Использование канистерапии в работе с умственной отсталостью
статья на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uo.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Использование канистерапии в работе с умственной отсталостью

Флорова Ю.А. педагог-психолог ГБОУ ЦППРиК «Ирида»

Хованский Н. Б. педагог-психолог ГБОУ ЦППРиК «Ирида»

В настоящее время достаточно много детей нуждаются в помощи специалистов по причине умственной отсталости. Это нарушение предполагает недоразвитие интеллекта в большей или меньшей степени. Причины интеллектуальной недостаточности могут быть различны это поражения головного мозга вследствие травмы, генетические нарушения, дегенеративные процессы головного мозга. Большинство сложных сочетанных нарушений развития имеют в структуре дефекта умственную отсталость.

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказывается слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому. Это внутренние биологические («ядерные») признаки умственной отсталости [Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности. Собр.соч. — М.,1983. Т.5.].

Детям  с умственной отсталостью недоступен высокий уровень обобщения, понимание сложных абстрактных понятий, установления сложных взаимосвязей между предметами и явлениями окружающего мира. 

Как отмечает Забрамная С. Д., для таких детей характерна так же узость объема восприятия. Умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем.

У всех детей с нарушениями интеллекта отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир, снижена реакция на внешние раздражители, отмечается безразличие, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и т.д.). У них не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми. [Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение, Владос, 1995]

Учитывая то, что степень умственной отсталости может быть различна детям с лёгкой степенью выраженности нарушений может быть доступна речь, они могут поддерживать совместную деятельность, при этом им недоступны сложные абстрактные понятия, понимание метафорического, переносного смысла.  При более тяжёлых степенях нарушается речь в отношении размера словарного запаса, оказывается недоступным установление причинно-следственных взаимосвязей. Деятельность, в том числе и игровая, оказывается простой именно в интеллектуальном плане.

Детям с интеллектуальными нарушениями сложно ориентироваться в ситуации за счёт того, что они не могут использовать схожие по качествам предметы в качестве заменителей, переносить имеющиеся навыки на схожую деятельность. Поэтому в начале занятий необходимо сформировать минимальный обьём навыков который понадобится для игры с животным. Взаимодействие с собакой интеллектуально проще взаимодействия с людьми. Животные не оперируют абстрактными понятиями, не пользуются речью, во всяком случае экспрессивной, помимо этого игра с собакой наглядна и заключается в выполнении определённых действий участниками игры.

Игры могут быть различны, но при этом они не должны быть слишком сложны, вероятно, сюжетная игра окажется недоступна. В процессе игры возможно заменять предметы (например, игрушки которые кидает ребёнок собаке).

Особое значение имеет подчинённое положение животного, благодаря этому дети имеют возможность самостоятельно выстраивать структуру игры на доступном им уровне. Значительное препятствие для адаптации такого ребёнка в социуме создаёт не понимание им системы взаимоотношений между людьми. Структура общества может быть весьма сложна для понимания даже если речь идёт об ограниченной группе, например семье или группе в детском саду. Каждый человек, включённый в систему взаимоотношений, обладает своими собственными качествами и качествами той роли, которую берёт на себя. Это предполагает что общение должно быть различно в зависимости от того с кем мы общаемся в данный момент. Помимо этого необходимо по-разному реагировать на слова в зависимости от того кто их говорит. Это означает и необходимость владения различными формами поведения и применение их в соответствии с ситуацией. Сопоставить и структурировать такое количество информации, а также освоить все требуемые формы поведения оказывается невозможным без соответствующего уровня интеллектуального развития. Ребенок, сталкиваясь с такими требованиями общества «теряется» в избытке информации, что может усугубить дезадаптацию и стать причиной агрессивного поведения.

Игра же с собакой достаточно проста для того чтобы ребёнок мог успешно взаимодействовать с ней, оценивая и управляя ситуацией. Достаточно ограниченный набор действий и команд, которым животное предварительно обучено, позволяет полноценно играть, причём не в качестве исполнителя распоряжений взрослого, а в качестве полноправного участника. Канистерапия в данном случае выступает в качестве опоры для выстраивания и упорядочивания представлений о мире. Моделируемая на занятии ситуация взаимодействия, в которой ребёнок принимает на себя как подчинённые, так и руководящие роли является комфортной средой для овладения коммуникационными навыками, поскольку одновременно с наличием чётких и простых способов общения присутствует возможность для самостоятельной организации среды со стороны ребёнка.

Разумеется для того чтобы это стало возможным необходимо обучение ребёнка бережному отношению к собаке. Понимая свою ответственность, усваивая правила поведения и обращения с собакой ребёнок становится способен играть самостоятельно. Для того чтобы это было возможно, необходимо и обучить основам игры. Оказавшись на занятии с собакой ребёнок может растеряться из-за того что не будет знать как с ней играть и что ему делать. Задача специалиста на начальном этапе – показать ряд игровых действий и помочь ребёнку освоить их. После того как ребёнок освоит игру и сможет длительное время поддерживать её самостоятельно можно ввести дополнительные элементы, предоставить больше свободы для творчества и спонтанной активности.

Стоит, однако, отметить, что научение игровым действиям, не представляет серьёзных трудностей даже при значительном интеллектуальном недоразвитии и не требует отдельных обучающих занятий. Во-первых, ребёнок видит действия взрослого во время игры, которые представляют собой действие или команду с незамедлительной реакцией собаки на неё. То есть демонстрация игровых действий оказывается максимально наглядной. Во-вторых, и сама собака, и игра с ней интересны, то есть являются мощным мотивационным фактором, способствующим концентрации внимания ребёнка и быстрому освоению необходимых навыков.

Список литературы

1) Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. - Ростов-на-Дону, 1996.

2) Чарльз Венар, Патрисия Кериг Издательство: Прайм-Еврознак. Серия: Психология - лучшее. Год: 2007

3) Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности. Собр.соч. — М.,1983. Т.5.

4) Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение, Владос, 1995.

5) Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979.

6) ВСЁ О СОБАКЕ. Сборник/ Под ред. В. Н. Зубко. – М: Эра, 1992. – 528с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.

В статье ставится проблема поиска новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Анализируются отличительные особенности детей  со сложной структурой ...

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с умственно отсталыми детьми.

Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо - речевое развитие детей, в том числе ...

Сообщение Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно-отсталыми детьми»

Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы специального заведения на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. В настояще...

«Использование сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми»

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. ...

Статья на тему:"Использование арт – терапевтических технологий в работе с умственно отсталыми детьми."

Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.Она представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и о...