Программа кружка "Рукодельница"
рабочая программа (5 класс) на тему
Образовательная программа «Рукодельница» имеет коррекционно – развивающую направленность и способствует развитию творческих способностей детей, стимулирует творческую деятельность, вызывает желание делать подарки собственными руками, а также обеспечивает эстетическое, нравственное, интеллектуальное развитие детей, способствует познанию жизни, самих себя, с помощью активного вовлечения в разнообразную игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса разработана для изучения декоративно-прикладного творчества. Рассчитана на учащихся 5-6 классов, направлена на воспитание экологической и художественной культуры, развитию интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»
Программа рассмотрена Утверждаю:
На Методическом Совете Директор Акбулакского
Акбулакского Дома детского Дома детского творчества
творчества _________________________
« _ » ____________ 2015года « _ » ________ 2015года
Образовательная программа
кружка
«Рукодельница»
Для учащихся 5 – 6 классов.
Автор программы:
Антипина Валентина Михайловна
учитель технологии
высшей квалификационной
категории
Акбулак 2015
Пояснительная записка
Программа «Рукодельница» разработана в соответствии:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлении Правительства РФ от 01.02.2005 № 49);
- Письмо Минобразования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006г.№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Устав МБОУДОД "Дом детского творчества Акбулакского района Оренбургской области".
Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям образовательным стандартам, целям и задачам образовательной программы учреждения.
Направленность;
Образовательная программа «Рукодельница» имеет коррекционно – развивающую направленность и способствует развитию творческих способностей детей, стимулирует творческую деятельность, вызывает желание делать подарки собственными руками, а также обеспечивает эстетическое, нравственное, интеллектуальное развитие детей, способствует познанию жизни, самих себя, с помощью активного вовлечения в разнообразную игровую деятельность.
Актуальность;
Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навыков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, приобщение учащихся к основам рукоделия, среди которых вышивка занимает важное место.
Педагогическая целесообразность:
Развитие творческих способностей детей через развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, развитие воображения, творческих способностей, зрительного и слухового внимания, памяти наблюдательности находчивости, воображения, творческого мышления, развитие словаря источником для которых служат учебные пособия содержание которых дети воспроизводят с помощью этих видов деятельности.
Новизна дополнительной образовательной программы «Рукодельница» состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая обеспечивает учащимся выбор направления художественно-прикладной деятельности, а также в тесной взаимосвязи ботаники, изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного творчества.
Идея дополнительной образовательной программы «Рукодельница» – это раскрытие и развитие творческих возможностей учащихся при работе с шелковыми лентами, формирование умений передачи в изделиях из лент формы, цвета, фактуры цветов и букетов.
Цель данной программы – получение учащимися дополнительного образования культурологической направленности по работе с шелковыми лентами и другими материалами.
Программа двухгодичная, стационарная, ориентирована на девочек 11-13 лет с разным уровнем подготовки, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Именно в этом возрасте у детей происходит закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности, развитие нового познавательного отношения к действительности, заметное развитие волевых качеств, формируется самоанализ. Велика у учащихся потребность в общении, в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл. Наряду с этим присутствует трудности роста, повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
Цель 1 этапа обучения по дополнительной образовательной программе «Рукодельница» - ознакомление детей с видами шелковых лент, освоение детьми техники безопасности при работе с инструментами, оборудованием; обучение способам выполнения швов, обучения составления и приемов выполнения букетов, изготовлении изделий с применением вышивки.
Задачи 1 года обучения следующие:
Образовательные:
- Расширять и углублять знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве, дать представление о цветовом сочетании и пропорциях, свойствах шелковых лент и технологии подготовки материалов к работе.
- Познакомить с основными инструментами, оборудованием для вышивки шелковыми лентами
- Познакомить с техникой безопасной работы с инструментами, оборудованием, материалами.
- Научить вышивке и переплетению шелковыми лентами.
- Дать представление о технологии выполнения картин и других изделий с вышивкой.
