росписи». История развития. Виды художественной рос писи: Городецкая, хохломская, гжельская, майданская, дымковская, по ткани (батик).

Выявление особенностей каждого вида росписи. Рас познавание среди образцов. Вычленение любимых традиционных цве тов росписи. Экскурсия в музей народного творчества. Роспись заго товок о определенной технике Сбор иллюстративного материала Творческие самостоятельные работы.

Роспись игрушки. Роспись ткани.

Живопись мировое искусство. Искусство живописи Древнего Егип та, Древней Греции, Древней Руси.

Возникновение красок, бумаги, кистей, карандашей. Совершен стпование технологий производства   Темпера. Специфика наложе ния красок.

Художники - мастера наложения цвета  Музеи мира. Классифика ция. Фонды и коллекции.

Практика. Рефераты учащихся.

Экскурсия в краеведческий музей.

Экскурсия в художественный музей, передвижные выставки.

3.2 Художественно-выразительные средства 

  • Формирование знаний основ художественного изображения.
  • Формирование умений видеть и оценивать связь художественного образа вещи с практическим назначением, с материалом и техникой её исполнения, с природой, бытом, художественными традициями.

Теория. Композиция. Понятие о  композиции и особенностях построения.

 Цвет и тон. Понятия об ахроматическом и хроматическом изображениях. Передача цветом и тоном предметов с натуры. Многообразие оттенков одного и того же цвета. Передача состояния и настроения в цветовом  решении образа.

Дидактический материал:

Демонстрация репродукций произведений художников Ф.Васильева, А. Куинджи, И. Левитана, Т.Гейнсборо, К. Моне.

Линия, силуэт, пятно и пространство. Линия в плоскости и пространстве. Линия «убегающая», линия, обозначающая объем. Их возможности и особенности решения, обозначения, выражения зрительного ощущения плоскости, пространства, объема.

        Условия сохранения плоскости в линейном решении рисунка (линейный орнамент, линейная композиция по типу орнаментальной).

        Условия «прорыва» плоскости в линейном рисовании: линии разной толщины; организация движения линий в листе, создающая иллюзию пространства; организация линий с помощью точки схода – наблюдательная перспектива.

        Условия обозначения линией объемности предмета (линия переменной толщины и интенсивности). Условность этого способа изображения и зависимость восприятия объема от опыта.

Дидактический материал. Демонстрация репродукций художников, как выразительного средства художественного решения графического портрета, О. Кипренского, К. Брюллов, И. Репин, В. Серова

Форма, пропорции и конструкции. Передача характерных  особенностей формы, пропорции и конструкции предметов. Передача индивидуальной характеристики персонажа.

Дидактический материал. Демонстрация репродукций художников отражающую образную характеристику героев в произведениях П.Федотова, В.Перова, Б. Кустодиева, Ж.Шардена, Я.Вермеера.        

Основные понятия: цвет; линия, силуэт, пятно; объем; формы и пропорции; композиция

Практическая работа. Серия упражнений на выявление пятен цвета, линий, формы силуэта, пропорции с применением методик нетрадиционного рисунка.

  • Контроль. Наблюдение за правильностью применения и  выполнения приемов  художественно-выразительных средств. Фронтальный опрос по ключевым понятиям.

3.3 Декоративная тематическая композиция

  • Формирование знаний основ художественного изображения.
  • Формирование умений и навыков применения материалов.

Теория. Композиция. Расширение понятия «композиция» как средства организации в единое целое (произведение) сюжета, художественного материала, художественной формы и технических приемов исполнения. Понятие «композиции» как вид творческой работы в графике, живописи, скульптуре.

Дидактический материал: Демонстрация репродукций художников-анималистов, показывающих значение художественных материалов для образной характеристики животных в произведениях анималистического жанра, В. Ватагина, Н. Ефимова, Е. Чарушина, В. Серова, А. Дюдера

Декоративная тематическая композиция и материалы. Образы народного искусства, наиболее типичные для конкретного его вида (роспись по дереву: «лев», «дерево», «единорог», «грифон», «птица-феникс», «птица Счастья»). Особенности  их интерпретации в разных материалах и техниках, на разных изделиях. Декоративно-пластическая основа изображений: движение, узорчатость, вписанность фигур в орнамент.     Приемы композиционного решения поверхностей изделий  расчлененных на более мелкие части, в которые вписываются изображения (коробы, сундуки - Великий Устюг ХХ11 в.)

