Канистерапия в работе с детьми с ТМНР.
статья

Казакова Наталья Александровна

Канистерапия является очень популярным и перспективным и оздоровительным  направлением в зоомедицине, при котором лечение осуществляется при помощи собак.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kanisterapiiya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Казакова Н.А.

Соавтор: Миняева Н.Г.

Канистерапия в работе с детьми с ТМНР

В детском доме №4 практикуются занятия со специально обученными собаками. Их проводят инструктора - специалисты совместно с воспитателями. Учителя нашей школы с удовольствием их посещают. Эти занятия благоприятно влияют на всестороннее развитие ребёнка.

Канистерапия является очень популярным и перспективным оздоровительным направлением в зоомедицине, при котором лечение больных осуществляется при помощи собак.

Специально обученные собаки – терапевты помогают значительно облегчить состояние больных пациентов с неврологическими или психологическими нарушениями и отклонениями.

Канистерапия - это нетрадиционная психотерапевтическая методика лечения и реабилитации, для которой используются специально отобранные животные. Учение о том, как лечат собаки, возникло ещё со времён Гиппократа – об этом свидетельствуют произведения искусства, данные археологических раскопок и другие сохранившиеся документы того времени.

Лечебная кинология ориентирована на достижение следующих целей:

  • развитие положительных эмоциональных и умственных способностей;
  • улучшение моторики и нарушенных двигательных функций;
  • избавление от страха, тревоги, напряжения, агрессии, недоверия и рассеянности;
  • развитие общительности и дружелюбия;
  • значительное улучшение физического состояния больного.
  • воспитывать интерес к окружающему миру и бережному отношению к нему.

Дети после взаимодействия с собаками становятся дружелюбнее, начинают положительно относиться к окружающему миру, так осуществляется основная задача экологического воспитания.

Канистерапия состоит из следующих лечебных направлениях:

  • лечебно - контактное (собака – грелка), или канистерапия при хронических болях. Суть данного направления состоит в том, что собака ложиться на больное место и греет его, после чего боли стихают;
  • диагностическое направление канистерапии, при котором собака – оповеститель способна предугадать приступы астмы, эпилепсии, критическое снижение у диабетика уровня сахара в крови и прочие опасные проявления болезней;
  • обслуживающее направление канистерапии, при котором собаки – помощники инвалидов (поводыри, слуховые собаки и т.д.) помогают слепым, слабослышащим, прикованным к инвалидной коляске;
  • реабилитационное направление канистерапии. В этом случае собака значительно ускоряет процесс выздоровления больных путём наблюдения, общения, проведения и прогулок с животным.
  • при ДЦП, аутизме, неврозах чаще всего  используют  такие  породы,  как: лабрадоры, охотничьи, ретривер, немецкая овчарка.  Собаки этих пород отличаются спокойным поведением, мягким характером и доброжелательным отношением  детям. Однако, для лечения могут привлекаться и беспородные животные, если они обладают природной взаимосвязью с человеком.

О том, действительно ли лечат собаки болезни людей, наглядно свидетельствуют один из следующих известных науке фактов:

Девочка шести лет по имени Настя, страдающая заболеванием РДА, в начале канистерапии не проявляла интереса ни к животному, ни к инструкторам. По истечении двух с половиной месяцев лечения она начала проявлять активный интерес и заботу к животному и контактировать с людьми. После нескольких месяцев занятий канистерапией Настя перестала испытывать трудности в общении, стала общительной девочкой, проявляющей искренний интерес к окружающему миру. Через интерес к окружающему миру возникает бережное отношение к животным и природе.

Особенно широкое применение получила канистерапия для детей с аутизмом, где собаки, успешно воздействуя на психоэмоциональное состояние, выводили больных маленьких пациентов из внутреннего замкнутого пространства, развивали речь, помогали обрести общительность, эмоциональность и позитивное отношение к окружающему миру.

Канистерапия   для детей с ДЦП – одна из рекомендованных методик, где собака выступает основным мотиватором, позволяющим развивать моторику. Внимание, память и улучшить мышечный тонус у больного ребёнка.

Канистерапия для реабилитации, коррекции и адаптации детей с нарушением интеллектуального развития помогает снять ощущение неполноценности, стабилизировать эмоциональное состояние, научиться проявлять активность и интерес, развить речь, внимание и память.

Многочисленные положительные отзывы о лечение с помощью канистерапии подтверждают тот факт, что собаки действительно способны значительно улучшить состояние больных людей. Маленькие пациенты достаточно быстро начинают контактировать с животными, проявлять к ним интерес и заботу.

Кроме этого, многими отмечен тот факт, что собаки начинают побуждать малоподвижных или имеющих физические отклонения детей к активности и движению, что способствует развитию мелкой моторики и снижению дистрофии.

Детей привезли из детского дома на занятие с собаками. Среди них был мальчик пяти лет, он вставал, но ходить не мог. Мы предложили ему простое упражнение – выгул собаки на поводке. Инструктор, как обычно, поддерживал ребенка, следя за его мышечным тонусом. В конце упражнения мальчик двигался самостоятельно. На следующий день нам позвонили из детского дома и сказали, что ребенок начал ходить. Собака сняла у ребенка стресс, помогла преодолеть укоренившийся страх болезни.

