Формирование культуроведческой компетенции во внеурочной деятельности. Школьный театр как одна из форм формирования гармонически развитой личности.
статья по теме

Халикова Ирина Витальевна

Формирование культуроведческой компетенции во внеурочной деятельности. Школьный театр как одна из форм формирования гармонически развитой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_halikova.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуроведческой компетенции во внеурочной деятельности. Школьный театр как одна из форм формирования гармонически развитой личности.

И.В. Халикова,

учитель первой квалификационной категории,

руководитель театральной студии «Зазеркалье»

МБОУ «Гимназии № 50» Кировского района г. Казани

Настоящее положение дел в обществе, кризис духовности, поразивший все его слои, остро ставит вопрос о сохранении и развитии традиционных и гуманитарных ценностей России, воспитание детей и подростков всесторонне развитыми, понимающими и принимающими глубинные нравственные устои нашей страны, ее блестящее культурное наследие.  В последнее время в школу приходят дети, умеющие и знающие больше, чем их ровесники 10-15 лет назад. Они успешно решают логические задачи, много знают, прекрасно владеют компьютером, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Они не умеют общаться, виртуальные контакты заменяют им «живое» общение, их речь примитивна и ограниченна, словарный запас узок и специфичен. Проживая часами в виртуальном мире сети Интернет, они чувствуют себя неуютно, дискомфортно в обычной жизни, что порождает огромный круг психологических проблем. Отмечая недостаток наблюдательности, творческого воображения, несформированности эмоциональной сферы у детей и подростков, школьные психологи все чаще ставят диагноз – «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры».

В этом контексте необыкновенно важным представляется введение в круг дисциплин, предметов и тем, способствующих углубленному эстетическому воспитанию, формированию культуроведческих компетенций у учащихся нашей гимназии, специализированной образовательной программы «Школьный театр»,  призванной стать основой постижения учащимися своих творческих возможностей и способствовать гармоническому развитию личности, т.е. воспитание органической потребности в искусстве, приобщение к Театру, как к виду гуманитарной деятельности, синтезирующему в себе литературу, музыку, танец и изобразительное искусство. По большому счету, цель – воспитание Человека, ориентированного, в первую очередь, на главенство духовного начала в жизни, на нравственные ценности, присущие русскому гуманистическому искусству XIX-XX веков. В моем понимании, гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Принципиальным обстоятельством, связанным с процессом гуманизации образования,  является то, что участие в жизни школьного театра не рассчитано на детей, предварительно отобранных на конкурсной основе. Любой ребенок, желающий получить представление о театральном искусстве во всех его проявлениях и самостоятельно практически «проверить на себе» эти знания получает реальную возможность сделать это, заметим, бесплатно.

Школьный театр, как идея и особый жанр драматического искусства, можно определить как особую внутреннюю потребность его приверженцев в обогащении своих знаний в гуманитарной области. Большинство его участников не претендует на профессиональную карьеру, тем более на какое-либо материальное вознаграждение – это особый процесс становления широко эрудированной разносторонне развитой личности, со сформированной культуроведческой компетентностью, способной активно использовать полученные навыки и основы культурно-эстетического мировоззрения в любой сфере деятельности, вне зависимости от профессиональной ориентации. Хотя стоит отметить, что театральная студия «Зазеркалье», существующая с 2005 года, повлияла на выбор будущей профессии шести своих выпускников, связавших свою судьбу с театром.

Еще одной важной чертой нашего школьного театра является то, что в нем не принято стремиться к результату – спектаклю. Важен процесс постижения смысла происходящего на сцене во всем его объеме: профессиональном, нравственном и т.д. Подобная дотошная студийная работа призвана дать возможность погружения в сокровенный замысел драматурга, неторопливого постижения сути актерского дела – драматического действия в характере другого человека. В таком деле начисто отсутствует конъюнктура, желание угодить зрителю и поразить кого-либо. Именно к такому виду театра очень точно подходят строчки А.С. Пушкина:

 «Служенье муз не терпит суеты

Прекрасное должно быть величаво…»

Не следует думать, что подобный подход диктует обязательную методическую строгость и сухость, граничащую со скукой. Школьный театр «Зазеркалье» – дело веселое, ибо именно здесь есть место эксперименту, «капустнику», самодеятельному творчеству, в лучшем понимании этого выражения. В атмосфере школьного театра рождаются свои поэты, драматурги, художники, фотографы и т.д. Главная черта подобного вида искусства – свободное творчество по велению души.