Использование принципов композиционных  решений народных мастеров в декоративной тематической композиции: эскизы росписей изразцов, декоративное панно на темы русской истории. Задача самостоятельных композиций состоит в передаче характерного пластического, цветового и образного начала, принятого при изучении прототипа.

        Компоновка изображения и текста (слово, пословица, поговорка, загадка) Изображение и авторский текст (собственные стихи или поясняющие надписи). Использование различных материалов для работы (бумага, гуашь, акварель, дерево, глина, гипс, ткань).

Природный материал в декорировании  костюма. Способы  технологии декорирования изделия  –  вышивка, мережка,  ткачество, набойка, лоскутное шитьё, аппликация из различных материалов, роспись по ткани, цветы из ткани и фетра.

Практическая работа. Проектирование костюма. Эскизирование  костюмов разных стилей. Изготовление плоскостного макета куклы и моделирование одежды. Презентация  костюма.

3.4 Художественно-выразительные средства фотоискусства

  • Формирование знаний основ фотоискусства
  • Формирование умений и навыков фотографирования.

Теория. Композиция. Расширение понятия «композиция» как основы сюжета фотографии, художественного материала, художественной формы и технических приемов исполнения.  

Практическая работа.  Выполнение фотографий и анализ композиции фото.

Раздел 4. Основы художественного ремесла

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

Форма контроля

4

Основы художественного ремесла

40

10

30

4.1

Художественное проектирование изделия

2

2

 

Наблюдение, фронтальный опрос

4.2

Народное и декоративно-прикладное искусство России и народов мира

1

1

 

Наблюдение, фронтальный опрос

4.3

Текстильная кукла

9

2

7

Наблюдение, фронтальный опрос, анализ

4.3.1

Знакомство с лучшими образцами текстильной куклы известных мастеров (презентация)

2

1

1

Наблюдение, фронтальный опрос

4.3.2

Изготовление куклы.

4

1

Наблюдение, фронтальный опрос

4.3.3

Выполнение подарочного изделия

3

3

Наблюдение, фронтальный опрос

4.4

Лепка из соленого теста

9

2

7

Наблюдение, фронтальный опрос

4.5

Бумажная пластика

9

2

7

Наблюдение, фронтальный опрос

4.6

Цветы из ткани

10

3

7

Наблюдение, фронтальный опрос

4.6.1

Подготовка ткани

1

1

4.6.2

Подготовка выкроек. Раскрой деталей цветов. Подкраска деталей цветка

2

1

1

4.6.3.

Изготовление венчиков, листьев, тычинок, пестиков и стеблей

2

 

2

4.6.4.

Обработка деталей лепестков и листьев

2

1

1

4.6.5.

Сборка цветка и ветки

2

1

1

4.6.6.

Составление композиции

1

1

4.1. Художественное проектирование изделия

  • Формирование знаний о художественном проектировании изделия.

Теория. Формообразование изделия из бумаги.  Основные понятия  композиции   и ее выразительных средств.

Ключевые понятия – композиция, пропорция, контраст, нюанс, динамика, статика, симметрия, асимметрия, ритм, метр.

4.2. Народное и декоративно-прикладное искусство России и народов мира

  • Формирование знаний о народной культуре.
  • Формирование знаний о рукотворной кукле, её значимости в жизни человека.

Теория.  Календарные праздники и обычаи народа как нравственная и эстетическая ценность; как способ выражения нерасторжимых связей между человеком (обществом) и природой, между людьми в обществе  нерасторжимых связей между человеком (обществом) и природой, между людьми в обществе.

Значимость куклы – оберега в жизни человека.

Теория. Преданья старины, счастливый дом, домовята, символика оберегов.

Практическая   работа. Изготовление оберега для дома.

4.3 Текстильная кукла 

4.3.1 Знакомство с лучшими образцами текстильной куклы известных мастеров (презентация)

Обрядовая кукла

Теория. Виды обрядов, сопровождающиеся изготовлением и дарением разных кукол.

Практическая работа. Изготовление кукол закруток.

Декоративная кукла

Теория. Авторская кукла – свобода выбора.

Практическая работа. Выполнение   кукол  в  различных  технологиях.

  • Контроль. Фронтальный опрос. Анализ  процесса и результата выполнения заданий.