Развивающие:
- Развивать умение творчески подходить к созданию вышитых цветов, сюжетов, создавая собственные изделия.
- Развивать композиционные умения по созданию декоративных настенных панно.
- Развивать художественный кругозор учащихся.
- Развивать умение творчески подходить к организации и проведению досуговых мероприятий в сотрудничестве с руководителем объединения.
Воспитательные:
- Формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость.
- Формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.
Отличительные особенности образовательной программы от уже существующих программ данного направления.
Возраст детей: 11-13 лет.
Сроки реализации: 2 года.
Режим образовательной деятельности:
Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю. Длительность занятий – 45 минут.
Общее количество часов 60 часов. Первый год обучения-30 часов, второй год обучения-30 часов.
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения дети:
Должны знать:
- правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием;
- технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила хранения, стирки;
- название и назначение оборудования, инструментов, операций с материалами;
- правила составления букета;
- основные способы и приемы вышивки швов, цветов, насекомых, животных;
- требования к художественному оформлению: пропорции и цветовому сочетанию элементов изделия;
Должны уметь:
- вышивать цветы, создавать из них букеты, оформлять работы;
- придумать изображение и перенести его на декоративное панно;
- изготовить поделки с использованием элементов вышивки лентами;
- помочь товарищу практическим советом, показом приема и способа вышивки.
Цель 2 года обучения по данной программе - углубление и закрепление полученных знаний, умений и навыков работы с различными материалами; расширение и углубление знаний и представлений учащихся о вышивке шелковыми лентами.
Задачи второго года обучения следующие:
Образовательные:
- Расширять и углублять знания учащихся о различных народных промыслах;
- Научить создавать работы в технике плетения лентами;
- Дать представление о технике выполнения сувениров, включающая в себя пошив изделия;
- Дать представление о технологии изготовления изделий с вышивкой ленточками;
Развивающие:
- Развивать умение творчески интерпретировать цветы из окружающего мира, создавая собственные изделия;
- Развивать композиционные умения по созданию рисунков, схем будущих работ;
- Развивать художественный кругозор учащихся, наблюдательность;
- Совершенствовать умение творчески организовывать проведение досуговых мероприятий в сотрудничестве с руководителем объединения;
Воспитательные:
- Продолжать формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость.
- Продолжать формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.
К концу второго года обучения дети:
Должны знать:
- историю развития вышивки и современные направления развития вышивки ленточками в прикладном творчестве;
- ТБ и правильные приемы работы;
- строение цветов, их разновидности и использование в букетах;
Должны уметь:
- самостоятельно подготовить ткань, ленты, и другой материал к работе;
- создавать сложные композиции с натуры и по представлению;
- создавать сувениры и другие изделия, творчески используя образцы других учащихся
- создавать авторские работы, творчески используя возможности материала, полученные знания, умения, навыки;
- создавать панно, подушки, картины, сувениры
- организовывать и проводить совместно с руководителем объединения досуговые мероприятия.
Мониторинг результативности программы
- диагностика входящая, промежуточная, итоговая;
- наблюдение;
- оценка педагога;
- выставки творческих работ.
Целевая установка данной программы – личностно ориентированность, направлена на развитие личности и углубление познавательного интереса учащихся, деятельностный подход в обучении, когда ребенок использует свои знания, умения и навыки здесь и сейчас, создавая предметы домашнего обихода и украшения интерьера дома.
Уровень освоения дополнительной образовательной программы – уровень углубления, или специализированный, предполагает удовлетворение познавательных интересов ребенка, расширение его информированности, освоение понятий и технологий в области прикладного творчества.
Уровень усвоения содержания образования – творческий, предполагает поиск учащимися действий, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка поставить перед собой определенную творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения.
Дополнительная образовательная программа по направленности освоения материала – вертикальная, основана на системе концентрического усложнения теоретических и практических заданий
Форма подведения итогов
- выставки творческих работ;
-участие в конкурсах декоративного творчества
Методы и методические приемы обучения
- Беседа;
- Практическое занятие;
- Объяснение;
- Демонстрация.
