Использование техники канистерапии в работе с детьми с ОВЗ
статья на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_kanisterapii_v_rabote_s_detmi_s_ovz.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование техники канистерапии в работе с детьми с ОВЗ

Флорова Ю.А. педагог-психолог ГБОУ ЦППРиК «Ирида»

Хованский Н. Б. педагог-психолог ГБОУ ЦППРиК «Ирида»

Проблемы сохранения здоровья населения были актуальны во все времена. К сожалению, на сегодняшний день состояние здоровья современных детей вызывает серьёзную тревогу у специалистов. В связи с этим была разработана комплексная система подходов взаимодействия специалистов разного профиля, направленная на поддержание и укрепление здоровья детей. Речь идёт о здоровьесберегающих технологиях, позволяющих комплексно решать многие проблемы развития. Данная система в настоящее время повсеместно внедряется в медицинских и педагогических учреждениях России. Применение здоровьесберегающих технологий предполагает использование целого комплекса воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка со специалистами образовательных и медицинских учреждений, а также с родителями.

С момента открытия центра психолого-педагогической коррекции и реабилитации «Ирида» использованию здоровьесберегающих технологий уделялось самое пристальное внимание. Основной целью специалистов центра является создание для любого ребёнка условий, обеспечивающих гармоничное физическое, психическое и социальное развитие, которые дают возможность ребёнку самостоятельно адаптироваться, реализовываться, реабилитироваться, организовываться и определяться в дальнейшей жизни.

Специфика работы центра предполагает внедрение здоровьесберегающих технологий с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. Разработка индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с учётом его психофизических особенностей позволяет эффективно решать проблемы развития детей, несмотря на разнообразие встречающихся нарушений.

Одним из направлений работы центра относящихся к системе здоровьесберегающих технологий является канис-терапия. Данное направление работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяется в центре с 2009 года. Специалисты центра разработали программу, позволяющую методом зоотерапии эффективно оказывать помощь семьям, имеющим детей со значительными нарушениями психофизического развития.

Нарушения развития могут возникать по разным причинам, и как следствие, приводить к тому, или иному варианту дизонтогенеза. Наиболее частые нарушениями развития, для коррекции которых используется канис-терапия – это: умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич), расстройства аутистического спектра, эпилепсия, эмоциональные нарушения, СДВГ, задержка психического развития.

Тем не менее, вне зависимости от тяжести нарушения, ребёнок всё равно развивается, и задача специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в наиболее полной мере компенсировать те нарушения, которые в будущем станут препятствием к полноценному включению человека в социум.

В частности необходимость включения ребёнка с ОВЗ в социум сталкивается с недостаточным опытом общения с его стороны и риском того, что его неадекватные действия послужат причиной отстранения окружающих.

Канистерапевтическая среда предоставляет возможность взаимодействия и установления эмоционального контакта с животным без риска для самооценки и резкого изменения представлений о мире. При этом опыт общения, полученный в процессе таких занятий, даёт возможность легче адаптироваться к социальной среде в будущем. Животные всегда воспринимаются человеком как низшие существа, которыми люди командуют, дрессируют, но при этом любят и заботятся о них. Ребенок, принимая такую статусную роль, обучается соблюдению своих прав и обязанностей во взаимодействии с собакой. Обучение собаки командам предполагает самостоятельную руководящую и организующую деятельность со стороны ребёнка. Развитие функций планирования и контроля неразрывно связано, как с формированием самосознания, так и с личностной зрелостью.