4.3.2. Изготовление куклы. Раскрой, изготовление головы: техника, схемы утяжек, пробная работа. Формирование лица; изготовление и пришивание глаз, век, ушей; работа над рельефом, выражающим эмоциональное выражение лица; волосы. Прическа.   Макияж. Изготовление туловища куклы: каркас, формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; ладони, ступни. Основы изготовления костюма, моделирование и раскрой, сборка и окончательная доработка куклы в целом.

Практическая работа. Раскрой куклы. Изготовление головы

Практическая работа. Изготовление туловища, соединение деталей куклы

Практическая работа. Изготовление костюма.

  • Контроль. Фронтальный опрос. Анализ  процесса и результата выполнения заданий.

4.3.3. Выполнение подарочного изделия. 

Практическая работа. Выполнение   кукол  в  различных  технологиях.

  • Контроль. Фронтальный опрос. Анализ  процесса и результата выполнения заданий.

Литература:

1.Войдинова Н.М. Мягкая игрушка.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 160с.

2.Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 80с.

3.Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 64с.

4.Шептуля А.Э. Домашние обереги своими руками./ Анджела Шептуля.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 64с

5. Максимова М.В., Кузьмина М.А Лоскутки.- М.: Изд-во Эксмо, 1998.- 80с.

4.4 Лепка из соленого теста

  • Формирование навыков работы с соленым тестом. 

Теория. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки – это очень «теплый» и эластичный материал, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Конечно, сама по себе техника тестопластики богата и разнообразна, но в последствии при накоплении опыта многие не ограничиваются одной лепкой, стараясь придать изделиям большую выразительность насыщенность законченность, расписывают изделия красками, покрывают лаком, создают комбинированные картины, используя в работах наряду с тестом другие материалы:  такие как дерево, стекло, ткань, либо уже готовые элементы.

Просушка изделия  в электропечке.

  Просмотр работ выполненных в технике «Тестопластика». Презентация.   Разновидности рецептур соленого теста. Особенности просушки изделий. Технологии окрашивания поделок.

Практическая работа. Изготовление соленого теста. Приемы технологического процесса теспопластики. Подборка инструментов для работы с соленым тестом.

Практическая работа. Лепка   элементов картины. 

Практическая работа. Покраска деталей из соленого теста. 

Практическая работа. Сборка деталей картины. 

  • Контроль. Наблюдение за правильностью выполнения технологической последовательности. Анализ  процесса и результата выполнения заданий.

 Литература

  1.  Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. – Издательский Дом Литера, 2005.
  2. Данкевич Е. Лепим из соленого теста. – СПб: Кристалл, 2001.
  3.  Искусство вокруг нас. – М.: Ренессанс, 1994.
  4. Кискальт И.  Солёное тесто. – М.: АСТ-Пресс, 2001.
  5. Кискальт И. Солёное тесто. М. 2003.
  6.  Михайлова И., Кузнецова А. Лепим из солёного теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. М. 2004.
  7. Хапанова И.Н. Солёное тесто. М. 2006.
  8. Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М. 2005.
  9. Шорохов Е.В. Основы композиции. – М. 1979.
  10. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

4.5  Бумажная пластика

  • Формирование навыков работы с бумагой.

Теория. Бумагопластика. Возможности бумаги в декоративно - прикладном творчестве. Приемы технологического процесса. Виды бумаги и картона: гофробумага, цветная бумага, бумага ручной работы, рисовая бумага, гофрокартон, глянцевый картон, бумага для пастели, акварели. Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.

 Практическая работа.  Эскизирование изделия.

 Практическая работа Построение объема конструкций из картона.

Практическая работа Склейка деталей картонной конструкции.

Практическая работа Декорирование конструкции.

Практическая работа Технология окрашивания изделия.

  • Контроль. Наблюдение за правильностью выполнения технологической последовательности. Анализ  процесса и результата выполнения заданий.

4.6 Цветы из ткани

4.6.1 Подготовка ткани

  • Формирование практических навыков обработки ткани.
  • Формирование умений сравнивать, оценивать цветовые отношения.
  • Формирование чувства материала.

Теория. История искусственного цветка. Общие сведения о цветах. Дополнительные природные материалы. Ткани, применяемые в технологическом процессе. Инструменты и необходимые принадлежности для изготовления цветов.