Особо надо сказать о том, что метод предполагает создание особенного нравственного климата в группах, в них нет ни отличников, ни отстающих. Дети сами анализируют свою работу и работу своих товарищей, именно анализируют, а не оценивают. Педагог лишь внимательно следит за тем, чтобы этот анализ был всегда выдержан в доброжелательном тоне, поправляя детей там, где они допускают резкие и обидные замечания. В такой атмосфере легче всего дают всходы ростки коллективизма, терпимости  друг к другу, уважение индивидуальности. Вместе с тем ребенок, анализируя происходящее, приучается «думать вслух», формировать, излагать свои мысли в определенной последовательности, выделять главное и отмечать второстепенное и т.д. Развитие логического мышления идет руку об руку с формированием навыков ораторского искусства и сценической речи. Проигрывая роль артиста, от которого в свою очередь зависит судьба спектакля, как общего дела, ребенок учится взаимодействию с людьми в социальной среде. Репетиционный процесс, как корректирующий, позволяет каждому оценить свои реальные возможности и критично посмотреть на себя. И если у кого-то не получается одна роль, то это не значит, что он не будет гениален в другой. Детям во время творческого процесса предоставляется уникальная возможность понять простую истину, что люди разные и это нормально. Они могут обнаружить, что, оказывается, если на спектакль не явится ребенок, исполняющий далеко не самую главную роль, то общая работа пойдет насмарку. Это позволяет осознать ценность каждого человека и ценность взаимодействия друг с другом.

Занятия в театре ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Раздел «Актерское мастерство» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел «Сценическое движение» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики речи и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Несмотря на то, что создание спектакля не является для театральной студии самоцелью, эта деятельность способствует овладению детьми навыками общения и коллективного творчества. В репертуаре «Зазеркалья» с 2005 года несколько спектаклей из классики мировой русской и татарской литературы, таких как: «Безумный день, или женитьба Фигаро» Бомарше, «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Дуэнья» Шэридана, «Ханума» Цагарелли, «Первый спектакль» Камала; произведения современных драматургов: «Гусарская баллада», «Отважное сердце», «От красной крысы до зеленой звезды»; сказки: «Волшебное кольцо», «Морозко», «Про Федота-стрельца, удалого молодца».  Особо хочется отметить работу по этнокультурной составляющей репертуара, включающей в себя театрализацию обрядов, традиций и праздников русского народа: Кузьминки, Масленица, Рождественские посиделки, Коляда, Святки, Сватовство и т.д.

Эффективность работы театра «Зазеркалье» проявляется в повышении у детей уровня развития по основным диагностическим показателям. Занятия  театральным искусством помогли многим адаптироваться к школьным условиям, обрести веру в свои силы и возможности, научиться деловому общению в процессе театрализованной деятельности. Признание успехов юных артистов выражается в победах на различных конкурсах, фестивалях, смотрах самодеятельного творчества:

Первое место в сценическом туре городского конкурса юных краеведов «Серебряный век в Казани»;

Первое место в сценическом туре городского конкурса юных краеведов «Казань многонациональная»;

Третье место в городском конкурсе театральных коллективов, посвященном 100-летию Татарского Государственного Академического Театра им.Г.Камала;

Второе место в городском конкурсе-фестивале детских театральных коллективов «Весь мир-театр»; грамота «За лучший актерский ансамбль»;

Первое место в 3-их Кирилло-Мефодиевских чтениях, посвященных Дню славянской письменности и культуры за сохранение и возрождение народных традиций;

Первое место в театральном туре городской интеллектуальной игры старшеклассников «Виктория», посвященной 200-летию Н.В.Гоголя;

Первое место в городской интеллектуальной игре по русской литературе «Виктория», посвященной юбилею А.П.Чехова;

Дипломанты республиканского фольклорного фестиваля «Каравон»;

Третье место во Всероссийском конкурсе «Созидание и творчество» в номинации «Традиции и обряды моего народа».

Актеры театральной студии «Зазеркалье» с радостью делятся своим творчеством, играя для учащихся, педагогов и родителей нашей гимназии, воспитанников детского дома,  ветеранов,  военнослужащих подшефной воинской части, читателей  клуба городской библиотеки № 24 и для всех кто не равнодушен к великому искусству – Театр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Процесс становления новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми про...

Доклад "Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»"

Доклад на Рождественские чтения. Из опыта работы по внеурочной деятельности...

Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»

Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»...

Школьный театр как одна из форм дополнительного образования детей

В статье рассматриваются функции дополнительного образования детей в школе. Особое внимание уделяется театрализованной деятельности....