Основной способ подачи содержания – комплексный. Программа построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе с шелковыми лентами.
В зависимости от уровня подготовки, способностей учащихся, от продолжительности обучения по определенному разделу на занятиях используются следующие уровни действий: на начальном этапе - репродуктивный, по мере усвоения программы – самостоятельное воспроизведение образца, на более поздних этапах – продуктивно-творческий.
По степени включенности детей в образовательный процесс данная комплексная программа – репродуктивно-творческая. Вышивка по образцу по мере накопления знаний и умений вытесняется творческой деятельностью: учащиеся создают творческие работы по собственному замыслу, самостоятельно выбирая материал, способы вышивки, прогнозируя результат.
Форма реализации программы – очная.
В основу программы положены следующие принципы:
Принцип наглядности способствует пониманию и усвоению материала.
Принцип доступности определяется в усвоении материала воспитанниками, не владеющими специальными способностями.
Принцип систематичности заключается в регулярном закреплении знаний и навыков.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение в программу. Правила поведения и безопасной работы. История вышивки лентами. Гармония цвета и где искать вдохновение | 1 | 1 | ||
Материаловедение. | 1 | 1 | ||
Стежки и техника вышивки. | 3 | 1 | 2 | |
Основные элементы вышивки | 10 | 2 | 8 | |
Панно | 7 | 1 | 6 | |
Сувениры | 5 | 1 | 4 | |
Оформление и посещение выставок работ учащихся | 1 | 1 | ||
Экскурсии | 1 | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
Итого | 30 | 9 | 21 |
Учебно-тематический план
Второй год обучения
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение. Правила безопасной работы. | 1 | 1 | ||
Материаловедение | 1 | 1 | ||
Основные элементы вышивки | 3 | 1 | 2 | |
Панно | 10 | 2 | 8 | |
Картины | 7 | 1 | 6 | |
Сувениры | 5 | 1 | 4 | |
Оформление и посещение выставок ребят | 1 | 1 | ||
Экскурсии | 1 | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
30 | 9 | 21 |
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п/п | Название темы | Кол-во часов Всего | Дата | |
По плану | проведения | |||
Вводное занятие. Правила поведения и безопасной. История вышивки лентами | 1 | |||
Материаловедение 1 | ||||
Подготовка ткани | 1 | |||
Стежки и техника вышивки 3 | ||||
Виды закрепок. Простой узелок | 1 | |||
Ленточный стежок, бантик, возвратный стежок | 1 | |||
Прямой стежок: простой, обвитый, объемный, перекрученный | 1 | |||
Основные элементы вышивки 10 | ||||
Строение цветов. Колоски | 2 | |||
«Бабочки» | 2 | |||
«Розочки», | 2 | |||
«Бамбук» | 2 | |||
Роза «Змейка», из закрученной ленты. Роза из узелка и собранной ленты | 2 | |||
Панно 7 | ||||
Цветочная композиция | 5 | |||
Оформление панно в рамку | 2 | |||
Сувениры 5 | ||||
Топиарий «Цветочное дерево» | 5 | |||
Оформление и посещение выставок | 1 | |||
Экскурсии | 1 | |||
Итоговое занятие | 1 | |||
Итого | 30 |
Содержание программы
Первый год обучения
- Введение
Тема: Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила поведения и безопасной работы
Цели: познакомить детей с курсом дополнительной образовательной программы: что нового они узнают, чему научатся за два года, во время которых будут посещать творческое объединение «Мастерица»; познакомить с правилами поведения, безопасной работы в т/о, призванными охранять жизнь и здоровье участников образовательного процесса; выявить имеющиеся умения учащихся по вышивке лентами.
Оборудование: поделки, подушки, настенные панно, картины, сувениры.
- Материаловедение.