Практическая работа. Подбор и подготовка ткани к работе. Изготовление раствора желатина. Обработка ткани в растворе желатина. Работа в группах.

  • Форма контроля. Самоконтроль.

4.6.2 Подготовка выкроек. Раскрой деталей цветов. Подкраска деталей цветка

  • Закрепление навыка стилизации конструкций материала.
  • Закрепление навыков раскладки  деталей выкроек на ткани.
  • Формирование цветоощущения.

Практическая работа. Изготовление шаблонов цветков,  листьев и раскрой их.

Подбор цветов:

  •  из отдельных лепестков, обработка холодным способом;
  • из отдельных лепестков, обработка горячим способом;
  • из цельных венчиков, обработка холодным способом;
  • из цельных венчиков, обработка  горячим способом;
  • с использованием подкраски красителями «по – сырому»;
  • с использованием подкраски «по – сухому».
  • в соцветии.

  • Форма контроля. Самоконтроль.

4.6.3. Изготовление венчиков, листьев, тычинок, пестиков и стеблей

  • Усвоение знаний особенностей  последовательности работы с  материалами.

Практическая работа.  Раскладка выкроек на ткани и   раскрой по лекалу, на основе круга с учетом специфики  кроя деталей на ткани. Самостоятельная разработка лекал. Соблюдение «золотых правил» работы с материалом.

Понятия: диагональ, «чистый срез».

  • Форма контроля. Самоконтроль.

4.6.4. Обработка деталей лепестков и листьев

  • Закрепление умений применения оборудования и инструментов.
  • Закрепление  знаний особенностей, последовательности обработки деталей растения.

Практическая работа. Обработка деталей цветка и листьев горячими инструментами.

Техника безопасности при работе с электроприборами.

Основные  виды обработки ткани «горячим способом»: насечка – одножильный нож (1жн) с лицевой стороны детали, подсечка – 1жн с изнаночной стороны; булить (отбулить) – обработка детали булькой определённого диаметра; «холодным способом»- обработка деталей при помощи салфетки (по диагонали или «косой»).

  • Форма контроля. Самоконтроль.

4.6.5. Сборка цветка и ветки

  • Формирование знаний о традиционном искусстве цветов.

Практическая работа. Изготовление стеблей из проволоки, тычинок из нитей обкрученных полосками креповой бумаги. Сборка цветков, листьев и веток.

  • Форма контроля. Самоконтроль

4.6.6. Составление композиции

  • Формирование целостности восприятия натуры.

Практическая работа. Составление композиций из цветов, листьев и сухих трав,  согласно утвержденного эскиза модели. 

  • Контроль. Наблюдение за правильностью выполнения технологической последовательности. Анализ  процесса и результата выполнения заданий.

Литература

  1. Н.А.Гликина. Искусственные цветы.М.: Изд-во Эксмо; СПб.: терция, Валерии СПД, 2004.
  2. И.С.Утенко, Л.М. Утенко Флористика.Сухие букеты и композиции в нашем доме.-СПб.: ООО «Издательство «Золотой век», 2003
  3. Г.Федотов. Плетение из сухих трав.- М.: Изд-во Эксимо, 2005
  4. Г.Федотов. Основы художественного ремесла. Сухие травы.М: «АСТ-ПРЕСС»  1999

Раздел 5. Учебно-исследовательская деятельность и проектная деятельность

Наименование   темы

Всего

часов

В том числе

Форма

контроля

теория

практ.

5

Учебно-исследовательская деятельность и проектная деятельность

8

2

6

5.1

Проектные задачи

8

2

6

Наблюдение фронтальный опрос, анализ

5.1 Проектные задачи

  • Закрепление   практических навыков выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Теория.  Технология решения творческих задач. Ключевые понятия - изобретательство, творчество, техническое творчество, проектирование, конструирование, конструкция, изобретение.

Практическая работа. Тесты на изучение креативности.

  • Контроль. . Наблюдение за правильностью применения технологий решения творческих задач.  Фронтальный опрос по ключевым понятиям. Анализ процесса и результата выполнения задания.

