Методическая поддержка педагогов по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
статья по теме

Бондаренко Екатерина Владимировна

Задача учителя - правильно  встроить возможности ИКТ в свой учебный процесс, чтобы учащийся во время занятий больше думал и действовал самостоятельно. Без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе не обойтись!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bondarenko_e_v_hoyniki.doc.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая поддержка педагогов по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Бондаренко Екатерина Владимировна,

учитель английского языка,

руководитель творческой группы

государственного учреждения образования

«Гимназия г. Хойники»,

ekaterina.bondarenko.81@mail.ru

80293627035 (velcom)

Основными стандартами нового поколения является формирование современного человека.  Мы все живём в информационном мире. Задача современного педагога - сформировать у учащихся умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Но для этого самому учителю надо быть очень компетентным во многих вопросах. Поэтому повышение и совершенствование ИКТ-компетентности учителя является одной из главных задач системы образования.  

Информационные технологии стремительно проникают в образовательную среду. Это же очевидно: современная школа не может существовать без информационных технологий. Ведь основная задача школы - сформировать у ребёнка адекватную картину мира. И сегодня, когда весь мир уже живёт внутри информационных технологий, оставить школу без них было бы просто профессионально неграмотно.

Сегодня все знают, что такое информатизация. И важно различать два понятия: ИКТ -грамотность и ИКТ -компетентность учителя.

ИКТ-грамотность - знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность - не только знание различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

«ИКТ-компетентность учителя-предметника», понимается, «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере» [2, с.51].

В настоящее время все учителя нашей гимназии владеют знаниями об использовании ИКТ, а вот эффективно применять их на практике могут далеко не все. Для решения этой задачи в гимназии была создана творческая группа учителей, которая разработала программу, адресованную учителям-предметникам, имеющим опыт работы с персональным компьютером и ведущим практическую педагогическую деятельность с использованием ИКТ. В ходе проведённого анкетирования были выявлены причины неактивного использования ИКТ на уроках:

  • не все учителя психологически готовы  к использованию ИКТ в образовательном процессе;
  • недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы;
  • отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения;
  • низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.);
  • лимит времени у учителя для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения.

         Но бесспорным является тот факт, что использование ИКТ даёт педагогу возможность:

  • расширить способы  предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяют воссоздать реальную обстановку;
  • существенно повысить мотивацию учащихся к обучению;
  • вовлечь учащихся в учебный процесс, способствуя широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;
  • качественно изменить контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;
  • применять интерактивные способы обучения.

Перед творческой группой встала задача, как организовать обучение педагогов с разным уровнем владения ИКТ, разной возрастной категорией (из 48 работающих педагогов,21 переступили пятидесятилетний рубеж).

Был разработан перечень компетенций, которыми должен владеть  учитель-предметник в сфере ИКТ, определён методический день (каждый четвёртый четверг месяца) для проведения занятий по повышению уровня ИКТ-компетентности учителя. В ходе проведения занятий использовались многообразные формы подачи материала: лекции, мастер-классы, практические и индивидуальные занятия, ознакомление с опытом работы коллег, обсуждение и анализ ситуаций, работу в малых группах, консультации. Учитывая специфику взрослой аудитории каждый участник мог вносить свои корректировки, делать логические выводы, адаптировать содержание к собственной практике и апробировать полученные умения в условиях тренингов и при выполнении специальных упражнений. Свой опыт работы в этом направлении мы транслировали на районном уровне.

Как итог нашей работы - все учителя гимназии стали активнее проводить учебные занятия с использованием  ИКТ, создавать видеоролики и презентации, участвовать в вебинарах и онлайн-конференциях, онлайн-турнирах, создавать свои блоги, проводить дистанционное обучение учащихся и их законных представителей.

Задача учителя - правильно  встроить возможности ИКТ в свой учебный процесс, чтобы учащийся во время занятий больше думал и действовал самостоятельно. Раньше учитель был главным поставщиком знаний. Сегодня он становиться соратником, который направляет учащегося в процессе обучения. Безусловно, использование учителем современных интернет-технологий в значительной степени меняет его подход к обучению. Открытая образовательная среда даёт учителю возможности использовать в процессе обучения различные интернет - ресурсы.  Дистанционное обучение даёт возможность детям, которые по разным причинам не могут посещать школу, получать качественные знания в полном объёме.

Пока учитель-предметник не осознает необходимости самостоятельного изучения азов компьютерной грамотности  и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне. Без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе не обойтись! В новых условиях профессиональная карьера любого учителя зависит от того, насколько он способен находить, воспринимать и использовать полученную информацию. А для этого современный учитель должен уметь самооценивать (рефлексировать ) получаемую информацию.

Мы все становимся участниками «цифровой революции». Школа может стать совершенно другой. Мы, быть может, забудем про бумажные учебники-они станут интерактивными. Но мы никогда не должны забывать об общении, о том, что для правильной самоорганизации ребёнка нужна помощь учителя. Именно он задаёт мотивацию к обучению, прививает навыки самообучения.  

Литература

1. Конюшенко С.М. Информационная культура педагога в свете концепции индивидуальности человека // Информатика и образование – 2004-№7, с.102-103

2. Урсова О.В. К вопросу о формировании и развитии ИКТ-компетентности учителя-предметника // Развитие региональной образовательной информационной среды «РОИС-2006»: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (http://rois.loiro.ru) – Санкт-Петербург,2006. С.51-53


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии.

Представлен опыт проведения занятия по теме "Лоскутное шитье" с использованием сквозной презентации....

Выступление на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»

Материалы выступления на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «МОЙ ДРУГ — КОМПЬЮТЕР» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель НОД: Познакомить детей с устройством компьютера, назначением его основных частей, сформировать основы безопасного взаимодействия с компьютером; закрепить, сформированные ранее, математи...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «КОМПЬЮТЕР» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: Познакомить детей с историей возникновения компьютераЗадачи:- Формировать у детей знания о положительных и отрицательных свойствах компьютера;- закрепить знания о правилах пользования компьютеро...

Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Методическая разработка  урокас использованием информационно-коммуникационных технологий(ИКТ)...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...