Подготовка ткани. Материалы, необходимые для вышивки ленточками
Цели: Ознакомить ребят с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; формировать навыки подбора материала в зависимости от выбранного изделия, формировать художественный вкус, воспитывать бережливость. Научить готовить ткань к вышивке.
Оборудование: Ткани: канва, нитки, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, карандаши, бумага.
Материалы, необходимые для вышивки ленточками: ленты(шелковые, сатиновые, текстурные, двухцветные и меланжевые, из синтетических материалов), иглы, пяльцы, ткань для основы.
Практическая работа: Выполнение рисунков цветов, букетов.
Литература:
Вышивка лентами, - Минск: Харвест, 2010. – 256 с.:ил.
3. Стежки и техника вышивки
Цели: Научить выполнять закрепление несколькими способами и простой узелок, вышивать лентами стежки: «Цепочка», «Мушка», «Воздушная петля», Ленточный, Прямой стежок, «Козлик», сетка, «Трилистник» «Веточка» формировать правильные приемы работы; воспитывать аккуратность и усидчивость.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы стежков, инструкционные карты.
Практическая работа: выполнение стежков: виды закрепок, простой узелок, ленточный стежок, бантик, возвратный стежок, прямой стежок.
Литература.
Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.
Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
4.Основные элементы вышивки
Цели: Ознакомить учащихся со строением различных цветов, Показать последовательность наложения лент с учетом строения цветка; Научить выполнять основные элементы вышивки: ромашки, подснежники, Майор, ирис, розы, бутоны, пестики, формировать безопасные и правильные навыки работы; развивать художественный кругозор; воспитывать аккуратность и усидчивость.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы цветов, инструкционные карты.
Практическая работа: выполнение элементов вышивки: незабудки, веточки вербы, розочка, розы, бутоны
Литература.
Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.
Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
5.Панно. 6. Сувениры.
Цели: Ознакомить учащихся с процессом выполнения панно развивать творческое воображение, художественный вкус.
Формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, инструкционные карты выполнения основных элементов, рисунки.
Практическая работа: Выполнение панно «Незабудки», «Белая лилия», «Розы на решётке», Цветочная композиция».
Литература.
Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
7.Оформление выставок. Посещение выставок.
Цели: Ознакомить учащихся с процессом создания композиции из работ воспитанников; развивать творческое воображение, художественный вкус; формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие, сопричастность и толерантность, умение радоваться чужим успехам, как своим.
Оборудование: работы учащихся, стенды
8.Экскурсии (в Акбулакский музей)
Цели: Ознакомить учащихся с растениями, их обитанием в природе, научить видеть прекрасное в самом простом цветке.
9.Итоговое занятие.
Цели : проверить знания учащихся, формировать устойчивый интерес к вышивке.
Учебно-тематический план
Второй год обучения
№ п/п | Название темы | Кол-во часов Всего | Дата | |
По плану | проведения | |||
Введение.. Правила безопасной работы. | 1 | |||
Материаловедение 1 | ||||
Подготовка ткани | 1 | |||
Основные элементы вышивки 3 | ||||
Строение цветов. | 1 | |||
Строение листьев | 1 | |||
Виды стеблей | 1 | |||
Панно 10 | ||||
Цветочная композиция | 8 | |||
Оформление панно в рамку | 2 | |||
Картины 7 | ||||
Розы Элен Эриксон | 5 | |||
Оформление картины бусами и бисером | 2 | |||
Сувениры 5 | ||||
Топиарий «Цветочное дерево» | 5 | |||
Оформление и посещение выставок | 1 | |||
Экскурсии | 1 | |||
Итоговое занятие | 1 | |||
Итого | 30 |
Содержание программы
Второй год обучения
- Введение
Тема: Введение. Правила безопасной работы
Цели: познакомить детей с курсом дополнительной образовательной программы: что нового они узнают, чему научатся за два года, во время которых будут посещать творческое объединение «Мастерица»; познакомить с правилами поведения, безопасной работы в т/о, призванными охранять жизнь и здоровье участников образовательного процесса; выявить имеющиеся умения учащихся по вышивке лентами.