Литература:

  1. Г.М. Беспалова. Социальное проектирование. М., Изд. Дом «Новый учебник», 2003.
  2. Оценка качества подготовки выпускников школы по технологии / Сост. В. М. Казакевич, А.В. Марченко. – М.,: Дрофа, 2000.
  3. М. Б. Павлова, Дж. Питт, М.И.Гуревич, И.А. Сасонова. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасоновой.-М.:Вентана-Графф, 2003
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Ладога, М.Б.Зуйкова.-М.: АРКТИ, 2003.

Раздел 6. Творчество

Наименование   темы

Всего

часов

В том числе

Форма

контроля

Теория  

практика

6

Творчество

15

4

11

 экспертиза

6.1

Подготовительный этап

3

2

1

Наблюдение, анализ  

6.2

Технологический этап

10

1

9

Наблюдение,  опрос, анализ

6.3

Защита проекта

2

1

1

6.1 Подготовительный этап

  • формирование знаний проектирования изделия.
  • Формирование  умения анализировать  будущую конструкцию.

Теория. Сбор информации. Подбора материалов для изготовления изделия. Свойства материалов и  их особенности.

Алгоритм выполнения работы:

  • Эскизирование.
  • Выбор материала и инструментов.

Практическая работа. Эскизирование изделия. Подбор цветовой гаммы изделия.  Выбор материалов с учетом  их свойств и инструментов.

  • Контроль. Наблюдение  за правильностью выполнения алгоритма выполнения работы.

6.2 Технологический этап

  •  Формирование прикладных навыков.
  • Формирование умений устанавливать последовательность выполнения технологического процесса.  

Практическая работа. Самостоятельный  выбор образа игрушки. Создание эскиза, подбор материала, инструментов, изготовление изделия. (Педагог ведёт индивидуальное консультирование, с воспитанниками используя «Индивидуальный маршрут деятельности». Цель - прослеживания деятельности учащихся, анализ, работы по этапам, коррекция ошибок.)

Алгоритм выполнения работы:

  • Изготовление шаблонов.
  • Разработка технологической карты.
  • Изготовление изделия
  • Анализ проделанной работы.
  • Контроль.    Наблюдение  за правильностью выполнения алгоритма выполнения работы. Анализ процесса и результата проделанной работы.

6.3 Защита проекта

  • Формирование   навыков публичного  выступления..
  • Формирование умений устанавливать последовательность выступления.

 

Литература:

  1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 64с.
  2. Войдинова Н.М. Мягкая игрушка.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 160с.
  3. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 80с.
  4. Максимова М.В., Кузьмина М.А Лоскутки.- М.: Изд-во Эксмо, 1998.- 80с.
  5.  Шептуля А.Э. Домашние обереги своими руками./ Анджела Шептуля.- М.: Изд-во Эксмо,                        2006.- 64с

Раздел 7. Сценическое движение

Наименование   темы

Всего

часов

В том числе

Форма

контроля

Теория

практика

7

Сценическое движение

15

2

13

7.1

Образные упражнения на координацию движений

6

1

5

Наблюдение  

7.2

Пластическая композиция. Взаимодействие средствами движения.

9

1

 8

Наблюдение  

Учитывая возрастные особенности учащихся, характер каждого ребенка, их индивидуальные способности, интересы и возможности, часовая нагрузка данного раздела дробится и включается в основные разделы программы в виде игровых моментов.  

7.1 Образные упражнения на координацию движений

  • Формирование владения своим телом как инструментом сценического действия и сценического общения.

Теория. Значимость движения в жизни человека. Освоение пластического движения - повышенное внимание к мышечному аппарату. Именно через внимание достигается согласованность и соответствие необходимых движений. Упражнения  на координацию – важнейший способ достижения взаимосвязи внимания и движения.

Практическая работа. В основе упражнений на координацию движения лежат движения различных частей тела относительно друг друга. Дефиле - различные шаговые комбинаций

1. Разминка:

А) танцевальные шаги,

Б) шаги на каблуках,

В) перекаты,

Г) амплуате (руки на бедрах на раз шаг правой ногой, согнутую на 90 градусов левую ногу поднять вверх, на два левой ногой сделать шаг, правую поднять на 90 градусов),

Д) повернуться вокруг себя.

2. Упражнения на воображение и творческую фантазию, поиска неожиданных и непривычных сочетаний. Начинаются упражнения с простейших по координации, а затем все более усложняющихся движений с определенной эмоциональной  окраской.

3. Упражнения. «Веселая физминутка»;  игра  «Приглашение»; этюды, игра «Зеркало» и т.д.