Это уже другой случай: девочку двух лет сверх меры опекала мама, ловила и сажала при каждом неудачном движении. Истеричное состояние матери передавалось ребенку, ходить она не научилась. И здесь прогулка с собакой помогла. Девочка, держась за поводок, сделала шаг, упала и посмотрела на собаку. Та спокойно сидела и ждала, когда ребенок поднимется. Спокойствие собаки передалось ребенку. Девочка поднялась, сделала еще шаг, другой, и так за одно занятие она начала ходить.

Быстрые исцеления случаются при заболеваниях с четко выраженными психологическими механизмами – стресс, испуг. Собаки могут снять такие состояния за один сеанс.

Упражнения различные, они кажутся несложными, но эффект достигается повторениями. Например, ребенок плохо ходит из-за нарушений опорно-двигательного аппарата. Идти самостоятельно он не может, с помощью взрослого делает неуверенные движения. Мы предлагаем ему прогуляться с собакой. Взять поводок и вести собаку по кругу. Опыт показывает, что от занятия к занятию ребенок будет двигаться все увереннее, его внимание сосредоточено на собаке, он чувствует, что собака зависит от него. Такое естественное упражнение дает эффект быстрее, чем терапия в кабинете врача, где у ребенка, повторяю, может появиться стресс от неуспехов и боязни не выполнить требования врачей и родителей.

Предлагается детям расстегнуть и застегнуть ошейник, дать собаке команду голосом и жестами. Эти и многие другие приемы используются в активной реабилитации больных с различными неврологическими расстройствами. Игровые занятия дают полноценную нагрузку разным органам движения и чувств.

Врач просит ребенка: «Вытяни руку, сожми и разожми пальчики». А потом хвалит его, или, если результат неудачный, требует повторить движение еще и еще. Ребенок понимает, что от него чего-то ждут, его действия оценены плохо. Это стрессовая ситуация, и если наша задача – улучшить опорно-двигательный аппарат ребенка, то быстрого прогресса ожидать не приходится. Собака не ставит оценок действиям ребенка, не показывает, что хорошо, что плохо. Ребенок не испытывает стресса рядом с собакой. Он бросает ей мяч и раз от раза делает это лучше. Его ручка вытягивается, пальцы сжимаются и разжимаются, как и требовал врач. Только теперь ребенок проделывает это упражнение по реабилитации, играя с собакой, а не в кабинете врача. Стресс снят, успех приходит быстрее.

Дети сразу тянутся к собакам. Прикосновение к шерсти собаки, возня с ней доставляют ребенку радость. Собака теплая (нормальная температура тела собаки 38,5-39 градусов), она источает любовь и радость от общения с маленьким человеком. Дети это прекрасно чувствуют. Очень важно, что и собака тянется к человеку, так устроена ее природа. А наши собаки знают, что они работают и рвутся делать это хорошо.

Через любовь к собакам дети начинают лучше себя чувствовать, начинают взаимодействовать с окружающим миром и получают от этого удовольствие. Прослеживается взаимосвязь между человеком и животными.

Общение с собакой в первую очередь повышает мотивацию, т.к. движения строятся не на преодолении боли, а на эмоциональном порыве, на желании сделать что-либо для животного. Собака является достаточно активным участником взаимодействия, но при этом она достаточно тонко чувствует настроенность ребенка, его эмоциональное состояние, угадывает его желания.

В данном случае собаки отдают свою искреннюю любовь и тепло человеку, тем самым помогают улучшить психическое и физическое здоровье, взамен дети тянутся к ним и тоже проявляют  тёплые чувства. Поэтому в дальнейшем будут бережно относиться к животным и природе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный годовой план работы с детьми с ТМНР

Индивидуальный план коррекцинной работы на год с обучающимися с  ТМНР...

Статья "Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования в работе с детьми с ТМНР"

В статье подобраны упражнения с нестандартным оборудованием для развития мелкой моторики рук для детей с ТМНР: массажными мячиками для рук, эспандерами, крупными бигудями, зубными щетками и.т.д.....

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАБОТУ С ДЕТЬМИ С ТМНР

Материал освещает проблему развития коммуникативных навыков у детей с ТМНР...

Дидактическое пособие « Тактильные рамки» в коррекционной работе с детьми с ТМНР»

В процессе эволюции живых существ тактильные ощущения появились  уже у типа простейших.  В основе чувственного  познания  мира у человека  также  лежит тактильно-двигател...

Доклад « Методы лечебной педагогики, в работе с детьми с ТМНР, с глубокой и тяжелой умственной отсталостью, обучающимися на дому по 2 варианту АООП».

Доклад на тему  « Методы лечебной педагогики в работе  с детьми  с ТМНР,  с глубокой  и тяжелой умственной  отсталостью, обучающимися на дому по 2 варианту АООП&raq...