Использование канистерапии в работе с расстройствами аутистического спектра.
статья на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rda.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Использование канистерапии в работе с расстройствами аутистического спектра.

Хованский Н. Б. педагог-психолог ГБОУ ЦППРиК «Ирида»

Ранний детский аутизм характеризуется трудностями установления эмоционального контакта, наличием стереотипного поведения и речевыми нарушениями. Расстройства аутистического спектра занимают достаточно большой процент среди причин обращения за канистерапевтической помощью. Однако реальный рост числа детей с расстройствами этой группы привёл к тому, что слово «аутизм» стало популярным и его стали употреблять без достаточных на то оснований. К данной группе нарушений порой ошибочно причисляют детей имеющих иные нарушения. Зачастую это связано с тем, что, во-первых, подобные термины употребляют неспециалисты на бытовом уровне, а во-вторых, дифференциальная диагностика не всегда оказывается точна. Ребёнку может быть сложно устанавливать контакт с людьми не только по причине сверхчувствительности и непониманием эмоций другого человека, но и по иным причинам, например непониманием речи как таковой, повышенной тревожностью, гиперактивностью. Установить причину, по которой возникают те или иные трудности всегда важно, но в данном случае это ещё и может оказаться достаточно сложным. Поскольку сложно понять состояние человека, если он не вступает в контакт со специалистом. Как пишет Ульянова И. К. «…одноразовое обследование ребенка, даже в щадящем режиме, не может дать окончательного представления о его интеллектуальном и психическом состоянии. Для уточнения диагноза необходим комплексный подход и динамичное наблюдение. Комплексное обследование ведется многими специалистами: психологами, дефектологами, логопедами, невропатологами, психиатрами.» [Ульянова Р.К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми газета "Педагогический поиск" , № 9, 1999 г].

В случае, когда речь идёт о расстройствах аутистического спектра, контакт ребёнка с взрослым человеком или другими детьми может оказаться травматичным по причине сверхчувствительности к той информации, которое несёт человеческое лицо и речь. Даже использование игрушек изображающих людей зачастую не принимается такими детьми. Собака же может выступить тем посредником между ребёнком и людьми, который поможет вовлечь ребёнка в совместную игру.

Как пишет Башина В. М. :«Клиническая, патологическая единица РДА признается специалистами большинства стран. Несмотря на это во взглядах на генез и прогноз РДА нет устоявшихся мнений. Подходы к определению РДА претерпевают изменения, практически, на протяжении всех 50 лет, прошедших со времени его описания Kanner L. в 1943 году». [Башина В. М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах]. Причины, по которым возникают нарушения аутистического спектра, остаются до конца неизвестными, но вероятно играют роль генетические факторы и особенности развития мозга. Можно предположить, что развитию человека как социального существа сопутствуют «перекосы» связанные с появлением чрезмерной чувствительности к тем сигналам, которые мы получаем от других людей. С одной стороны эмпатичность, способность чувствовать состояния других позволяет эффективно функционировать в социуме, с другой стороны общение между людьми может быть травматичным.  Возможно, что если ребёнок изначально обладает излишней чувствительностью к социальным стимулам, то начинает уходить от общения, также как дети после психотравмы, чувствующие угрозу окружающего мира, могут замкнуться в себе, но с той разницей что в первом случае уход присутствует изначально, оказывается глубже, и затрагивает более широкий спектр психических процессов.

Так или иначе, человеческая фигура для детей с расстройствами аутистического спектра является стрессогенным фактором. В тоже время животное не вызывает таких сильных переживаний и по этой причине с собакой оказывается легче установить контакт, сформировать игровое взаимодействии. При этом собака является живым существом, она активна, она стремиться к общению, в отличие от игрушек, которые также можно использовать для того чтобы заинтересовать ребёнка и сформировать определённое взаимодействие. Общаясь с животным не обязательно использовать речь, страх перед которой может присутствовать у ребёнка, таким образом, оказывается возможным играть при минимальном количестве факторов вызывающих тревогу или страх.

