Использование информационно-коммуникационных технологий учителем - логопедом в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра
материал

Шевелева Ксения Юрьевна

В данном материале описывается опыт работы по использованию  информационно-коммуникационных технологий учителем - логопедом в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_uchitelem-logopedom_111.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование информационно-коммуникационных технологий учителем - логопедом в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра Подготовила: учитель – логопед Шевелева К.Ю. МБОУ ОШ «Горизонт » города Тюмени г. Тюмень, 2022 г.

Слайд 2

В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера.

Слайд 3

В условиях введения ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных (ИКТ). Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино- аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Слайд 4

В последнее десятилетие появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и других гаджетов, стал доступным интернет. На сегодняшний день компьютер, а с ним и компьютерные игры, достаточно прочно вошли в жизнь современного ребенка. Разработано большое количество авторских программных продуктов с участием педагогов и психологов специально для детей с речевыми нарушениями. Цель таких программ - воспитание и обучение ребенка в процессе игры, развитие внимательности, познавательной активности и логического мышления, а вместе с ними и развитие речи.

Слайд 5

Использование ИКТ на занятиях учителя-логопеда позволяет: Р аботать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик речи: - звукопроизношение (артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв); - просодические компоненты речи; - обучение грамоте (фонематический анализ и синтез, фонематические представления); - лексико-грамматические средства языка (словообразование, словоизменение); - речевое дыхание; - общая и мелкая моторика; - формирование зрительно-пространственных отношений; - связная речь (составление или пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок); Повысить качество обучения детей с ОВЗ; Р азвивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление); Повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений; Обеспечить психологический комфорт на занятиях.

Слайд 6

Однако, используя на своих занятиях компьютер, логопед должен помнить, что главная цель работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребенка с другими людьми, поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребенка. Не следует забывать, что компьютерные средства обучения должны дополнять педагога, а не заменять его. Компьютерные технологии должны включаться в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы. В связи с этим, использование компьютера на логопедическом занятии, нужно рассматривать как дополнительное средство работы, в течение непродолжительного времени.

Слайд 7

Контингент обучающихся нашей школы составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения детей с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку на занятиях. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желания учителя - логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок - призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Слайд 8

Внедрение ИКТ сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Современные дети растут в мире, где компьютер обычная вещь. Интересная, притягательная и привычная. Как бы интенсивно не велись споры за и против работы детей с компьютерами, мы не уйдем от необходимости применения компьютерных технологий в педагогической практике. В использовании ИКТ учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной.

Слайд 9

В своей работе по коррекции устной и письменной речи у обучающихся с интеллектуальным нарушениями и расстройствами аутистического спектра мною активно используются ИКТ. Кабинет логопеда оснащен компьютером со всеми необходимыми составляющими. За последнее время была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:

Слайд 10

1. Подбор, установка и использование в работе коррекционно-развивающих логопедических программ и программ по коррекции психических процессов:

Слайд 11

компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»: Состоит из следующих блоков: Неречевые звуки. Звукопроизношение. Речевые звуки. Развитие связной речи. Включает более 1000 чистоговорок , скороговорок и стихотворений на произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Слайд 12

- компьютерная обучающая программа «Баба - Яга учится читать»;

Слайд 13

Компьютерная программа «Баба - Яга учится читать»; представляет собой занимательную азбуку в стихах. Проказница Баба - Яга припрятала в разных уголках сказочного леса буквы алфавита. И теперь маленьким игрокам придется пройти десять сказочных испытаний вместе с лесными обитателями, чтобы отыскать буквы и вернуть их в алфавит. А поможет им в этом мудрый Ворон, у которого есть волшебные книги - Букварик и Слогарик.

Слайд 14

- компьютерная обучающая программа «Баба - Яга учится считать»;

Слайд 15

- компьютерная обучающая игра «Веселая читайка»; - компьютерная обучающая игра «Занимательная логика»; - компьютерная обучающая игра «Мир вокруг нас»;

Слайд 17

2. Разработка авторских мультимедийных презентаций: «Артикуляционная гимнастика», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Фрукты», «Овощи», «Посуда», «Слова-действия», «Глагол», «Прилагательное» и многие другие.

Слайд 18

Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребенка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность;

Слайд 19

3. Подбор и систематизация аудио и видеоматериалов: - «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой; - логопедические распевки и песенки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры; - аудиосказки , потешки, стихи;

Слайд 20

4. Использование интернет - ресурсов в работе учителя - логопеда: - интерактивные игры портала « Мерсибо »; - интерактивные игры портала « Логозаврия » ( раздел «Уроки Мудрой Совы»); - интерактивные игры портала «Играемся» и многие другие; 5. Проведение онлайн - занятий в процессе дистанционного обучения

Слайд 22

6. Сбор и систематизация книг и пособий по логопедии в электронную библиотеку; 7. Использование ИКТ в процессе ведения документации учителя - логопеда (речевые карты, логопедические представления, планы, расписание занятий, отчеты, списки детей и др.).

Слайд 23

За последний год использования ИКТ на логопедических занятиях с детьми с нарушениями интеллекта и расстройствами аутистического спектра показывает свою эффективность. Наблюдается положительная динамика в: повышении мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправление существующих речевых нарушений; активизации познавательной деятельности детей; осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку; формировании и развитии навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также развитие и координация психических процессов; обеспечении психологического комфорта на занятиях; формировании и развитии звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.

Слайд 24

Таким образом, мы видим положительные результаты в использовании информационно - коммуникационных технологий на логопедических занятиях с детьми с нарушениями интеллекта и расстройствами аутистического спектра и делаем выводы о необходимости дальнейшего их использования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...

Обобщение опыта Тема: «Использование современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Всегда существовала проблема образования  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста.Она складывается из множества факторов, которые приходи...

Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...

Рабочая программа учителя-логопеда по формированию и развитию речи у дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Рабочая программа учителя-логопеда по формированию и развитию речи у дошкольников с расстройствами аутистического спектра...

«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.

       Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...

ФОРМЫ РАБОТЫ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них явл...