В эмоциональном плане общение с собакой в процессе канистерапии исключает возможность негативной оценки с её стороны. Помимо этого общение с собакой эмоционально проще общения с человеком. Во-первых, спектр эмоций у животных уже. Во-вторых, здесь в большей степени, чем с людьми возможен тактильный контакт. Прикосновение к собаке даёт возможность довербального выражения эмоционального состояния, что имеет особое значение при работе с детьми, не владеющими речью. Довербальное выражение чувств является «универсальным языком». Не обладая тонкостью и высокой дифференцированностью в своём выражении, физический контакт, тем не менее, позволяет вести эмоционально насыщенный диалог, не прибегая к речи. При этом знаки при физическом взаимодействии едины для животного мира. Мягкое и нежное прикосновение является выражением заботы, резкое же и сильное, болезненное – проявлением агрессии. Двигательное выражение чувств неизбежно затрагивает и моторное развитие. Взаимодействие с животным является мощным мотивационным двигателем для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Метод канистерапии направлен, прежде всего, на адаптацию ребёнка к социальной среде. При этом причины, затрудняющие адаптацию, могут быть различны. В зависимости от структуры дефекта направление работы может меняться. Если речь идёт о ребёнке с ДЦП, то основой успешной реабилитации будет развитие моторных навыков, если же говорить об умственно отсталом ребенке, то основой его социализации станет способность упорядочивать собственное поведение. Но это не значит, что акцентируя коррекционную работу на чём-то одном можно оставить без внимания другие аспекты. Дети с ОВЗ зачастую лишены многого из того, что доступно их здоровым сверстникам, и основным смыслом реабилитационной работы является расширение возможностей ребёнка. Уровень потенциального развития ребёнка не всегда соответствует уровню нормативного развития, но сформировав навыки необходимые для ориентации в привычной среде и выполнения простых, знакомых задач, можно помочь ему достичь того уровня адаптации когда он будет жить и заботиться о себе самостоятельно. При этом повышение адаптационных возможностей ребёнка является результатом развития всей совокупности психических процессов и физических способностей, расширения возможностей внешней и внутренней деятельности.

Круг нарушений, для коррекции которых может быть применена канистерапия, оказывается достаточно широким: эмоциональные нарушения различного характера, нарушения моторного развития, умственная отсталость или недоразвитие когнитивных функций, недоразвитие функций планирования и контроля и другие.

Широкий спектр применения и доступность для детей с абсолютно разным уровнем развития делает канистерапию практически универсальным методом при коррекции и реабилитации детей с ОВЗ.

 В процессе канистерапевтической работы возможно сочетания или включения в процесс канистерапии иных коррекционно-развивающих методик и психотерапевтических техник, что обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребёнку и регулирование интенсивности воздействий с учётом состояния на данный момент времени. Игровая форма занятий и положительная эмоциональная насыщенность занятий обеспечивает легкость принятия ребёнком канистерапевтической среды и снижает интенсивность фрустрирующих воздействий.

Однако, при этом процесс канистерапии требует большого материально-технического оснащения, значительных финансовых затрат, высокой квалификации специалистов и большой административной работы по организации процесса. Это связано с ориентацией направления на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, широким спектром нарушений, затратами на уход за собаками, соблюдение санитарно-гигиенических требований, и подготовку собак к работе с детьми. Также существует потребность в привлечении сторонних специалистов для консультаций по вопросам состояния здоровья детей со значительными нарушениями развития, ветеринарного обслуживания и дрессировки животных.

В заключение хочется сказать, что канистерапия может использоваться не только в качестве коррекционной методики. Общение с животным всегда интересно и для нормативно развивающихся детей и подростков. Разумеется, в данном случае речь будет идти не о коррекции отклонений или компенсации дефекта, а об эмоциональном, личностном и социальном развитии, как ребенка, так и семейной системы в целом.

Большие возможности существуют и для профилактики негативных эмоциональных состояний (депрессия, закрепление роли больного, высокий уровень тревожности) при соматических болезнях, как у детей, так и у взрослых.

Список литературы

  1. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. - Ростов-на-Дону, 1996.
  2. Венар Чарльз, Кериг Патрисия Издательство: Прайм-Еврознак. Серия: Психология - лучшее. Год: 2007
  3. Гусев В. Животные у нас дома: Справочное пособие. – М.: экология, 1992. – 366 с.
  4. Всё о собаке. Сборник/ Под ред. В. Н. Зубко. – М: Эра, 1992. – 528с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 3-4 лет

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает инт...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Знакомство со сказкой К.И.Чуковского «Айболит»» (с использованием элементов интерактивной формы работы с детьми по ознакомлению с отечественной литературой)

Цель: Познакомить детей с отрывками из произведения К.Чуковского «Айболит» с использованием элементов интерактивной игры.Задачи:·        Продолжать обучать детей уме...

Канистерапия в работе с детьми с ТМНР.

Канистерапия является очень популярным и перспективным и оздоровительным  направлением в зоомедицине, при котором лечение осуществляется при помощи собак....

Методическая разработка "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать ...

"Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Выступление с докладом на методическом объединении. Материал будет полезен  воспитателям и педагогам дополнительного образования...