Оборудование: поделки, подушки, настенные панно, картины, сувениры.
- Материаловедение.
Подготовка ткани. Материалы, необходимые для вышивки ленточками
Цели: Ознакомить ребят с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; формировать навыки подбора материала в зависимости от выбранного изделия, формировать художественный вкус, воспитывать бережливость. Научить готовить ткань к вышивке.
Оборудование: Ткани: канва, нитки, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, карандаши, бумага.
Материалы, необходимые для вышивки ленточками: ленты(шелковые, сатиновые, текстурные, двухцветные и меланжевые, из синтетических материалов), иглы, пяльцы, ткань для основы.
Практическая работа: Выполнение рисунков цветов, букетов.
Литература:
Вышивка лентами, - Минск: Харвест, 2010. – 256 с.:ил.
3.Основные элементы вышивки
Цели: Ознакомить учащихся со строением различных цветов, Показать последовательность наложения лент с учетом строения цветка, листьев, стебля; Научить выполнять основные элементы вышивки: ромашки, тюльпаны, гербера, ирис, розы, бутоны, пестики, формировать безопасные и правильные навыки работы; развивать художественный кругозор; воспитывать аккуратность и усидчивость.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы цветов, инструкционные карты.
Практическая работа: выполнение элементов вышивки: герберы, веточки бамбука, тюльпаны, розы, бутоны
Литература.
Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.
Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
4.Панно. 5. Картины. 6. Сувениры.
Цели: Ознакомить учащихся с процессом выполнения панно развивать творческое воображение, художественный вкус.
Формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, инструкционные карты выполнения основных элементов, рисунки.
Практическая работа: Выполнение панно «Розы Элен Эриксон», «Белая лилия», «Розы на решётке», Цветочная композиция».
Литература.
Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
7.Оформление выставок. Посещение выставок.
Цели: Ознакомить учащихся с процессом создания композиции из работ воспитанников; развивать творческое воображение, художественный вкус; формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие, сопричастность и толерантность, умение радоваться чужим успехам, как своим.
Оборудование: работы учащихся, стенды
8.Экскурсии (в Акбулакский музей)
Цели: Ознакомить учащихся с растениями, их обитанием в природе, научить видеть прекрасное в самом простом цветке.
9.Итоговое занятие.
Цели : проверить знания учащихся, формировать устойчивый интерес к вышивке.
Условия реализации дополнительной образовательной программы
Для успешной реализации дополнительной образовательной программы «Рукодельница» необходимо наличие следующих факторов:
- Регулярное посещение занятий всеми участниками творческого объединения.
- Помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности.
- Столы для учащихся – 8 шт.
- Стулья – 16 шт.
- Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования для вышивки – 1 шт.
- Материалы: ткань, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, ножницы, нитки, иглы, краски, карандаши, проволока, бумага.
- Оборудование: утюг, швейная машинка, гладильная доска.
Методическое обеспечение программы
Форма проведения занятий: занятие-беседа, практическое занятие..
Педагогические методы: словесный метод, наглядный метод.
Методические приемы: беседа, творческая работа.
Дидактическое и техническое оснащение: ткани, ленты, иглы, ножницы, пяльцы, канва, ткани.
Форма подведения итогов: выставки творческих работ.
Основной формой обучения являются комплексные занятия длительностью два часа. Учебно-практические занятия позволяют не только решать образовательно-воспитательные задачи, но и широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ученика.
Форма проведения занятий разнообразна. Это занятия - беседы, беседы по вопросам перед работой и во время практической работы, выставки, конкурсы, экскурсии.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение дополнительной образовательной программы по годам обучения, участие в городских и областных выставках творчества при наличии успешных результатов.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в избранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.
Литература
1. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.
2. Вышивка лентами/ Пер. с анг. – М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2008.
3. Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...