  • Контроль.  Наблюдение.

7.2 Пластическая композиция. Взаимодействие средствами движения

  • Формирование  органичной взаимности содержания действия и его формы, выраженной в пластике.

Практическая работа

1. Упражнения на сценическое внимание, наблюдательность, эмоциональная память, вера в собственные возможности   и т.д. – все это является составляющим процесса органичного сценического действия.  Они отрабатываются в рамках сценического действия. Обучающий момент состоит в том, что в упражнении отрабатываемый  элемент является главным в выражении действия и основным средствам достижения его цели.

2. Тематическая пластическая композиция

  • Контроль. Наблюдение за правильностью пластических движений.

Литература

  1. Теория и практика сценической школы. Выпуск №9. М.-ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006
  2. Подборка музыкальных произведений.

  Итоговое занятие

  • Формирование  навыка коллективного участия при демонстрации  коллективной работы.
  • Формирование умений анализировать проделанную работу.

Подведение итогов работы детского объединения за учебный год, анализ творческих работ учащихся. Планирование работы на новый учебный год. Анкетирование обучающихся с целью выяснения приоритетных направлений деятельности и выявления желания обучения в следующем учебном году.

  • Контроль.  Итоговая экспертиза практических умений и навыков учащихся. Анализ выполнения целей и задач, степени достижения прогнозируемых результатов по второму году обучения.

Методическое обеспечение

  Программа предоставляет педагогу широкие возможности для выбора форм и методов в работе  с обучающимися. С этой целью в каждом разделе определён круг содержания и задач, приводиться перечень художественно-творческих работ. Во всех  разделах прослеживаются ведущие нравственно-эстетическое и социально - историческое идеи традиционной культуры: человек и природа, человек и семья, человек и история. Это создаёт условия для комплексного подхода и интеграции в работе педагога, прежде всего в области преподавания предметов художественно-эстетического цикла. Соблюдаются  современные принципы организации учебного процесса - целостное представление о моделировании и конструирование изделия,  комфортность, вариативность, творческий подход к учебной деятельности, включение ребенка в активную учебную деятельность.

        Многообразие видов интегрирования создаёт предпосылки и для разнообразных форм и методов преподавания занятий: многопредметное интегрирование; психолого-педагогический подход; горизонтальные и вертикальные линии связей; исследовательский аспект в организации комплекса занятия по выбранной теме и т. д..   Разнообразие видов и форм в работе педагога по программе подчинено единой цели - формированию и развитию личности школьника на национальной основе. Перечень художественно - дидактических игр, упражнений и творческих работ во многом разъясняет содержание программы и нацеливает педагога на выбор методов, учитывающих характер своеобразия и восприятия искусства, удовлетворяющих современным требованиям педагогики сотрудничества. В работе прослеживаются разные типы уроков: уроки упражнений, уроки импровизаций, помогающие создать условия творческого участия школьников в учебном процессе; уроки обобщающего типа: уроки коллективной работы; уроки формотворчества и экспериментирования.  Заложенный широкий спектр подходов к формированию личности ребенка на национальной основе обеспечивает активизацию творческих способностей педагога, нацеливая его на совершенствование педагогической культуры проведения занятий и пересмотр отношения к миру моды, основам  народного и декоративно-прикладного искусства в системе современного  образования, а также в социальной жизни.   Учащиеся  решают  творческие проектные задачи.

    Для  реализации программы разработан и создан учебно-методический комплект, в который  входят учебно-методические пособия, схемы и таблицы, образцы изделий по применяемым технологиям, материалы для контроля по усвоению учебного материала, планы-сценарии проведения мероприятий, мультимедийные информационные учебные материалы, альбомы, фотоальбомы, а также специальная литература. Указаны формы контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».

В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности

Рабочая программа расчитана на два года обучения и направлена на решение вопросов привития учащимся с нарушением интеллекта художественно-эстетического вкуса в традициях народ...

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Умелец"

В рабочей программе рассматриваются вопросы приобщения обучающихся с ОВЗ  к основам декоративно-прикладного творчества в области художественной обработки древесины....

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Мир декупажа» для обучающихся с задержкой психического развития.

Дополнительная образовательная программа «Мир декупажа» имеет художественно-эстетическую направленность. Программа является  составной частью образовательного  процесса, продолжает форм...

Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс

Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...