При работе с расстройствами аутистического спектра особенно важен период адаптации, в процессе которого ребёнок привыкает к кабинету, специалисту, животным, игрушкам и т. д. В этот период желательно чтобы активность специалиста была минимальна, поскольку чрезмерная активность может испугать ребёнка. При этом необходимо создавать предпосылки для общения между ребёнком и собакой. Животное должно находиться вблизи от ребёнка, но при этом не зажимать его в углу кабинета, не создавать ощущение давления, нарушения безопасности. «Принцип психологической комфортности предполагает создание в социально-реабилитационном процессе доверительной, раскованной, стимулирующей активность ребенка атмосферы…». [Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.].

Наличие стереотипий у детей с расстройствами аутистического спектра можно использовать для формирования игрового взаимодействия на начальном этапе. В качестве такового можно использовать кормление собаки, при этом, как правило, проще кормить, кидая кусочки корма в миску, а не из руки, поскольку ощущения от мокрого собачьего языка могут быть неприятны ребёнку. Ещё одним вариантом стереотипной игры с собакой может быть кидание игрушки и принесение её собакой обратно. Поначалу может оказаться сложным для ребёнка забрать игрушку и начать можно только непосредственно с броска ребёнком мячика или верёвочки. Третьим вариантом игры может быть причёсывание собаки, при успешности эта игра может быть усложнена до игры в «парикмахерскую» с причёсыванием животного, выбором заколок и ленточек, украшением собаки.

Тем не менее, подбирать упражнения и их сложность в данном случае особенно важно индивидуально, поскольку к группе расстройств аутистического спектра относятся очень разные дети, с разным уровнем развития, разными перспективами и разными причинами имеющихся нарушений. Так же важно не торопиться, поскольку попытавшись форсировать события можно напугать ребенка, в результате чего он замкнётся и работу придётся начинать сначала, но уже сложнее, поскольку имея травматичный опыт, ребёнку будет труднее пойти на контакт.

Так же есть ещё одна особенность канистерапии о которой стоит упомянуть: спектр эмоций у животных уже чем у людей, поэтому понимание эмоциональных состояний, которое представляет трудности для детей с расстройствами аутистического спектра, в данном случае оказывается более доступно. Выражение эмоционального состояния у людей сопряжено, в первую очередь с мимикой лица, у собак же такие эмоции как радость, грусть, злость или страх выражаются более крупными двигательными актами и поведением в целом. То есть если собака весёлая и хочет играть, она бежит за мячиком, прыгает, если грустная, то лежит, может скулить. Такое выражение эмоциональных состояний гораздо более наглядно, чем выражение эмоций на лице человека. При этом количество состояний, между которыми ребёнку приходится находить различия меньше, а значит и понимание этих состояний оказывается проще.

Обобщая вышесказанное можно сказать, что использование канистерапии в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, оказывается достаточно эффективным. В данном случае имеет основное значение то, что, во-первых, животное оказывает менее стрессирующее воздействие, по сравнению с человеком. Во-вторых, обладает более узким спектром эмоций и простотой их выражения. Наряду с тем, что собака, как правило, интересна для ребёнка, это позволяет сформировать основу для включения ребёнка в социум, дать ему представления об основных эмоциях и помочь научится воспринимать их.

Список литературы

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с
  2. Ульянова Р.К Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми газета "Педагогический поиск" , № 9, 1999 г
  3. Башина В. М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. —— М., 1993. — С. 154-165


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра...

Опыт работы учителя – дефектолога МБДОУ №110 Безруковой Е.С.: «Использование визуальной поддержки при обучении детей с расстройствами аутистического спектра»

Использование визуальной поддержки является необходимым компонентом обучающей программы для ребенка с РАС. Вследствие серьезных нарушений  социального взаимодействия, социальной коммуникаци...

«Основные формы психолого – педагогической работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»

В последнее время отмечается рост количества детей, с которыми очень трудно или невозможно вступить в контакт, поведение которых не поддается коррекции общеизвестными методами, принятыми в педагогике....

Сборник "Практические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с признаками проявления в поведении аутистических черт»

Материал сборника содержит конкретные практические рекомендации по организации взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра. Сборник адресован родителям детей с РАС, педагога...

Использование информационно-коммуникационных технологий учителем - логопедом в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра

В данном материале описывается опыт работы по использованию  информационно-коммуникационных технологий учителем - логопедом в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аути...

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...

Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках

ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...